Внеклассное занятие по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Крашенинина Лариса Александровна

«Экологическое занятие. Судебное заседание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh._mir_krasheninina.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Внеклассное занятие по окружающему миру 3 класс.                                                                                 Автор Крашенинина Л.А. учитель начальных классов.

Тема: «Экологическое занятие. Судебное заседание».

Цель:

 Показать значимость окружающей нас действительности, познакомить учащихся с проблемами экологии на современном этапе.

Задачи:

- Обобщать знания детей о том, что на планете Земля обитает много живых существ, которым нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля.

- Систематизировать и расширять знания учащихся о состоянии природы нашей планеты.    Раскрыть некоторые экологические проблемы. Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и мышление.

Оформление: плакаты, детские рисунки, карандаши, фломастеры, альбомные листы.

Роли:                                                                                                                                                      Судья – учитель                                                                                                                      Обвинители – учащиеся                                                                                                        Защитники – учащиеся                                                                                                                         Чтецы

                                     Ход занятия

--Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня?                                                                             – В каком веке мы живем?                                                                                                                                –Какое тысячелетие грядет?                                                                                                                                                Удивительное время!  И, наверное, мы можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства. образования. Человек покорил океан, воздух, землю.  Но всегда когда-то нужно подвести итог, проанализировать промахи, ошибки.  Наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих , несомненно, относятся  проблемы экологии.                                                                                                                                                           –Что нас ждет в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле? Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придется принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идет за нами, нашу прекрасную планету.                                                                                                                                                          - Эти вопросы мы обсудим на нашем занятии, задумаемся и сделаем выводы. (Звучит фонограмма «Голоса птиц».)                                                                                                                          - Слышите? Прислушайтесь.                                                                                                                    – Куда мы свами попали? (в лес.)                                                                                                         – Как легко и свободно дышится в лесу!                                                                                                        – Слышите запахи?                                                                                                                        Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря!                                                               Здравствуйте, птицы-соловьи, воробьи, жаворонки.                                                         Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи.                                                                   Если бы человек здоровался вот так, каждый день, не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, т.к. люди уничтожили их.

  Чтец.   Есть просто храм.                                                                                                                                   Есть храм науки.                                                                                                                                                      А есть еще природы храм -                                                                                                                            С лесами, тянущими руки,                                                                                                                    Навстречу солнцу и ветрам.                                                                                                                      Он свят в любое время года,                                                                                                               Открыт для нас в жару и стынь,                                                                                                             Входи сюда,                                                                                                                                           Будь сердцем чуток,                                                                                                                                       Не оскверняй ее святынь!

Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя.                                                                                                                         (Высказывания детей).                                                                                                                               – И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства. – И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе лес! Твое дерево, которое гудело от ветра и слышало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки».                                                                                          – А чтобы ответил врач, ребята?                                                                                                                    ( Предположения  детей.)                                                                                                                                – А лесничий закончил бы стихами.

Чтец.  Что мы сажаем,                                                                                                                             Сажая леса?                                                                                                                                                 Чащу, где бродят                                                                                                                                      Барсук и лиса.                                                                                                                                          Лист, на который ложиться роса,                                                                                                      Свежесть лесную,                                                                                                                                            И влагу и тень -                                                                                                                                                                           Вот что сажаем,                                                                                                                                                       В сегодняшний день.                                                                                                                                    – Ребята, а что страшнее всего для леса?                                                                                                    (Высказывания детей: пожар, мусор, рубка и т д)                                                                                                       – Очень важно ,чтобы вы осознавали, что людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо- невидимо. Никто их не сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет.                                                                                                                                                                   – Но будет ли?

Чтец   Мы порой безбожно                                                                                                                 Не храним, что имеем ,                                                                                                                                Не щадим, не жалеем.                                                                                                                                   Ни за что не в ответе,                                                                                                                              Словно самую малость                                                                                                                                              Нам на этой планете,                                                                                                                                                 Жить и править осталось.                                                                                                                                    Не хозяева вроде,                                                                                                                                        Так добро свое сгубим,                                                                                                                                         А гордимся природой,                                                                                                                                     И отечество любим.                                                                                                                                           – Ребята, как вы думаете, нужно ли защищать природу?                                                                           – А как это надо делать?                                                                                                                                  – Давайте, мы свой протест выразим в рисунках.                                                                                               (Дети рисуют плакаты в защиту природы.)                                                                                                        – Своими плакатами вы говорите : «Нет – разбою, нет- беспечности. Мы за природу, мы – дети природы».                                                                                                                                                  – Согласны ли вы с этим утверждением?                                                                                                      ( Мнения детей)

Исполнение песни «Раненая птица».                                                                                                                

- Да вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы, без воздуха, пения птиц, ароматов цветов. Все это щедро дарит людям мать - природа и не просит взамен никакой платы. Только ждет от нас бережного отношения к себе.                                                                                                                                                                       – К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать.                                                                                                                                             Давайте пофантазируем и проведем суд над людьми.                                                                 (Назначаются судья, обвинители, защитники.)                                                                                                               Судья. – В чем причина образования озоновых дыр?                                                                                                   Приглашается обвинитель Воздух.                                                                                            

 Воздух. – За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд тонн. В результате истончается озонавый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают различные заболевания. Кислорода становится все меньше и меньше. А выхлопные газы заводов, транспорта?                                                                                                                                                    Судья. Какие меры необходимо принять, чтобы воздух стал чище?                                                                               Высказывания защитников – очистительные сооружения, посадка деревьев, двигатели на солнечных батареях и т д.                                                                                                           Приглашается следующий обвинитель Вода.                                                                                      

Вода. –  Как вы думаете, почему медики все чаще запрещают купаться в речках, отчего погибает рыба и другие животные в морях и океанах?                                                                          Выслушиваются предположения.                                                                                                           Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, у нас в Волге нельзя купаться. Озеро Байкал, которое содержит 1\3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться. Где же нам брать чистую воду?                                                                                                                                  (Заслушиваются мнения детей.)                                                                                                            Судья. Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода. Чтобы получить 1 т стали необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1т бумаги нужно 250т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий к сожалению мало.                                                                                      Приглашаются обвинители Растения и Почва.                                                                                             

Растения и Почва.  (демонстрируют Красную книгу.)                                                                                 – Вам знакома эта книга?    Как вы думаете, почему она такого цвета?                                           Высказывания детей.                                                                                                                             – Почему же исчезают растения? В чем причина?                                                                            

Ученица Я хотела бы ответить так:                                                                                                                                  Если я сорву цветок,                                                                                                                                    Если ты сорвешь цветок,                                                                                                                                         Если мы сорвем цветы -                                                                                                                     Опустеют все поляны,                                                                                                                                    И не будет красоты.                                                    

Растения. Давайте представим, что в лес пришли горе - туристы.                                                             Что произойдет? Что останется после них?                                                                                            Рассуждения детей (вытаптывают траву, рвут цветы, жгут костры, оставляют мусор, ломают и рубят деревья)

Почва. Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения. Люди во многих местах испортили почву.

Растения. У нас в стране произрастает 18 тыс видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, тюльпаны, ландыш, пион. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма – в 2 раза.                                                   А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.

Ученик. Какого жука в лесу повстречал!                                                                                                                   Он топал как бык и рогами качал.                                                                                                                       И очень серьезным и грозным он был –                                                                                                         Я даже дорогу ему уступил.                                                                                                                         Мне имя его не известно пока,                                                                                                                   Но я не забуду лесного жука.                                                                                                                       Я в городе в библиотеку пойду,                                                                                                                                        Жука моего на рисунке найду.                                                                                                               Узнаю, где водится, как он живет,                                                                                                            Зачем ему крылья, и что он жует.                                                                                                                 И будут страницы. как травы шуметь,                                                                                                          И будут, как птицы трамваи звенеть.                                                                                                            И всем расскажу про жука моего,                                                                                                                Как славно, что я не обидел его.                                                                                                                  

Заключение судьи. И так, выслушав обвинителей, мы установили, что 250 видов высших растений планеты на грани исчезновения. В состоянии, приближающемся к  катастрофическому, находятся Москва, Санк-Петербург, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала.                                                                                                                                                                Загрязнены Черное море, Каспийское море, вода в бассейне Волги. На озере Байкал кризисная ситуация.                                                                                                                                                     Люди виновны в нарушении многих статей Конституции. Конечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает.   Поэтому выносим решение – пусть люди исправят то, что еще можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в не Красной книге встретиться со своими собратьями.

Ученик. Я люблю, тебя, большое время,                                                                                                   Но прошу -  прислушайся ко мне:                                                                                                                Не убей последнего тюленя,                                                                                                                   Пусть гуляет в темной глубине.                                                                                                                        Не губи последнего болота,                                                                                                            Загнанного волка пощади,                                                                                                                      Чтобы на земле осталось что-то,                                                                                                                От чего щемит в моей груди!  

Поведение итогов. Рефлексия. Судебное заседание считаю закрытым.  Я хочу узнать ваше мнение – согласны вы с приговором или нет.                                                                                                                                                                    У вас есть карточки красного и желтого цветов. Если согласны – поднимаем красную карточку, если нет – желтую. И так приговор ясен и обжалованию не подлежит. Всем спасибо.

Литература  Зверева А.Т. «Экология»                                                                                                      Трыгина С.В. «Экологический марафон»                                                                                                   Лопатина Л. «Сказки матушки Земли»                                                                                          Александрова Ю.Н. «Юный эколог 1- 4 кл.»                                                                                             Фесюкова Л. «Уроки экологии»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"

Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....

внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру  в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...

Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»

Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....

Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"

Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Удивительный мир растений"

Данная разработка предназначена для работы с учащимися 3-4 классов во внеурочной деятельности.На уроке учащиеся повторяют  классификацию растений, значение растений в жизни человека, з...

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....