Конспект урока по окружающему миру "В сосновом лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кокорина Наталья Борисовна

конспект урока по окружающему миру по программе Планета знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока   окружающего мира  для  2   класса,   УМК  «Планета

знаний» 

Цель урока:  познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.  

Задачи:

Планета знаний 2 класс. Окружающий мир  «В сосновом лесу».

Кравцова Татьяна Васильевна, зам. директора по УР,  методист государственного

бюджетного  образовательного  учреждения  среднего  профессионального

образования Ростовской области «Константиновский педагогический колледж»,  

г. Константиновск

 

Тема урока:  «В сосновом лесу»

Цель урока:  познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.  

Задачи:

 -  проверить уровень усвоения знаний о  лесном озере;

 -  изучить особенности растительного и животного мира   соснового леса;

 -  развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память,

связную речь;

- воспитывать интерес к явлениям природы,  формировать экологическую  культуру

учащихся.

Оборудование:   учебники, рабочие тетради, мультимедиа комплекс, презентация.

Литература:  Учебник Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.  «Окружающий мир» «Планета

знаний», рабочая  тетрадь.

 

Ход урока

 

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

   На нашем уроке нас ожидает много нового и интересного.

II. Проверка домашнего задания  

1.   Беседа о лесном озере

Слайд 1

-  Начнём    наш  урок  с  проверки  домашнего  задания.  Я  предлагаю  вам  ответить  на  

вопросы.   Напоминаю, что нельзя выкрикивать, нужно давать полные ответы.  

- Откройте учебник на с. 45.-  Какие растения дети увидели у лесного озера?

- Какие животные обитают в озере?

- Как эти животные приспособлены к жизни в воде?

- Какие рыбы еще встречаются в  озерах?

-  Откройте учебник на с. 46.  Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде?

Объясните, как вы определили?

- Сравните клювы птиц. Как вы думаете, почему у цапли и журавля длинные клювы?

- Обратите внимание на рисунки на с.47 Кого поймал Петя? Сравните лягушку и

жабу?

- Если бы у вас был подводный костюм, что бы вы увидели в  лесном озере?

-  Спасибо, вы  хорошо усвоили материал о лесном озере.

2.  Выполнение задания:  «О каком животном лесного озера идет речь»

 Слайд 2

- У вас на  столах лежат карточки с  заданием, возьмите их, подпишите    в верхнем

правом углу.  Прочитайте  внимательно, сейчас вы  по описанию узнаете животное,

которое  обитает  в  лесном  озере.    Вам  нужно  на  пустой  строке  написать  название

животного. На эту работу вам отводиться   три минуты. Приступайте.  

- Я проверю ваши работы, а учитель озвучит оценки на следующем уроке.

1.   Эти животные обитают под водой. Задние ноги у них плоские и длинные, похожи

на весла. Они прожорливые хищники, поедают насекомых, мальков и

головастиков.

2.   Кожа у этого животного грязно-зеленого цвета. Питается насекомыми. Имеет

плавательные перепонки на задних ногах, издает неприятные звуки.

3.   У    этого  насекомого    голубое    с  коричневыми  пятнами  брюшко  и  большие

прозрачные  крылья.  По  бокам  ее  головы  большие  выпуклые  глаза,  каждый  из

которых  состоит  из  нескольких  тысяч  отдельных  глазков.    Свою  добычу  

схватывает и съедает на лету. Приносят пользу: они истребляют личинки комаров

и жуков-плавунцов.  

4.    Их  можно  обнаружить  на  дне    озера.    Своим  передним  концом  медленно

закапываются в песок и медленно ползают по дну, оставляя за собой характерные

борозды.    Питание    происходит  одновременно  с  ее  дыханием.    Моллюск  

заглатывает    мелкие  организмы,  загоняя  в  свое  ротовое  отверстие  при  помощи

двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.

 

III. Изучение нового материала

1. Сообщение  темы урока

- Вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побывали у лесного озера.

Узнали о его обитателях. Но озеро находилось в лесу. А что такое лес?

- Как вы его себе представляете (где много деревьев).

- А какие деревья растут в лесу? (клен, осина, береза, ель, сосна)

- А как называется лес, где растут разные деревья  (смешанный лес).

- Как называется лес, где растут березы? (березовая роща)

- Как называется лес, где растут одни ели? Какой это лес? (хвойный)

- А как вы думаете, как будет называться лес, где растут одни сосны? (сосновый бор)

Сегодня мы с вами отправимся в такой лес.

Слайд 3

1.  Рассказ учителя о  сосне

 -    Сегодня  мы  познакомимся  с  удивительным  природным  сообществом,  мы

отправимся  в сосновый лес. Послушайте рассказ о сосне и скажите, почему сосна –

удивительное дерево.

  Сосна  —  удивительное  дерево.  Растет  она  и  на  болотах,  и  на  песках.  Влаги

потребляет  немного,  и  самое  главное  —  умеет  ею  пользоваться,  т.е.  испаряет

экономно.  Растет  она  быстро,  не  боится  ни  заморозков,  ни  ветра,  живет  долго.

Густая,  длинная  хвоя  задерживает  мириады  снежинок.  В  снежной  шубе  веткам  не

холодно.  Но  иногда  эта  шуба  приносит  гибель  соснам.  Под  тяжестью  снега  ствол

дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем.  

Сосна  светолюбивое  растение.  Она  быстро  тянется  к  свету,  поэтому  ствол  у  нее

ровный  и  гладкий.  Ветки  расположены  на  самой  верхушке.  Внизу  ствол  покрыт

коричневой  корой.  Вверху  кора  красная.  Хвоинки  у  сосны  держатся  на  ветках  2-3

года, постепенно сменяя друг друга. Семена созревают в шишках.

 - Почему сосна – удивительное дерево?

- Какую беду может принести соснам зимняя шуба из снега?

- Почему  ветки  у сосны расположены на макушке?

2. Беседа о лесной столовой

Слайд 4

- Сосна  служит  лесной  столовой  многим  животным,  обитающим  в  сосновом  лесу.

Хвоей сосны – питаются птицы: рябчик и  глухарь. Кору  поедают лось, жук короед,

заяц-беляк.

- Откройте учебник на с.49. Давайте прочитаем, кто же еще может найти пищу под

корой сосны. Читай……

- Кто же питается насекомыми, обитающими под корой?

- Как дятел приспособлен к этому способу питания?

- Как можно назвать дятла? (лесной санитар)

- Какую пользу он приносит?

А еще под сосной и елью можно встретить небольшие кустарнички. Как они

называются? (голубика, черника, брусника)  

Слайд 5

-  Голубика,  черника  и  брусника  это  еще  и  сладкая  аптека.  Ни  одна  ягода  не

сравнится  с    этими  северными  ягодами.  Вот,  например,  черника  помогает

восстановить  зрение,  (Слайд  6)  а  клюкву,  растущую  на  болоте,  даже  называют

северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

Слайд 7  Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У

него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют

внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

- Какой гриб растет под сосной? (подосиновик)  Слайд 8  Кто питается грибами?

(белки, лоси)

Слайд 9

- Кто же обедает в лесной столовой на сосне?

- Кто поедает хвою сосны?

- Кто питается корой сосны?

- Какую пользу приносят дятлы?

- Какие ягоды составляют сладкую аптеку?

3. Практическая работа

Слайд 10

- Рассмотрите веточки сосны и ели. Сравните хвоинки. Какие они у сосны?  А какие

у  ели?  Подойди  …….,  потрогай  веточки,  сравни  их  на  ощупь.  Давайте  сравним

шишки сосны и  ели.  Какая  шишка у  сосны?  Какая шишка  у ели?  Какие животные

питаются семенами еловых шишек?

- Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей.

Слайд 11

Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с

песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами

шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и

они  не  в  состоянии  вылущить  холодную  шишку  до  конца.  Весной,  когда  снег

растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты.

Слайд 12

 Любят  посещать  еловую  столовую  дятлы,  синицы,  глухари,  рябчики,  тетерева  и

куропатки.

- Почему  условия  жизни  в  сосновом  лесу  отличаются  от  условий  жизни  в  еловом

лесу?

- Слайд 13

Откройте учебник на с. 49. Рассмотрите сосну, выросшую в лесу, и сосну на опушке

леса.    Чем  они  отличаются?  Почему?  Сосны,  выросшие  на  опушке  леса,  имеют

длинный  прямой  ствол,  их  называют  корабельными,  так  как  раньше  они  шли  на

обшивку кораблей.

4. Рассказ учителя о пользе растений

- Слайд 14 Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту,

чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто

чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые

шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с

ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы  имеем  возможность  отдохнуть  в  тени  этих  деревьев,  подышать  свежим

воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.

Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого».  

- Давайте подумаем, почему?  

- Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется?

- А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).  

Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди  пользуются  щедростью  этих  деревьев.  С  давних  времен  использовали  люди

сосновую и еловую древесину.  

- Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей).

     Слайд 15

Древесиной  называют  спиленное  дерево.  Из  сосновой  и  еловой  древесины  делают

мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из

сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема,

церкви,  колодцы,  мельницы,  посуду.  А  еще  корабли.  Много-много  лет,  скрипки,

сделанные  в  старину  из  еловой  древесины,  зачаровывают  своим  голосом

слушателей.

    И  птицам,  и  зверям,  и  растениям,  и  человеку  служат  сосны.  А  взамен  просят

только одного: не обижать их, не ломать веток.  

  Слайд 16

 В  наше  время  многие  люди  во  время  новогодних  праздников  отказываются  от

использования  живых  елей  и  сосен.  Вместо  живых  деревьев  используют

искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но

не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят

в  домах  наряженные,  а  после  того,  как  праздничные  дни  заканчиваются,  с  этих

деревьев  снимают  игрушки  и  высаживают  из  горшков  в  парках,  во  дворах,  на

улицах.

- Как люди используют сосну?

5. Анализ стихотворения

- Слайд 17

Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».

 Мне елку купили!

 Мне елку купили  

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе  

Хорошие дяди, веселые тети.  

Скорей приходите,

Скорей поглядите  

На елку из тонких серебряных нитей:  

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,  

Задень - И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,  макушкой кивая.  

Кому? Никому! Просто — ветру, метели,  

Такой же красивой неспиленной ели!

- О какой елке идет речь в стихотворении?

- Почему радуется ребенок?

- Почему радуется лесная елка?

         Слайд 18

 Динамическая пауза  2 раза

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

IV. Закрепление материала, изученного на уроке

     1. Работа в рабочих тетрадях  

Слайд 19

- Ребята, откройте рабочие тетради на с.27,  давайте выполним задание 46, 47,48.

   2. Игра «Можно - нельзя»

- Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?»

Написал его С.Маршак. Послушаем:

Берете книгу и тетрадь

Садитесь вы за стол

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришел

Недаром пахнет он сосной

Пришел он из глуши лесной

Вот этот стол – сосновый стол

К нам из лесу пришел.

 -  Откуда стол к нам пришел?

 -  Из какого дерева он сделан? (из сосны)

 - А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы

пришли к нам из лесу? Правильно,  стол,  за которым мы сидим, кровать, на

которой мы спим, тетради, на которых мы пишем, карандаши, которыми мы

рисуем.  

- Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев.

Нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.  

Поиграем в игру «Можно - нельзя» (дети отвечают хором).

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

 Слайд 20 - Как вы понимаете пословицу: «Много леса – не губи, мало леса – береги,

нет леса – посади»?

 V. Домашнее задание. Рефлексия. Итог урока  

  Слайд 21

- Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете

текст учебника на с.48-49 и ответите на вопросы на с. 49.  

Слайд 22

- С каким природным сообществом мы познакомились?  

- Какие растения растут    в сосновом лесу?

- Какие животные  встречаются в  этом природном сообществе?

- Как животные приспособились к жизни в  сосновом лесу?

- Почему  сосновый лес – это природное сообщество?

- Послушайте звуки соснового леса. Каких обитателей вы узнали?

 - Кто является санитаром  соснового леса?

-  Чем отличается сосновый лес от елового?

-  Как мы с вами должны относиться к лесу?

- Сегодня на уроке  активно  работали ……….(оценки)

На этом наш урок закончен. До свидания. Можете готовиться к следующему уроку. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Урок окружающего мира по теме: "В сосновом лесу". 2-й класс УМК Планета знаний

Цель: познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.Задачи:- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.- Развивать мышление, память;- обучать сравнению сосны и е...

Конспект учебного занятия по окружающему миру во 2 а классе «В сосновом лесу». УМК «Планета знаний»

Конспект учебного занятия  по окружающему миру  во 2 а  классе «В сосновом лесу».  УМК «Планета знаний»...

Конспект урока окружающего мира "Значение лесов" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Значение лесов» Цели деятельности учителя:            Формирование знаний о...

Конспект урока окружающего мира «Значение лесов» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование знаний о значении лесов для природы и для жизни человека  Планируемые результаты:Предметные:Уметь использовать полученные знания при выполнении практических...

Конспект урока окружающего мира "Животные леса"

Дети узнают, какие животные живут в лесу....

Конспект урока окружающего мира "Животные леса весной"

Конспект урока окружающего мира об изменениях в жизни лесных животных весной. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....