Урок окружающего мира по теме «Дорожные знаки»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okr.miru_.docx | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира в 3 «А» классе по теме «Дорожные знаки»
Ход урока:
- Вхождение в деятельность.
1.- Вот прозвенел звонок,
Пора нам начинать урок!
Урок о мире, что царит
В пространстве улиц и дорог!
- Ребята, о каком мире на улицах и дорогах говорится в четверостишии?
(о правилах дорожного движения; о том, как соблюдают правила дорожного движения; о том, как ведут себя участники дорожного движения).
- Верно! Ребята, сегодня на уроке гости у нас не только учителя нашей школы. К нам сегодня пришел… (появляется мальчик в костюме Зебренка)
-Кто же это? (ученики хором – ЗЕБРЕНОК)
2. Зебренок: Я знаю, что вы, ребята, маленькие ЮИДовцы. Вот я и пришел узнать, как вы соблюдаете правила дорожного движения, не нарушаете ли вы мира на улицах и дорогах?
А в начале хочу рассказать вам об этом мире. (слайд №1)
(Сообщение по теме «Мир на улицах и дорогах»:
По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.
Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.
Растут наши города, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.
Одно из основных условий безопасности движения: это выполнение правил дорожного движения – закона улиц и дорог.)
- Спасибо, Зебренок, за сообщение. Проходи, садись, будешь помогать ребятам осваивать свой дорожный мир!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, так кого мы можем назвать участниками дорожного движения? (пешеходов, пассажиров, водителей) (слайд №2)
Посмотрите на три важных слова (слайд №3 - Автомобиль. Дорога. Пешеход)
- Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим на уроке, ведь дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог нашей
безопасности.
Вспомните, пожалуйста, правила для пешеходов. (ответы учащихся,
слайд №4:
- Ходить по тротуару и никогда по проезжей части не ходить.
- Переходить улицу только там, где положено и никогда не переходить (и на перебегать) в неположенном месте.
- Переходить улицу только на зелёный свет.)
- А какие торжественные обещания пешеходов вы составили?
(учащиеся рассказывают сочиненные ими торжественные обещания пешеходов, которые они дают родителям)
Зебренок: А можно я задам ребятам вопрос? (слайд №5:
У любого перекрёстка
Нас встречает светофор.
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.)
- О чём с нами разговаривает светофор?
(Ответы учащихся: Как правильно перейти дорогу)
- Молодцы, ребята! Правильно ответили Зебренку! А знаете ли вы какие бывают светофоры?
-На дорогах установлены транспортные светофоры. (слайд №6)
Прочитайте правила, которые мы знаем с детства.
А также - пешеходные светофоры. (слайд7)
А знаете ли вы, как выглядел первый светофор раньше, 100 лет назад? Давайте посмотрим. Это первый светофор, который появился в Лондоне. (слайд №8)
- Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга, поделённого на три равные части: красный, жёлтый, зелёный. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. (слайд №9)
-Скажите, а кто такой регулировщик?
(Ответы учащихся).
- Сегодня чаще их называют инспекторами дорожно - патрульной службы.
(слайд №10)
- Но, согласитесь, на каждом километре нельзя поставить светофор или регулировщика. Значит, нам нужны какие-то еще помощники на дорогах.
III. Введение в тему.
- -Отгадайте загадку:
Днём и ночью, в дождь и стужу
На дороге несем службу.
Знают нас на всей планете
Взрослые и даже дети.
Если нас не соблюдать,
Можно сильно пострадать!
- Кто же они, эти неутомимые помощники? (слайд №11)
(Ответы учащихся – Дорожные знаки).
- Верно! И как вы догадались, это и будет тема нашего урока.
(слайд № 12 – Тема урока: ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ).
2. Лексическая работа.
- А давайте определим значение слов «знак» и «дорожные знаки».
-Где мы сможем узнать значение этих слов?
-Работа с Толковым словарем. (Статью читает Антонова Софья –
стр. 231)
3.Историческая справка.
-Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.
-Посмотрите на знаки разных стран. (слайд 13 - Знаки разных стран)
- А знаете ли вы, что в 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г. Париже утверждены первые четыре дорожных знака. (слайд 14)
- Посмотрите, это старинные знаки, которые написаны по правилам правописания, принятым в то далёкое время.
- Попробуйте прочитать название этих знаков.
(Перекрёсток, шлагбаум, двойной поворот, препятствие в виде насыпи и канавы)
IV. Работа по теме урока.
- Дорожные знаки делятся на несколько групп. (слайд №15 - Классификация)
1. Работа в группах.
- У вас на партах лежат карточки. Посовещайтесь и попробуйте определить, к какой группе знаков относится то или иное объяснение их значения. Соедините стрелками группы знаков и объяснение их значения.
Карточка.
Предупреждающие знаки | Не позволить |
Запрещающие знаки | Заранее известить, уведомить |
Предписывающие знаки | Сообщить, осведомить. Показать, назвать для сведения |
Информационно-указательные знаки | Предложить соблюдать что-нибудь. |
- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран. Все ли у вас так?
(Проверка по слайду - (слайд №16)
Предупреждающие знаки | Запрещающие знаки | Предписывающие знаки | Информационно-указательные знаки |
Заранее извещают, уведомляют. | Не позволяют. | Предлагают соблюдать что-нибудь. | Сообщают, осведомляют. Показывают, называют для сведения. |
-Ребята, давайте хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки.
-А теперь посмотрим, что же это за знаки.
2. Работа с учебником.
-Откройте учебник - с.14.
-Итак, предупреждающие знаки.
Прочитаем о них в учебнике. (Чтение вслух) (слайд №17)
- Так о чём нас предупреждают эти знаки?
-Само название этих знаков говорит нам: «Будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути».
- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?
- Назовите предупреждающие знаки.
- Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?
(Ответ учащихся - Знак “Дети”)
-Следующая группа – запрещающие знаки. (слайд №18)
- Назовите запрещающие знаки.
- Прочитайте самостоятельно о них в учебнике - с 15.
- Что скажите о запрещающих знаках?
(Ответы учащихся: эти знаки нам запрещают делать обгон, въезд и т. д. Они как будто говорят нам слово «нельзя».))
-Сформулируйте назначения знаков, используя слово «нельзя».
- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?
- Ребята, посмотрите внимательно на экран. (слайд №19)
-Какие знаки вы видите?
- Инспектор дорожно – патрульной службы просит вас определить, что общего у предупреждающих и запрещающих знаков?
(Ответы учащихся - Они с красной каймой)
- Значит, эти знаки очень важные. Они, как красный свет светофора, говорят: «Стой!»
- Какие знаки более строгие? Почему?
(Ответы учащихся - Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.)
Зебренок: Молодцы! Но что-то я устал. Очень хочется сделать привал в нашем длительном путешествии в мир улиц и дорог.
3.Физкультминутка.
- Конечно! Давайте отдохнем! А на привале принято петь походные песни. А у нас, у ЮИДовцев, есть своя песня, свой гимн ЮИДовцев. Споем его, ребята?!!
4. Продолжение знакомства со знаками.
-Продолжим разговор о дорожных знаках. Рассмотрим следующую группу знаков. (слайд №20)
- Это какие знаки?
Предписывающие знаки - они говорят: «Следуй строго предписанию».
-Назовите эти знаки.
- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?
- Самостоятельно прочитайте о них в учебнике - с. 15
- Найдите ответ в учебнике на вопрос: «Что означают знаки стрелок внутри синего круга»?
(Ответы учащихся - В какую сторону нужно двигаться)
- А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? (слайд №21)
- Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название этой группе знаков.
(Ответы учащихся - Информационно-указательные знаки)
(Учитель берёт книгу “Правила дорожного движения”)
- В правилах дорожного движения от 20 ноября 2010 года произошли изменения, и эти знаки стали называться просто – информационными. Рассмотрим эти знаки. Назовите их. (слайд №21- замена названия)
- Назови знаки сервиса? (слайд №22)
- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?
- Какого они цвета и формы?
(Ответы учащихся )
Обратить внимание детей на знак “Кемпинг”.
5.Словарная работа - что значит слово «кемпинг»?.
(Толковый словарь: Кемпинг – место для отдыха).
- Давайте сделаем вывод: На какие же группы делятся дорожные знаки?
(Ответы учащихся ) (слайд №23)
6.- Достаньте, пожалуйста, свои проекты – «Мой безопасный маршрут в школу» и вспомните, какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?
(Ответы учащихся).
7.Работа в тетрадях.
- Откроем тетрадь – с. 10, задание 2.
-Прочитайте. Возьмите цветные карандаши. Раскрасьте знаки.
- Сравните свои ответы со слайдом. (слайд 24)
-Сигнальте мне, кто всё сделал без ошибок (дети работают с сигнальной карточкой).
- Скажите, к какой группе относится каждый знак?
-Молодцы!
V. Домашнее задание.
- Дома вам останется только закрепить полученные знания, прочитав материал учебника еще раз. А затем выполнить в тетради задание № 1, 3, 4 на странице 8. Запишите, пожалуйста, в дневник. (слайд 25)
VI. Игра “Помоги инспектору установить дорожные знаки”.
- А мы продолжаем. Оказывается, наш Зебренок получил от инспектора дорожно – патрульной службы задание, но боится, что не справится с ним один. Поможем, ребята? (слайд 26–33)
(1. Подача звукового сигнала запрещена;
2. Въезд запрещен;
3. Велосипедная дорожка;
4. Пешеходный переход.)
- Ребята! Внимание! Инспектор дорожно – патрульной службы предупреждает. Посмотрите на экран!
(5. Отдых. Кемпинг;
6. Обгон запрещен;
7. Скользкая дорога.)
-Для чего нужны дорожные знаки? Можно ли обойтись и без них?
- Давайте сделаем вывод. Посмотрите на экран. (слайд №34) (Вывод: лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – строго соблюдать Правила дорожного движения!
VII. Творческое задание. Работа в группах.
Зебренок: Ребята, мне очень хочется, чтобы вы придумали и представили свой новый дорожный знак. Нарисуйте его и скажите, к какой группе он относится. А также объясните его значение. (слайд №35)
(Учащиеся выполняют по группам свое творческое задание. Затем каждая группа защищает свой проект.)
-Зебренок, ты доволен новыми знаками?
-Как ты думаешь, примут их на вооружение дорожно - патрульные службы?
Зебренок: Конечно! Я с удовольствием отнесу их в ГИБДД. Возможно, скоро мы эти знаки увидим в новом сборнике «Правила дорожного движения».
VIII. Рефлексия. Тест.
-Ребята, вам понравился сегодняшний урок?
- Всем ли было интересно?
-Узнали ли вы для себя что-то новое? Что именно?
-Все ли дорожные знаки усвоили?
-Вот сейчас мы это и проверим! Приготовьте сигнальные карточки – светофоры. Тест «Верно ли утверждение?» Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.
Тест
1. Дорожные знаки разные в каждой стране.
Да; Нет.
2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.
Да; Нет.
3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
Да; Нет.
4. Сервис – это обслуживание.
Да; Нет.
5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?
Да; Нет.
6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.
Да; Нет.
7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.
Да; Нет.
-Молодцы! Я, Зебренок и наши гости, я думаю ,остались довольны вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Мы надеемся, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, и среди вас не будет нарушителей Правил дорожного движения.
(слайд№36)
Предполагаемые результаты работы учащихся.
Примеры новых дорожных знаков:
- «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.
- «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.
- «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.
- «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.
- «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки.
- «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки"
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: карточки с дорожными знаками, с названиями групп дорожных знаков; геометрические фигуры с особенностями внешнего вида каждой группы дорожных знак...
Урок окружающего мира по теме "Чтобы бы путь был счастливым. Дорожные знаки" для 3 класса
Данный материал предназначен для учащихся 3 класса. ...
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дорожные знаки".
Мною представлена презентация к уроку окружающего мира на тему «Дорожные знаки».Цели презентации: расширить и систематизировать знания учащихся третьего класса о группах дорожных знаков, их назн...
Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки" 3 класс
Урок проводится в 3 классе с использованием учебно лабораторного оборудования...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" (3 класс)
В данном материале представлен конспект урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" (3 класс), УМК "Школа Росии"...
Урок окружающего мира. 3 класс. Дорожные знаки.
Конспект урока с презентацией....
Урок окружающего мира по теме "Дорожные знаки"
Здесь представлен конспект урока "Дорожные знаки"....