Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Квасова Елена Геннадьевна

Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района". Проект - исследование с элементами творчества.  Продукт проекта - Книжка - раскладушка представлена в Приложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    « ЖИВОТНЫЙ МИР МОЕЙ

        МАЛОЙ    РОДИНЫ  -                       ТОПЧИХИНСКОГО РАЙОНА»

Направление:

Урочная деятельность

Тип работы:

Исследование с элементами творчества

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-BBD3E4\Рабочий стол\ЖИВОТ\P3250010.JPG

                                                                                   

                                                                               АВТОРЫ  ПРОЕКТА

Руководитель:  Квасова Е.Г.

Село Парфёново

2016 г.

                         Оглавление

Введение                                                                       3 - 4

Основная часть                                                             5 - 6

Заключение                                                                       7

Список литературы                                                           8

                                                         

Приложения:

  • Приложение 1, 2 «Результаты анкетирования учащихся

младших классов»                                                                                    1

  • Приложение 3 «Книжка – раскладушка. Страница № 1»                 2
  • Приложение 4 «Книжка – раскладушка. Страница № 2»                 2
  • Приложение 5 «Книжка – раскладушка. Страница № 3»                 3
  • Приложение 6 «Книжка – раскладушка. Страница №4»                  3
  • Приложение 7 «Книжка – раскладушка. Страница № 5»                 4
  • Приложение 8 «В районном краеведческом музее»                          4

       

                           Введение.

   Ученик держит в руках узелок с горсткой земли.  Разворачивает узелок и спрашивает:

- Как вы думаете, что это такое?

- Земля.

Ученик:

   Да, это земля наша, парфеновская. Человек, уезжая    навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. «Своя земля и в горсти мила» – говорят в народе.

Илья Муромец, собираясь в поход, всегда брал с собой землицу русскую. И многие космонавты так делали, отправляясь в полет. Как вы думаете, для чего?

   Земля, как будто оберег, который помогал в трудную минуту, давал силы в чужой сторонке, так же оберегал от зла.  Если скучали по дому, то смотрели на землю, и вспоминали края, в которых выросли.

Лишь горсть земли родной возьмешь,

И трепет душу наполняет.

Ты силу Родины поймешь!

И сердце с болью замирает!

   Наша общая родина – Россия, но у каждого из нас есть своя малая родина. Тот уголок, где мы родились, где живут наши родители, друзья, где находится родной дом.

   Для нас малая родина это наше село Парфеново.

И говорить сегодня мы будем о нашей малой родине, о родном крае, а точнее, районе.

   Народная пословица гласит: “Мира не узнаешь, не зная края своего!”. Начать знакомство с нашей родиной мы решили с изучения животного мира.

Тема проекта –

«Животный мир моей малой родины – Топчихинского района»

Цель  –

Изучение животного мира моей малой родины – Топчихинского района.

 Задачи:

- провести анкетирование учащихся младших классов;

-собрать материал о животном мире малой родины;

- оформить собранный материал в виде книжки - раскладушки и презентации;

-научиться сотрудничать с одноклассниками, родителями, учителем;

- представить свою работу на конференции исследовательских работ.

Предмет исследования: животные нашего района.

Продукт проектной деятельности:

Книжка – раскладушка ««Животный мир моей малой родины – Топчихинского района».

Гипотеза исследования:

   Мы предполагаем, что в результате исследования узнаем о неизвестных и редких животных, обитающих на территории нашего района, и в форме интересного рассказа познакомим с ними присутствующих.

 Этапы работы:

  1. Организационный этап.

  Знакомство с темой проекта.

  Составление плана работы под руководством учителя.

  Установление сроков выполнения проекта.

  1. Подготовительный этап.
  1. Анкетирование

   Провели опрос среди учеников начальных классов с целью выявить, каких животных нашего района они знают. Выяснилось, что дети знают мало животных, обитающих у нас. Значит, тема нашего проекта актуальна.

  1. Поисковая деятельность.

   Потом мы нашли и изучили теоретический материал по данной теме в библиотеке и сети Интернет. Побеседовали с учителем географии нашей школы и учителем экологии.

Подобрали фотографии и картинки животных для изготовления книжки – раскладушки и создания презентации.

  1. Этап реализации.

   Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по плану, изготовить книжку – раскладушку, сделать фотографии ее страниц. Затем была составлена презентация.

  1. Заключительный этап.

    Выступление на школьной конференции научно – исследовательских работ. Так как наша работа была признана лучшей, то мы представляем ее на районной конференции «Хочу все знать!».

Основная часть

   Обратите внимание на слайд, здесь представлены результаты анкетирования учащихся (Приложение 1, 2 «Результаты анкетирования учащихся младших классов»).

Анкеты показали, что дети знают лишь малую часть животных, которые обитают у нас.

   Обратимся к продукту нашего проекта – книжке – раскладушке. На слайде ее первая страница. (Приложение 3. «Книжка – раскладушка. Страница № 1» )

    В Топчихинском районе насчитывается 50 видов животных, более половины из них грызуны: суслики, полевки, водится заяц. По берегам рек живет ондатра, строят свои хатки бобры. Из хищников встречаются волки, хорь, лиса. В ленточном бору можно встретить лося, косулю. Там обитает белка, барсук, бурундук, норка. Также на эту страницу мы поместили гадюку, ужа, ящерицу, лягушку.

    В реках района водится много рыбы. На второй странице представлены речные и озерные обитатели ( Приложение 4 «Книжка – раскладушка. Страница № 2» ) : карась, карп, линь, окунь, чебак, лещ, судак. Наиболее ценными являются осетр, стерлядь, нельма, язь. На эту же страничку мы поместили рака, нам интересно было узнать, что в нашем пруду Прохоровском водятся раки, но в других озерах и прудах они почему – то не живут! Для нас это пока загадка! Из сети Интернет мы узнали, что раки живут только в чистой воде, значит, вода в Прохоровском чистая!

   На третьей странице представлен мир пернатых (Приложение 5 «Книжка – раскладушка. Страница № 3» ).  Он особенно богат летом, когда перелетные птицы возвращаются в свои родные места. Все вокруг наполняется пением. Слышны трели соловья, щегла. В рощах обитают тетерева, перепела, куропатки, сороки, кукушки, дятлы. На лугах увидим иволгу, коростеля, чаек, бекаса. На некоторых водоемах гнездятся гуси, журавли, лебеди. Хищники – сова, лунь, коршун. В селе рядом с нами проживают воробьи, голуби, скворцы, синицы, ласточки, зимой прилетают снегири.

Еще мы узнали про птиц с интересным названием – горлицу, сизоворонка, мухоголова.

   А четвертая страница нашей книжки – раскладушки красного цвета (Приложение 6 «Книжка – раскладушка. Страница №4»). Это неспроста, потому что на ней перечислены редкие животные Топчихинского района, занесенные в Красную книгу. Ребята нашей школы в анкетах не указали ни одного такого животного. Большая часть представителей страницы – птицы. Например, белая цапля, черный аист, филин, беркут. Рыбы – стерлядь, таймень, нельма, осетр. Под угрозой исчезновения находятся белозубка, выдра, углозуб, тритон, степная гадюка. А больше всего нас заинтересовала пчела – плотник. Пчела и вдруг – плотник! Мы узнали, что пчела не может жить без деревянных объектов. Она выгрызает в дереве гнездо, где и выводит свое потомство, поэтому и получила такое название. Ребята, бережнее относитесь к братьям нашим меньшим!

   Пятую страничку книжки мы, подумав, решили сделать занимательной (Приложение 7 «Книжка – раскладушка. Страница № 5»). Нередко в сказках, да и просто в разговорах между собой, мы употребляем прозвища животных. Например – косой. Все знают, что это зайка. Убегая от врага, он скашивает глаза, чтобы посмотреть, где находится преследователь. Отсюда и прозвище.

А кто такая Патрикеевна? Правильно, лиса. Получила свое прозвище в честь князя Патрикея, жившего шестьсот лет назад в Новгороде и прославившегося своей хитростью.

Узнать, кто такие таежный барометр, лесной доктор, серый разбойник, пернатая кошка, сохатый вы можете на последней страничке нашей книжки.

Заключение

   В результате работы над проектом, наша гипотеза исследования подтвердилась – мы узнали, что существуют неизвестные нам животные, обитающие на территории Топчихинского района, а также животные, находящиеся даже на грани исчезновения и занесенные в Красную книгу. А еще мы поняли, что наша малая родина красива и неповторима. И пусть животный мир нашего района богат, все же  от нас зависит его дальнейшее существование. Зависит, будут ли животные малой родины в нашей книжке на зеленых страницах или на красных.

   Мы сделали только первые шаги в изучении своей родины, но поняли, что узнавать новое – это так интересно! Мы посетили районный краеведческий музей с целью знакомства с животным миром нашего района (Приложение 8 «В районном краеведческом музее»).  Продукт нашего проекта мы планируем передать в школьную библиотеку.

   Наше исследование своей малой родины не закончено.  В дальнейшем планируем работу по созданию книжки – раскладушки о растениях Топчихинского района.

Всего лишь горсть земли родной,

И радость душу наполняет.

Вся сила Родины с тобой,

Теперь мы точно это знаем!

                             Список литературы

  1. Детская газета «Непоседа» ООО «ЮНИЛАЙН» г. Смоленск 2010 – 2015 годы издания, 32страницы.
  2. Бакланова, С. Л. Экологическое образование в курсе «География Алтайского края» : учеб.-метод. пособие для студентов педвуза / С. Л. Бакланова. – Бийск : БПГУ, 2007. – 296 с.
  3. Золотов, Д. В. Ботанико-географическое зонирование Топчихинского района Алтайского края для территориального планирования / Д. В. Золотов // Алтай: экология и природопользование : труды VII рос.-монг. науч. конф. молодых ученых и студентов : в 2 ч. – Бийск, 2008. – Ч. 1. – С. 11–16.
  4. Топчихинский район // Ленточные боры и соленые озера : турист. р-ны Алт. края. – Барнаул, 2004. – С. 39.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.altairegion22.ru/territory/regions/topchrain/
  2. http://akunb.altlib.ru/o-tsentre-ekologiya/ekologicheskaya-karta-altaya/topchihinskiy-rayon/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Топчихинский_район
  4. http://www.ouraltai.ru/flora-i-fauna/zhivotnyj-mir-altajskogo-kraya.html
  5. http://altaipriroda.ru/krasnaja_kniga/
  6.  http://www.pedmir.ru/download.php?id=24627


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя малая родина - Амурский район.

Занятие по краеведению....

Классный час "Моя малая Родина. Москва, район "Орехово-Борисово"

Презентация и сопроводительный текст к первому уроку 1.09.14г....

Классный час "Моя малая Родина - Дергачевский район"

Закрепить знания детей о родном посёлке (символика, достопримечательности, люди-земляки, животные ) ;- воспитывать чувство привязанности, любви к своей «малой родине»;- воспитывать любовь к природе ро...

Методическая разработка занятия "История моей малой родины".

Тема занятия "Родной свой край люби и знай"....

Символика Алькеевского района Исследовательская работа по теме «Символика моей малой Родины»

    С чего начинается Родина? Уже с детства мы задумываемся над этим, услышав слово Родина. Родной дом, пейзажи, город, село, дорога вдоль – это обычные частицы огромного ее емкого по...

Классный час "Моя малая Родина. Баганский район"

Информация для проведения классного часа по истории Баганского района, статистические данные о национальном составе района....