Открытый урок "Как возрождалась Русь"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Окружающий мир раздел "Русь расправляет крылья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_na_uchitel_goda.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
УМК: «Школа России»
Класс: 4 «Б»
Учитель: Баяндуева А.Н.
Тема: Русь расправляет крылья
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.
Задачи формирования УУД.
Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность;
Регулятивные: способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные: воспитывать интерес к деятельности; формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; продолжать обучение учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Коммуникативные: учить вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Планируемые результаты:
Знать: понятия калита, торжище, Кремль, шапка Мономаха.
Уметь: работать с картой, с текстом учебника, уметь соотносить слова с репродукцией картины.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, ТПО, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Меня зовут Анна Николаевна. Я веду занятия в 4 классе, надеюсь, что вы такие же умные, рассудительные, любознательные ребята, как и мои.
Ребята, у вас есть листы самооценки. В колонку напротив каждого задания вы ставите отметку 5, 4, 3 или 2.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Один из величайших людей России – Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Народ, незнающий своего прошлого, не имеет будущего».
-А прошлое народа, ребята, это … (история государства). Правильно, молодцы!
- Мы продолжаем наше путешествие по страницам истории России.
III. Актуализация знаний.
Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.
По мере ответов детей на откидной доске составляется кластер.
1. Скажите, кто изображен на этой иллюстрации? (хан Батый)
2. С каким событием связан он? (Нашествие на Русь Золотой Орды)
3. Какой город первым оказался на их пути? (Рязань)
4. Какой город долго сопротивлялся монголам?
5. Что выплачивала Русь Золотой Орде? (Дань)
6. Первый удар в 1240 году на северо-западном рубеже нанесли…(шведы)
7. Разбил шведов на реке Неве князь. (Александр Невский)
Какие времена были на Русской земле? (Трудные)
IV. Самоопределение темы урока и целеполагание.
Эту страницу истории русские люди хотели побыстрее перелистнуть и начать новую жизнь.
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Русь расправляет крылья
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Узнать, что произошло с Русью после отпора врагу.
-О чём вы бы хотели узнать? Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.
V. Первичное усвоение новых знаний.
- Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.
- Представьте что перед вами карта Руси. Указываем стороны света. На СЗ напали шведы, с востока до запада русские земли попали в зависимость к Золотой Орде. Какие земли были более безопасными для жизни? (Северо-Восточная Русь.)
Работа с исторической картой.
- Найдите на карте (с.61) Северо-Восточную Русь. Назовите её города. (Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль). Сюда направлялись переселенцы из других русских краёв.
Чтобы достичь цели нашего урока, нам нужна информация. А вся необходимая информация у нас...(в учебнике).
VI. Работа по учебнику в группах.
- Откройте учебник на с. 65 и ознакомьтесь с текстом. Далее вы будете работать в группах. Вам необходимо ответить на вопросы, достойно представить работу группы и внимательно слушать выступления своих одноклассников.
Давайте вспомним правила работы в группах: работаем дружно, слушаем друг друга, ведь вспомните, когда Русь распалась на отдельные княжества, русские князья не сумели дать отпор врагу.
1 группа. Как возрождались города? (крепости, бронники, щитники, лучники, кольчужники).
2. группа. Как развивалось купечество в Северо-Восточной Руси? (купцы, торжище, торговля, княжеская защита).
3. группа. Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь, XIV век, Сергей Радонежский, монах-затворник).
4. группа. Заслуги Ивана Калиты. (Иван Данилович, московский князь, кремль, калита, новые земли.)
5. группа. Расскажите о великокняжеском головном уборе. (Шапка Мономаха, символ власти, Москва)
VII. Представление работы в группах. Дополнения по мере выступления групп.
На доске собирается схема «Кремль»
5 группа:
4 группа:
Сергий Радонежский | Монах- затворник | Троицкий монастырь | XIV век |
3 группа:
купеческие караваны | торжище | торговля | Княжеская защита |
2 группа:
Крепости | бронники | щитники | лучники | кольчужники |
1 группа:
-
Молодцы, ребята! Посмотрите, что у нас получилось (крепость). А крепость защищают богатыри.
VIII. Физминутка. Богатырь, он таков:
Он силен, он здоров.
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
IX. Закрепление изученного материала. Тестирование. Сканирование Plickers
Сейчас мы проверим, как вы слушали друг друга.
1. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
1. Южные
2. Юго-западные
3. Северо-восточные
2. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
1. охотники, лучники, бортники
2. камнерезы, кузнецы, кожевники
3. бронники, кольчужники, щитники
3. Что в переводе с древнерусского означает слово «калита»?
1. сумка 2. дверь 3. кошель
4. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
1. Киев 2. Владимир 3. Москва
5. Как называлось место торговли возле Кремля?
1. базар 2. рынок 3. торжище
По результатам теста кто набрал 80-100% - «5»
60-79 % - «4»
40-59% - «3»
0-39% - «2»
Я прошу встать тех, кто набрал от 80 до 100%. Давайте поаплодируем ребятам. Молодцы, садитесь.
X. Рефлексия. Репродукция текста из учебника по схеме «Кремль».
XI. Итог урока.
- Какой город стал центром возрожденной Руси?
- Кто был московским князем?
- Что нового вы узнали?
- Кто оценивает свою работу.
Я прошу похлопать в ладоши тех, кто поставил себе «5» и «4» за работу на уроке. Я вижу, что практически все. Я очень рада. Спасибо за урок!
Домашнее задание. Учебник с. 65 – 69 прочитать, РТ с. 22-23, № 1-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение "Село возрождать молодым"
Сочинение на районный литературный конкурс "Село возрождать молодым" ученицы начальной школы....
Искусство вышивания. Вышивка крестом возрождается?
В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества....
Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
Единый открытый музейный урок«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.Выполнила: учитель начальных классов первой категорииБрёхина Елена ПавловнаГ.МоскваТема: «Русь ремесленная. Русь мастеро...
Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...
Конспект открытого занятия "Умелые ручки" по теме "Снежинки из синельной проволоки"
Конспект открытого урока-занятия в рамках "Умелые ручки" по теме: изготовление поделок из синельной проволоки....
Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...
Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития
Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития. Материалы можно скачать здесь https://yadi.sk/d/Nc5Zy0XqBWuSFA...