Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе.
Тема урока: «Про кошек и собак».
Цель урока:
1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.
2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
3. Освоить первичные навыки проведения исследований.
Планируемые достижения:
Обучающиеся научатся: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями атласа-определителя; находить нужную информацию по теме.
Умения, характеризующие достижения результата: выдвигать гипотезу, проводить простейшие исследования и фиксировать их в виде записей, словесного описания, составлять план рассказа о питомце, работать в группе, делать обобщения, сравнивать, следовать плану рассказа.
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действия.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас - определитель «От земли до неба», подключение компьютера к сети Интернет, учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков, 2012г)
Структура урока:
- Организационный момент – 30 сек
- Актуализация знаний – 1 мин 30 сек
- Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи – 1 мин
- Мотивация – 3 мин
- Физкультминутка – 30 сек
- Постановка проблемы – 2 мин
- Исследования в малых группах, открытие новых знаний – 20 мин
- Итог урока. Обмен информацией – 15 мин
- Домашнее задание – 1 мин
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||
I. Организационный момент | Придумано кем-то, просто и мудро, | Внимательно слушают учителя, настраиваются на работу | Коммуникативные УУД: слушать учителя Регулятивные УУД: способность к волевой саморегуляции | ||||
II. Актуализация знаний | Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. Закончите предложение. (на экране появляется запись) - Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются… - Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются … (На интерактивной доске появляются слова) Из перечисленных животных подчеркни красным цветом диких животных, а зелёным цветом – домашних животных: белка, корова, курица, медведь, волк, овца, заяц, волк, лягушка, лошадь, собака. Соедини стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек: корова яйца куры молоко, сыр, масло овца мёд пчёлы шерсть | Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно) дикие животные Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно) домашние животные Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно) Учащиеся цепочкой выходят и соединяют линией на доске, остальные проверяют. | Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль | ||||
III. Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи. | На доске кроссворд. Отгадайте загадки:
Спереди вилы, сзади метла
Шестая грива
С рогами, а не бык Доится, а не корова Лыко дерёт, а лаптей не плетёт
поёт, Кто к хозяину идёт, она знать даёт Какое слово получилось в выделенной строке? - Значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? - Но не только мы сегодня будем говорить о кошках, но и еще об одном животном. (Звучит запись песни «Пропала собака»). О ком говорится в песне? Сегодня мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Сформулируйте тему урока. Правильно. А зачем нам нужно изучать эту тему? - Значит цель нашего урока … | Учащиеся отвечают: - корова - лошадь - коза - собака - кошка - Сегодня на уроке, мы будем говорить о кошках - В песне говорится о собаке. - Про кошек и собак. - Чтобы больше знать об этих животных. - Как можно больше узнать о кошках и собаках, о породах кошек и собак. | Познавательные УУД: принятие учебной задачи, анализ. Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели | ||||
IV. Мотивация. | Ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования. (на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой») - Вспомните, что это такое? - А в толковом словаре Ожегова говориться так: «Исследование – научный труд. Исследовать – это значит:
- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? - Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. Каждый из вас побывает в роли исследователя. Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме. (на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ) - Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме? - Каким образом мы можем еще добыть информацию? - В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные имеют краткие, доступные тексты. - Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос. - В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ. (открывается последние строчки схемы) - Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили? Алгоритм, план, программу исследования. ИССЛЕДОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТЕМА ЦЕЛИ СБОР ИНФОРМАЦИИ ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ РЕЗУЛЬТАТЫ | (варианты ответов детей) (варианты детей) ( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску) (постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)
- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
| Коммуникативные УУД: слушать учителя, поиск и выделение необходимой информации Личностные УУД: интерес Познавательные УУД: поиск информации Познавательные УУД: знаково-символические действия. Познавательные УУД: составление алгоритма, для решения проблемы | ||||
V. Физкультминутка | - Вот идёт черный кот, Притаился – мышку ждёт. Мышка норку обойдет И к коту не подойдет | Дети выполняют движения Шаги с высоким подниманием ног Приседания, руки к коленам Встать, повернуться возле себя Руки в сторону | |||||
VI. Постановка проблемы | - Подумаем! Что мы знаем о собаках? - А все ли собаки имеют свой дом? - Подумаем! Что мы знаем о кошках? - А знаете вы о породах кошек и собак, как ухаживать за кошками и собаками? Что мы можем предположить? Что ж докажем это. | Ответы детей: - Это домашние животные, значит они имеют свой дом. - Нет, есть бездомные собаки. - Собаки бывают разного размера - Собаки имеют разный окрас шерсти. - Шерсть бывает гладкая, короткая, длинная, бывают без шерсти. - Имеют разный характер, бывают добрыми и злыми, ласковыми и агрессивными. (Учащиеся по - этому же плану рассказывают о кошках, что знают.) (Дети задумываются. - Нет, не знаем. - Кошки и собаки могут быть разных пород | Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания Познавательные УУД: выдвижение гипотезы. | ||||
VII. Исследования в малых группах, открытие новых знаний. | Здесь мы и воспользуемся сбором информации: - из книг1 группа собирает информацию о кошках, 2 группа собирает информацию о собаках. - обратимся к учебнику и атласу –определителю. Рассмотрим, как выглядят те или иные породы собак. - обратимся к Интернету с вопросом «Как правильно ухаживать за кошками и собаками» - прослушаем советы мудрой Черепахи «Как относиться к своим питомцам?» | Группы работают с атласом –определителем: находят породы кошек и собак, выбирают каждый себе породу кошки или собаки, делают соответствующие записи. Рассматривание картинок в группе. Каждая группа выписывает необходимые сведения, как ухаживать за кошками и собаками. Учащиеся слушают советы мудрой Черепахи. Каждая группа записывает необходимые для них сведения. | Познавательные УУД: сбор информации, решение проблемы поискового характера. Личностные УУД: интерес к поисковой деятельности. Познавательные УУД: сбор информации, анализ, доказательство Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сбор информации | ||||
VIII. Итог урока. Обмен информацией. | - Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить. Для этого разложим на столе листочки с собранными данными. - Что мы можем рассказать о кошках и собаках? - Что нового и интересного узнали об этих животных? - Каким способом воспользовались выступающие? - Можем ли мы сказать, что мы узнали про породы кошек и собак? - Каким способом мы получили новую информацию? - У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д. Но каждый из вас должен помнить, что прежде чем завести домашнего питомца, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему надлежащий уход, обеспечить его вниманием и заботой. | От каждой группы прослушиваются сообщения, полученные в результате исследования. - рассказ детей о породах собак и кошек; - рассказ детей, как ухаживать за кошками и собаками. -Получение информации из книги, из Интернета. - Да, можем. С помощью исследования. | Познавательные УУД: анализ с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, составлять рассказ по теме. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. | ||||
IX. Домашнее задание. | Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):
| Познавательные УУД: принятие задачи. Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя. Регулятивные УУД: планировать свой ответ. | |||||
X. Рефлексия. | Оцените свою работу на уроке фишками. Продолжите фразу: Сегодня на уроке - я узнал - я знал, но узнал лучше - я запомнил. | Учащиеся закрепляют цветные фишки на доске в соответствии со своей работой на уроке. | Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения. |
- Рефлексия – 30 сек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"
Этот конспект разработан для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и групповыми признаками животных....
Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.
В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...
Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....
Конспект урока "Растения" по окружающему миру 1 класс.
Конспект урока "Растения" по окружающему миру 1 класс....