Моя малая родина - Амурский район.
классный час по окружающему миру (1 класс) по теме

Старчкова Светлана Геннадьевна

Занятие по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina_-_amurskiy_rayon.rar2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по краеведению «Моя малая родина»

Цель: формировать у учащихся стремление больше знать о своем  районе, посёлке.

Задачи: способствовать формированию чувства гордости за свой район, поселок;            

историческому наследию и традициям; способствовать развитию речи и                             памяти.

Подготовительная работа: выставка детских рисунков «Мой посёлок», изготовление аппликаций «Мой дом», карта посёлка (коллективная работа «Улицы, на которых мы живём), сбор фотографий прошлого посёлка из семейных архивов, беседы со старожилами посёлка.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Моя малая родина», рисунки, аппликации, фотографии, слайд-шоу «Литовко…Как всё начиналось», аудиозапись «С Днём рождения».

Ход занятия

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодняшнее занятие  мы начинаем с хорошего настроения. Я рада видеть улыбки на вашем лице.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего занятия, послушав стихотворение:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

Учитель: Догадались? Назовите тему нашего занятия. (Ответы детей)

- А что вам вспоминается, если звучит слово «родина»?(Ответы детей.)

- Да, каждому из нас вспоминается что-то своё: страна, свой край, район, посёлок, свой двор, дом, родные люди, школа, класс.

- Ребята, как называется наша страна? (Россия)

-А в каком крае вы живёте? (В Хабаровском)

- Кто знает как называется наш район? (Амурский)

- А в каком посёлке мы живём? (Литовко)

- Ребята, а что вы можете рассказать о районе в котором мы живём? (Ответы детей)

- А хотите больше узнать о нём? Давайте сегодня на занятии поговорим о нашей малой родине - Амурском районе и посёлке Литовко.(слайд №1)

Подготовленные  дети читают стихи:

Мирзоева Айсель:

На левобережье Амура, 
Где к берегу крут очень спуск,
 
На сопках, таежных, привольных.
 
Построен был город Амурск.
 

Кравец Марина:

А если посмотришь на карту – 
Литовко, Эльбан и Менгон.
 
Почти до Хабаровска к югу раскинут
 
Амурский район.

Севостьянов Валентин:

Люди различных профессий 
В Амурском районе живут.
 
Люди красивых профессий
 
Душу вложили в свой труд.

- Посмотрите на карту (слайд №2), это карта Амурского района, и мы с вами, и наши гости -  жители Амурского района.

- Я предлагаю вам найти на карте свой родной посёлок и подписать возле него первую букву своего имени. (Работа на интерактивной доске).

(-Канипов Максим, Маврина Валентина – пос.Форель; Севостьянов Валентин – пос.Санболи; Матвеев Дмитрий – р.18; Худякова Валентина – с.Украинка; остальные ребята – пос.Литовко)

 - В нашем классе учатся жители разных посёлков нашего района.

- Давайте познакомимся с символами нашего района. (слайд №3)

-Что изображено гербе? (Ответы детей)

 Учитель: Итальянская форма гербового щита желтого цвета. Вертикальное деление щита на две части: голубого и зеленого цвета (голубой цвет - цвет чистоты, благородства, символ воды и неба; зеленый цвет - цвет богатства, плодородия и изобилия, символ леса, земли). В центре щита расположено дерево – дуб золотого цвета, как символ возрождения, величества и процветания, движения вверх, к солнцу, к светлому будущему. Дуб в геральдике всегда был символом силы, мощи и возрождения. Ветви дерева обозначают административные образования района. По количеству их десять. Сплетаясь, они образуют мощный ствол, который ветвями поддерживает крону. Форма кроны - стилизованная карта Амурского района. У дерева хорошо развита корневая система. Это говорит о том, что есть силы необходимые для возрождения и процветания. Официальный герб дополняется ветвями лавра и кедра, как дерева дальневосточного происхождения.

Помимо этого, украшен декоративными лентами с надписью Амурский район и датой 1963 г. (Дата рождения Амурского района).

-Что изображено на флаге? (ответы детей)

Учитель: В основе цветового решения флага Амурского района лежат цвета (голубой и зеленый) флага Хабаровского края, в состав которого входит наш район. Флаг разделен на три горизонтальные полосы. Визуально предполагающие три стихии, а именно - воду, землю (лес) и воздух. В центре флага расположено золотое дерево – дуб как символ жизни, возрождения, величия и процветания - являющееся основной частью герба Амурского района.

-Ребята у Амурского района есть и свой гимн:

 Гимн Амурского района

"Наш Амурский район"

Наши земли раскинулись здесь,
На амурских, седых берегах.
Где желтеет тальник от жары,
А зима утопает в снегах.
Неприветливо встретил нас край,
Комарами и дикой тайгой.
Но настойчивый стук топоров над рекой
Разбудил вечно спящий покой.
Припев:

Процветай, наш район,
Наша жизнь, наша юность и слава.
В годы бед и побед бесконечно любя,
Мы гордимся и верим в тебя.
Вспоминать будут внуки потом

Как мы шли, прорубая леса.
Возводили развязки дорог
И заводов стальных корпуса.
Где зверей пролегала тропа -
Там опоры стеною стоят.
Провода, словно струны поющих гитар,
Над притихшей тайгою звенят.
Припев
Много вод унесёт наш Амур,
Сказки сказывать будут и были.
Но всегда будем помнить о том,
Как мы строили, жили, любили.
Героизму в России почёт,
Сила духа на зависть всем странам.
Так поклонимся низко до самой земли
Нашим славным седым ветеранам.
Припев

- Автором символов Амурского района является Суслов Виктор. (слайд № 4)

- Ребята кто из вас путешествовал по нашему району? (Ответы детей)

Посмотрите внимательно, въезжая на территорию Амурского муниципального района нас с вами встречает вот такой въездной знак. (слайд №5 )

- Наш район не очень большой, но в нём есть свои достопримечательности: ботанический сад в городе Амурске, где можно увидеть растения со всего мира. (слайд №6)

В нашем районе на озере Болонь затаился вулкан. (слайд №7)

Остров Ядасен (местные жители называют его Туф) - потухший вулкан на оз.Болонь. На острове Ядасен озера Болонь находилась чжурчженская крепость, а через сам остров пролегал путь шамана. Это редчайший в мире вулкан посреди пресноводного озера. Ученые считают, что через тысячу лет этот вулкан может проснуться. На западном берегу острова возвышается огромный камень с ярко выраженными чертами лица человека. Это так называемый Шаман-камень, место таинственных обрядов и поклонения духам озера. (слайд №8)

 На территории района расположен Болоньский заповедник, в котором взяты под охрану редкие животные и растения, да и вся природа нашего края прекрасна.

- Кому нравится наша природа? (Ответы детей)

- Давайте немного отдохнём. (Физминутка)

Горы у нас высокие (руки вверх)

Реки у нас широкие (руки в стороны)

Леса у нас шумные (махи руками из стороны в сторону)

Детки у нас умные (сели на места)

- Ребята, в Амурском районе 38 населённых пунктов. А как называется наш посёлок? (Литовко.)

- Что вы знаете про название нашего посёлка. (Ответы детей)  

- Посмотрите на экран, это фото Литовко А.Г., человека, именем которого назван наш посёлок. (слайд №9)

- Посмотрите, гостей посёлка встречает наш вокзал.(слайд №10)

- Станция Литовко появилась на карте России в 30-х годах прошлого столетия в ходе строительства железнодорожной линии Волочаевка 2 – Комсомольск-на-Амуре. Станцию проектировал инженер-изыскатель Александр Григорьевич Литовко, в честь которого она и названа. Проектировалась наша станция как узловая, с паровозным и вагонным депо, служебными базами пути и связи, большим топливным складом и экипировочным хозяйством и крупным жилым городком железнодорожников. Путешественнику, прибывшему на станцию Литовко, бросается в глаза огромное красивое здание вокзала. Вид вокзального здания показывает, какой предполагалась станция по замыслу ее устроителей, возможно, они мечтали построить город. Сегодня на красивом здании вокзала висит мемориальная доска: «Станция названа именем инженера-изыскателя

Александра Григорьевича Литовко».

30 мая 1996 года – чёрная дата в истории нашего посёлка, потому что произошёл пожар. Во время пожара сгорело 45 домов, которые были построены с основания посёлка и украшали его, без крова осталось 186 семей. Благодаря помощи краевой власти, в Литовко были построены новые дома, часть жителей расселили в другие районы и населённые пункты края, в том числе 17 семей получили жильё в г.Амурске.  Сегодня наш посёлок предстаёт взору гостей в новом своём обличии. (слайд №11)

 - Пожалуйста, покажите ваши работы, назовите улицу и дом в котором вы живёте.

- Ребята посмотрите на карту нашего посёлка - наш проект, покажите свою улицу, расскажите о названии вашей улицы.

- Сколько у нас домиков получилось - 16.

- Ребята, это всё настоящее нашего посёлка. А вы хотите на несколько минут оказаться в прошлом нашего посёлка, а как это сделать, ведь машину времени ещё не изобрели? Благодаря вам – исследователям это можно сделать. Большое спасибо всем семьям, которые предоставили фото из своих семейных архивов. Закройте глазки, представим, что мы в машине времени, считаем от 10 до 0, в путь. (Показ слайд-шоу «Литовко…Как всё начиналось»)

- Ребята, 1 февраля нашему району исполнится 50 лет, это юбилей, что мы можем пожелать нашему в району в его праздник? (слайд №12)(Ответы детей)

- А давайте испечём ему каравай. (Дети выходят к доске, крепко держатся за руки. Игра «Как на юбилей района испекли мы каравай…»)

- Ребята вы все граждане нашей огромной страны, которая называется как?(Россия)

- Мы с вами жители края, который называется? (Хабаровский)

- Мы живём в районе? (Амурском).

- В посёлке? (Литовко).

- Садитесь на место, нарисуйте на смайликах, как вы оцениваете нашу с вами работу. (Дети рисуют счастливые или грустные лица и показывают их всем присутствующим)

- Ребята, если вам понравилось наше занятие, и вы узнали, что-то  для себя новое, то поставьте эти цветы в вазу (учитель заранее приготовил яркие бумажные цветы).

- А кому мы можем подарить этот букет? (Всем жителям нашего района на юбилей).

- Наше занятие заканчивается, и помните, когда вы подрастёте, то в ваших силах сделать наш край, наш район, наш посёлок ещё лучше. 

-Закончить  занятие я хотела бы вот такими словами:

Процветай, наш район, 
Наша жизнь, наша юность и слава.
 
В годы бед и побед бесконечно любя,
 
Мы гордимся и верим в тебя.

Звучит аудиозапись «С Днём рождения тебя», дети берут воздушные шары и поздравляют Амурский муниципальный район с наступающим юбилеем под звучащую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина. Москва, район "Орехово-Борисово"

Презентация и сопроводительный текст к первому уроку 1.09.14г....

Классный час "Моя малая Родина - Дергачевский район"

Закрепить знания детей о родном посёлке (символика, достопримечательности, люди-земляки, животные ) ;- воспитывать чувство привязанности, любви к своей «малой родине»;- воспитывать любовь к природе ро...

Классный час "Моя малая Родина. Баганский район"

Информация для проведения классного часа по истории Баганского района, статистические данные о национальном составе района....

Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района"

Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района". Проект - исследование с элементами творчества.  Продукт проекта - Книжка - раскладушка представлена в Пр...

Классный час " Моя малая родина - Кунашакский район".

Разработка является сценарием проведения мероприятия. Ее основной целью является расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине». При этом работа решает и ряд частных методичес...

Иллюстрированный сборник "Моя малая родина - Адамовский район" (в двух частях)

В данном сборнике собран материал для проведения занятий с целью ознакомления школьников с историей Адамовского района, флорой и фауной Адамовского района. Большой интерес читателей вызовут разделы &q...