Моя малая родина - Амурский район.
классный час по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по краеведению «Моя малая родина»
Цель: формировать у учащихся стремление больше знать о своем районе, посёлке.
Задачи: способствовать формированию чувства гордости за свой район, поселок;
историческому наследию и традициям; способствовать развитию речи и памяти.
Подготовительная работа: выставка детских рисунков «Мой посёлок», изготовление аппликаций «Мой дом», карта посёлка (коллективная работа «Улицы, на которых мы живём), сбор фотографий прошлого посёлка из семейных архивов, беседы со старожилами посёлка.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Моя малая родина», рисунки, аппликации, фотографии, слайд-шоу «Литовко…Как всё начиналось», аудиозапись «С Днём рождения».
Ход занятия
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодняшнее занятие мы начинаем с хорошего настроения. Я рада видеть улыбки на вашем лице.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего занятия, послушав стихотворение:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.
Учитель: Догадались? Назовите тему нашего занятия. (Ответы детей)
- А что вам вспоминается, если звучит слово «родина»?(Ответы детей.)
- Да, каждому из нас вспоминается что-то своё: страна, свой край, район, посёлок, свой двор, дом, родные люди, школа, класс.
- Ребята, как называется наша страна? (Россия)
-А в каком крае вы живёте? (В Хабаровском)
- Кто знает как называется наш район? (Амурский)
- А в каком посёлке мы живём? (Литовко)
- Ребята, а что вы можете рассказать о районе в котором мы живём? (Ответы детей)
- А хотите больше узнать о нём? Давайте сегодня на занятии поговорим о нашей малой родине - Амурском районе и посёлке Литовко.(слайд №1)
Подготовленные дети читают стихи:
Мирзоева Айсель:
На левобережье Амура,
Где к берегу крут очень спуск,
На сопках, таежных, привольных.
Построен был город Амурск.
Кравец Марина:
А если посмотришь на карту –
Литовко, Эльбан и Менгон.
Почти до Хабаровска к югу раскинут
Амурский район.
Севостьянов Валентин:
Люди различных профессий
В Амурском районе живут.
Люди красивых профессий
Душу вложили в свой труд.
- Посмотрите на карту (слайд №2), это карта Амурского района, и мы с вами, и наши гости - жители Амурского района.
- Я предлагаю вам найти на карте свой родной посёлок и подписать возле него первую букву своего имени. (Работа на интерактивной доске).
(-Канипов Максим, Маврина Валентина – пос.Форель; Севостьянов Валентин – пос.Санболи; Матвеев Дмитрий – р.18; Худякова Валентина – с.Украинка; остальные ребята – пос.Литовко)
- В нашем классе учатся жители разных посёлков нашего района.
- Давайте познакомимся с символами нашего района. (слайд №3)
-Что изображено гербе? (Ответы детей)
Учитель: Итальянская форма гербового щита желтого цвета. Вертикальное деление щита на две части: голубого и зеленого цвета (голубой цвет - цвет чистоты, благородства, символ воды и неба; зеленый цвет - цвет богатства, плодородия и изобилия, символ леса, земли). В центре щита расположено дерево – дуб золотого цвета, как символ возрождения, величества и процветания, движения вверх, к солнцу, к светлому будущему. Дуб в геральдике всегда был символом силы, мощи и возрождения. Ветви дерева обозначают административные образования района. По количеству их десять. Сплетаясь, они образуют мощный ствол, который ветвями поддерживает крону. Форма кроны - стилизованная карта Амурского района. У дерева хорошо развита корневая система. Это говорит о том, что есть силы необходимые для возрождения и процветания. Официальный герб дополняется ветвями лавра и кедра, как дерева дальневосточного происхождения.
Помимо этого, украшен декоративными лентами с надписью Амурский район и датой 1963 г. (Дата рождения Амурского района).
-Что изображено на флаге? (ответы детей)
Учитель: В основе цветового решения флага Амурского района лежат цвета (голубой и зеленый) флага Хабаровского края, в состав которого входит наш район. Флаг разделен на три горизонтальные полосы. Визуально предполагающие три стихии, а именно - воду, землю (лес) и воздух. В центре флага расположено золотое дерево – дуб как символ жизни, возрождения, величия и процветания - являющееся основной частью герба Амурского района.
-Ребята у Амурского района есть и свой гимн:
Гимн Амурского района
"Наш Амурский район"
Наши земли раскинулись здесь,
На амурских, седых берегах.
Где желтеет тальник от жары,
А зима утопает в снегах.
Неприветливо встретил нас край,
Комарами и дикой тайгой.
Но настойчивый стук топоров над рекой
Разбудил вечно спящий покой.
Припев:
Процветай, наш район,
Наша жизнь, наша юность и слава.
В годы бед и побед бесконечно любя,
Мы гордимся и верим в тебя.
Вспоминать будут внуки потом
Как мы шли, прорубая леса.
Возводили развязки дорог
И заводов стальных корпуса.
Где зверей пролегала тропа -
Там опоры стеною стоят.
Провода, словно струны поющих гитар,
Над притихшей тайгою звенят.
Припев
Много вод унесёт наш Амур,
Сказки сказывать будут и были.
Но всегда будем помнить о том,
Как мы строили, жили, любили.
Героизму в России почёт,
Сила духа на зависть всем странам.
Так поклонимся низко до самой земли
Нашим славным седым ветеранам.
Припев
- Автором символов Амурского района является Суслов Виктор. (слайд № 4)
- Ребята кто из вас путешествовал по нашему району? (Ответы детей)
Посмотрите внимательно, въезжая на территорию Амурского муниципального района нас с вами встречает вот такой въездной знак. (слайд №5 )
- Наш район не очень большой, но в нём есть свои достопримечательности: ботанический сад в городе Амурске, где можно увидеть растения со всего мира. (слайд №6)
В нашем районе на озере Болонь затаился вулкан. (слайд №7)
Остров Ядасен (местные жители называют его Туф) - потухший вулкан на оз.Болонь. На острове Ядасен озера Болонь находилась чжурчженская крепость, а через сам остров пролегал путь шамана. Это редчайший в мире вулкан посреди пресноводного озера. Ученые считают, что через тысячу лет этот вулкан может проснуться. На западном берегу острова возвышается огромный камень с ярко выраженными чертами лица человека. Это так называемый Шаман-камень, место таинственных обрядов и поклонения духам озера. (слайд №8)
На территории района расположен Болоньский заповедник, в котором взяты под охрану редкие животные и растения, да и вся природа нашего края прекрасна.
- Кому нравится наша природа? (Ответы детей)
- Давайте немного отдохнём. (Физминутка)
Горы у нас высокие (руки вверх)
Реки у нас широкие (руки в стороны)
Леса у нас шумные (махи руками из стороны в сторону)
Детки у нас умные (сели на места)
- Ребята, в Амурском районе 38 населённых пунктов. А как называется наш посёлок? (Литовко.)
- Что вы знаете про название нашего посёлка. (Ответы детей)
- Посмотрите на экран, это фото Литовко А.Г., человека, именем которого назван наш посёлок. (слайд №9)
- Посмотрите, гостей посёлка встречает наш вокзал.(слайд №10)
- Станция Литовко появилась на карте России в 30-х годах прошлого столетия в ходе строительства железнодорожной линии Волочаевка 2 – Комсомольск-на-Амуре. Станцию проектировал инженер-изыскатель Александр Григорьевич Литовко, в честь которого она и названа. Проектировалась наша станция как узловая, с паровозным и вагонным депо, служебными базами пути и связи, большим топливным складом и экипировочным хозяйством и крупным жилым городком железнодорожников. Путешественнику, прибывшему на станцию Литовко, бросается в глаза огромное красивое здание вокзала. Вид вокзального здания показывает, какой предполагалась станция по замыслу ее устроителей, возможно, они мечтали построить город. Сегодня на красивом здании вокзала висит мемориальная доска: «Станция названа именем инженера-изыскателя
Александра Григорьевича Литовко».
30 мая 1996 года – чёрная дата в истории нашего посёлка, потому что произошёл пожар. Во время пожара сгорело 45 домов, которые были построены с основания посёлка и украшали его, без крова осталось 186 семей. Благодаря помощи краевой власти, в Литовко были построены новые дома, часть жителей расселили в другие районы и населённые пункты края, в том числе 17 семей получили жильё в г.Амурске. Сегодня наш посёлок предстаёт взору гостей в новом своём обличии. (слайд №11)
- Пожалуйста, покажите ваши работы, назовите улицу и дом в котором вы живёте.
- Ребята посмотрите на карту нашего посёлка - наш проект, покажите свою улицу, расскажите о названии вашей улицы.
- Сколько у нас домиков получилось - 16.
- Ребята, это всё настоящее нашего посёлка. А вы хотите на несколько минут оказаться в прошлом нашего посёлка, а как это сделать, ведь машину времени ещё не изобрели? Благодаря вам – исследователям это можно сделать. Большое спасибо всем семьям, которые предоставили фото из своих семейных архивов. Закройте глазки, представим, что мы в машине времени, считаем от 10 до 0, в путь. (Показ слайд-шоу «Литовко…Как всё начиналось»)
- Ребята, 1 февраля нашему району исполнится 50 лет, это юбилей, что мы можем пожелать нашему в району в его праздник? (слайд №12)(Ответы детей)
- А давайте испечём ему каравай. (Дети выходят к доске, крепко держатся за руки. Игра «Как на юбилей района испекли мы каравай…»)
- Ребята вы все граждане нашей огромной страны, которая называется как?(Россия)
- Мы с вами жители края, который называется? (Хабаровский)
- Мы живём в районе? (Амурском).
- В посёлке? (Литовко).
- Садитесь на место, нарисуйте на смайликах, как вы оцениваете нашу с вами работу. (Дети рисуют счастливые или грустные лица и показывают их всем присутствующим)
- Ребята, если вам понравилось наше занятие, и вы узнали, что-то для себя новое, то поставьте эти цветы в вазу (учитель заранее приготовил яркие бумажные цветы).
- А кому мы можем подарить этот букет? (Всем жителям нашего района на юбилей).
- Наше занятие заканчивается, и помните, когда вы подрастёте, то в ваших силах сделать наш край, наш район, наш посёлок ещё лучше.
-Закончить занятие я хотела бы вот такими словами:
Процветай, наш район,
Наша жизнь, наша юность и слава.
В годы бед и побед бесконечно любя,
Мы гордимся и верим в тебя.
Звучит аудиозапись «С Днём рождения тебя», дети берут воздушные шары и поздравляют Амурский муниципальный район с наступающим юбилеем под звучащую музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя малая Родина. Москва, район "Орехово-Борисово"
Презентация и сопроводительный текст к первому уроку 1.09.14г....
Классный час "Моя малая Родина - Дергачевский район"
Закрепить знания детей о родном посёлке (символика, достопримечательности, люди-земляки, животные ) ;- воспитывать чувство привязанности, любви к своей «малой родине»;- воспитывать любовь к природе ро...
Классный час "Моя малая Родина. Баганский район"
Информация для проведения классного часа по истории Баганского района, статистические данные о национальном составе района....
Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района"
Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района". Проект - исследование с элементами творчества. Продукт проекта - Книжка - раскладушка представлена в Пр...
Приложение к Методической разработке "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района"
Представлены страницы книжки - раскладушки....
Классный час " Моя малая родина - Кунашакский район".
Разработка является сценарием проведения мероприятия. Ее основной целью является расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине». При этом работа решает и ряд частных методичес...
Иллюстрированный сборник "Моя малая родина - Адамовский район" (в двух частях)
В данном сборнике собран материал для проведения занятий с целью ознакомления школьников с историей Адамовского района, флорой и фауной Адамовского района. Большой интерес читателей вызовут разделы &q...