Рабочая программа по Окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по Окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4v_klass_kirichenko_a.v.docx | 243.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Окружающему миру составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 271 – ФЗ от 29.12.2012;
- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2018 – 2019 учебный год;
- Учебно – методический комплект «Школа России»:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2014.
2. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
Структура курса
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, Интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (станица): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (Республика Адыгея, станица Гиагинская и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2–3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы(водоёмы Республики Адыгея), их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
На изучение РОСО отводится 10 – 15% времени, т.е. 10 уроков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Земля и человечество (10 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга, Сокровища Республики Адыгея, Красная книга Республики Адыгея.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (12 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны, Республики Адыгея(в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Леса Адыгеи. Экологические проблемы в Адыгее. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (14 ч).
Республика Адыгея на карте Родины. Карта Республики Адыгея.. Формы земной поверхности нашей Республики. Изменение поверхности Республики в результате деятельности человека. Охрана поверхности Республики (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы Республики, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего Республики. Полезные ископаемые Республики Адыгея, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашей Республике.
Ознакомление с важнейшими видами почв республики и их охрана.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в Республике Адыгея, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в Республике Адыгея, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой Республики Адыгея; рассматривание образцов полезных ископаемых республики, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII– XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями Республики (города, станицы).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (6 ч).
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Республика Адыгея,Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Раздел | Часы | Проверочная работа |
Земля и человечество | 10 | |
Природа России | 12 | |
Родной край – часть большой страны | 14 | |
Страницы Всемирной истории | 6 | |
Страницы истории Отечества | 20 | |
Современная Россия | 6 | 1 |
Итого | 68 | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основными практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.
Выпускники получат возможность осознать целостность научной картины мира, свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Выпускники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Выпускник научится:
- Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- Использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
- Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- Выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Выпускник научится:
- Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и Республики Адыгея; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Республику Адыгею и её главный город;
- Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- Оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
- Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Календарно - тематическое планирование. Окружающий мир 4 кл.
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Стр. | Д/З | |||
Раздел I. Земля и человечество (10 ч) | 1 часть | |||||||
Мир глазами астронома. | с. 4-7 | т.с.3-7 | ||||||
Планеты Солнечной системы . | С.7-15 | т.с.8-11 | ||||||
Звездное небо – великая книга природы | С. 16–21 | т.с.11-13 | ||||||
Мир глазами географа. | С. 22–28 | т.с. .14-16 | ||||||
Пояса Земли. | С. 29–35 | т.с. 16-18 | ||||||
Мир глазами историка. Когда и где? | С. 36–46 | т.с. 19-20 | ||||||
Мир глазами эколога. | С. 47-53 | т.с.21-22 | ||||||
Сокровища Земли под охраной человека. | С. 54-62 | т.с.23-25 | ||||||
Сокровища Республики Адыгея. | Сообщения о достоприм РА | |||||||
Проверочная работа по разделу. Обобщение изученного. | С.54-56 | т.с.26-27 | ||||||
Раздел II. Природа России (12 ч) | ||||||||
Равнины и горы России. | С.60-65 | т.с.29-33 | ||||||
Моря, озера и реки России. | С.66-70 | Т.с.33-35 | ||||||
Природные зоны России. | С.71-75 | Т.с.36-38 | ||||||
Зона арктических пустынь. | С.76-83 | т.с. 39-42 | ||||||
Проверочная работа за 1 четверть. Тундра. | С.84-94 | т.с. 42-46 | ||||||
Великие даты ноября в истории России. | записи | |||||||
Леса России. | С.95-102 | т.с.46-50 | ||||||
Лес и человек. Леса Адыгеи. Экологические проблемы в Адыгее. | С.103-109 Сообщение "Леса Адыгеи." "Экологические проблемы в Адыгее» | т.с. 50-52 | ||||||
Зона степей. | С. 110–117 | т.с.53-56 | ||||||
Пустыни. | С. 118-125 | т.с.57-60 | ||||||
У Черного моря. | С. 126-134 | т.с.60-63 | ||||||
Проверочная работа по разделу. Обобщение изученного. | Повторить теорию раздела | |||||||
Раздел III. Родной край – часть большой страны (14 ч) | ||||||||
Наш край. Республика Адыгея. | Сообщение. С. 136–138. | т.с.65-66 | ||||||
Поверхность Республики Адыгея. | с.139-144 | т.с.67 | ||||||
Водные богатства Республики Адыгея. | с.145-148 | т.с.68-70 | ||||||
Наши подземные богатства. | с.149-159 | т.с.71-73 | ||||||
Диагностический контрольный срез | ||||||||
Земля – кормилица. | с.160-163 | т.с.74-75 | ||||||
Жизнь леса. Леса Адыгеи | С. 164-169 | т.с.76-77 | ||||||
Жизнь луга. | С. 170–177 | т.с.78-81 | ||||||
Проверочная работа за 2 четверть. Жизнь в пресных водоёмах. | с.178-186 | т.с.82-85 | ||||||
Природные сообщества родного края. Заочная экскурсия. | Сообщение "Природныесообщест ва родного края" | |||||||
Растениеводство. | с.-187-194 | Т.с.86-88 | ||||||
Животноводство. | Т. с.9-91 | |||||||
Растениеводство и животноводство в РА. | ||||||||
Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родная республика – часть большой страны». | ||||||||
Раздел IV. Страницы Всемирной истории (6 ч) | ||||||||
Начало истории человечества. | ч. 2, с. 4–7 | |||||||
Мир древности: далекий и близкий. | С. 8–14 | |||||||
Средние века: время рыцарей и замков. | С. 15–21 | |||||||
Новое время: встреча Европы и Америки. | С. 22–27 | |||||||
Новейшее время: история продолжается сегодня. | С. 28–32 | |||||||
Проверочная работа по разделу. Обобщение изученного. | ||||||||
Страницы истории Отечества (20) | ||||||||
Жизнь древних славян. | С. 34–39 | |||||||
Во времена Древней Руси. | С. 40–45 | |||||||
Страна городов. | С. 46–54 | |||||||
Из книжной сокровищницы Древней Руси. | С. 55–58 | |||||||
Трудные времена на Русской земле. | С. 59–64 | |||||||
Русь расправляет крылья. | С. 65–69 | |||||||
Куликовская битва. | С. 70–74 | |||||||
Иван Третий. | С. 75–81 | |||||||
Мастера печатных дел. | С. 82–86 | |||||||
Патриоты России. | С. 87–93 | |||||||
Петр Великий. | С. 94–100 | |||||||
Михаил Васильевич Ломоносов. | С. 101–104 | |||||||
Екатерина Великая. | С. 105–111 | |||||||
Отечественная война 1812 года. | С. 112–119 | |||||||
Страницы истории XIX века. | С. 122–126 | |||||||
Россия вступает в ХХ век. | С. 127–133 | |||||||
Страницы истории 20–30-х годов. | С. 136–139 | |||||||
Великая война и Великая Победа. | С. 140–146 | |||||||
Страна, открывшая путь в космос. | С. 147–152 | |||||||
Проверочная работа по разделу. Обобщение изученного. | ||||||||
Современная Россия (6 ч) | ||||||||
Основной закон России и права человека. | С. 156–163 | |||||||
Мы – граждане России. Славные символы России. | С. 164–174 | |||||||
Такие разные праздники. | С. 175–179 | |||||||
Путешествие по России. Республика Адыгея. | С. 180–205 | |||||||
Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам | ||||||||
Проверочная работа за курс начальной школы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"
Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...