Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс 2012-2013уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_poyasnit_zap.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. УМК «Перспектива»
Пояснительная записка.
1.Роль и место дисциплины | Изучение курса «Окружающий мир» имеет особое значение в развитии младшего школьника. Значимость этого курса состоит в том, что у школьника формируется целостная картина окружающей природной и социальной среды и его место в этой сфере как личности. Приобретённые им знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. |
2.Адресат | Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ. |
3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по «Окружающему миру» создана на основе примерной программы, программы «Окружающий мир». авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников. |
4. Цели и задачи | Цели курса : развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи курса: Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира. |
5.Специфика программы | Особенность данного учебного предмета состоит в том, что он опирается на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ. |
6.Основные содержательные линии курса | 1.Человек и природа. 2. Человек и общество. 3. Правила безопасной жизни |
7.Структура программы | Программа включает 4 раздела. В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе 1 раздел. Время и календарь (14ч.) 2 раздел. Осень (16 ч.) 3 раздел. Зима (16ч.) 4 раздел. Весна и лето (20ч.) |
8. Требования к результатам | Л Личностные: У обучающегося будут сформированы: более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина Рос сии, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка; умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; доброжелательное отношение друг к другу; целостный взгляд на мир; представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы; представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; познавательные мотивы учебной деятельности; представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям; эстетические чувства, впечатления; этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики; этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание; планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам; оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Познавательные: понимать и толковать условные знаки и символы; находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий; использовать схемы для выполнения заданий, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным критериям; сравнивать объекты по заданным критериям; осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий ; моделировать различные явления природы. Предметные: называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится село и школа, где учатся дети; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять стороны горизонта; находить на глобусе океаны и материки; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность; перечислять времена года в правильной последовательности; измерять температуру; кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, отражённые в старинных названиях месяцев; называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе; узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России; перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной; отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; определять, чем отличаются насекомые от паукообразных; различать перелётных и зимующих птиц; приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу; соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды; перечислять правила охраны природы в разные времена года; определять дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря); находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду; называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечебных целей; характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края; называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы); находить созвездия Кассиопеи и Льва на звёздном небе. |
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение комбинированных и обобщающих уроков, уроков изучения нового материала, урок – игра, урок – экскурсия. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной поисковой деятельности, наблюдению и сравнению.В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия и занимаются внеурочной деятельностью. |
10.Итоговый контроль | Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы по основным проблемам курса. Текущий контроль проводится в форме проверочной работы, теста. |
11.Объём и сроки изучения | На изучение данного курса отводится 2 часа в неделю, всего - 70часов: 1 четверть –16ч., 3 четверть-19ч. 2 четверть-15ч, 4 четверть-20ч. (резерв 4 часа) |
Для реализации программного содержания используются: | Для учащихся: Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях. Для учителя: Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы М. Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова. Рос.акад.наук. Издательство «просвещение».- М. «Просвещение», 2009. Анастасова Л. П., Ижевский П. В. и др. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 2 класс / Под ред. А. А. Сайт «Начальная школа»http://1-4.prosv.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру УМК "Гармония"
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру УМК "Гармония"...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе:· В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс...
пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру
пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру для 3 класса УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа написана на основе- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, - Примерной программы начального образования,- авторской программы И.В. П...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"...