Внеклассное занятие по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
«Экологическое занятие. Судебное заседание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh._mir_krasheninina.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по окружающему миру 3 класс. Автор Крашенинина Л.А. учитель начальных классов.
Тема: «Экологическое занятие. Судебное заседание».
Цель:
Показать значимость окружающей нас действительности, познакомить учащихся с проблемами экологии на современном этапе.
Задачи:
- Обобщать знания детей о том, что на планете Земля обитает много живых существ, которым нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля.
- Систематизировать и расширять знания учащихся о состоянии природы нашей планеты. Раскрыть некоторые экологические проблемы. Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и мышление.
Оформление: плакаты, детские рисунки, карандаши, фломастеры, альбомные листы.
Роли: Судья – учитель Обвинители – учащиеся Защитники – учащиеся Чтецы
Ход занятия
--Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? – В каком веке мы живем? –Какое тысячелетие грядет? Удивительное время! И, наверное, мы можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства. образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но всегда когда-то нужно подвести итог, проанализировать промахи, ошибки. Наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих , несомненно, относятся проблемы экологии. –Что нас ждет в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле? Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придется принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идет за нами, нашу прекрасную планету. - Эти вопросы мы обсудим на нашем занятии, задумаемся и сделаем выводы. (Звучит фонограмма «Голоса птиц».) - Слышите? Прислушайтесь. – Куда мы свами попали? (в лес.) – Как легко и свободно дышится в лесу! – Слышите запахи? Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! Здравствуйте, птицы-соловьи, воробьи, жаворонки. Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи. Если бы человек здоровался вот так, каждый день, не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, т.к. люди уничтожили их.
Чтец. Есть просто храм. Есть храм науки. А есть еще природы храм - С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь!
Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя. (Высказывания детей). – И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства. – И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе лес! Твое дерево, которое гудело от ветра и слышало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки». – А чтобы ответил врач, ребята? ( Предположения детей.) – А лесничий закончил бы стихами.
Чтец. Что мы сажаем, Сажая леса? Чащу, где бродят Барсук и лиса. Лист, на который ложиться роса, Свежесть лесную, И влагу и тень - Вот что сажаем, В сегодняшний день. – Ребята, а что страшнее всего для леса? (Высказывания детей: пожар, мусор, рубка и т д) – Очень важно ,чтобы вы осознавали, что людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо- невидимо. Никто их не сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. – Но будет ли?
Чтец Мы порой безбожно Не храним, что имеем , Не щадим, не жалеем. Ни за что не в ответе, Словно самую малость Нам на этой планете, Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро свое сгубим, А гордимся природой, И отечество любим. – Ребята, как вы думаете, нужно ли защищать природу? – А как это надо делать? – Давайте, мы свой протест выразим в рисунках. (Дети рисуют плакаты в защиту природы.) – Своими плакатами вы говорите : «Нет – разбою, нет- беспечности. Мы за природу, мы – дети природы». – Согласны ли вы с этим утверждением? ( Мнения детей)
Исполнение песни «Раненая птица».
- Да вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы, без воздуха, пения птиц, ароматов цветов. Все это щедро дарит людям мать - природа и не просит взамен никакой платы. Только ждет от нас бережного отношения к себе. – К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать. Давайте пофантазируем и проведем суд над людьми. (Назначаются судья, обвинители, защитники.) Судья. – В чем причина образования озоновых дыр? Приглашается обвинитель Воздух.
Воздух. – За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд тонн. В результате истончается озонавый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают различные заболевания. Кислорода становится все меньше и меньше. А выхлопные газы заводов, транспорта? Судья. Какие меры необходимо принять, чтобы воздух стал чище? Высказывания защитников – очистительные сооружения, посадка деревьев, двигатели на солнечных батареях и т д. Приглашается следующий обвинитель Вода.
Вода. – Как вы думаете, почему медики все чаще запрещают купаться в речках, отчего погибает рыба и другие животные в морях и океанах? Выслушиваются предположения. Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, у нас в Волге нельзя купаться. Озеро Байкал, которое содержит 1\3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться. Где же нам брать чистую воду? (Заслушиваются мнения детей.) Судья. Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода. Чтобы получить 1 т стали необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1т бумаги нужно 250т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий к сожалению мало. Приглашаются обвинители Растения и Почва.
Растения и Почва. (демонстрируют Красную книгу.) – Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета? Высказывания детей. – Почему же исчезают растения? В чем причина?
Ученица Я хотела бы ответить так: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если мы сорвем цветы - Опустеют все поляны, И не будет красоты.
Растения. Давайте представим, что в лес пришли горе - туристы. Что произойдет? Что останется после них? Рассуждения детей (вытаптывают траву, рвут цветы, жгут костры, оставляют мусор, ломают и рубят деревья)
Почва. Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения. Люди во многих местах испортили почву.
Растения. У нас в стране произрастает 18 тыс видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, тюльпаны, ландыш, пион. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма – в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.
Ученик. Какого жука в лесу повстречал! Он топал как бык и рогами качал. И очень серьезным и грозным он был – Я даже дорогу ему уступил. Мне имя его не известно пока, Но я не забуду лесного жука. Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего на рисунке найду. Узнаю, где водится, как он живет, Зачем ему крылья, и что он жует. И будут страницы. как травы шуметь, И будут, как птицы трамваи звенеть. И всем расскажу про жука моего, Как славно, что я не обидел его.
Заключение судьи. И так, выслушав обвинителей, мы установили, что 250 видов высших растений планеты на грани исчезновения. В состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся Москва, Санк-Петербург, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала. Загрязнены Черное море, Каспийское море, вода в бассейне Волги. На озере Байкал кризисная ситуация. Люди виновны в нарушении многих статей Конституции. Конечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает. Поэтому выносим решение – пусть люди исправят то, что еще можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в не Красной книге встретиться со своими собратьями.
Ученик. Я люблю, тебя, большое время, Но прошу - прислушайся ко мне: Не убей последнего тюленя, Пусть гуляет в темной глубине. Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади, Чтобы на земле осталось что-то, От чего щемит в моей груди!
Поведение итогов. Рефлексия. Судебное заседание считаю закрытым. Я хочу узнать ваше мнение – согласны вы с приговором или нет. У вас есть карточки красного и желтого цветов. Если согласны – поднимаем красную карточку, если нет – желтую. И так приговор ясен и обжалованию не подлежит. Всем спасибо.
Литература Зверева А.Т. «Экология» Трыгина С.В. «Экологический марафон» Лопатина Л. «Сказки матушки Земли» Александрова Ю.Н. «Юный эколог 1- 4 кл.» Фесюкова Л. «Уроки экологии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"
Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....
внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...
Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»
Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....
Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"
Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...
Внеклассное занятие по окружающему миру "Удивительный мир растений"
Данная разработка предназначена для работы с учащимися 3-4 классов во внеурочной деятельности.На уроке учащиеся повторяют классификацию растений, значение растений в жизни человека, з...
Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями
Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...