Урок "Что такое почва ?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Почва-это плодородный слой земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока46.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РШИ «Тувинский кадетский корпус»

Мой лучший урок

Окружающий мир

Тема: «Что такое почва ?»

3 «а» класс

Учитель начальных классов:

Монгуш Анжела Александровна

Кызыл 2017 г.

Пояснительная записка

Учитель начальных классов: Монгуш Анжела Александровна

Направление:  начальная школа                                                                

Предмет:   окружающий мир                                                                                                        

Тема урока:    Что такое почва ?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Тип урока:  изучение нового материала

Форма организации учащихся:  групповая, работа в парах, индивидуальная

Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение»,  2013г

Раздел: «Эта удивительная природа»

Характеристика класса: всего в классе 27 учащихся, из них  16 мальчиков, 11девочек.

  Общий темп деятельности класса – выше среднего, но есть  учащиеся, которые испытывают  проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия.  Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности.  Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике,  намного ниже на уроке русского языка.

  Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие  любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают

Этапы урока:

     Этапы урока

время

I.   Мотивация к учебной деятельности

1 мин

  II.  Актуализация знаний

7 мин

III.  Сообщение темы и цели урока

2 мин

IV.  Подготовка к усвоению новых знаний

8 мин

V.  Физкультминутка

4  мин

VI. Практическая деятельность учащихся

5 мин

VII. Закрепление

изученного материала

10 мин

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

IX.Итог урока

3  мин

2 мин

X. Домашнее задание

3 мин

Планируемые результаты:  учащиеся узнают о составе почвы и значении перегноя ,научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений,  работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.

Оборудование: Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер.

Аннотация: На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,  работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный  метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Цели и задачи урока достигнуты

Технологическая карта урока

Учитель

Монгуш Анжела Александровна

Класс

3 «а» класс

Автор УМК

А.А. Плешаков

Тема урока

Урок – исследование «Что такое почва»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Тип урока

Изучение нового материала

Формы урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы урока

Репродуктивный, частично-поисковый  

Цель урока

Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве и её роли в жизни человека.

Задачи

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить основные свойства  почвы;
  • установить состав почвы;
  • узнать о преобладающих почвах родного края;

Развивающие:

  • развивать умение работать со словарями;
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  • делать выводы на основе проведённых опытов;
  • развивать познавательный интерес, речь учащихся, мышление, наблюдательность;
  • умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формируемые УУД

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемые результаты

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему   решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер.

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Ушки на макушке.

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Актуализация знаний

- Ребята, отгадайте загадку:

Бьют меня ногами, режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять.    (Слайд 1)

- А, что вы представляете, когда говорите  слово  земля?

 

- Сколько значений имеет слово земля?

- Назовите эти значения.                                    

(Слайд 2)

Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля.  Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

-Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока.

-О какой кладовой шла речь?

-Какое научное название?

- Подумайте и скажите, как вы ответите на этот вопрос: « Что такое почва?». Какие слова у вас ассоциируются со словом «почва»?

-Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос.

-На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

- Обсудите в паре, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

-Какую цель поставит каждый для себя?

-Для чего необходимы эти знания?

- Кто догадался, какова тема нашего урока? Что нам предстоит узнать? (Слайд 3)

-Земля.

-Планета Земля,

часть суши, страна, государство.

У слова «земля» несколько значений.

- Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.

(

читает подготовленная ученица)

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь - вместо одного в кладовой  - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать  вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

О земле.

Почва.

Ответы учеников.

Заслушиваются вопросы учащихся.

Сообщение цели урока

Вставьте ключевые слова  для постановки проблемы: (на доске)

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. Как ……почва?

4. …………. почвы.

5. Кто ……… в почве?

(Слайд 4)

-Какова основная проблема урока?

Верно, мы выясним из чего состоит почва, как образуется,  определим её свойства, а так же вы узнаете, кто обитает в почве,  какие бывают почвы.

Предположите, на каком уровне находятся ваши знания по данной теме?

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Как образуется почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает  в почве?

Ответы  учеников.

На оценочных листах начертите шкалу и отметьте, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме. Чертят шкалу, отмечают уровень)

Изучение новой темы

-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Работа в парах со словарями.

Поиск в словаре русского языка.

-Найдите и сравните определение «почва»  в учебнике с. 64           (Слайд 5)

-Почему же почва плодородна? Докажите.

Выскажите гипотезу и обоснуйте её?

- Вспомните, какие условия нужны для развития растения.

-Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?

-Давайте проведём несколько опытов и проверим, есть ли эти вещества в почве, выясним состав почвы.

В словаре,

в интернете….

Почва – это ….

Чтение определения в учебнике с.64

Ответы учеников.

В почве содержится то, что  необходимо растениям для жизни.

Вода, воздух, питательные вещества.

Тёмного.

Физкультминутка

Музыкальная физ.минутка (Слайд 7-9)

Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд.

Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд.

В землю зёрнышко положим. (наклоны)

Быстро 3 на 2 умножим. (показать пальчики)

Столько раз наклон вперёд. (6 наклонов вперёд)

И расцвёл наш огород. (потянуться)

Практическая деятельность учащихся

Работа в группе.

Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности, правила работы в группе.

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

1.Метод наблюдения.

Вооружитесь  лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод:

Почва – это …

(верхний или нижний)

(светлый или тёмный)

(плотный или рыхлый) слой земли.

2. Метод исследования – эксперимент.

-Докажем, что в почве есть воздух.

Опыт 1                     (Слайд 10)

  1. Возьмём стакан с водой
  2. Бросаем комочек сухой почвы
  3. Что наблюдаем?

–Для чего нужен воздух в почве?

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2                 (Слайд 11)

Докажем, что в почве есть вода.

  1. Возьмём бумажную салфетку
  2. Положим на неё немного почвы. Сильно сожмём.
  3. Стряхнём почву.
  4. Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

                               (Слайд 12)

Опыт 3  (выполняет учитель)

  1. Почву в пробирке начнём нагревать на огне.
  2. Что наблюдаем?
  3. Продолжаем нагревать почву.
  4. Что вы видите и чувствуете?

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие  почвы определяется количеством в ней перегноя.

  1. Какой вывод можно сделать?

Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

                          (Слайд 13 - 14)

Опыт 4 (выполняет учитель)

  1. Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой, размешаем.
  2. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).
  3. Какой вывод можно сделать?

Опыт 5                 (Слайд 15)

  1. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва.
  2. Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт.
  3. Какой вывод можно сделать?
  4.  - Итак, из чего состоит почва?

(Слайд 16)

В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные  бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения.

Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований то есть то,  что необходимо для роста растений.

Работают в группе, контролируют процесс и  результаты деятельности, строят монологическое высказывание

Открываем учебники

на с.65

Рассматривают почву.

Делают вывод на карточке.

Почва – это …

(верхний, тёмный)

рыхлый) слой земли.

Работа в рабочей тетради с. 37 (по ходу работы заполняем таблицу)

Из почвы выходят пузырьки воздуха.

В почве есть воздух.

Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве.

На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.

В почве есть вода.

Ответы учеников.

Над почвой появился дым.

Чувствуем неприятный запах.

В почве есть перегной.

В почве есть глина и песок.

В почве есть минеральные соли.

Составили схему «Состав почвы»

Закрепление

изученного материала

-Что растения получают из почвы? Постройте модель без помощи учебника.

- Почему почву называют «чудесной кладовой»?

-Как вы думаете, все ли почвы

одинаковые по цвету и составу.

(у каждой группы на партах три образца почв)

-Рассмотрите разные образцы почв. - Что заметили?

-От чего зависит цвет почвы?

- Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный?

Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя.

-Какая почва наиболее характерна для нашего края?

Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек  научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.

Самостоятельная работа.

Выполнение  задания №5 в рабочей тетради на с. 38.

 

Почвы разного цвета.

От  количества перегноя.

Чернозём.

Ответы учеников.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока.

Вот и подошло к концу наше исследование. Вы меня очень порадовали, потому что работали все дружно, слажено, с интересом. Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль.

-А какую?

-Поделитесь впечатлениями об уроке.

-Какое  ваше настроение.

- Как вы сможете использовать свой новый опыт?

                                  (Слайд 17)

А сейчас вернёмся к оценочным листам и попробуем их заполнить с учётом полученных сегодня знаний. Заполните карточки.  И отметьте на шкале,  на каком уровне находятся ваши знания по этой теме.

Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек).

Сегодня на уроке было интересно...

Больше всего мне понравилось...

Для меня было открытием то, что...

  1. Почва - это...
  2. В состав почвы входит...
  3. Самый ценный компонент в почве, от которого зависят виды и свойства почвы - это...
  4. В природе существуют виды почв...
  5. Эту почву называют царём почв...
  6. В нашем  крае преобладают… почвы
  7. Основное свойство почвы - это...

Почему нужно бережно относиться к почвам?

Домашнее задание

Творческое задание. Сочинить и оформить сказку «Путешествие жука из недр почвы на поверхность».

Прочитать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» в книге «Великан на поляне»

Составить синквейн по теме «Почва»                   (Слайд 18)

Вспомнить правила составления


Литература: 

1. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс – М.: «Просвещение», 2013.

2.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс. – М.:

3. Васильева Н.Ю.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир – 3класс. М.: «ВАКО», 2014.

4.Плешаков А.А., А.А.Румянцев. Книга для учащихся начальных классов «Великан на поляне». - М.: «Просвещение», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Что такое почва"

Урок природоведения в 3 классе на тему "Что такое почва"...

Научно - познавательный проект с элементами исследования "Что такое почва?" 2 класс

Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать уроке окружающего мира при изучении темы: "Почва"....

Тест по окружающему миру по теме "Что такое почва?".

Данный тест позволит быстро и эффективно проверить знания учащихся. Соответствует требованиям учебной программы и новому образовательному стандарту для начальной школы. Составитель Е.М.Тихомирова....

Что такое почва

Конспект урока...

Презентация "Что такое почва"

Опыты по составу почвы...

"Что такое почва?"

Данный тест составлен по шаблону Д.Смирнова http://www.nachalka.com/test_shablon_forum.  Тест для 3 класса по теме "Что такое почва" составлен в соответствии с программой А.А. Плешакова....