Конспект урока "На воде и в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaryova_s.o._na_vode_i_v_lesu.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2классе на тему
«На воде и в лесу»
Цель: изучение основных правил безопасного поведения на воде и в лесу
Результаты:
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через соблюдение правил поведения при купании и умении различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых; содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу и на воде.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: умение увидеть опасность, которую несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения в лесу и на воде.
- Регулятивные УУД: усвоить правила безопасного поведения на воде и в лесу.
- Коммуникативные УУД: формирование умения формулировать выводы из изученного материала, выражать свою точку зрения по изученному материалу.
Предметные: овладение основными правилами безопасного поведения на воде и в лесу; формирование умения различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; жалящих насекомых, умение узнавать их по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые умения:
- Познавательная деятельность: умение анализировать, наблюдать, обобщать.
- Развитие речевой, информационной деятельности: умение строить высказывание – вывод.
- Развитие организационно-рефлексивной деятельности: умение работать в группе, умение слушать одноклассников, уважать мнение товарищей, умение оценивать свою деятельность, эмоциональное состояние.
Оборудование урока:
Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, - М: «Просвещение», 2012 г.; рабочая тетрадь: Плешаков А.А. «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, - М: «Просвещение», 2012 г.; материалы для индивидуальной работы, для работы в парах и группах; учебная презентация.
Этапы | Время | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационно – мотивационный этап урока Словес.: слово учителя | 1 мин | Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого поймать в нашем аквариуме свою золотую рыбку. Загадайте желание на сегодняшний урок. И пусть все желания, которые вы загадали сбудутся, пусть нам на уроке будет сопутствовать удача и успех! | Настраиваются на учебный процесс. | Регулятивные: настрой на работу и взаимодействие с учителем. |
2. Актуализация знаний. Нагляд.: видео | 4 мин | Я предлагаю начать наш урок с просмотра отрывка из мультфильма, созданного по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом» | Слушают внимательно учителя. Смотрят отрывок. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. |
Словес.: учебный диалог Практич.: игра | -Что произошло в мультфильме? -Да, случилась беда. Загорелся дом. Какой совет мы должны дать кошке? -Молодцы, справились с заданием. -Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с памяткой «Чтобы не было пожара». Давайте проверим, как вы запомнили эти правила. Я читаю предложения, если вы согласны- хлопаете, если нет, то сидите тихо. - Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками. - Самостоятельно зажигайте газовую печь. - Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник. - Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть. - В лесу разжигайте костёр самостоятельно. - Молодцы, вы справились с этим заданием, так какой вывод мы с вами сделаем по теме прошлого урока. | Ответы детей. Выполняют установку учителя. Ответы детей. | Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: выполнять правила игры. Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи. | |
3.Самоопределение к деятельности | 3 мин | Опасности нас могут подстерегать только дома? -Сегодня я предлагаю вам немного попутешествовать. Любите путешествовать? - Куда можно путешествовать? - А летом, когда на улице жарко, куда хочется совершить путешествие? | Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи. |
-Ребята, а как вы думаете, о чём мы будем говорить? | Высказывают свои предположения. | |||
-Нам предстоит сегодня искупаться в реке и побывать в лесу, полюбоваться его красотами. | Слушают учителя. | |||
- Может ли такая красота леса и звонкость ручейка таить в себе опасность? -А зачем нам нужно знать об этих опасностях? Кто же назовет тему цель нашего урока | Ответы детей. Формулируют тему и цель урока. | |||
- Прочитайте, какие цели нам предлагает выполнить Муравьишка (стр. 26) | Читают учебник. | |||
4. Мотивация учебной деятельности | 1 мин | Итак, отправляемся в путешествие. А куда, вы узнаете отгадав загадку: Тихо, между берегами Широка и глубока, Наполняясь родниками Вдаль бежит, течёт... | Река. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи. |
5.Изучение нового учебного материала Словес.: учебный диалог | 8 мин. | Приятно искупаться летом в речке. Вот и наш герой решил искупаться. -Давайте узнаем, что с ним случилось Ваня шёл купаться с другом И с большим красивым кругом. Ваня плавал на кругу- Друг стоял на берегу. Думал друг: «А если вдруг Лопнет круг…Утонет друг. Подниму-ка лучше лай». -Далеко не заплывай! -Не волнуйся, Дружок, Выхожу на бережок! -Ребята, почему заволновался Дружок? -Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда? -А теперь давайте откроем учебник на стр.27 и проверим ваши предположения. Какие правила мы ещё не назвали? -Давайте посмотрим на памятку. Эти правила нужно запомнить. | Разыгрывают мини-сценку. Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником. | Коммуникативные: уметь слушать других. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. |
Экологическая минутка Практич.: составление цепочки, фронтальная работа
Нагляд.: презентация | 7 мин | - Ребята, скажите, а только для нас река таит в себе опасность? - А мы, люди, можем причинить вред реке? | Ответы детей. | Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. К: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи. |
- Внимательно посмотрите перед вами картинки, давайте составим с вами 2 цепочки, что можно делать на реке, а что нельзя - Давайте подумаем, какой это вред? - Посмотрите внимательно, если мы с вами будем нарушать эти правила, то какие последствия нас ждут? (слайды – последствия на реке) -Наше путешествие продолжается. - А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку… Весной одевается, Осенью раздевается. | Составляют цепочки у доски Лес. | |||
6. Физминутка. | 1 мин | Мы входим с вами в лес. (СЛАЙД дорога в лесу) Сколько здесь вокруг чудес! Посмотрели вправо, влево, Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. | Выполняют движения Шаги на месте Руки в стороны Наклоны вправо и влево наклон вниз, приседание Сесть за парту. | Личностные: действие смыслообразования (интерес, мотивация) |
7. Изучение нового учебного материала. Словес.: учебный диалог Нагляд.: презентация Практич.: работа в парах Словес.: учебный диалог Нагляд.: презентация | 10 мин | -Вот мы с вами и в лесу. Лес делится с нами своими богатствами. Какими? Изображение леса. Грибы -Давайте проверим как вы знаете грибы. Для этого разгадаем загадки. (Дети) А) Эти дружные ребята На пеньке растут в лесу. Называют их … Б) А это красавец на беленькой ножке, Он в красненькой шляпке, На шляпке горошки. В) Серенькие шапки, Рябенькие ножки Под берёзою растут. Как их зовут? Г) Средь молодых сосёнок Растёт грибок… Д) Стоят они в лесочке, В оранжевых носочках, Милые сестрички, Имя им … Е) Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту - Зовусь я - … Ж) Бледная она стоит, У нее съедобный вид. Принесешь домой - беда, Будет ядом та еда. Знай, что этот гриб - обманка, Враг наш - бледная… -Молодцы. Ребята, а что берут с собой, чтобы собирать грибы? -Вот и мы с вами возьмём корзинку. А какие грибы мы будем собирать? Давайте соберём. -Какие грибы у нас остались? А зачем они растут в лесу? А если вы съедите несъедобные грибы, то что произойдет? Некоторые ядовитые грибы приносят пользу. ЗНАЙКА: интересный факт о поганке - Вот так, природе не бывает ничего лишнего. Ягоды 2)- Ребята, а что ещё мы можем собирать в лесу? А все ли ягоды съедобны? СЛАЙД. -Молодцы, а сейчас вам нужно определить какое растение лишнее и почему (раздаю детям картинки, они работают в парах) -Давайте проверим. На слайде даны растения с несъедобными плодами, которые подписаны. -Какие же ягоды несъедобные? Насекомые ВИДЕО – лесная полянка. 3) – Ребята, каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах? - Как вы думаете, встреча с какими насекомыми может принести нам вред? -Некоторых насекомых называют «жалящими насекомыми» Почему? Это пчела, оса, шмель, шершень. - Как вы думаете, как нужно вести себя, чтобы не пострадать от насекомых? -Давайте посмотрит, что нам рекомендует учебник по этому вопросу. В учебнике на с. 29 текст под картинкой. Так, как же нужно вести себя, чтобы не ужалило насекомое. Но эти насекомые приносят и пользу ЗНАЙКА: рассказ о жалящих насекомых. Клещ В лесу встречается еще одно насекомое, которое может нам причинить вред – это клещ. СЛАЙД РАССКАЗ О КЛЕЩЕ Чаще всего клещи кусают человека в лесу — там, где они и живут. Клещ может заползти на вас из травы или кустов, но не прыгнуть с дерева, поскольку прыгать клещи не умеют. Обычно они не поднимаются выше 1,5 м над землёй. Лапки насекомых очень цепкие, а сами паукообразные — очень маленькие, так что вы даже не почувствуете того, что кто-то ползает по вашему телу. В жару или дождь клещи прячутся и не нападают. Наиболее опасен клещ в мае – июне. Наиболее активны клещи утром и вечером, любят влажные места. На светлых местах их обычно не бывает. Попав на жертву, клещ ползёт вверх, чтобы найти место удобное для присасывания, так он может путешествовать до 2 часов. В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают . СЛАЙД Опасны клещи тем, что они могут являться переносчиками нескольких инфекционных заболеваний. -А как же нужно одеться, чтобы его не встретить? | Ответы детей Отгадывают загадки. Опята. Мухомор. Подберёзовики. Маслёнок. Лисички. Подосиновик. Поганка. Корзину. Съедобные. Выполняют установки учителя. Несъедобные. Ответы детей. Ребенок выступает с дополнительной информацией Слушают интересные факты. Ответы детей. Работают в парах. Ответы детей. Ответы детей. Отвечают на вопросы. У них есть жало, они могут ужалить. Работа с учебником: чтение текста Ребенок выступает с дополнительной информацией Слушают интересные факты. Слушают рассказ учителя. Вспоминают необходимые правила защиты от клеща. | Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение слушать других. Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию. Коммуникативные: умение договариваться, работая в паре, выполнять правила работы в паре. Познавательные: анализ; -перерабатывать полученную информацию, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать других. Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать других. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию; - анализ; - перерабатывать полученную информацию, делать выводы. Регулятивные: оценка деятельности. |
Индивидуальная работа | 3 мин | У вас на партах лежат конверты, возьмите их. Послушайте задание: вам нужно одеть девочку и мальчика в лес. Выбери те вещи, которые вы на них оденете. Итак, приступили. Проверка СЛАЙД | Одевают бумажных кукол | Регулятивные: планировать собственную деятельность в ходе выполнения предложенного задания. |
Экологическая минутка Нагляд.: презентация | 1 мин | - Ребята, давайте подумаем, а мы с вами можем быть опасны лесу? Как может лес пострадать от человека? СЛАЙД. - Посмотрите на слайд, какие запрещающие знаки вы видите? Посмотрите, что может произойти, если человек будет неправильно вести себя в лесу СЛАЙД. | Отвечают на вопросы | Регулятивные: оценка деятельности. Познавательные: соотнесение правила |
8. Обобщение учебного материала Словес.: обобщение, высказывания учащихся. | 2 мин. | Вот и подошла к концу наша прогулка. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали? | Подводят итоги урока. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы. Познавательные: преобразование информации в знаково-символическую форму |
Вывод по уроку: Во время отдыха у воды, купания, прогулок в лесу, сбора ягод и грибов необходимо соблюдать правила безопасности. Красная шапочка Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я мимо проходила и всё слышала, о чем вы говорили сегодня на уроке! Молодцы, вы очень хорошо работали! Поэтому я решила вам подарки подарить, чтобы каждый из вас хорошо запомнил те правила, о которых говорили на уроке и никогда их не забывал. | Отвечают на вопросы. Дарит подарки детям | |||
- Ребята, а что это вам подарила Красная Шапочка. Кто догадался? - Да, это памятки, которые у вас у каждого останется. А дома я вам предлагаю составить памятку для соседа « Как вести себя на реке и в лесу» | Рассматривают подарки и отвечают на вопрос Записывают домашнее задание. | |||
9. Рефлексия Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ | 4 мин. | - Ребята, мы сегодня с вами побывали и на реке, и в лесу и на лесной полянке. А сейчас я хочу, чтобы и наш класс превратился в цветущую полянку. У вас на столах лежат цветочки . Я вам предлагаю взять 3 карандаша: красный, синий, желтый и раскрасить свой цветок. Красным пусть раскрасит тот, кому на уроке было скучно, не интересно. Желтым – тот, кому было не очень интересно; А синим – закрасит тот, кому было интересно сегодня на уроке, и он, придя домой, обязательно расскажет о нём родным, друзьям и знакомым. Урок окончен. Спасибо за работу! | Слушают учителя, выполняют самооценку | Регулятивные: уметь определить качество и уровень усвоения материала Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Экосистема леса"
Проект рекомендован учителям начальных классов для проведения урока окружающего мира в третьем классе при изучении экосистемы леса на этапе сообщения новых знаний с целью эффективности усвоения мат...
Конспект урока. Вода. Свойства воды.
Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....
Конспект урока по теме: «Значение леса».
Урок Окружающего мира в 4-м классе....
Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс
Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....
Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс
Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....
Конспект урока по теме " Смешанные леса. Растительный и животный мир смешанного леса."
Данный урок разработан к учебнику "Окружающий мир 3 класс" Н. Я Дмитриевой и А.Н. Казакова. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Эта методическая разработка по - моему мнен...
Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».
Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...