Наши подземные богатства
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Гаврилюк Елена Александровна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1 г.Пушкино
Тема урока: «Наши подземные богатства»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России ”.
Задачи урока:
Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми Республики Башкортостан, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам. Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы. Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.
Наглядность: физическая карта России, таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.
Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”.
№ | Ход урока | Слайды | |||||||||||
I. | Организационный момент. | ||||||||||||
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Сообщение темы и цели урокаВот уже звенит звонок | Слайд 2. | ||||||||||||
II. | Повторение по теме: “Водоемы нашего края”. | ||||||||||||
Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств. Хозяйка подземных богатств просит ответить на вопросы: - Какие океаны омывают Россию? (Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны) - Какие реки протекают в республике Башкортостан, в нашем районе? (река Белая, Дема, Ик ). - Какие правила должны соблюдать люди, отдыхающие у водоемов? (Не бросать мусор в воду и не оставлять его на берегу водоема, не мыть транспортные средства у водоема, быть осторожными в воде).
| |||||||||||||
III. | Работа над новой темой “Наши подземные богатства”. |
| |||||||||||
1) Рассказ учителя о полезных ископаемых России. О водоемах знаете вы,
- Ребята, хозяйка подземной страны приготовила для нас вопросы. Попробуем ответить на них? - Какие материалы люди используют для строительства домов? (цемент, кирпич, бетон, лес, песок) - А для строительства дорог? (щебень, асфальт, бетон) - Для строительства мостов? (бетон, металл) - Чем люди отапливают дома? (дрова, уголь, газ) - Где люди берут эти материалы? (природа, земля) - уголь, газ, песок, что это такое? (полезные ископаемые) - Все полезные ископаемые можно разделить на три группы. Прочитайте по таблице на экране, какие это группы. (работа с физической картой России). Перед вами физическая карта России. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Некоторые соли используют как удобрение, а поваренную соль мы используем при приготовлении пищи. В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна. Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова. Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов.
2) Работа учащихся в группах. Сегодня в группах, при помощи карточки – “Помощник”, учебника, вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых: 1 группа – знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (с.160-162 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”).. 2 группа – изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (с.163-167 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”). 3 группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164-165 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”). Карточка “Помощник”.
Название. Условное обозначение. Свойства. Применение. Месторождение на территории Республики Башкортостан.
Группы работают самостоятельно. Выступление каждой группы ребят. По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых. 1-ая группа: известняк, гранит, песок, глина 2-ая группа: торф, уголь, нефть, газ 3-я группа: железная руда
3) Составление таблицы “Полезные ископаемые”. Проводится обсуждение изученного материала. - Найдите на карте России месторождения полезных ископаемых. Назовите их. Сейчас мы заполним таблицу-схему.
4) Физкультминутка. По дорожке шли, шли (шагаем) 5) Рассказ учителя о полезных ископаемых Республики Башкортостан. (работа с физической картой Башкортостана) В Башкортостане найдено около 3000 месторождений и проявлений различных видов минерального сырья. На базе открытых геологами крупных медно-колчеданных месторождений выросли современные города: Учалы, Сибай, Баймак. Химическая промышленность в Стерлитамаке использует месторождения известняка, гипса, каменной соли. Территория республики характеризуется большим набором различных видов полезных ископаемых. В их числе: углеводородные полезные ископаемые — нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, торф; руды, содержащие медь, цинк, железо, марганец, алюминий, золото и попутные редкие элементы; неметаллические полезные ископаемые, в том числе: сырье для химической промышленности (каменная соль, плавиковый шпат, известняк, барит, сера), агроруды (фосфорсодержащие породы, карбонатное сырье, цеолиты, глаукониты, торф, сапропель), строительные материалы (гипс, высокопрочный щебень и др.), облицовочные и поделочные камни, оптическое сырье. В Башкортостане обнаружено более 200 месторождений нефти и газа. Наиболее крупными по запасам нефти являются Арланское, Шкаповское, Туймазинское, Серафимовское, Манчаровское и Сергеевское месторождения. Сегодня в регионе добывается более 11 миллионов тонн нефти и 360 миллионов кубометров газа в год. В нашем поселке тоже находится нефтеперекачивающая станция «Шкапово».
Идёт перекачка нефти из посёлка Субканкулово Туймазинского района, через нашу станцию, в ЛПДС г.Салават. Основу сырьевой базы цветной металлургии Урала составляют медноколчеданные месторождения. На территории республики разведано 16 месторождений, из них четыре (Юбилейное, Подольское, Учалинское и Сибайское) относятся к числу крупнейших на Урале. Запасы меди и цинка составляют 30 процентов и 48 процентов соответственно от запасов этих металлов по Уралу. Запасы золота в этих месторождениях исчисляются сотнями тонн. Медноколчеданные руды комплексные по своему составу. В них присутствует медь, цинк, сера, свинец, золото, серебро, кадмий, селен, теллур, индий, галлий, германий и другие. В эксплуатации находятся 8 месторождений. Руды перерабатываются на трех обогатительных фабриках. Производство строительных материалов в республике полностью обеспечено разведанными запасами кирпичных и керамзитовых глин, песчано-гравийной смеси, строительных камней и песков, гипса, карбонатных пород для производства извести. Часть добываемого песчано-гравийного материала и щебня вывозится за пределы республики. Залежей кирпичной глины известно 170, а керамзитной — 12. Гипс добывается в 13 местах, известняк — в 31. Месторождений песчано-гравийной смеси насчитывается 121 — они находятся по берегам рек Белой, Уфы, Демы, Урала, Юрюзани, Ика, Ая. Все эти полезные ископаемые очень востребованы в строительстве жилья и дорог. В Белорецком и Учалинском районах имеется значительное количество проявлений декоративных яшм, строматолитовых и водорослевых известняков, габбро, долеритов, агатов, змеевиков, мрамора. Богатейшая палитра местных пород и минералов используется сегодня в камнерезных художественных мастерских Башкортостана. Ряд высокохудожественных изделий из местного камнецветного сырья демонстрируется в Музее геологии и полезных ископаемых Республики Башкортостан. 6) Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании. – Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника). Сделаем вывод: -Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.) -В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ).
7) Решение кроссворда. -Молодцы! Хозяйка подземных богатств просит вас разгадать кроссворд и прочесть ключевые слова. 1. Он очень нужен детворе 2. Не зря она варилась 3. Белый камушек растаял
4. Очень прочен и упруг 5. Без нее не побежит 6. Он несет в дома тепло, 7. Если встретишь на дороге, 8. По трубе течет – 9. Росли на болоте растения – 10. Покрывают им дороги, А еще он есть в цементе
|
Слайд 3
Слайд 3 (1-ый щелчок)
Слайд 4
Слайд 5-7 Слайд 8-9 Слайд 10
Слайд 11 Слайд 11(1-ый щелчок)
Слайд 12
Слайд 13
(1-ый щелчок)
(2-ой щелчок)
(3-ий щелчок)
(4-ый щелчок)
(5-ый щелчок)
(6-ой щелчок)
(7-ой щелчок)
(8-ой щелчок)
(9-ый щелчок)
(10-ый щелчок) | ||||||||||||
IV. | Итог урока. Выставление оценок. Вывод с. 169. |
| |||||||||||
V. | Домашнее задание. С.159-170, вопросы “Проверь себя”.
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
| Слайд 14
Слайд 15 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_podzemnye_bogatstva.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаврилюк Елена Александровна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1 г.Пушкино
Тема урока: «Наши подземные богатства»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России ”.
Задачи урока:
Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми Республики Башкортостан, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам. Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы. Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.
Наглядность: физическая карта России, таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.
Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наше подземное богатство
В данной презентации учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми, их свойствами....
"Наши подземные богатства" - урок по предмету "Окружающий мир" в 4 - м классе
Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве, повторить сведения о свойствах полезных ископаемых, познакомить с полезными ископаемыми родного края....
Наши подземные богатства
Республика Саха Якутия занимает одно из первых мест в России по разнообразию и запасам полезных ископаемых....
Наши подземные богатства
Презентация и план урока курса Окружающий мир 4 класс "Наши подземные ботатства"....
Презентация к уроку "Наши подземные богатства"
Презентация к уроку окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс по программе А.А Плешакова...
урока по Окружающему миру на тему "Наши подземные богатства"
исследовательская деятельность на уроке...
Наши подземные богатства
Урок окружающего мира по программе Плешакова А. А. , 4 класс...