Проект урока по чтению (зачетная работа на курсах повышения квалификации)
план-конспект урока по окружающему миру
Проект урока по чтению (зачетная работа на курсах повышения квалификации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_chteniyu_zachetnaya_rabota_na_kursah_povysheniya_kvalifikatsii.docx | 39.12 КБ |
proekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 213.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС» Сроки проведения курсов: 03.02.2014 – 15.02.2014
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока литературного чтения
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ Огнёв-Майданская НОШ Воротынского района
Санагина Валентина Вячеславовна
Квалификационная категория первая
Стаж работы учителем начальных классов 20 лет
Контакты (89026872842, o.maid-sch@mail.ru)
Н.Новгород
2014
1.Общие сведения
Учебный предмет литературное чтение
Класс 3-ий
УМК «Гармония»
Авторы учебника и тетради О.В.Кубасова
Фрагмент календарно-тематического планирования Учебная тема «Снег летает и сверкает…», В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах», урок № 1
Номер и тема урока | Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения) | Деятельность учащихся | |
предметные умения | универсальные учебные действия | ||
Учебная тема: Снег летает и сверкает (9 ч.) | |||
Урок № 45. С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу». ____________ | Совершенствовать выразительность чтения. Прогнозировать характер текста перед чтением. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения. Наблюдать за использованием разнообразных средств языковой выразительности (метафорой, сравнением, олицетворением, эпитетом). Обогащать словарный запас. Иллюстрировать (словесно) прочитанное. Заучивать наизусть. Составлять предложения на заданную тему. | Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Формировать экологическое сознание. (Л.) Прогнозировать. (Р.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Развивать способность к самооценке. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Аргументировать высказывания. (К.) | Прогнозируют характер текста перед чтением. Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием метафоры (без термина) в художественно организованной речи. Словесно иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть. Составляют предложения на заданную тему, используя языковые средства выразительности. |
Урок № 46. И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер». _____________ | Совершенствовать выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения. Характеризовать место действия. Наблюдать за использованием глаголов. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности (сравнением, олицетворением, эпитетом). Обогащать словарный запас. Словесно иллюстрировать прочитанное. | Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Контролировать себя при чтении. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Аргументировать высказывания. (К.) | Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Характеризуют место действия. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием глаголов в художественно организованной речи. Словесно иллюстрируют прочитанное. |
Урок № 47. А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»._______ | Совершенствовать правильность и выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения. Выявлять отношение поэта к героям его произведения. Выделять и озаглавливать словесные картины. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности (сравнением, олицетворением, повтором). Обогащать словарный запас. Делать собственное высказывание на заданную тему. | Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Контролировать себя при чтении. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Анализировать произведение с целью выявления отношения автора к персонажам. (П-2.) Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Аргументировать высказывания. (К.) Делать высказывание по заданной теме. (К.) | Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Выявляют отношение поэта к героям его произведения. Выделяют и озаглавливают словесные картины. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием художественного повтора в поэтическом тексте. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Делают собственное высказывание на заданную тему. |
Урок № 48. З. Александрова «Снежок»; Саша Чёрный «На коньках». ________ | Совершенствовать выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Определять эмоциональный характер произведения. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности (точностью использования слов, метафорой, сравнением, эпитетом, повтором). Наблюдать над особенностями синтаксической организации стихотворной речи. Подбирать сравнения на заданную тему. Соотносить иллюстрации с фрагментами текстов. Иллюстрировать прочитанное. | Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Контролировать себя при чтении. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Аргументировать высказывания. (К.) | Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают за точность использования слов в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием метафоры в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием художественного повтора в поэтическом тексте. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Подбирают сравнения на заданную тему. Соотносят иллюстрации с фрагментами текстов. Иллюстрируют прочитанное. |
Уроки № 49-50. B. Ю. Драгунский «Кот в сапогах». _______ _______ | Совершенствовать технику чтения, прежде всего правильность и выразительность. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять и характеризовать рассказчика в повествовательном тексте. Выявлять причинно-следственные связи. Выделять эпизод. Определять жанр произведения. Соотносить иллюстрацию с фрагментом текста. Читать по ролям. Инсценировать. Иллюстрировать. | Давать нравственную оценку поступкам персонажей. (Л.) Принимать и решать учебную задачу. (Р.) Развивать способность к контролю и самоконтролю. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Анализировать произведение с целью определения и характеристики образа рассказчика. (П-2.) Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Аргументировать высказывания. (К.) Формировать навыки сотрудничества при проведении игр «Радиотеатр», «Театр». (К.) | Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Определяют и характеризуют рассказчика в повествовательном тексте. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют причинно-следственные связи. Выделяют эпизоды из текста. Соотносят иллюстрацию с эпизодом произведения. Определяют жанр произведения. Читают по ролям. Инсценируют. Иллюстрируют. |
Урок № 51. С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша». __________ | Совершенствовать выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения. Характеризовать лирического героя стихотворения. Наблюдать за использованием разнообразных средств языковой выразительности (метафорой, сравнением, олицетворением, эпитетом). Наблюдать за использованием глаголов в художественно организованной речи. Иллюстрировать (словесно) прочитанное. Составлять партитуру для выразительного чтения. Заучивать наизусть. | Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Приобщать к чтению русской поэзии. (Л.) Воспитывать эстетическое отношение к природе. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Развивать способность к оценке и самооценке. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Анализировать произведение с целью характеристики лирического героя. (П-2.) Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Аргументировать высказывания. (К.) Учитывать мнение окружающих. (К.) Формировать основы учебного сотрудничества. (К.) | Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Характеризуют лирического героя стихотворения. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием метафоры (без термина) в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием глаголов в художественно организованной речи. Составляют партитуру для выразительного чтения. Словесно иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть. |
Урок № 52. С. Есенин «Поёт зима, аукает...»; обобщение. ___________ | Совершенствовать выразительность чтения. Прогнозировать характер текста перед чтением. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения. Определять отношение автора к персонажам, к природным явлениям. Выделять картины (микротемы). Наблюдать за использованием разнообразных средств языковой выразительности (сравнением, олицетворением, эпитетом). Иллюстрировать (словесно) прочитанное. Создавать сочинение-описание по картине. Искать и читать книги по заданной теме. Заучивать наизусть. | Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Приобщать к чтению русской поэзии. (Л.) Воспитывать эстетическое отношение к природе. (Л.) Развивать способность к самооценке. (Р.) Действовать по инструкции. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П-2.) Обобщать прочитанное. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Аргументировать высказывания. (К.) Создавать связное высказывание. (К.) | Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Выделяют картины (микротемы). Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Заучивают наизусть. Создают сочинение по картине. Находят и читают книги по заданной теме. |
2. Диагностический блок
В основе диагностики исходного уровня универсальных учебных умений лежит метод наблюдений, комплексная диагностика, диагностические материалы РУО и МП. В классе 4 обучающихся. Практически все результаты можно изобразить одной таблицей
Уровень | Количество учащихся | Количество учащихся (%) |
Высокий | 1 | 25% |
Средний | 2 | 50% |
Низкий | 1 | 25% |
Исходный уровень знаний, умений, навыков учащихся.
Обучающиеся знают: правила работы в парах, в группах; где найти толкование слова; жанры произведений и виды текстов.
Обучающиеся умеют: Читать выразительно вслух. Читать выборочно. Определять и характеризовать рассказчика в повествовательном тексте. Отвечать на вопросы к произведению. Выявлять причинно-следственные связи. Выделять эпизоды из текста. Соотносить иллюстрацию с эпизодом произведения. Определять жанр произведения.
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах»
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Драгунского «Кот в сапогах»; обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации; учить давать характеристику героям, их поступкам; совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность, умение работать с текстом, словарем.
2. Развивающие: развивать умение работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью); развивать умения выделять главную мысль произведения в целом; развивать умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли; развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, интерес к произведениям писателя.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к миру детской художественной литературы; воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к семье, умение дружить; воспитывать усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
4. Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; предупреждать утомляемость детей.
Оборудование: Ёлочки с жетонами, плакаты «Собака без тапочек», «Веселое зачеркивание», портрет В.Драгунского, учебник «Литературное чтение», кар2точки с заданиями для самостоятельной работы и в парах
План урока с хронометражем:
- Организационный момент, мотивирование обучающихся на активную работу на уроке – 2 мин
- Актуализация знаний о произведении, над которым предстоит работать – 5 мин
- Первичное восприятие текста – 5 мин
- Проверка первичного восприятия текста – 3 мин
- Физкультминутка – 1мин
- Подготовка к чтению – 5мин
- Чтение текста по цепочке – 6 мин
- Анализ произведения на основе выборочного текста – 6 мин
- Работа над основной идеей произведения – 5 мин
- Домашнее задание и самооценка – 2 мин
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент, мотивирование обучающихся на активную работу на уроке | -Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я вам сегодня принесла (раздаю зеленые елочки, вырезанные из картона, на которые прикреплены скрепки). -Как вы думаете, а почему я решила начать урок с елочек? -У нас урок литературного чтения. Я очень хочу, чтобы он получился интересным и познавательным. А елочки помогут оценить себя, свою работу на уроке. За ваши ответы вы будете получать разноцветные кружочки-шарики, которыми потом и нарядите свою елочку. Видите, некоторые ваши предположения верны, будьте внимательны, могут подтвердиться и другие. | Дети здороваются, с интересом рассматривают елочки. Дети предполагают ( скоро Новый год; будем их наряжать; изучаемое произведение связано с Новым годом…) | Формирование регулятивных УУД через нацеливание на самоконтроль, использование метода предположения |
2.Актуализация знаний о произведении, над которым предстоит работать | -Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с новым произведением, а вот с каким, догадайтесь сами. Для этого нужно выполнить два задания: 1) Попробуйте подобрать противоположные по смыслу слова для фразы «Собака без тапочек»(за каждое правильно подобранное слово дается «шарик») -Как вы думаете, произведение какого жанра мы сегодня прочтем? 2)А теперь попробуем узнать автора с помощью «Веселого зачеркивания» (детям предлагаются слова, записанные на доске и в карточках: Дом торт маг ум нос кий, из которых нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы и вписать оставшиеся в пустые клеточки ниже. (Получили фамилию Драгунский.) -Так над какой же темой мы будем сегодня работать? -А если В.Ю.Драгунский пересказал сказку Ш.Перро? -Сможем ли мы сразу ответить на вопросы: - Каков жанр этого произведения? - Вид текста? - Как же ответить на эти вопросы?
- Какая учебная задача стоит перед нами?
- Какие умения понадобятся? | Дети, перебирая варианты, находят ответ «Кот в сапогах» -Сказку Некоторые сразу называют Ш. Перро Все работают в карточках, один у доски. -В.Ю.Драгунский «Кот в сапогах» -Сразу предположили, что это рассказ, т.к. Драгунский писал рассказы -Не можем. -Прочитать произведение. -Внимательно слушать. -Понимать прочитанное. -Определять жанр произведения и вид текста. | Формирование познавательно-логических УУД на основе выполнения заданий Формирование регулятивных УУД на основе целеполагания Постановка учебной задачи Формирование действия планирования (Р) |
3.Первичное восприятие текста | Для целостного восприятия текста проводится чтение рассказа учителем. Учебники закрыты. | Дети слушают. | Формирование умения слушать (К) |
4.Проверка первичного восприятия | Вопросы: - Какую учебную задачу ставили? - Давайте ответим на вопросы, ответ на которые искали. - Справились с её решением? - Что вы можете сказать о произведении? - Каким вам показался этот рассказ? (веселым, грустным, торжественным и т.д.). - Что особенно понравилось в этом рассказе? - Что хотели бы перечитать? | -Дети отвечают | Формирование действия оценки своей деятельности (Р), вступать в общение, слушать ответы товарищей (К) |
5.Физкультминутка | Детям предлагается физкультминутка под музыку с проговариванием или пропеванием слов. | Дети разминаются | |
6.Подготовка к чтению: 1)Словарная работа 2) Речевая разминка | 1)- Прежде чем перечитать рассказ уточним значение некоторых слов. Какие слова вам не знакомы? Пояснения даны в сносках под текстом, но не для всех слов. -Что, по вашему мнению, означает слово карнавал? -Где найдем ответ? Как вы думаете, что означает слово «бахилы»? (Бахилы – высокие резиновые сапоги) - А в наше время какое еще значение внесли в это слово? Где мы можем их увидеть и даже воспользоваться? 2)- Работа со скороговоркой: Дениска Мишке подарил книжку. | Керогаз, туш, горжетка, карнавал, бахилы. -Праздник, танцы. -В словаре. Дети обращаются к словарю Ожегова. | Формирование познавательных УУД через раскрытие понятий «карнавал», «бахилы», умение работать с разными источниками информации |
7.Чтение текста по цепочке | - Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Только прежде загляните в вопросы учебника, они помогут вам при чтении обратить внимание на то, что потребуется при анализе произведения (можно делать пометы карандашиком). Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения. |
Дети читают, делают пометы. | (Р) Контроль, самоконтроль, (К) умение слушать (П)умение работать с текстом |
7.Анализ произведения на основе выборочного чтения 8.Работа над основной идеей произведения 9. Домашнее задание и самооценка | -А теперь вы без труда ответите на все вопросы и сможете найти подтверждения своим ответам в тексте. - От чьего лица ведется речь в этом рассказе? - Кто главные герои произведения? - Когда происходит событие? - Почему Дениска забыл про карнавал? - Чем же так сильно был занят Дениска? - Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме? - Какое у него настроение- приподнятое или наоборот, подавленное, невеселое? - Как оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма? - Почему же вожатая Люся выбрала призером именно Дениску? - Найдите и прочитайте фрагмент рассказа, который относится к рисунку на стр. 27 - О чем говорят эти слова? - Какой Мишка? - А что можно сказать о Дениске? - Я вам предлагаю определить основную идею этого рассказа, а помогут вам в этом карточки и ваш сосед по парте, так как работать вы будете в паре. -Выберите ответ, который считаете правильным, отметьте его галочкой. (У каждой пары 2 карточки с вопросом и предлагаемые варианты ответа) 1.О чем главным образом хотел рассказать автор? - о жизни Дениски во время каникул; - о том, как можно самому изготовить костюм Кота в сапогах; - об отношении Дениски с его другом и близкими (мамой и папой); - о школьном карнавале. 2. Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? - Дениска не любит читать; - Дениска понял, что Мишка расстроен и ему тоже хочется награду; - Мишка очень любит «Дядю Стёпу»; -У Дениски дома уже есть «Дядя Стёпа». 3.Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? - гордость: получил премию за лучший костюм; - облегчение: наконец-то снял неудобный костюм; - радость: наконец-то скоро приедет мама; - огорчение: жалко книжку, отданную Мишке. 4.Какова главная мысль этого произведения? - Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями. - Из подручных средств можно изготовить прекрасный карнавальный костюм. - Все, что у тебя есть, надо делить с другом пополам. - Не спеши выбрасывать старые вещи: они могут пригодиться. - Какую учебную задачу ставили? - Справились с решением задачи? - Что вам в этом помогло? -Сегодня на уроке вы хорошо поработали, но нам предстоит по этой теме еще один урок, и я предлагаю вам дома подготовиться к чтению по ролям «Игра «Радиотеатр» -А сейчас нарядите свои елочки «шариками» и сами оцените, красивая ли у вас получилась елочка, это зависит от того как активно вы работали на уроке. Спасибо за урок! | -Дети отвечают, получают за ответы «шарики» Дети работают в парах, а вывод делают всей группой -Определить основную идею произведения. -С задачей справились. - Главную мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами «Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями». -Умение наблюдать, анализировать, делать выводы, дружно работать, уметь договариваться. | Формирование познават. УУД в процессе анализа развития действия, образов Формирование коммуникативных УУД на основе работы в парах, группах, познавательных УУД при работе с карточками. (Р) Рефлексия (Р) Рефлексия Формирование регулятивных УУД (самооценка) |
№ п/п | Порядковый № в схеме, данной в части 3 | Параметр оценки | Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО |
1 | 1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 2 | |
2 | 2 | Реализация компетентностного подхода | 2 | |
3 | 3 | Творческий или репродуктивный характер учебных задании, их целесообразность и обоснованность | 3 | |
4 | 4 | Развивающая направленность заданий | 2 | |
5 | 6 | Логика построения урока | 2 | |
6 | 7 | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | 2 | |
7 | 8 | Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора | 2 | |
8 | 9 | Характер используемой наглядности | 2 | |
9 | 10 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 3 | |
10 | 12 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей | 2 | |
11 | 13 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 3 | |
12 | 14 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания. | 2 | |
13 | 15 | Формирование познавательных УУД | 2 | |
14 | 16 | Формирование регулятивных УУД | 2 | |
15 | 17 | Формирование коммуникативных УУД | 2 | |
Всего баллов | 33 | |||
№ п/п | Структурные части проекта и параметры их оценки | Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО |
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы | 2 | |
2 | Качество диагностического блока проекта | 1 | |
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока | 2 | |
4 | Соблюдение требований к плану урока | 2 | |
5 | Качество теоретического обоснования | 2 | |
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) | 2 | |
Всего баллов | 11 |
Предварительный просмотр:
Проект урока по теме: «Человек»
Окружающий мир (учебный предмет)
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ Воротынская средняя школа
р.п. Воротынец, Нижегородской области
ФИО Санагина Валентина Вячеславовна
Квалификационная категория первая
2017 год
ПРОЕКТ УРОКА
1. Учебный предмет окружающий мир
2. УМК «Школа России»
3. Тема урока «Человек»
4. Тип урока: изучение нового материала
5. Задачи урока:
- способствовать пониманию учащимися принадлежности человека к миру живой природы, отличий человека от других живых существ и что такое внутренний мир человека;
- познакомить учащихся со способами познания окружающего мира (психическими процессами)
6. Ожидаемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- находить сходство человека и других живых существ и отличия его от животных; - различать внешность человека и его внутренний мир; - анализировать проявления внутреннего мира человека; - знать способы познания человеком окружающего мира | - понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; - оценивать достижения на уроке; - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; - моделировать ступени познания человеком окружающего мира; - формулировать выводы из изученного материала | - проявлять целостный взгляд на мир; - понимать ценность богатого внутреннего мира человека; -проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире |
7. Оборудование:
учебник, часть 1;
тесты;
рабочая тетрадь;
презентация,
карточки для работы в группе
карточки самопроверки
8. Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
знают, что относится к живой и неживой природе, признаки живых существ,
умеют сравнивать по этим признакам и их отсутствию объекты живой природы и предметы неживой природы,
знают на какие царства делят живую природу и о ценности природы для людей, умеют работать в парах и группах
9. Этапы урока и хронометраж
№п/п | Этап урока | Хронометраж |
1 | Мотивация познавательной деятельности | 5 мин |
2 | Актуализация необходимых знаний | 6 мин |
3 | Организация познавательной деятельности | 26 мин |
4 | Рефлексия. Итог урока | 8 мин |
10. Содержание урока (в таблице)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент, мотивация познавательной деятельности | -Здравствуйте, ребята. - Сегодня на уроке мы будем изучать самое загадочное существо мира природы, которое изучают более двух тысяч лет разные науки. Что же это за существо? -Хотите узнать о ком пойдет речь? - Для этого нам нужно разгадать кроссворд (слайд 1) - Что вас удивило? - Вот мы и узнали тему нашего урока, прочитайте её. А на доске для вас есть вопрос, ответить на который нам поможет ранее изученный материал. | Дети здороваются. Высказывают предположения, называют разных животных - Да! Дети разгадывают кроссворд и читают выделенное слово ЧЕЛОВЕК - Ожидали, что речь пойдет о животном | Использование метода предположения Ситуация с удивлением |
2.Актуализация необходимых знаний | Учитель предлагает выполнить тест на стр. 3,4(Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: Тесты) Учитель открывает вопрос и предлагает детям прочитать: -Является ли человек частью природы? Учитель организует побуждающий диалог: -А почему я назвала его самым загадочным существом мира природы? -Много ли мы можем рассказать о человеке? - А нужно ли человека изучать? Для чего? - Отличается ли человек от животных? Чем? - Какое отличие главное ? -Предлагаю вам подумать и сформулировать учебную задачу урока. Что важно знать о человеке?
-А теперь вспомните, где можно прочитать учебную задачу и кто помогает нам её формулировать? После чтения учитель спрашивает, какие слова в тексте непонятны. Предлагает подумать о том, что называется внутренним миром человека. | Дети выполняют тесты, осуществляют самооценку своих достижений Дети отвечают на вопрос, ссылаясь на признаки живых организмов. Дети отвечают: - Людей много и они все разные. - Мало. - Нужно. Чтобы больше знать о тех, кто нас окружает. - Отличается. Ходит на двух ногах, работает, разговаривает, думает и т.д. - Дети предлагают свои формулировки. Читают учебную задачу в учебнике на стр.9 (Узнаем, чем человек отличается от других живых существ. Научимся различать внешность человека и его внутренний мир. Постараемся осознать необыкновенную сложность внутреннего мира человека) Дети называют и фиксируют на доске (внутренний мир ) | Формирование познавательно-логических УУД на основе выполнения тестовых заданий Формирование регулятивных УУД на основе целеполагания |
3. Организация познавательной деятельности 1) открытие нового знания 2) самостоятельная работа 3)работа в группах 4) актуализация знаний об органах чувств и знакомство с понятием «психические процессы» 4. Рефлексия 1)самопроверка и самооценка | Учитель предлагает подумать: - Как решить такую непростую учебную задачу, если даже её формулировка вызвала затруднения. Что нам может помочь в первую очередь? Учитель организует работу с учебником: - Давайте прочитаем текст на стр.10-12 и найдем главное отличие человека от животных, а также ответ на вопрос «Что такое внутренний мир человека?» Как итог (слайды 2, 3, 4), на которых фиксируется наиболее важные сведения из текста Учитель организует работу в тетради. - Откройте тетради и найдите задание 2 к данной теме: определите характеристики, относящиеся к внутреннему миру человека. -Достаточно ли полно мы ответили на вопрос о внутреннем мире человека сначала? - Чтобы не «ломать голову» поодиночке, предлагаю вам в группах подумать над вопросами 1 и 2 на стр.14 учебника - Вспомните правила работы в группе. (Дети с ОВЗ образуют отдельную группу, на карточках у них задание совместно выполнить задание № 3 в тетради) - Для ответа на первый вопрос (как появляется внутренний мир человека) каждый из группы получит карточку с одним из слов: поступки, внешность, отношения с людьми, отношение к природе. Участники групп с одинаковыми словами или заданиями объединяются во временные группы и совместно обсуждают ответ на вопрос: - Как проявляется внутренний мир человека в его поступках? Во внешности? В отношениях с людьми? В отношении к природе? Затем возвращаетесь в свои группы, где представляете результаты обсуждения. После этого группа совместно отвечает на второй вопрос: - Как возникают богатства внутреннего мира человека? С помощью каких органов человек получает информацию об окружающем мире? -Учитель уточняет, что так происходит восприятие человеком окружающего мира, предлагает открыть учебники на стр.12 и поработать с текстом «Ступеньки познания». - Прочитайте текст и назовите способы познания окружающего мира. Эти ступени познания и называются психическими процессами (слайд 5) - Заполним кластер на слайде При заполнении слайда детям предлагается поиграть в игру «Угадайка». Учитель приводит пример «работы» психического процесса: - Заставляет нас видеть предметы, слышать звуки, чувствовать запахи… - Помогает нам сохранять информацию… - Заставляет нас думать, сравнивать, делать выводы - Позволяет нам представлять, видеть то, чего нет… - Как вы думаете, а эти психические процессы входят во внутренний мир человека? - Можем ли мы сейчас более полно рассказать, из чего состоит внутренний мир человека? (слайд 6) - Давайте обобщим и назовем составляющие внутреннего мира человека - Учитель раздает детям карточки для самопроверки и предлагает детям отметить то, чему они научились и то, что вызывает затруднения. | Дети предлагают воспользоваться учебником и найти ответы на вопросы. Читают текст, находят главное отличие человека от животных, что такое внутренний мир человека, рассказывают, используя иллюстрацию (с. 10-11) Дети читают выводы на слайдах, отвечают на вопросы, закрепляют знания. Самостоятельно выполняют задание, проверяют правильность его выполнения по учебнику. -Дети говорят, что трудно выразить словами понятие о внутреннем мире человека. - Дети повторяют правила и слушают инструкцию учителя о работе с помощью приема «Зигзаг» Дети повторяют инструкцию, перегруппируются (передвигаются по классу, что позволяет совместить задание с физкультминуткой), командир группы или один из участников по выбору представляет свой ответ. Дети отвечают: - С помощью органов чувств (глаза, уши, нос, кожа) мы видим, слышим, чувствуем запахи, ощущаем тепло, холод. -Дети называют: восприятие, память, мышление, воображение. Дети отвечают: - восприятие - память - мышление - воображение - Входят! - Можем! -Дети называют составляющие внутреннего мира человека. -Дети самостоятельно читают вопросы, заполняют карточки, фиксируют успехи и затруднения, осуществляется самооценка | Формирование познавательного общеучебного действия: информацион-ный поиск, в процессе работы с текстом. Развитие познавательного логического УУД (анализа) посредством выборки нужных слов и регулятивного действия контроля по учебнику Формирование коммуникатив- ных УУД: учебное сотрудничество, умение выражать свои мысли. Познавательные общеучебные УУД: структурирова-ние знаний путем составления кластера Формирование Регулятивного действия: оценка, через определение усвоенного и неусвоенного |
2) Обобщающий диалог 3)Домашнее задание | - Что было интересно? -Что показалось сложным? - Что пригодиться в повседневной жизни? - Решили мы учебную задачу, которую ставили в начале урока? -Сегодня на уроке вы хорошо потрудились, молодцы! Предлагаю вам самим выбрать себе индивидуальное домашнее задание на основании карточек самопроверки и для всех: стр. 15 № 1, 2 (задания для домашней работы) | Дети отвечают в зависимости от усвоения материала - Да, мы выяснили главное отличие человека от животных (разум), узнали что такое психические процессы и из чего состоит внутренний мир человека. |
11. Литература:
1) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.:АРКТИ, 2013. – 152с. (Начальная школа)
2) Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.И.Глаголева, Е.Ю.Федотова, Н.И.Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2013. – 142с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на курсах повышения квалификации "Влияние вредных привычек на здоровье школьников"
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества людей страдает от наличия вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; ...
Зачетная работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ ИБ (инвариативный) «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» ( 1 - 4 класс)...
Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по ФГОС учителей начальных классов
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий. Предмет, классОкружающий мир, 3классПрограммаСистема Л.В.ЗанковаТема урокаЖизнь древних...
Зачетное занятие на курсах повышения квалификации ФГОС НОО 2013 год по теме "Паралимпийские игры: равенство возможностей" для начальной школы
Архив содержит материалы по подготовке к зачетному занятию на курсах повышения квалификации ФГОС начального общего образования:Конструкт внеурочного занятия по теме "Паралимпийские игры: равенство воз...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
Изучение темы «Иван Третий» на уроках окружающего мира как средство воспитания патриотизма и гражданственности...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".
В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....