Образовательное событие "Космическая экспедиция "
план-конспект урока (4 класс)
Межпредметное образовательное событие "Космическая экспедиция", на основе знаний по русскому языку(правописание личных окончаний, правописание падежных окончаний), по математике (умножение и деление на однозначное число), по окружающему миру (представление о Солнечной системе, планетах ,их размерах, удаленность от Солнца), составить полученное сообщение от инопланетян , исправить грамматические ошибки и рассчитать, сколько топлива понадобится ученым на обратный путь. Образовательное событие позволяет более глубоко усвоить предметные знания и применять их в нестандартных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspeditsiya.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное событие 4 класс
Космическая экспедиция
Название проектной задачи Предмет | Космическая экспедиция Русский язык, математика, окружающий мир |
Класс Тип задачи Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) Знания, умения и способы действий, на которые опирает задача | 3 Межпредметная диагностическая по темам «Правописание личных окончаний», «Правописание падежных окончаний», «Умножение и деление на однозначное число», может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года 1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения. 2. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, зафиксированной разными способами. 3. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи Русский язык: учащиеся умеют определять падеж любого слова, время и лицо глаголов, также они могут поставить слово в нужную форму Математика: -умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах -перевод описания квазиреальной (модельной) ситуации на математический язык (построение математической модели) -владение способом умножения и деления многозначных чисел на однозначное УУД как основания ключевых компетентностей (метапредметные результаты) -работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; -работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию; -анализ, синтез, планирование |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: -усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; -умения, работая в малой группе, распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться. |
Способ и формат оценивания результатов работы | При подведении итогов работы оценивается владение необходимым предметным материалом. Оценивание взаимодействия учащихся в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируется действия учащихся в процессе решения задач и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. После презентации проводится анкетирование учащихся |
План проведения образовательного события.
- Вступительное слово учителя об экспедиции на Уран.
- Постановка первой задачи: выявить особенности полученных сообщений от инопланетян; исправить грамматические ошибки и перевести на русский язык; рассчитать количество топлива необходимо кораблю для того, чтобы продолжить полет и вернуться на планету Земля.
- Составить план работы в группах
- Обсуждение результатов работы групп
- Постановка второй практической задачи: составить ответное сообщение инопланетянам на их диалекте; изготовить из пластилина модель Солнечной системы; приготовить небольшой рассказ о планете Земля.
- Представление готового плана для работы в группах
- Защита и обсуждение
- Итог работы
- Самооценка
Замысел проектной задачи
Задача построена на сравнении языка жителей планет с русским языком.
Язык инопланетян чем-то напоминает русский, однако имеет ряд отличий. Каждый из языков особый диалект. Это понятно из текстов их сообщений. Задача учащихся – установить контакт с жителями планет, так как среди ученых экспедиции не нашлось специалиста по языкам (лингвиста) и сообщить им, какая требуется помощь. Для этого детям предложено выполнить несколько последовательных заданий.
Цель, которую должны достичь дети: во время выполнения задачи дети, с одной стороны, выясняют, каким нескладным мог бы быть язык без разнообразия падежных форм, форм личных окончаний глаголов, как искажается он при нарушении грамматических форм, исправляют ошибки, проводят математические расчеты; с другой стороны, оценивают и усовершенствуют свои знания и умения по пройденным темам.
Описание проектной задачи
Здравствуйте! Мы ведем репортаж с межпланетной космической станции. На борту нашей станции собрались ученые-астронавты, которые следят за полетом исследовательского корабля. Цель экспедиции – изучение планеты Уран. Во время полета случилось непредвиденное: корабль, который направился на планету Уран, потерпел крушение и вынужден совершить посадку на планете Юпитер. Члены экипажа отправили в космическое пространство сигналы бедствия «SOS».В ответ они получили сообщения с разных планет, но язык инопланетян им незнаком, поэтому они не могут сообщить о месте крушения, о виде требуемой помощи.
Письма требуют срочного анализа профессионалов. К сожалению, на нашей станции нет ни одного переводчика или лингвиста. Однако благодаря спутниковой связи сообщения инопланетян в эфире. Экипаж космического корабля обращается к вам с просьбой дать комментарии к этим сообщениям.
Вот сообщения инопланетян:
Привета с планеты Венера!
Мы живет на планете Венера. Наша планета находится на расстояние 108 млн. км от Солнцы. Мы понимает, что вы терпит бедствию.
Сообщает нам, где вы находится, что случается и какая помощь вам нужна. Не забывает рассчитывает наша расхода топливы до места вашего нахождении.
Привета с планеты Меркурия!
Нас живешь на планете Меркурия. Нашей планеты находишься на расстояния 58 млн. км от Солнца. Нас понимаешь, что вас терпишь бедствия.
Сообщаешь нас, где вас находишься, что случаешься и какая помощи вас нужна. Не забываешь рассчитываешь нашего расхода топлива до места вашего нахождения.
Привет с планета Сатурн!
Мы жить на планета Сатурн. Наша планета находиться на расстояние 1043 млн. км от Солнце. Мы понять, что вы терпеть бедствие.
Сообщить мы, где вы находиться, что случиться и какая помощь вы нужна. Не забывать рассчитать наш расход топливо до место ваш нахождение.
Приветом с планетой Марсом!
Нами жила на планетой Марсом. Нашей планетой находилась на расстоянием 228 млн. км от Солнцем. Нами поняла, что вами терпела бедствием.
Сообщила нами, где вами находилась, что случилась и какая помощь вами нужна. Не забывала рассчитала нашим расходом топливом до местом вашим нахождением.
Что ж, дорогие друзья, как видите, от вас зависит судьба членов экипажа космического корабля, потерпевшего бедствие. Кроме того, это очень интересно – изучать другие языки и приобретать новых знакомых. Итак, ваша задача – помочь членам экипажа установить контакт с жителями планет.
Задания с комментариями
Примечание: комментарии даны только для учителя.
Задание 1. Внимательно прочитайте все сообщения инопланетян и укажите особенности одного (соответственно номеру вашей группы) из инопланетных языков.
Комментарий к заданию 1
Исследуя диалекты инопланетян, на которых написаны тексты сообщений, ученики устанавливают, что лексическая сторона соответствует русскому, а формы слов особые. Для исследования особенностей одного из языков группа устанавливает связи слов в высказываниях. Выясняется, что грамматические особенности языков инопланетян, хотя и различаются внутри одного диалекта, однообразны:
- в первом языке - все глаголы стоят только в 3 лице ед. числа настоящего времени, предметы и признаки в женском роде.
во втором – все действия стоят только во 2 лице ед. числа наст времени, все предметы и признаки – в форме родительного падежа.
В третьем – все действия в неопред. форме, предметы и признаки – в начальной форме.
В четвертом – все действия в ж. роде прошедшего времени, предметы и признаки – в форме творительного падежа.
Задание 2. Переведите на наш язык данное сообщение.
Комментарий к заданию 2
При переводе окажется, что все сообщения об одном и том же. При переводе последнего сообщения может возникнуть спор, живут ли на планете в настоящее время или нет. При обсуждении фиксируется, что эта путаница возникла из-за несовершенных грамматических связей в языках инопланетян.
Задание 3. Прежде чем составить ответ, вам необходимо определить , с помощь какой планеты придет быстрее. Для этого:
- Расположите планеты в порядке отдаленности их от Солнца на числовой прямой. Вычислите время полета с каждой планеты до места крушения.
При крушении был нарушен отсек с топливом. Вам следует рассчитать сколько топлива необходимо кораблю для того, чтобы продолжить полет и вернуться на планету Земля.
Не забудьте выполнить просьбу инопланетян.
Комментарий к заданию 3.
Для выполнения этого задания детям необходимо произвести расчеты. Для этого нужно будет начертить числовую прямую (1), для определения количества топлива нужно будет сначала найти расстояние до планеты Уран и обратно до планеты Земля (2).Для того, чтобы рассчитать топливо для каждой планеты, также нужно определить расстояние.
Задание 4. Составьте и запишите ответ для инопланетян на их языке. Не забудьте предупредить планеты, находящиеся слишком далеко, что для вас привезут с ближней планеты, но к встрече с ними готовы. Составления сообщения для ближайшей планеты требует дополнительных расчетов топлива, (сумма топлива для корабля землян и инопланетного корабля)
Комментарий к заданию 4. Выполнение данного задания достаточно сложно для детей, так как учащимся необходимо учитывать особенности языка инопланетян.
Задание 5. При встрече с инопланетянами членам экспедиции нужно будет рассказать им о том, где находится Земля, какие она имеет размеры и т.д. Помогите членам экспедиции подготовиться к встрече:
Вылепите из пластилина модели планет. Покажите при этом, что все планеты имеют шарообразную форму. Расположите модели планет на картонке или на фанерке в порядке их удаления от Солнца. Подпишите название планет. Поскольку Солнце намного больше каждой из планет, можно показать на модели лишь его край.
Температура на Меркурии достигает + 480 º на Марсе редко поднимается выше 0, на Юпитере температура близка -130º, а на Сатурне она приближается к -170º. Как вы это объясните?
Составьте примерный рассказ о планете Земля.
Комментарий к заданию 5. При выполнении этого задания учащиеся должны учесть, что планеты имеют разные размеры(указано в таблице). Смоделировав планеты, учащиеся должны самостоятельно сделать вывод о зависимости температуры от удаленности от Солнца.
Составление рассказа – творческая часть задачи. Ребята могут пофантазировать вволю. Однако предполагается, что предложенные им варианты рассказов будут учитывать инопланетные диалекты.
Дополнительный материал для учащихся:
Таблица 1.
№ | Название планеты | Диаметр | Расстояние от Солнца | Средняя t (ºС) |
1 2 | Земля Юпитер | 12756 км 142800 км | 150 млн.км. 778 млн.км. | 22ºС - 150ºС |
3 4 | Уран Меркурий | 51800 км 4878 км | 2087 млн.км 58 млн.км | - 214ºС 183º - 450ºС |
5 | Марс | 6749 км | 228 млн.км. | - 23º |
6 7 | Венера Сатурн | 12104 км 120000 км | 108 млн.км. 1043 млн.км. | 33ºС – 480ºС - 180º |
Плутон | 2284 км | 5900 млн.км. | - 230ºС | |
Нептун | 49500 км | 4496,7 млн км | - 220ºС |
Таблица 2.
Название планеты | Расход топлива | Расстояние | Всего (весь расход) | Скорость корабля |
Меркурий | Расход топлива на 1 млн.км одинаковый – 60 тонн (т) | |||
Венера | 5 млн. км/час | |||
Марс | ||||
Сатурн | ||||
Всего |
٭Расход топлива и скорость межпланетного корабля вымышленные
Экспертный лист встроенного наблюдения группы_________________
Оцените работу каждого члена группы по 5 бальной шкале
имя | ||||||
Умеет планировать свою работу | ||||||
Умеет выслушивать мнение другого | ||||||
Умеет доказывать свою точку зрения | ||||||
Умеет обобщать информацию для выполнения задания | ||||||
Умеет оценивать свою работу | ||||||
Умеет выбирать оптимальный ход решения задачи | ||||||
Рационально использует время, отведенное на выполнение задания |
Экспертный лист встроенного наблюдения группы_______________________________
Оцените работу каждого члена группы по 5 бальной шкале
имя | ||||||
Умеет планировать свою работу | ||||||
Умеет выслушивать мнение другого | ||||||
Умеет доказывать свою точку зрения | ||||||
Умеет обобщать информацию для выполнения задания | ||||||
Умеет оценивать свою работу | ||||||
Умеет выбирать оптимальный ход решения задачи | ||||||
Рационально использует время, отведенное на выполнение задания |
Экспертный лист встроенного наблюдения группы_______________________
Оцените работу каждого члена группы по 5 бальной шкале
имя | ||||||
Умеет планировать свою работу | ||||||
Умеет выслушивать мнение другого | ||||||
Умеет доказывать свою точку зрения | ||||||
Умеет обобщать информацию для выполнения задания | ||||||
Умеет оценивать свою работу | ||||||
Умеет выбирать оптимальный ход решения задачи | ||||||
Рационально использует время, отведенное на выполнение задания |
Оценочный лист | ||
критерий | оценка | |
1 | Оцени, насколько правильно ты выполнил задачи | 1 2 3 4 5 |
2 | Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказалсяполезен своей группе при решении заданий). | 1 2 3 4 5 |
3 | Оцени, как ты умеешь выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | 1 2 3 4 5 |
4 | Оцени, как ты умеешь объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | 1 2 3 4 5 |
5 | Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. | 1 2 3 4 5 |
6 | Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? | (Обведи.)Да/ Нет |
Почему? | ||
Оценочный лист | ||
критерий | оценка | |
1 | Оцени, насколько правильно ты выполнил задачи | 1 2 3 4 5 |
2 | Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказалсяполезен своей группе при решении заданий). | 1 2 3 4 5 |
3 | Оцени, как тыумеешь выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | 1 2 3 4 5 |
4 | Оцени, как ты умеешь объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | 1 2 3 4 5 |
5 | Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. | 1 2 3 4 5 |
6 | Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? | (Обведи.)Да/ Нет |
Почему? | ||
Оценочный лист | ||
критерий | оценка | |
1 | Оцени, насколько правильно ты выполнил задачи | 1 2 3 4 5 |
2 | Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказалсяполезен своей группе при решении заданий). | 1 2 3 4 5 |
3 | Оцени, как тыумеешь выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | 1 2 3 4 5 |
4 | Оцени, как ты умеешь объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | 1 2 3 4 5 |
5 | Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. | 1 2 3 4 5 |
6 | Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? | (Обведи.)Да/ Нет |
Почему? | ||
Оценочный лист | ||
критерий | оценка | |
1 | Оцени, насколько правильно ты выполнил задачи | 1 2 3 4 5 |
2 | Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказалсяполезен своей группе при решении заданий). | 1 2 3 4 5 |
3 | Оцени, как тыумеешь выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | 1 2 3 4 5 |
4 | Оцени, как ты умеешь объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | 1 2 3 4 5 |
5 | Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. | 1 2 3 4 5 |
6 | Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? | (Обведи.)Да/ Нет |
Почему? | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации
В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Рабочая программа образовательного модуля «Первый раз в первый класс» (стартовый образовательный модуль в первом классе (сентябрь – октябрь), организация образовательного процесса в адаптационный период (переход от дошкольного к школьному обучению)
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того у...