Программа. Окружающий мир. 4 кл. Перспектива
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 4 «А» класса
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 527
Невского района Санкт-Петербурга
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Составитель: Боболоева Юлия Цыбикжаповна,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2018 год
Программа включает разделы:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам учебного предмета (курса);
- планируемые результаты освоения учебного предмета (курса);
- формы контроля и учета достижений обучающихся;
- критерии оценивания обучающихся;
- перечень учебно-методического обеспечения, ИКТ и ЭОР;
- тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.
- Пояснительная записка
Нормативно-правовая база образовательной программы.
Нормативно-правовой основой разработки и существования основной
образовательной программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N2765-р.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004
года №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования". - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993). - Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N453 (в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2015 N296).
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 527 (утвержден распоряжением КО Санкт-Петербурга от 12.11.2014г № 5037-р).
Статус учебной программы:
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, контрольных и практических работ выполняемых учащимися.
Функции программы:
- нормативная (рабочая программа – документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, а также определяется график диагностических и контрольных работ);
- информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);
- методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету (курсу), используемые методы, образовательные технологии);
- организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия использование средств обучения);
- планирующая (регламентирует требования к выпускнику на всех этапах обучения).
Адресность образовательной программы
Образовательная программа составлена для обучающихся 4 класса с опорой на программу, разработанную А. А. Плешаковым, М. Ю. Новицкой.
Начальное общее образование обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ начального общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Характеристика обучающихся, которым адресованы образовательные программы.
Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Состояние здоровья обучающихся: I-III группы здоровья
Продолжительность освоения образовательной программы: 1 год
Программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее –ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования, с учётом типа организации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы с учетом программы развития ОУ
Цели изучения предмета «Окружающий мир»:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, природой и обществом;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительное отношение к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного курса в Учебном плане ОУ.
В 4 классе на изучение окружающего мира отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
II. Содержание предметного курса
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Практическая работа | Проект | Контрольная работа |
1 | Мы - граждане единого Отечества | 12 | 1 | 3 | 1 |
2 | По родным просторам | 20 | 2 | 2 | 1 |
3 | Путешествие по Реке времени | 27 | 3 | 2 | 1 |
4 | Мы строим будущее России | 9 | - | 1 | 2 |
ИТОГО: | 68 | 6 | 8 | 5 |
1. Мы – граждане единого Отечества – 12 ч.
Общество – это мы!
Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и интересы – основа объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности российского общества. Значение понятий «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник».
Российский народ.
Российский народ, как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежде на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).
Конституция России.
Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.
Права ребенка.
Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН.
Государственное устройство России.
Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституции страны. Три ветви государственной власти.
Российский союз равных.
Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России.
Государственная граница России.
Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире.
Путешествие за границу России.
Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность.
Сокровища России и их хранители.
Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России.
Творческий союз.
Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.
2. По родным просторам – 20 ч
Карта – наш экскурсовод.
Физическая карта России. Россия – самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).
По равнинам и горам.
Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
В поисках подземных кладовых.
Полезные ископаемые России их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Бережное отношение к полезным ископаемым. Нефть и природный газ – важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.
Наши реки.
Реки России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.
Озера – краса России.
Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озера нашей страны.
По морским просторам.
Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Черного морей.
С севера на юг.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.
В ледяной пустыне.
Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.
В холодной тундре.
Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе.
Среди лесов.
Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах.
В широкой степи.
Лесостепь, как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность в зоне степей и её экологические последствия.
В жаркой пустыне.
Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе.
У теплого моря.
Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи – главная здравница страны.
Мы – дети родной земли.
Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.
В содружестве с природой.
Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания.
Как сберечь природу России.
Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России.
По страницам Красной книги.
Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.
По заповедникам и национальным паркам.
Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны.
3. Путешествие по Реке времени - 28 ч
В путь по Реке времени.
Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.
Путешествуем с археологами.
Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Олень — золотые рога: археологические находки из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку.
В туть по страницам летописи.
«Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников.
Истоки древней Руси.
Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения древней Руси.
Мудрый выбор.
Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России.
Наследница Киевской Руси.
Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.
Москва — преемница Владимира.
Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле.
Начало Московского царства. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси.
Подвижники Руси и землепроходцы.
Деяния соотечественников в ХVI—ХVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека.
На пути к единству.
События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина.
Начало Российской империи.
Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра 1. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.
«Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, АВ. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества» «общее благо» как культурная ценность.
Отечественная война 1812 года.
Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. МИ. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.
Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа.
Великий путь.
Российская империя в ХIХ в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности ХIХ в.
Золотой век театра и музыки.
Развитие театрального и музыкального искусства России в ХIХ – начале ХХ в. Создание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов ФИ. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала ХХ в.
Расцвет изобразительного искусства и литературы.
Развитие изобразительного искусства и литературы России в ХIХ – начале ХХ в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно – нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.
В поисках справедливости.
События в истории России начала ХХ в.: участие страны Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в российском обществе начала ХХ в. как результат этих событий.
Век бед и побед.
СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности, для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
«Вставай, страна огромная!»
Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.; внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад — освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества.
Трудовой фронт России.
Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны, Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.
«Нет в России семьи такой...»
Семейная память — основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.
После Великой войны.
Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников впервые послевоенные годы. Важное значение, духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.
Достижения 1950—1970-х гг.
Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.
4. Мы строим будущее России – 8 ч
Современная Россия.
Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии ХХI в. Преобразования в экономической, политической, социально жизни страны за этот период.
«Хороша честь, когда есть, что есть».
Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.
Умная сила России.
Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан — залог благополучия России.
Светлая душа России.
Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире.
Начни с себя!
Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося, будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
новая социальная роль ученика, нормы и правила школьной жизни;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общество; осознание своей этнической принадлежности, ценностей многонационального общества;
готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
навыки адаптации в мире;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;
понимание и сопереживание чувствам других людей;
установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
вьделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать свои высказывания; планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу ею реализации;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
Обучающийся научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов и пр.);
выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественных и познавательных);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным Критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
владеть общим приёмом решения учебных задач;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия; составлять рассказ на заданную тему;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион, его главный город; называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества); приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2); приводить конкретные примеры прав ребёнка; называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;
называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти; перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального значения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;
показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных учебником;
показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данные события произошли;
располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племен (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;
определять по карте местоположение древнейших русских городов;
называть дату (век) Крещения Руси;
характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрйя Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);
называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;
называть дату (век) Куликовской битвы;
называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
показывать на карте поволжские города – ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина;
перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков);
называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);
называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 года (по выбору, в том числе – в своём крае);
характеризовать развитие промышленности в 19 в. (в том числе – и в своём крае);
характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в 19 веке; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных галерей, музеев, рассказывать о них (по выбору);
называть основные исторические события начала 20 в., в том числе – на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая Мировая война, Октябрьский переворот 1917 года, Гражданская война);
характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе – в своём крае;
называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, день Победы);
характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.;
называть реликвии Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;
характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е годы 20 века (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);
характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы 20 века и первое 10-летие 21 века;
называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;
приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе – в своём крае (городе, селе).
IV. Формы контроля и учета достижений обучающихся
Предметные результаты
Класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | |||||
Окружающий мир | ||||||||||
4 | Контрольная работа | Диагностическая работа; Контрольная работа | Контрольная работа | Контрольная работа | Всероссийская проверочная работа; Итоговая контрольная работа |
V. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА // ТЕСТ
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено 90% заданий.
«4» – верно выполнено 75% заданий.
«3» – верно выполнено 50% заданий.
«2» – верно выполнено менее 50% заданий.
VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Дидактическое и методическое обеспечение
для ученика:
1. Плешаков А.А., М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2013
2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2011
для учителя:
1. М.Ю. Новицкая и др. Окружающий мир. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2012
2. И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.: «ВАКО», 2013
3. И.Ф. Яценко. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. М.: «ВАКО», 2013
4. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир». 4 класс/ Сост. Т.Н.Максимова.- М.: ВАКО, 2015.
ИКТ и ЭОР:
5. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир». 4 класс (CD-диск)
6. Технологические карты. Окружающий мир. (Сайт Издательства «Просвещение»: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (Сайт: http://school-collection.edu.ru )
VII. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата фактическая | Тема урока | Тип урока. Виды учебной деятельности. Применяемые технологии. | Использование ИКТ и ЭОР | Виды и формы контроля. Рефлексия |
Мы - граждане единого Отечества (12 ч) | |||||
1 | Общество-это мы! | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
2 | Российский народ. Проект «Мой проект на благо России». | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (проект) | |
3 | Конституция России | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
4 | Права ребенка. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
5 | Государственное устройство России. Проект «Если бы меня выбрали Президентом России». | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (проект) | |
6 | Российский союз равных. Проект «Путешествие в …». | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (проект) | |
7 | Государственная граница России. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
8 | Путешествие за границу России. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
9 | Сокровища России и их хранители. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
10 | Творческий союз. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
11 | За страницами учебника. Оформление «Альбома путешествий» | Урок комплексного применения знаний и умений ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (альбом путешествий) | |
12 | Обобщающий урок по разделу «Мы – граждане единого Отечества». Контрольная работа. | Урок контроля знаний и умений. ТРИИК | Диагностика качества освоения темы | ||
По родным просторам (20 ч) | |||||
13 | Карта – наш экскурсовод. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
14 | По равнинам и горам. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
15 | В поисках подземных кладовых. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
16 | Наши реки. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
17 | Озера – краса Земли | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
18 | По морским просторам. Тест «Наши реки, озёра, моря». | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
19 | С севера на юг. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
20 | В ледяной пустыне. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
21 | В холодной тундре. . | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
22 | Среди лесов. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
23 | В широкой степи. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
24 | В жаркой пустыне. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
25 | У теплого моря. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
26 | Мы - дети родной земли. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
27 | В содружестве с природой. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (устный журнал «В содружестве с природой») | |
28 | Как сберечь природу России. | Урок комплексного применения знаний и умений ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (плакат «Как сберечь природу») | |
29 | По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего региона». | Урок комплексного применения знаний и умений. ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (проект) | |
30 | По заповедникам и национальным паркам | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
31 | За страницами учебника. Проект «Чудесное путешествие по России» | Урок комплексного применения знаний и умений ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (проект) | |
32 | Обобщающий урок по разделу «По родным просторам». Контрольная работа. | Урок контроля знаний и умений. ТРИИК | Диагностика качества освоения темы | ||
Путешествие по Реке времени (27 ч) | |||||
33 | В путь по Реке времени. Проект «Календарь памятных дат». | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (календарь памятных дат) | |
34 | Путешествуем с археологами. Практическая работа «Археологические находки». | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (практическая работа) | |
35 | По страницам летописи. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
36 | Истоки древней Руси. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
37 | Мудрый выбор. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
38 | Наследница Киевской Руси. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
39 | Москва - преемница Владимира. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
40 | Начало Московского царства. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
41 | Подвижники Руси и землепроходцы. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
42 | На пути к единству. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.ncportal.ru | Диагностические задания | |
43 | Начало Российской империи. | Урок открытия нового знания ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
44 | «Жизнь - Отечеству, честь - никому». | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
45 | Отечественная война 1812. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
46 | Великий путь. Проект «Моя семья в истории России». | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (проект) | |
47 | Повторение. Тест по теме «Российская империя». | Урок контроля знаний и умений. ТРИИК | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.ncportal.ru | Тестовые задания | |
48 | Золотой век театра и музыки. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
49 | Рассвет изобразительного искусства и литературы. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
50 | В поисках справедливости. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
51 | Век бед и побед. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
52 | «Вставай, страна огромная!» | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
53 | Трудовой фронт России. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
54 | «Нет в России семьи такой…». | Комбинированный урок. ТРИИК | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.ncportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (сообщение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны») | |
55 | После великой войны. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
56 | Достижения 1950- 1970х годов. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
57 | Повторение. Тест на тему «История России». | Урок актуализации знаний и умений. ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
58 | За страницами учебника. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны». | Урок комплексного применения знаний и умений ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (выставка «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны») | ||
59 | Обобщающий урок по разделу «Путешествие по Реке времени». Контрольная работа. | Урок контроля знаний и умений. ТРИИК | Диагностика качества освоения темы | ||
Мы строим будущее России (9 ч) | |||||
60 | Современная Россия. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
61 | Здоровье России. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (плакат «Если хочешь быть здоров…») | |
62 | Умная сила России. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Диагностические задания | |
63 | Светлая душа России. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Тестовые задания | |
64 | Начни с себя. | Комбинированный ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (комплекс утренней зарядки «Если хочешь быть здоров…») | |
65 | Обобщающий урок по разделу «Мы строим будущее России». Контрольная работа. | Урок контроля знаний и умений ТРИИК | Диагностика качества освоения темы | ||
66 | За страницами учебника. Проект «Я строю будущее России». | Урок актуализации знаний и умений ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | CD диск «Окружающий мир» А. А. Плешаков http:// school- collection.edu.ru www.nsportal.ru | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (проект) | |
67 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля знаний и умений ТРИИК | Диагностика качества освоения темы | ||
68 | Повторение. Работа над ошибками. | Урок актуализации знаний и умений ТРИИК Здоровьесберегающие технологии | Интеллектуально-преобразовательная деятельность (Карта достижений) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС по окружающему миру УМК "Перспектива", 1 класс О
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методических рекомендаций и нормативных документов.Программа «Окружающий мир» разработана в соотв...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс
Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....
рабочая программа 1 класс УМК "Перспектива" по окружающему миру
программа содержит пояснительную записку, УУД, календарно - тематическое планирование....
Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива"
Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс 2012-2013уч.год...
Рабочая программа окружающий мир УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Перспектива"....