Нам природа избежать поможет одеревенения души…
статья по окружающему миру (3 класс)
Центром воспитания и дополнительного образования для многих поколений павловчан стал Дом детского творчества «Павловский». История Дома насчитывает 80 лет. В 122 творческих объединениях Дома занимаются 1640 детей по 37 образовательным программам. В современной ситуации в России все более значимым становится формирование активной личности, способной к преобразующей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступительная статья
«Нам природа избежать поможет одеревенения души…»
Автор: Курчавова Наталья Ивановна, педагог д.о., методист, Мальцева Людмила Сергеевна, педагог д.о., Парамонова Ольга Альбертовна, директор ГБУ ДО ДДТ Пушкинского района Санкт-Петербурга «Павловский»
А ведь слуху нужен – шепот хвои.
Зренью – лес в предутренней тиши.
Нам природа избежать поможет
Одеревенения души…
Центром воспитания и дополнительного образования для многих поколений павловчан стал Дом детского творчества «Павловский». История Дома насчитывает 80 лет. В 122 творческих объединениях Дома занимаются 1640 детей по 37 образовательным программам. В современной ситуации в России все более значимым становится формирование активной личности, способной к преобразующей деятельности.
Примерами детских экологических проектов нашего Дома творчества стали:
Просветительский проект «В защиту вязов» был реализован в рамках Года Экологии. Этот проект позволил участникам понять проблему заболеваний ильмовых, подготовить и провести широкую просветительскую работу в городе: в форме представления спектаклей, распространения листовок, выступлений на научных конференциях.
Природоохранный проект «Год на реке Поповке» проводился учащимися Дома творчества совместно с Дирекцией Особо охраняемых природных территорий. Он позволил объединить усилия детей и взрослых по сохранению уникального геологического обнажения на территории города Павловска. За прошедший год дети построили и разместили в долине реки домики для рукокрылых, провели учет птиц во время миграций, организовали и активно участвовали в трудовых акциях по благоустройству памятника природы, разработали и провели экскурсии.
На сегодняшний день коллективом Дома детского творчества собран разнообразный опыт природоохранной, проектной и исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды. Копилка «добрых дел» детей и взрослых по отношению к миру природы ─ это показатель высокой квалификации педагогов и заинтересованности детей.
Год экологии активизировал работу в этом направлении всех организаций. Появились новые проекты и формы работы с Дирекцией особо охраняемых природных территорий (ООПТ), с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В этом 2017 году Дом детского творчества «Павловский» был отмечен особенным событием. В Год Экологии коллектив педагогов и ребят получил как подарок Зеленый флаг. Этот символ вручается в рамках международной экологической программы «Эко-школы/Зеленый флаг» особо отличившимся коллективам за успешную природоохранную деятельность.
В официальном Меморандуме о взаимопонимании с UNEP (Экологической программой Организации объединенных наций) программа «Эко-школы/Зеленый флаг» названа моделью образования для устойчивого развития. Вот строки, которые стали своеобразным отражением идеи экологического образования:
Посажены деревья, весной сады цветут!
От мусора спасают ребята лес и пруд,
Сдают макулатуру, стекло, полиэтилен,
Всё − на переработку, без «мусорных» проблем!
Задача не из легких стоит у нас, друзья!
Ведь лишь от нас зависит, как будет жить Земля!
Мы за неё в ответе, наград никто не ждёт!
Программа "Эко-школы/Зелёный флаг" − вперед!
ДДТ «Павловский» ведет огромную работу по пропаганде охраны окружающей среды. Только в прошедшем году ребята защитили более 30 экопроектов, участвовали в различных районных, городских и всероссийских конкурсных программах.
Социально-педагогическая солидарность выступает стратегическим фактором развития воспитания детей, предусматривает совпадение (взаимопринадлежность) личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально-полезную деятельность как образ жизни.
В ДДТ «Павловский» занимаются ребята из разных детских образовательных учреждений города Павловска, они принимают участие в природоохранных мероприятиях и выбирают дело для души.
Одним из привлекательных мест, своеобразным «магнитом» для детей и взрослых стал «Живой уголок». В нашем «Живом уголке» мирно уживаются звери с различных континентов, которые вынуждены были обрести здесь второй дом, так как были брошены или попали в экстремальные ситуации. Ребята с интересом расскажут вам о них и познакомят. Здесь учатся добру и заботе.
Развивается в ДДТ и научно-исследовательское направление.
Чтобы понять, « как рождаются юные ученые», заглянем на одну из наших научных конференций «Союз наук». Среди выступающих: Кузьмин Никита, Яковлев Денис и другие ребята, чьи проекты и исследования никого не оставляют равнодушными. «Как вы выбираете темы для своих исследований?»- звучит вопрос. И ответ: «Мы занимаемся тем, что нам интересно». А интересы у наших детей разносторонние. Отсюда и такое количество проектов и программ.
Пять экологических образовательных проектов ДДТ «Павловский» получили поддержку Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга.
Ребята участвует во Всероссийских и международных программах: международном эколого-краеведческом марафоне «Зеленая планета» и эколого-краеведческом форуме особо охраняемых территорий «Марш парков».
Такие вот будни, ежедневно и ежечасно…работа по созданию «своей образовательной среды», иллюстрирующиеочевидное: люди становятся такими, каково их окружение; человека делает среда, тот воздух, которым он дышит.
Чего хотят педагоги-экологи, пожелавшие себе непростой жизни? Ничего чрезмерного. Хотят, чтобы общение с природой стало для человека нормой, чтобы любой ребенок мог и захотел попробовать свои силы в каком-нибудь деле, а общение было бы искренним и открытым.
Я речь свою веду о том, что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, красивый дом, мы все с рожденья в нем живем…
Наш Дом творчества – это дом детства. Мы убеждены, что душу невозможно сформировать, ее можно только раскрыть, то есть сделать так, чтобы дом души ребенка был все больше и больше открыт свету, чтобы больше вбирал в себя тепла, хранил в себе чистоту и делал мир вокруг добрее и красивее. Разные способы и подходы можно использовать для этой цели. Задача педагогов естественнонаучной направленности помочь ребенку раскрыть свою душу через общение с природой. Для этого они на своих занятиях «погружаю» детей в мир природы огромный и прекрасный, радостный и грустный, интересный и неизведанный. Здесь ребенок способен строить свои знания и ощущения как самостоятельно, так и в совместном поиске. Они пытаюсь научить их видеть и слышать мир природы.
Мир детства – это мир фантазий и вымышленных героев, поэтому у детей ярко живут разные образы, например, «раненого дерева», «больной реки», «веселого леса», они на занятиях задают пытливые вопросы, ведь дети от природы любопытны…На занятиях по программам «Экологическая азбука», «Как прекрасен этот мир», «Родные истоки», «Исследователи» ребята учатся любить, радоваться и переживать, учатся понимать большой мир природы. Вот строчки из их стихотворений:
Еще о том веду я речь, что мы свой дом должны сберечь.
Друзья, докажем, что не зря на нас надеется Земля…
Школьные учителя уже давно поняли, что изучение природы по школьным программам, какими бы они ни были интересными и современными, не позволяет формировать у учащихся системного экологического мышления, воспитывать экологически грамотного человека. Одних знаний недостаточно. Необходимы навыки, умения, которые дети на занятиях в школе получить не могут. Возможности Дома детского творчества в этом смысле значительно шире. Это и походы в природу, летние экспедиции, встречи с учеными, природоохранительные акции. Участие в этих мероприятиях позволяет постепенно подводить ребят через понимание единства всего живого на планете, единства человека и природы, к осознанию необходимости бережного отношения к ней и к формированию практических навыков такого отношения.
Педагоги ДДТ «Павловский» организуют экскурсии, обучают детей проводить наблюдения, осуществляют с ними различные природоохранительные акции. Дети выполняют самостоятельные творческие работы, родители учатся оказывать им необходимую помощь. Радует нас, например, как кипит совместная работа по изготовлению и развешиванию искусственных гнездовий и кормушек вместе с родителями.
На празднике «День Земли» дети демонстрируют свои успехи и достижения, устраиваются выставки рисунков, сочинений, конкурсы. Участвуя в театрализованном представлении, ребята читают стихи, поют песни, проводят командные соревнования.
…Безусловно, Родина для маленького человека начинается с родительского дома, в котором он живет, где его любят и принимают таким, какой он есть. Повзрослев, ребенок попадает в другое жизненное пространство – детский сад, школу, учреждение дополнительного образования, где нужно подчиняться законам коллективного проживания. Границы его «маленькой Родины» раздвигаются, и он попадает в новый, непривычный для него, мир. Каким будет его новый дом, насколько комфортно будет существование в нем, найдет ли он друзей, во многом зависит от педагогов - это кредо педагогов Дома детского творчества «Павловский».
Но работа нашего коллектива не была бы столь насыщенной без обмена опытом с коллегами из других учреждений. Каждый год мы сверяем наши планы с потребностями школ, отдела образования, детей и родителей. Многие родители наших ребят становятся единомышленниками и в будни, и в праздники. Ребята сравнивают наш Дом творчества с кораблем, который бороздит бескрайний океан творчества.
Природоохранные и просветительские проекты, в которых коллектив принимает активное участие в течение ряда лет, отражены в «Программе сотрудничества», цель которой создание условий для широкого взаимодействия с учебными учреждениями и центрами различного уровня. Вот небольшой перечень наших друзей и единомышленников:
- школы, школы-интернаты г. Павловска;
- научно-исследовательские институты, профильные НИИ, общественные организации и комитеты:
-ЛенНИИЛХ (научно-исследовательский институт лесного хозяйства),
-ВСЕГЕИ (Всероссийский геологический исследовательский институт),
-ВИЗР (Всероссийский институт защиты растений),
-БНИИ (Биологический научно-исследовательский институт),
-Зоологический институт РАН и др.
- Профильные учебные заведения (вузы, колледжи т.д.)
конкурсы и олимпиады на базе вузов:
- Лесотехнический университет (ЛТУ) –исследования по теме «Графиоз вязов», посещение дендропарка, музеев;
- Университет растительных полимеров – БИОС-олимпиада;
- Аграрный университет (СПбГАУ)– экскурсии, консультации;
- Горный институт – экскурсии в минералогический музей СПбГИ
- СПБ АППО (академия постдипломного педагогического образования).
Много нас или мало? Как измерить? Главное, на наш взгляд то, что мы не одиноки в нашем природоохранном движении.
Результатом проекта ДДТ «Павловский» «Экополис – вектор в будущее» стали открытые всероссийские дистанционные конкурсы эколого-краеведческого направления. За три года участниками стали более 1500 человек из 36 регионов России. За последние несколько лет наш Дом творчества стал местом, где могут проявить и реализовать себя не только участники творческих объединений, но и школьники города Павловска, Пушкина, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Просветительской частью проекта «Экополис – вектор в будущее» стал известный в городе региональный конкурс знатоков природы «Листая зимние страницы», посвященный жизни и творчеству Виталия Бианки, который ежегодно собирает в Павловске более 200 участников из 35 образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Результатом инновационного проекта «Экополис – вектор в будущее» стали открытые всероссийские дистанционные конкурсы эколого-краеведческого направления. За три года участниками стали более 1500 человек из 36 регионов России.
Ценностью дома творчества являются его воспитанники и выпускники, умеющие ценить прекрасное, творить красоту и нести радость людям. Сегодня творческий коллектив Дома детского творчества города Павловска идет в ногу со временем, появляются новые идеи, проекты и их результаты.Только за последний год коллектив получил более 200 дипломов и грамот за победу в олимпиадах, фестивалях, конкурсах городского, регионального и всероссийского уровня. Многие экологические проекты, исследования, творческие работы представлены в Сборнике детских работ «Пристальный взгляд в природу».
Хочется выразить благодарность Администрации Муниципального образования Муниципального округа города Павловск Пушкинского района Санкт-Петербурга за поддержку и возможность публикации детских природоохранных проектов и творческих работ.
Пусть горит над Россией зеленый огонь,
Символ дел наших, душ наших, знаний!
На защиту природы к ладони – ладонь,
Без раскачки и без понуканий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".
Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира....
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
Душой к природе прикоснись: Конкурс чтецов "ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ"
Душой к природе прикоснись: Конкурс чтецов «Весенняя капель» 20 АПРЕЛЯ в малом зале ЦДК нашего города прошёл конкурс чтецов младшего школьного возраста с целью воспитания ценностного отноше...
Презентация "Душа природы"
Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе. Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы". Конспект урока размещён на сайте....
Рабочая программа "Живая душа природы"
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края....
Эта статья поможет учителю в преподавании тем по литературному чтению, связанных с волшебными сказками, а также поможет учащимся с успехом придумывать сказки собственные.
Кэмпбелл написал «Героя с тысячью лицами» в 1949 году и использовал в книге теории Фрейда, Юнга, Арнольда Ван Геннепа, а также исследования этнографов Джеймса Д...
Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.
Цель:- дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношен...