Урок окружающего мира по теме «Дорожные знаки»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Леонова Ольга Евгеньевна

Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okr.miru_.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 3 «А» классе по теме «Дорожные знаки»

Ход урока:

  1. Вхождение в деятельность.

1.- Вот  прозвенел звонок,        

Пора нам начинать урок!

Урок о мире, что царит

В пространстве улиц и дорог!

- Ребята, о каком мире на улицах и дорогах говорится в четверостишии?

(о правилах дорожного движения; о том, как соблюдают правила дорожного движения; о том, как ведут себя участники дорожного движения).

- Верно! Ребята, сегодня на уроке гости у нас не только учителя нашей школы. К нам сегодня пришел… (появляется мальчик в костюме Зебренка)

-Кто же это? (ученики хором – ЗЕБРЕНОК)

2. Зебренок: Я знаю, что вы, ребята, маленькие ЮИДовцы. Вот я и пришел узнать, как вы соблюдаете правила дорожного движения, не нарушаете ли вы мира на улицах и дорогах?

А в начале хочу рассказать вам об этом мире.  (слайд №1)

(Сообщение по теме «Мир на улицах и дорогах»:

По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.

Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.

Растут наши города, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.

Одно из основных условий безопасности движения: это выполнение правил дорожного движения – закона улиц и дорог.)

- Спасибо, Зебренок, за сообщение. Проходи, садись, будешь помогать ребятам осваивать свой дорожный мир!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, так кого мы можем назвать участниками дорожного движения?        (пешеходов, пассажиров, водителей)                 (слайд №2)

Посмотрите на три важных слова   (слайд №3 - Автомобиль. Дорога. Пешеход)

- Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим на уроке, ведь дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог нашей

безопасности.

Вспомните, пожалуйста, правила для пешеходов.       (ответы учащихся,

 слайд №4:

  1. Ходить по тротуару и никогда по проезжей части не ходить.
  2. Переходить улицу только там, где положено и никогда не переходить (и на перебегать) в неположенном месте.
  3. Переходить улицу только на зелёный свет.)

- А какие торжественные обещания пешеходов вы составили?

(учащиеся рассказывают сочиненные ими торжественные обещания пешеходов, которые они дают родителям)

Зебренок: А можно я задам ребятам вопрос?     (слайд №5:

У любого перекрёстка
    Нас встречает светофор.
И заводит очень просто

С пешеходом разговор.)

- О чём с нами разговаривает светофор?

(Ответы учащихся: Как правильно перейти дорогу)

- Молодцы, ребята! Правильно ответили Зебренку! А знаете ли вы какие бывают светофоры?

-На дорогах установлены транспортные светофоры.        (слайд №6)

Прочитайте правила, которые мы знаем с детства.

А также -  пешеходные светофоры.      (слайд7)

А знаете ли вы, как выглядел первый светофор раньше, 100 лет назад? Давайте посмотрим. Это первый светофор, который появился в Лондоне.                                                          (слайд №8)

- Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга,  поделённого на три равные части: красный, жёлтый, зелёный. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.        (слайд №9)

-Скажите, а кто такой регулировщик?

(Ответы учащихся). 

- Сегодня чаще их называют инспекторами  дорожно - патрульной службы.

                                                                                                   (слайд №10)

- Но, согласитесь,  на каждом километре нельзя поставить светофор или регулировщика. Значит, нам нужны какие-то еще помощники на дорогах.

III. Введение в тему.

  1. -Отгадайте загадку:

Днём и ночью, в дождь и стужу
На дороге несем службу.
Знают нас на всей планете
Взрослые и даже дети.
Если нас не соблюдать,
Можно сильно пострадать!

- Кто же они, эти неутомимые помощники?                              (слайд №11)

(Ответы учащихся – Дорожные знаки).                                   

- Верно! И как вы догадались, это и будет тема нашего урока.

(слайд № 12 – Тема урока: ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ).

2. Лексическая работа.

- А давайте определим значение слов «знак» и «дорожные знаки».

-Где мы сможем узнать значение этих слов?

-Работа с Толковым словарем. (Статью читает Антонова Софья –

стр. 231) 

3.Историческая справка.

-Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.

-Посмотрите на знаки разных стран.     (слайд 13 - Знаки разных стран)

- А знаете ли вы, что в 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г. Париже утверждены первые четыре дорожных знака.                         (слайд 14)

- Посмотрите, это старинные знаки, которые написаны по правилам правописания,  принятым в то далёкое время.

- Попробуйте прочитать название этих знаков.

(Перекрёсток, шлагбаум, двойной поворот, препятствие в виде насыпи и канавы)

IV. Работа по теме урока.

- Дорожные знаки делятся на несколько групп. (слайд №15 - Классификация)

1. Работа в группах.

- У вас на партах лежат карточки. Посовещайтесь и попробуйте определить, к какой группе знаков относится то или иное объяснение их значения. Соедините стрелками группы знаков и объяснение их значения.

Карточка.

Предупреждающие знаки

Не позволить 

Запрещающие знаки

Заранее известить, уведомить 

Предписывающие знаки

Сообщить, осведомить. Показать, назвать для сведения

Информационно-указательные знаки 

Предложить соблюдать что-нибудь. 

- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран. Все ли у вас так?

(Проверка по слайду -  (слайд №16)

Предупреждающие знаки

Запрещающие знаки

Предписывающие знаки

Информационно-указательные знаки

Заранее извещают, уведомляют.

Не позволяют.

Предлагают соблюдать что-нибудь.

Сообщают, осведомляют. Показывают, называют для сведения.

-Ребята, давайте  хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки.

-А теперь посмотрим, что же это за знаки.

2. Работа с учебником.

-Откройте учебник -  с.14.

-Итак, предупреждающие знаки.

Прочитаем о них в учебнике. (Чтение вслух)                (слайд №17)

- Так о чём нас предупреждают эти знаки?

-Само название этих знаков говорит нам: «Будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути».

- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?

- Назовите предупреждающие знаки.

- Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?

(Ответ учащихся - Знак “Дети”)

-Следующая группа запрещающие знаки.                (слайд №18) 

- Назовите запрещающие знаки.

- Прочитайте самостоятельно о них в учебнике -  с 15.

- Что скажите о запрещающих знаках?

(Ответы учащихся: эти знаки нам запрещают делать обгон, въезд и т. д. Они как будто говорят нам слово «нельзя».))

-Сформулируйте назначения знаков, используя слово «нельзя».

- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

- Ребята, посмотрите внимательно на экран.                 (слайд №19)

-Какие знаки вы видите?

- Инспектор дорожно – патрульной службы просит вас определить, что общего у предупреждающих и запрещающих знаков?

(Ответы учащихся - Они с красной каймой)

- Значит,  эти знаки очень важные. Они, как красный свет светофора, говорят: «Стой!»

- Какие знаки более строгие? Почему?

(Ответы учащихся  - Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.)

Зебренок:  Молодцы! Но что-то я устал. Очень хочется сделать привал в нашем длительном путешествии в мир улиц и дорог.

3.Физкультминутка.

- Конечно! Давайте отдохнем! А на привале принято петь походные песни. А у нас, у ЮИДовцев, есть своя песня, свой гимн ЮИДовцев. Споем его, ребята?!!

4. Продолжение знакомства со знаками.

-Продолжим разговор о дорожных знаках. Рассмотрим следующую группу знаков.                                                                                 (слайд №20)

- Это какие знаки?

Предписывающие знаки - они говорят: «Следуй строго предписанию».

-Назовите эти знаки.    

- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?

- Самостоятельно прочитайте о них в учебнике - с. 15 

- Найдите ответ в учебнике на вопрос: «Что означают знаки стрелок внутри синего круга»?

(Ответы учащихся - В какую сторону нужно двигаться)

- А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная?                 (слайд №21)

- Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название этой группе знаков.

(Ответы учащихся - Информационно-указательные знаки) 

 (Учитель берёт книгу “Правила дорожного движения”)

- В правилах дорожного движения от 20 ноября 2010 года произошли изменения, и эти знаки стали называться просто – информационными. Рассмотрим эти знаки. Назовите их.        (слайд №21- замена названия)

- Назови знаки сервиса?                             (слайд №22)

- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?

- Какого они цвета и формы?

(Ответы учащихся )

Обратить внимание детей на знак “Кемпинг”.

5.Словарная работа - что значит слово «кемпинг»?.

(Толковый словарь: Кемпинг – место для отдыха).

- Давайте сделаем вывод: На какие же группы делятся дорожные знаки?

 (Ответы учащихся )                                                                 (слайд №23)

6.- Достаньте, пожалуйста, свои проекты – «Мой безопасный маршрут в школу» и вспомните, какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?

(Ответы учащихся).

7.Работа в тетрадях.

- Откроем тетрадь – с. 10, задание 2.

-Прочитайте. Возьмите цветные карандаши. Раскрасьте  знаки.

- Сравните свои ответы со слайдом.                                 (слайд 24)

-Сигнальте мне, кто всё сделал без ошибок (дети работают с сигнальной карточкой).

- Скажите, к какой группе относится каждый знак?

-Молодцы!

V. Домашнее задание.

- Дома вам останется только закрепить полученные знания, прочитав материал учебника еще раз. А затем выполнить в тетради задание № 1, 3, 4 на странице 8.  Запишите, пожалуйста, в дневник.                   (слайд 25)                 

VI. Игра “Помоги инспектору установить дорожные знаки”.

- А мы продолжаем. Оказывается, наш Зебренок получил от инспектора дорожно – патрульной службы задание, но боится, что не справится с ним один. Поможем, ребята?                                                     (слайд 26–33)

(1. Подача звукового сигнала запрещена;

2. Въезд запрещен;

3. Велосипедная дорожка;

4. Пешеходный переход.)

- Ребята! Внимание! Инспектор дорожно – патрульной службы предупреждает. Посмотрите на экран!

(5. Отдых.  Кемпинг;

6. Обгон запрещен;

7. Скользкая дорога.)

-Для чего нужны дорожные знаки? Можно ли обойтись и без них?

- Давайте сделаем вывод.  Посмотрите на экран.                       (слайд №34)                  (Вывод: лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – строго соблюдать Правила дорожного движения!

VII. Творческое задание. Работа в группах.

Зебренок: Ребята, мне очень хочется, чтобы вы придумали и представили свой новый дорожный знак. Нарисуйте его и скажите, к какой группе он относится. А также объясните его значение.                              (слайд №35)                 

(Учащиеся выполняют по группам свое творческое задание. Затем каждая группа защищает свой проект.)

-Зебренок, ты доволен новыми знаками?

-Как ты думаешь, примут их на вооружение дорожно - патрульные службы?

Зебренок:  Конечно! Я с удовольствием отнесу их в ГИБДД. Возможно, скоро мы эти знаки увидим в новом сборнике «Правила дорожного движения».

VIII. Рефлексия. Тест.

-Ребята, вам понравился сегодняшний урок?

- Всем ли было интересно?

-Узнали ли вы для себя что-то новое? Что именно?

-Все ли дорожные знаки усвоили?

-Вот сейчас мы это и проверим! Приготовьте сигнальные карточки – светофоры. Тест «Верно ли утверждение?»  Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.

Тест

1. Дорожные знаки разные в каждой стране.

Да; Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.

Да; Нет.

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Да; Нет.

4. Сервис – это обслуживание.

Да; Нет.

5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?

Да; Нет.

6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Да; Нет.

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.

Да; Нет.

-Молодцы! Я, Зебренок и наши гости, я думаю ,остались довольны вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Мы надеемся, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, и среди вас не будет нарушителей Правил дорожного движения.

                                                                           (слайд№36)                 

Предполагаемые результаты работы учащихся.

Примеры новых дорожных знаков:

  1. «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.
  2. «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.
  3. «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.
  4. «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.
  5. «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки.
  6. «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки"

Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: карточки с дорожными знаками, с названиями групп дорожных знаков; геометрические фигуры с особенностями внешнего вида каждой группы дорожных знак...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дорожные знаки".

Мною представлена презентация к  уроку окружающего мира на тему «Дорожные знаки».Цели презентации: расширить и систематизировать знания учащихся третьего класса о группах дорожных знаков, их назн...

Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки" 3 класс

Урок проводится в 3 классе с использованием учебно лабораторного оборудования...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" (3 класс)

В данном материале представлен конспект урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" (3 класс), УМК "Школа Росии"...

Урок окружающего мира. 3 класс. Дорожные знаки.

Конспект урока с презентацией....

Урок окружающего мира по теме "Дорожные знаки"

Здесь представлен конспект урока "Дорожные знаки"....