конспект открытого урока "Грибы - чудо природы"
план-конспект урока по окружающему миру
урок по теме "Грибы - чудо природы" проводится для учащихся 8 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_halitova_t.m._mbouskosh_no57.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор разработки урока - Халитова Татьяна Михайловна, учитель МБОУС(К)ОШ №57 г. Челябинска, Металлургического района
Предмет – Живой мир, 8 класс
Тема: «Грибы - чудо природы»
Продолжительность урока – 40 минут
Учебно-методическое обеспечение: набор фотографий с грибами
Оборудование: лист А4, простой карандаш для обводки шаблонов, ластик, мультимедийный проектор, компьютер для демонстрации презентации, муляжи грибов (сделанные руками учащихся)
Программы: Н.Б. Матвеевой Живой мир/Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под редакцией: И.М. Бгажноковой
Авторский медиа продукт: презентация «Грибы - чудо природы»
Методы и приемы: диалогический, игровой
Деятельность учащихся: групповая, индивидуальная
Технологии: здоровьесберегающая
Урок по теме: «Грибы - чудо природы» является 5 уроком во второй четверти и проводится после изучения видов лесных ягод: съедобных и несъедобных. Данный урок проводится с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Использование ИКТ является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Также происходит развитие наглядно – образного мышления за сет повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий. Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующей цели и задач:
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием грибов; прививать навыки умения отличать съедобные и несъедобные грибы
Задачи:
Развивать речь учащихся через составление предложений и отгадывания загадок
Развивать элементы наблюдательности, через определение съедобных и несъедобных грибов; развивать мелкую моторику рук, через обводку шаблонов.
Воспитывать элементы бережного отношения к природе (к грибам)
Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.
Краткая характеристика класса
В классе 10 человек 14-17 лет. Класс сформирован из воспитанников ЧДДИ (Челябинский детский дом – интернат). Все учащиеся с интересом ходят в школу, занимаются с учителем. Учащиеся хорошо усваивают программу для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Большинство ребят общительные и активные на занятиях.
Урок разделен на 7 этапов:
На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. На втором этапе происходит озвучивание темы и задач урока. На этом этапе ученики самостоятельно подходят к постановке темы урока. На третьем этапе происходит беседа учеников с учителем по теме урока. Следующий этап рассматривает правила сбора грибов и просмотр слайда с презентации. Пятый этап включает в себя динамическую паузу, которая дает возможность детям не только отдохнуть и сменить вид деятельности, но и закрепить изучаемый материал. На следующем этапе происходит закрепление изученного материала, который включает в себя: отгадывание загадок, обводка грибов по шаблонам, игра «Съедобный – несъедобный гриб». В конце урока проводится последний этап – итог урока и рефлексия.
Домашнее задание у детей не предусмотрено.
Этап урока | Ход урока (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Коррекционная работа |
1.Организационный момент | Вот художник так художник, все леса позолотил. Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим, кто художник этот? СЛ.1. - А что приносит с собой осень? На ветру шумят осинки И березки шелестят. Мы с утра возьмем корзинки, Позовем с собой ребят: - Кто пойдет, ребята, с нами Золотым осенним днем? За грибами, за грибами, За грибами мы идем! (Е. Трутнева) - О чем, ребята, это стихотворение? СЛ.2. - Кто из вас собирал грибы? | Сесть правильно (спина прямая, ноги стоят на полу, руки лежат на парте). (осень) (разноцветные листья, листопад, дождь…) (О грибах, о прогулке в лес за грибами…) Ответы детей | Индивидуальная работа с учащимися. Помочь сесть ребятам за парту. Формировать способность по развитию элементарного воображения. Объяснить слова с переносным значение (леса позолотил) Объяснить слова с переносным значение (шумят осинки, березки шелестят) Формировать способность по развитию элементарного мышления Формирование устной связанной речи |
2.Сообщение темы и задач урока | - Мы сегодня совершим прогулку в лес. Давайте представим, что мы очутились в осеннем лесу. Ребята, мы пришли на лесную поляну. Как вы думаете, кто нас здесь встречает? Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы СЛ.4 - Сегодня мы узнаем про то, какие бывают грибы, какую пользу они приносят людям и научимся распознавать грибы. | Формировать способность по развитию элементарного воображения. Помочь ребятам представить прогулку в лес | |
3.Беседа по теме урока: | - Лесные грибы – это живые организмы и относятся они к царству грибов. В этом царстве живет много разных грибов. Люди с давних времен любили грибы. Они наблюдали за ними и сочинили много пословиц, поговорок, загадок про грибы. - давайте послушаем пословицы и поговорки о грибах. СЛ.5 - Отгадайте загадки… СЛ.6-8 - Ребята, какие это грибы? - как мы употребляем съедобные грибы? - Итог: Съедобные грибы собирают, варят, солят, их можно употреблять в пищу…Действительно, ребята, в них много витаминов и полезных веществ. - Ребята, а у нас на полянке еще кто-то притаился, посмотрим? СЛ.9-11 - Что вы можете сказать об этих грибах? Ребята, мы увидели, что грибы можно разделить на две группы: съедобные и несъедобные. Получилась у нас одна часть грибного царства полезная, а другая плохая - ядовитая. Итог: зачем нам нужна плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить? Вывод: их ни в коем случае уничтожать нельзя. Эти грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом некоторым насекомым. - ребята, кто из вас знает, что такое охота? - А кто из вас знает, что такое тихая охота? Посмотрим, как выглядит «тихая охота» просмотр клипа про сбор грибов А теперь давайте, ребята, вспомним, что грибники берут с собой в лес, когда идут за грибами? Объясните, для чего нужны все эти вещи? Гриб нельзя просто взять и сорвать, так как грибница нарушится. Посмотрим, как устроен гриб Сл. 12 Из чего он состоит? - Верно, это то, что мы видим над землей, а в земле у гриба есть грибница. Грибница очень нежная и похожа на паутинку | (Съедобные) Ответы детей (ответы детей) (Они несъедобные, ядовитые, их нельзя употреблять в пищу) Ответы детей Ответы детей Ответы детей (сбор грибов) Корзину, палку, нож Ответы детей (Из шляпки и ножки | Формирование устной связанной речи Объяснять смысл пословиц, поговорок и загадок Дифференцировать загадки про грибы по сложности отгадывания. Корректировать ответы детей Формирование устной связанной речи Формирование устной связанной речи Спросить у слабоуспевающих детей еще раз, почему эти грибы употреблять в пищу нельзя. Формировать способность по развитию элементарного мышления Формировать способность по развитию элементов долговременной памяти Формировать способность по развитию видов элементарного рассуждения Объяснить, что такое тихая охота и почему она называется «тихой» Корректировать ответы детей |
4.«Правила сбора грибов» | Просмотр и разбор с детьми «Правила сбора грибов» Сл. 13 | Ответы учащихся. Размышление: почему так. | Корректировать ответы детей |
5.Динамическая пауза: | Меж еловых мягких лап Дождик кап-кап-кап! Где сучок давно засох, Серый мох-мох-мох Где листок к листку прилип , Вырос гриб, гриб, гриб Кто нашел его друзья? Это я, я, я!!! Сл. 14 | (сжимают и разжимают пальцы) (стучат указательным пальцем по ладони) (трут кулачок о кулачок) (хватательные движения руками справа и слева) (трут ладонью о ладонь) (постепенно поднимают руки вверх) (протягивают руки вперед) (три раза ударяют себя в грудь ладонью) | Помочь детям с тяжелыми нарушениями сделать динамическую паузу |
6. Закрепление материала | Игра: «Узнай гриб по описанию 1. Название этого гриба начинается с буквы Г. Он растет в лесах и степях. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая.Его обычно солят. Сл. 15 2. Этот гриб очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хорош он и на жарку, и на засол, и на сушку.Его называют – царем грибов. Сл. 16 3. Этот гриб очень дружен с березой. Его жарят, сушат, солят и Сл. 17 4. Какой гриб одет в красное пальто с белыми хлопьями «снега» Сл. 18 5. Этот гриб названием похож на животное. Обычно желтого цвета. Этот гриб лучше всего жарить. Сл. 19 Теперь ребята поиграем в одну: «Съедобное – несъедобное» У вас на партах лежат карточки с зелеными кругами – они обозначают съедобные грибы, красные круги – несъедобные грибы. Я буду называть и показывать гриб, а вы должны поднять нужную карточку Сл. 20-21 Следующее задание: обвести гриб по шаблону | Ответы детей (Груздь) (Боровик) (Подберезовик) (Мухомор) (Лисичка) Учащиеся работают с карточками двух цветов и показывают соответствующую грибу карточку Обводят грибы по шаблону | Формировать способность по развитию видов элементарного рассуждения Формировать способность по развитию элементарного внимания Корректировать работу с карточками Подбор индивидуальных шаблонов для слабоуспевающих детей. |
7. Итог урока | Вот и заканчивается наш урок. С какими видами грибов мы сегодня познакомились? С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Понравился ли он вам? Показ грибов, обведенных по шаблону | Ответы детей | Формировать способность по развитию видов элементарного рассуждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудо природы -вулканы"
Презентация к уроку окружающего мира, может быть использована во время проведения классного часа....
Презентация и конспект открытого урока на тему "Чудо хохломы"; 2 класс
Презентация открытого урока по Изобразительному Искусству , посвященного народным промыслам .Цель комплексной системы уроков : научить учащихся вести поисковую работу и самостоятельно выполнять творче...
Конспект открытого урока во 2 классе с умственной отсталостью (1 вариант) по предмету «Мир природы и человека» на тему: «Апрель – пробуждение природы»
Урок способствует распознаванию изменений в природе с приходом весны у детей с умственной отсталостью; урок направлен на развитие внимательности, наблюдательности и интереса к познанию нового. В резул...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».
Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...
Конспект открытого занятия в объединении "Чудо-краски". Тема: "Рисование первоцветов"
Занятие проходило в предверии прекрасного весеннего праздника 8 марта. Занятие проходило в обединении "Чудо-краски", с обучающимися начальной школы. Педагог познакомил детей с ко...
Конспект исследовательского занятия в 3 классе на тему «Чудо природы – Солнечный камень». Составил воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна. Школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Исследование свойств янтаря...
Открытое занятие на тему: "Одуванчики - пушистое чудо природы"
Открытое занятие. Кляксография. Набрызг....