Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы Плешаков А.А. «Окружающий мир» УМК «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 103.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Козловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МС Протокол №___ от «____»___________2018 г. руководитель МС ________ Бутыркина Е.А. | Согласовано заместитель директора по УВР ________ Леликова О.Н. « ____» ______________2018 г. | «Утверждаю» Директор школы Раковский В.С. ___________ Приказ №___________ от «____ »________ 2018 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
на 2018-2019 учебный год
Личковаха Светлана Владимировна – учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
с. Козловка
2018 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатовначального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатовначального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Тематическое планирование
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Класс 4
Учитель Личковаха Светлана Владимировна
Количество часов по учебному плану 68 в неделю 2 часа.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- примерной программы по окружающему миру;
- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ;
- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год;
- положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
- авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России»
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год.
Программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение», 2014 г.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучащихся | Дата | ||||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | По плану | По факту | |||||||||||||||||
Земля и человечество (9ч) | |||||||||||||||||||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека | Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса; Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; Извлекать из текста цифровые данные, выписывать их в рабочую тетрадь; Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||||||||||
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; - отличать планеты и их спутники; - моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; - устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; - наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | 1 | Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; - моделировать изучаемые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде; - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
4 | Мир глазами географа | 1 | Будут знакомиться с новой с наукой- географией Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения географа | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать глобус и карту полушарий; - находить условные значки на карте полушарий; - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; - составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; - извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | |||||||||||||||||
5 | Мир глазами историка. | 1 | Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлятьрассказы о мире с точки зрения историка; -характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | |||||||||||||||||
6 | Когда и где? | 1 | Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; - обсуждать сроки начала года в разныхлетосчислениях; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
7 | Мир глазами эколога. | 1 | Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать современные экологические проблемы; - предлагать свои меры по решению экологических проблем; - извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; - рассказывать о мире с точки зрения эколога; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | |||||||||||||||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги | - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; - различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; - определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; - определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | |||||||||||||||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» | 1 | Проверят знания по разделу «Земля и человечество Будут повторять и закреплять пройденный материал | выполнять работы с выбором ответа оценивать правильность/неправильность предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||||||||
Природа России (10 ч) | Проверят знания по разделу «Земля и человечество Будут повторять и закреплять пройденный материал | ||||||||||||||||||||
10 | Равнины и горы России | 1 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; . | Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; - находить на физической карте России изучаемые географические объекты; - различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; - характеризовать формы рельефа России; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; - выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | |||||||||||||||
11 | Моря, озера и реки России | 1 | Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте;; - различать моря и озера; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов; - извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; - готовить сочинения на тему урока; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
12 | Природные зоны России | 1 | Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать физическую карту России и карту природных зон; - находить на карте природные зоны России и характеризовать их; - устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; - работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; - различать широтную и высотную поясность; - находить на карте природных зон зоны высотной поясности; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону арктических пустынь; - устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; - характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; - выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; - прослеживать цепи питания в Арктике; - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
14 | Тундра. | 1 | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону тундры; - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; - характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; - выявлять экологические связи в зоне тундры; - извлекать из дополнительной литературы (книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; - характеризовать зону тундры по плану; - моделировать природные особенности тундры; - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
15 | Леса России. | 1 | Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; - устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; - опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; - по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; - моделировать цепи питания в зоне тайги; - сопоставлять природу тундры и лесных зон; - извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
16 | Лес и человек. | 1 | Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; - обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; - обсуждать правила поведения в лесу по материалам книги «Великан на поляне»; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения; - совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; - характеризовать лесные природные зоны по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
17 | Зона степей. | 1 | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону степей; - устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; - опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; - характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; - характеризовать зону степей по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | |||||||||||||||||
18 | Пустыни. | 1 | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону полупустынь; - устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; - опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; - характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; - характеризовать зону степей по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | |||||||||||||||||
19 | У Черного моря. | 1 | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону субтропиков; - устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; - по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков; - знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; - моделировать цепи питания; - анализировать экологические проблемы зоны; - совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета; - обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; - работать с терминологическим словариком; - характеризовать зону субтропиков по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». Обобщающий урок-игра «Природные зоны России» | 1 | Проверят знания по разделу | -выполнять работы с выбором ответа оценивать правильность/неправильность предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||||||||
Родной край – часть большой страны (15ч) | |||||||||||||||||||||
21 | Наш край | 1 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Работать в паре: знакомиться с политико- административной картой России, находить на политико–административной карте России свой регион, знакомиться с картой своего региона, рассказывать о ней о родном крае; Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; Оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||
22 | Поверхность нашего края. | 1 | Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности родного края обсуждать меры по охране поверхности своего края изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края работать со взрослыми: (интервьюировать) взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||||||||||||||||
23 | Поверхность нашего края. (Экскурсия) | 1 | |||||||||||||||||||
24 | Водные богатства нашего края | 1 | Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего края по плану | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; - составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; - описывать одну из рек по данному в учебнике плану; - составлять план описания озера (пруда); - моделировать наиболее знакомый водный объект; - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; - обсуждать материалы рассказа «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»; - интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе); - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке | |||||||||||||||||
25 | Наши подземные богатства. | 1 | Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; - работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; - работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; - выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - обсуждать материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; - интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей | |||||||||||||||||
26 | Земля-кормилица. | 1 | Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; - извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; - моделировать тип почв своего региона; - готовить доклад о значении почвы для жизни на земле; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»; - извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
27 | Экскурсия в лес и на луг | 1 | Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; - рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; - моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; - характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; - опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; - обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
28 | Жизнь леса. | 1 | |||||||||||||||||||
29 | Жизнь луга. | 1 | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край . осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; | Регулятивные УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характераПознавательные УУД: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; - определять животных луга на иллюстрации учебника; - выявлять экологические связи на лугу; - рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; - моделировать цепи питания на лугу; - сравнивать природные особенности леса и луга; - характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; - приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; - составлять памятку «Как вести себя на лугу»; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||
30 | Жизнь пресного водоема. | 1 | Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; - опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; - выявлять экологические связи в пресном водоеме; - рассказывать об обитателях пресных вод своего региона; - моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; - характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; - обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; - извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. -наблюдать объекты и явления природы; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; -фиксировать результаты наблюдений; -сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | |||||||||||||||||
31 | Экскурсия к водоему | 1 | |||||||||||||||||||
32 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; - различать зерна зерновых культур; - выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; - собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе; - извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы; - характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
33 | Животноводство в нашем крае. | 1 | Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; - извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе; - характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; - рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
34 | Презентация проектов. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 | Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект Проверят знания по разделу | - выбирать тему проекта; - намечать план работы; - отбирать информацию в избранных для проекта книгах; - готовить оформление доклада (слайды); - готовить доклад; - презентовать доклад в классе; - оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. | |||||||||||||||||
-выполнять работы с выбором ответа оценивать правильность/неправильность предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||||||||||||
Страницы всемирной истории (5 ч) | |||||||||||||||||||||
35 | Начало истории человечества | 1 | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь первобытных людей | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Анализировать карту расселения племён древних славян; Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; Моделировать древнеславянское жилище | |||||||||||||||
36 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности и по истории Древнего мира | Прослеживать по карте Древней Руси путь «изваряг в греки» и расширение территории государства в IX-XIвеках Древней Руси; нашествие Батыя на Русь; Работать с терминологическим словариком; | |||||||||||||||||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; - сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». | 1 | Будут знакомиться с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; - характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
Страницы истории Отечества (20 ч) | |||||||||||||||||||||
40 | Жизнь древних славян | 1 | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным критериям Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Проверят знания по разделу «Страницы Всемирной истории» Будут знакомиться знакомить с занятиями, верованиями восточных славян, будут учиться описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян | - пониматьучебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - анализировать карту расселения племен древних славян; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - моделировать древнеславянское жилище; - составлять план рассказа на материале учебника; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||
41 | Во времена Древней Руси | 1 | Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать по карте Древней Руси путь «изваряг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; - отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
42 | Страна городов | 1 | Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, осознают важность находок берестяных грамот | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; - обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; - характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
43 | Из книжкиной сокровищни-цы Древней Руси | 1 | Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, осознают, что Древняя Русь была страной высокой культуры и поймут, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Будет сформировано представление о военном деле на Руси, будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, осознают, какую роль сыграли эти события в истории России | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; - находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; - высказывать своё отношение к личности Александра Невского; - работать с терминологическим словариком; - заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
45 | Русь расправляет крылья | 1 | Будут сформированы представления о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
46 | Куликовская битва | 1 | Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы, осознают какую роль сыграла Куликовская битва в истории России | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - моделировать ход Куликовской битвы; - отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; - обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; - рассказывать о поединках богатырей; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - осознавать роль Куликовской битвы в истории России; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
47 | Иван III | 1 | Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства, будут учиться находить на карте его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; - описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
48 | Мастера печатных дел | 1 | Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; - работать с терминологическим словариком; - развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
49 | Патриоты России | 1 | Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, осознают роль этого события в истории России | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; - отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы; - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; - осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
50 | Петр Великий | 1 | Будут сформированы представление о преобразованиях Петра 1, будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, будут учиться составлять рассказ о выдающемся человеке | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - прослеживать по карте приобретения Петра I; - высказывать свое отношение к личности Петра Великого; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; - извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; - высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; - формулировать выводы по изученному материалу; | |||||||||||||||||
52 | Екатерина Великая | 1 | Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым | - обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; - описывать достопримечательности Петербурга; - сравнивать положение разных слоев российского общества; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; - прослеживать по карте рост территории государства; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; - извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
54 | Страницы истории XIX века | 1 | Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; - работать с историческими картами; - находить на карте Трассибирскую магистраль; - сопоставлять исторические источники; - извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
55 | Россия вступает в XX век | 1 | Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции; - составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; - интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи; - развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
56 | Страницы истории 20–30-х годов | 1 | Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; - сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; - знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); - прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
57 | Великая война и Великая Победа | 1 | Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства- рассказы ветеранов | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; - обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; - прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; - делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; - выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; - собирать материал о мероприятиях празднования 65-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; - интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; - готовить праздник ко Дню Победы; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
58 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); - интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; - прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; - интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; - работать с электронным пособием; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
59 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Страницы истории Отечества» | 1 | Проверят знания по разделу | -выполнять работы с выбором ответа оценивать правильность/неправильность предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||||||||
Современная Россия(9 ч) | |||||||||||||||||||||
60 | Основной закон России и права человека | 1 | Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные области, города федерального значения; Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; | |||||||||||||||
61 | Мы- граждане России | 1 | Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; Президента, Федерального Собрания и Правительства; Работать с терминологическим словариком; Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||||||||||||
62 | Славные символы России | 1 | Будут сформированы представления об истории государственных символов России, осознают важность уважительного отношения к символам государства | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств; - знакомиться с флагом Победы, знать его историю; - выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; - обсуждать, зачем государству нужны символы; - моделировать символы своего класса, семьи; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
63 | Такие разные праздники | 1 | Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; - составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; - прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; - интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||||||||||||||||
64 | Путешествие по России | 1 | Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями | - составлять группу по интересам, распределять обязанности; - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); - презентовать проект; - оценивать свои достижения и достижения товарищей. | |||||||||||||||||
65 | Путешествие по России | 1 | |||||||||||||||||||
66 | Путешествие по России | 1 | |||||||||||||||||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». | 1 | Проверят знания по разделу | -выполнять работы с выбором ответа оценивать правильность/неправильность предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||||||||
68 | Наши проекты | 1 | Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта | - составлять группу по интересам, распределять обязанности; - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); - презентовать проект; - оценивать свои достижения и достижения товарищей. | |||||||||||||||||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...