Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 2 класс 2016 – 2017 уч.год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Бочкарёва Любовь Михайловна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для второклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК «Планета Знаний»

Авторы программы: И.В. Потапов, ГГ. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин

Пояснительная записка

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы И.В. Потапова, ГГ. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»).

Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент,
    (моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

•        формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

•        формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, су-
венные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и
    иного состава);
  • формирование  рефлексии  (принятие плана предстоящего обучения, осознание
    его продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и уме-
  • формирование основ экологической культуры;
  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические предметные принципы:

  • краеведческий;
  • сезонный;
  • экологический.

Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром 

Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюет Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом. Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности детям инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путем.

Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.

Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью.

В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования.

Основная форма организации учебной деятельности учащихся - урок.

Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира предлагаются:

     Уроки - практические занятия - организация работы учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя,

     Уроки-экскурсии - посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

     Уроки с демонстрацией объектов или их изображений - проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов или руководствуется техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

В программе для 2 класса предполагаются экскурсии для наблюдений за жизнью природных сообществ леса, пресного водоема. В связи с отсутствием условий, в черте города тематика экскурсий заменена на более доступное наблюдение за сезонными изменениями в природе, направленное на обучение наблюдению, фиксации наблюдений, формированию умения обобщать и делать выводы.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях:

- умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи;

- взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;

- оценивать достигнутые результаты.

В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

Реализация программы

Ежеурочно учитель уделяет 5 минут в начале урока заполнению дневника наблюдений - это часть долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных методов и приемов исследования, учатся наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.

Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера, направленного на закрепление новых знаний, используются дополнительные задания творческого или исследовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать

вывод, сравнить, изготовить прибор для опыта и т.п. Эти домашние задания ориентированы на детей с высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольным и соответствовать возможностям учащихся.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1)   Ивченкова ГГ., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. - М.: АСТ, Астрель, 2016.

2)   Ивченкова ГГ., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. -М.: АСТ, Астрель, 2016.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Окружающий мир» во втором классе отводится 2 часа в неделю. Итого 68 часов.

учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1 триместр

Как люди познают мир

16 ч

21 ч

Мы живём на планете Земля

2 триместр

Мы живём на планете Земля (продолжение)

9 ч

23 ч

Природа вокруг нас

14 ч

3 триместр

Природа вокруг нас (продолжение)

10 ч

24 ч

Люди вокруг нас

14 ч

Резерв

                                                                                                                                                                           Итого:        68 ч

содержание программы

Как люди познают мир (16 часов)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки (учёные), разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля (14 часов)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (24 часа)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (14 часов)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

Резерв (4часа)

                                ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Знания, обязательные для второклассника:

•    значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

•    строение и назначение термометра;                                                                ч

•    назначение справочной литературы;

•     названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;

•     название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);

•    Луна - спутник Земли;

•     глобус - модель Земли;

•     названия материков и океанов;

•    об источниках звука;

•    о вреде шума;

•     правила безопасного обращения с электроприборами;

•    о значении камня в жизни человека;

•    условия жизни растений и животных;

•    характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);

•    о значении совместного труда в обществе;

•    о значении бюджета;

•     правила поведения в общественных местах.

Умения, обязательные для второклассника:

•     приводить примеры приборов и инструментов;

•     пользоваться термометром;

•     различать тела природы и изделия;

•     приводить примеры тел и веществ;

•     приводить примеры источников энергии;

•     приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);

•    приводить примеры животных суши и водоемов (3-4 примера);

•    различать времена года по характерным признакам;

•    правильно вести себя дома, на улице, в гостях.

Знания повышенного уровня для второклассника:

•     имена некоторых ученых и изобретателей (3-4 примера);

•    о путешествии как способе познания мира;

•    о великих географических открытиях;

•     названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;

•    об использовании электрической энергии в жизни человека;

•    о значении звука, света и цвета в жизни человека;

•    о значении окружающей среды;

•    о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;

•     некоторые взаимосвязи в живой природе;

•    о влиянии деятельности человека на живую природу.

Умения повышенного уровня для второклассника

•     приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);

•     проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;

•    определять время по часам;

•     приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.

планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

•       положительное отношение и интерес к изучению природы и человека;

•       осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;

•       способность к самооценке;

•       осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину;

•       знание основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;

•       понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;

•       чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

•       понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.

У учащихся могут быть сформированы:

•       устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны;

•       умение оценивать трудность предлагаемого задания;

•       адекватная самооценка;

•       чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

•       установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;

•       осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

•       основы экологической культуры;

•       осознанное положительное отношение к культурным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

•       принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

•       планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

•       осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Учащиеся получат возможность научиться:

•       самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

•       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

•       находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;

•       понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;

•       использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;

•       осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

•       проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

•       устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

•       обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

•  выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Учащиеся получат возможность научиться:

•       осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•       сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

•       сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;

•       устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

•       собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

•       сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;

•       строить монологические и диалогические высказывания;

•       обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

Учащиеся получат возможность научиться:

•       распределять обязанности при работе в группе;

•       учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

Предметные результаты освоения программного материала.

Человек и природа.

Учащиеся научатся:

•       проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;

•       давать характеристику погоды по результатам наблюдений;

•       устанавливать связи между объектами и явлениями природы;

•       рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;

•       выполнять правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

•       приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

•       объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

•       участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество:

•       выполнять правила поведения в обществе;

•       понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи;

•       характеризовать основные научные достижения ученых.


                                                                                              календарно-тематическое планирование ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

№ п/п

Тема урока.

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Как люди познают мир (16 часов)

1

02.09

О науке. Что такое наука.

Инструктаж по проектной деятельности.

Как наука повлияла на жизнь людей??

Возможность получить первоначальное представление  о науке, о постепенности развития научного знания в обществе

Р. – понимать учебные задачи данного урока, стремиться их выполнить;

П.- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

К. – вести устный диалог. Слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности .Осознание ответственности человека за общее благополучие.

2

06.09

Науки бывают разные.

Какие  бывают науки?

Возможность познакомиться с различными отраслями науки, увидеть  необходимость совместной работы разных учёных в процессе изучения окружающего мира.

Р.- формулировать и удерживать учебную задачу;

П.- выделения существенных признаков; сравнение, классификация по заданным критериям;

К. – задавать вопросы, обращаться за помощью.

Положительное отношение к урокам окружающего мира . Установка на здоровый образ жизни

3

09.09

Человек-изобретатель.

Учёные России

Как  опыт отличить от наблюдения?

 Возможность научиться различать методы научных познаний: наблюдение, эксперемент.

Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

П. –поиск и выделение необходимой информации из разных источников (рисунок, рассказ;

К. – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Адекватная мотивация учебной деятельности. Установка на здоровый образ жизни.

4-5

13.09

16.09

Как ученые изучают мир.

Практическая

работа.

Как проделать простейший опыт и записать его результат?

Возможность научиться проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты.

Р. – вносить  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

П.-  установление причинно-следственных связей, построение рассуждения; обобщение.

К. –  формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Работать в паре.

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Установка на здоровый образ жизни

6

20.09

Умей

видеть.

Экскурсия в парк (лес)

Как вести себя в лесу?

Возможность научиться определять и называть обитателей леса , соблюдать правила поведения в лесу.

Р. – понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнять;

П. – осуществлять анализ объектов; проводить сравнения; устанавливать причинно-следственные связи;;

К. – формировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Ценностное отношение к природному миру. Экологическая культура.

7

23.09

Тренируй свою наблюдательность.

Практическая работа.

Как  тренировать свою наблюдательность?

 Возможность научиться наблюдать за объектами и явлениями природы; тренировать наблюдательность в ходе выполнения заданий учебника и рабочей тетради.

Р. – преобразовывать практическую задачу в познавательную;                  

П. – сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К. –  формулировать свои затруднения;

Адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

8

27.09

Приборы и инструменты.

 Как технические приспособления облегчают труд учёных?

Возможность научиться отличать приборы от инструментов. Узнать предназначения некоторых из них.

Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П. –  узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

К. –  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру.

9

30.09

Измерение температуры.

Практическая работа.

Как устроен термометр? Какие бывают термометры?

Возможность научиться пользоваться термометром и определять температуру воздуха, тела, воды. Фиксировать температуру условными знаками.

Р. - принимать и сохранять  учебную задачу, соответствующую  этапу обучения;

П.- узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; использовать знаково-символические средства;

К. –  формулировать свои затруднения;

обращаться за помощью;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Мотивация учебной деятельности.

10

04.10

Измерение времени.

Как определить время по часам? Какие бывают часы?

Возможность научиться определять время по часам.

Р.- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П - рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

К. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности  и сотрудничества с партнером. Работать в паре.

Положительное отношение к урокам окружающего мира.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

11

07.10

Осень.

Как изменяется живая и неживая природа с наступлением  осени?

Возможность научиться рассказывать об осенних изменениях в неживой природе, в жизни растений и животных.

Р. – понимать учебную задачу и стремиться выполнить её;

П. – сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К. –  взаимодействовать со взрослыми, вести совместные наблюдения.

Оценивать свои достижения на уроке.

12

18.10

Справочники, словари, энциклопедии.

Как пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями?

Возможность познакомиться с различными информационными справочниками и научиться ими пользоваться.

Р. – понимать учебные задачи и стремиться их выполнить;

П. – поиск и выделение необходимой информации из разных источников;

К. –  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

13

21.10

Знаки и

символы.

Как люди используют знаки и символы?

 Возможность научиться понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;

П.  использовать знаково-символических средств для передачи информации;

К. –  вести устный диалог;

 слушать собеседника.

Принятие образа «хорошего ученика».

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

14

25.10

Об искусстве.

Как искусство отличить от науки?

Возможность научиться различать виды искусства и понимать значение искусства в жизни человека.

Р. – понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П. – сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К. – осуществлять взаимный контроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Мотивация учебной деятельности. Установка на здоровый образ жизни.

15

28.10

Проверочная работа.

Проверить уровень усвоения изученных тем.

Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

Способность к самоконтролю и самооценке.

16

01.11

Экскурсия «Наблюдения за осенними изменениями в природе».

Как изменяется живая и неживая природа с наступлением  осени?

Возможность научиться рассказывать об осенних изменениях в неживой природе, в жизни растений и животных.

Р. – понимать учебную задачу и стремиться выполнить её;

П. – сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К. –  взаимодействовать со взрослыми, вести совместные наблюдения.

Оценивать свои достижения на уроке.

                                                                                                                  Мы живём на планете Земля (14 часов)

17

08.11

Что такое космос.  

Как звезды отличить от других небесных тел?

Возможность научиться  отличать звёзды от других небесных тел.

Р. - понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

П. – поиск и выделение необходимой информации из разных источников (рисунок,  справочник);

К. –  формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать со взрослыми, наблюдать за звёздным небом.

Адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

18

11.11

 Звезды и созвездия. Падающие «звезды».

Как узнавать созвездия по их очертанию?

Возможность научиться узнавать очертания некоторых созвездий на рисунках-схемах, на небе.

Р. – выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

П. – поиск и выделение необходимой информации из разных источников (рисунок,  справочник);

К. –  взаимодействовать со взрослыми, находить информацию о   созвездиях в дополнительной литературе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

19

15.11

Солнечная система. Виртуальная экскурсия.

Как  отличить планету  от звезды? Сколько планет в солнечной системе?

Возможность научиться находить отличительные признаки планеты,  моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца;

Р. – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П. – узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

К. –  вести устный диалог;

 слушать собеседника.

Принятие образа «хорошего ученика».

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

20

18.11

Голубая планета Земля.

Как Солнце влияет на жизнь на Земле?

Возможность научиться определять свой адрес во вселенной , объяснять почему Землю называют «голубой планетой».

0.- понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

П.-  сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К.- взаимодействовать со взрослыми, вести совместные наблюдения.

Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность

21

Голубая планета Земля.

Как устроена Земля?

Научатся рассказывать о нашей планете, о её строении.

Р.- формулировать и удерживать учебную задачу,

П.- поиск и выделение необходимой информации из разных источников (рисунок, текст), классификация по заданным критериям;

К.-  задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Ценностное отношение к природному миру.

2 ТРИМЕСТР

Спутник Земли –

Луна.

Как  Луну отличить от Земли и Солнца?

Возможность научиться объяснять, почему Луну называют спутником Земли.

Р.-  понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

П.-  – узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

К.- оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.

Оценивать свои достижения в науке.

22

29.11

23

02.12

Исследование космоса.

Как исследовали космос в древности и как в наше время.

Возможность научиться сопоставлять различие в исследовании космоса в древности и в настоящее время.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.-  поиск и выделение необходимой информации из разных источников (справочник , текст), классификация по заданным критериям

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Формирование экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру.

24

06.12

Что такое глобус.  

Практическая работа.

Как определить на глобусе материки и океаны?

Возможность научиться сравнивать глобус и карту Мира,  определять на глобусе материки и океаны, сравнивать их по величине, различать по цвету.

Р.- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П.- сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К.- работать в паре, строить понятные для партнёра высказывания, слушать собеседника.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников на уроке.

25

09.12

Почему день сменяет ночь.

 Практическая работа.

Как происходит смена дня и ночи на Земле?

Возможность научиться объяснять происхождение  смены дня и ночи на Земле.

Р.- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П.-  узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

К.- работать в паре,  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

26

13.12

Как изучали земной шар.

Как изучали земной шар в прошлом?

Возможность научиьтся объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- поиск и выделение необходимой информации из разных источников (энциклопедия, справочник), классификация по заданным критериям

К.- работать с родителями, извлекать из различных источников сведения о великих путешественниках.

Оценивать свои достижения на уроке.

27

16.12

Знаменитые путешественники.

Кто такие путешественники?

Возможность научиться

овладения навыками установления и выявления причинно-следственных связей; рассказывают о великих географических открытиях, знаменитых путешественниках.

Р. – следуют при выполнении заданий инструкциям учителя, осуществляют  взаимопроверку работ,корректируют выполнение задания.

П. -понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; самостоятельно пользуются справочником в конце учебника.

К.  - сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий в паре; устанавливают очередность действий, осуществляют взаимопроверку; понимают и передают содержание прочитанных текстов.

Оценивать свои достижения на уроке

28

20.12

Исследования глубин морей и океанов.

Как исследовали глубины морей и океанов?

Возможность научиться объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.-  поиск и выделение необходимой информации из разных источников (энциклопедия, справочник), классификация по заданным критериям

 К.-  проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру

29

23.12

Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля

Как изменяется  живая и неживая природа с наступлением зимы?

 Возможность научиться рассказывать о зимних изменениях в неживой природе, в жизни растений и животных; подбирать загадки , пословицы, стихи о зиме.

Р.-  понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.-  – сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К.- взаимодействовать со взрослыми, вести совместные наблюдения.

Положительное отношение к урокам окружающего мира.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

30

27.12

Зима.

 Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе

Как изменяется  живая и неживая природа с наступлением зимы?

 Возможность научиться рассказывать о зимних изменениях в неживой природе, в жизни растений и животных; подбирать загадки , пословицы, стихи о зиме.

Р.-  понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.-  – сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К.- взаимодействовать со взрослыми, вести совместные наблюдения.

Положительное отношение к урокам окружающего мира.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

                                                                                                Природа вокруг нас (24 часа)

31

30.12

Тела и

вещества.

Как тела природы отличить от изделий?

Возможность научиться различать естественные и искусственные тела, приводить примеры живых и неживых тел природы и изделий

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.-  узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

К.-  вести устный диалог;

 слушать собеседника.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Мотивация учебной деятельности.

32

10.01

Тела и вещества.

Как тело отличить от вещества?

Возможность научиться различать, сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Р.- формулировать и удерживать учебную задачу;

П.-  сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К. – задавать вопросы, обращаться за помощью.

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру.

33

13.01

Об энергии.

Практическая работа.

Как энергия влияет на жизнь?

Возможность научиться объяснять значение энергии для жизни, приводить примеры источников энергии.

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять её;

П.- поиск и выделение необходимой информации из разных источников  (текст, справочник), классификация по заданным критериям

К.-  работать  в паре, формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Оценивать свои достижения на уроке.

34

17.01

От костра до котла.

Как люди обогревали соё жилище в древности и как в настоящее время?

Возможность научиться правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами) ; моделировать вызов пожарной охраны и газовой службы по обычному и мобильному телефону, номеру МЧС;

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять её;

П.- классификация по заданным критериям, установление причинно-следственных связей;

К.-  задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Принятие образа «хорошего ученика». Навыки сотрудничества в разных ситуациях

35

36

20.01

Свет и цвет.

Театр теней. 

Практическая работа.

Умение объяснять причину образования тени от предметов.

Показать опытным путем, как образуются тени от предметов. Развивать творческие способности учащихся.

П: объяснять причину образования тени от предметов.

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

К: Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

 Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

37

24.01

Зеркала.

Как отражается свет блестящими предметами и зеркалами?

Возможность научиться зашифровывать слова с помощью зеркала и читать зашифрованные слова.

Р. – понимать учебные задачи данного урока, стремиться их выполнить;

П.-  поиск и выделение необходимой информации из разных источников  (текст, рисунок), классификация по заданным критериям

К. – вести устный диалог. Слушать собеседника.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

38

27.01

О цвете.

Как  предметы отражают свет?

Возможность научиться объяснять, от чего зависит цвет предметов, называть цвета радуги по порядку.

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять её;

П.-  поиск и выделение необходимой информации из разных источников (текст, рисунок), построение рассуждений;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Мотивация учебной деятельности.

39

31.01

В мире звука.

Практическая работа.

Как возникает звук?

Возможность научиться приводить примеры источников звука.

Р.- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П.-   поиск и выделение необходимой информации из разных источников (текст, рисунок), построение рассуждений;

К.- работать в паре,  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оценивать свои достижения на уроке.

40

03.02

Шум вредит здоровью.

Как шум вредит здоровью?

Возможность научиться  объяснять, почему шум вредит здоровью человека. формулировать правила по охране окружающей среды от шумного загрязнения;

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять ;

Р.-  построение рассуждений в устной форме, обобщение;

К.- воспринимать информацию, слушать собеседника

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру.

41

07.02

В мире камня. Коллекция камней.

Какие бывают горные породы и минералы?

Возможность научиться приводить примеры горных пород  и минералов.

Р.- формулировать и удерживать учебную задачу;

П.- поиск и выделение необходимой информации из разных источников (текст, рисунок, справочник), построение рассуждений;

 К. – задавать вопросы, обращаться за помощью.

Оценивать свои достижения на уроке.

42

10.02

В мире камня. Камни-самоцветы.

Как человек использует камни??

Возможность научиться рассказывать об использовании горных пород человеком.

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять её;

П.-  поиск и выделение необходимой информации из разных источников (текст, рисунок, справочник), построение рассуждений;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру.

43

14.02

Экскурсия

«Наблюдения за зимними изменениями в природе».

Как зимние изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, труд людей?

Возможность научиться прослеживать взаимосвязь между объектами и явлениями природы, между природой и трудом человека.

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять её;

П.- сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Ценностное отношение к природному миру

44

17.02

В мире живой природы. На опушке.

Как растения и животные приспособлены к условиям окружающей среды?

Возможность научиться выявлять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними.

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять её;

П.- поиск и выделение необходимой информации из рисунков и справочника;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Оценивать свои достижения на уроке.

3 ТРИМЕСТР

45

28.02

В мире живой природы. Бабочки и жуки.

Какую пользу приносят насекомые?

Возможность научиться приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, рассказывать о пользе насекомых.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- осознанно строить рассуждения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру.

46

03.03

В мире живой природы. В березовой роще.

Как растения и животные приспособлены к условиям окружающей среды?

Возможность научиться выявлять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними.

Р.- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П.- узнавать называть и определять объекты окружающей действительности ;

К.- работать в паре,  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру.

47

07.03

В мире живой природы. В низине.

Какие опасности могут подстерегать человека в берёзовой роще?

Возможность научиться приводить примеры растений и животных, встречающихся в берёзовой роще, отличать гадюку от ужа.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- самостоятельно выделять и формулировать учебную цель, создавать алгоритм деятельности;

К.- проявлять активность для решения познавательных  и коммуникативных задач.

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру.

48

10.03

В ельнике.

Как связаны между собой растения и животные елового леса?

Возможность научиться объяснять связи между растениями и животными елового леса, различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы.

Р.- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П.- поиск и выделение необходимой информации из рисунков и справочника;

К.- адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Формирование экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру.

49

14.03

В ельнике.  Лиственница.

Как растения и животные приспособлены к условиям окружающей среды?

Возможность научиться выявлять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними.

Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;

П.- поиск и выделение необходимой информации из рисунков и справочника;

К.- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Формирование экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру.

50

17.03

У лесного озера

Как растения и животные приспособлены к условиям окружающей среды?

Возможность научиться приводить примеры растений и животных, встречающихся у лесного озера, объяснять их приспособление к условиям жизни.

Р.- выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своего действия;

П.- узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности ;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру.

51

21.03

У лесного озера

Как лягушку отличить от жабы?

Возможность научиться находить сходство и отличие лягушки и жабы.

Р. – понимать учебные задачи и стремиться их выполнить;

П. – находить нужную информацию в справочниках и других дополнительных источниках, развивать информационную грамотность;

К. –  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Положительное отношение к урокам окружающего мира. Ценностное отношение к природному миру

52

24.03

В сосновом лесу.

Как связаны между собой растения и животные соснового леса?

 Возможность научиться выявлять признаки приспособленности растений и животных в сосновом лесу, устанавливать взаимосвязь между ними..

Р.- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П.- осознанно строить рассуждения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

К.- работать в паре,  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Формирование экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру.

53

54

28.03

31.03

Береги лес!

Проверочная работа

по теме «Природа вокруг нас».

Как надо беречь лес?

Возможность научиться правилам поведения в природе, объясняя их необходимость.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия;

П.- построение рассуждений в устной форме, обобщение;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Формирование экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру.

                                                                                                      Люди вокруг нас (14 часов)

55

04.04

Весна.

Как изменилась живая и неживая природа с наступлением весны?

Возможность научиться рассказывать о весенних изменениях в неживой природе, в жизни растений и животных

Р.-  понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.-  поиск и выделение необходимой информации из рисунков, установление причинно-следственных связей;

К.- взаимодействовать со взрослыми, вести совместные наблюдения.

Положительное отношение к урокам окружающего мира.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

56

07.04

Человек в обществе.

Как общество влияет на жизнь человека??

Возможность научиться доказывать, что человек часть природы и часть общества.

Р.- формулировать и удерживать учебную задачу;

П.- самостоятельно выделять и формулировать учебную цель, создавать алгоритм деятельности;

К.- проявлять активность для решения познавательных  и коммуникативных задач.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Мотивация учебной деятельности.

57

18.04

Жизнь в первобытном обществе.

Как развивалось  общество от первобытных времён до наших дней?

Возможность научиться сравнивать жизнь людей  в первобытном обществе и в наши дни.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- сравнение , классификация по заданным критериям, обобщение;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Мотивация учебной деятельности.

58

21.04

Труд в жизни человека.

Каково значение труда в обществе?

Возможность научиться осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия;

 П.- осознанно строить рассуждения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Принятие образа «хорошего ученика».

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

59

25.04

Семья.

Семейные ценности.

Как распределяются обязанности в семье?

Возможность научиться ценить значение семьи, моделировать ситуацию семейного чтения и семейных обедов.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- осознанно строить рассуждения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

К.- работать в паре,  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ценностное отношение к своей семье.

60

28.04

Бюджет семьи.

О деньгах.

Каково значение денег в обществе?

Возможность научиться объяснять необходимость денег в обществе.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- анализировать информацию учебника  о деньгах, отвечать на вопросы;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Принятие образа «хорошего ученика». Установка на здоровый образ жизни.

61

02.05

Что такое бюджет?

Как правильно распределять денежные средства  в семье?

Возможность научиться объяснять, что такое бюджет семьи.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- обсуждать необходимость  правильного распределения доходов в семье.;

К.- взаимодействовать со взрослыми вести совместные подсчёты.

Мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

62

05.05

Будем вежливы. Правила этикета.

Как быть  вежливыми?

Возможность научиться объяснять, каких людей называют вежливыми.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- ставить и формулировать проблемы;

К.- обсуждать выступления учащихся .

Принятие образа «хорошего ученика».

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

63

12.05

Разговор по телефону. Как дарить подарки. Урок-игра.

Как вести себя в обществе?

Возможность научиться выполнять некоторые правила этикета в обществе.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Принятие образа «хорошего ученика».

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

64

16.05

Итоговая проверочная работа.

Возможность научиться прослеживать взаимосвязь между объектами и явлениями природы, между природой и трудом человека.

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять её;

П.- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Ценностное отношение к природному миру

65

66

19.05

23.05

О друзьях-товарищах.

О привычках.

Как вредные привычки могут  помешать дружбе?

О привычках.

Возможность научиться понимать значение дружбы во взаимоотношениях людей.

Р.- понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.- ставить и формулировать проблемы;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию, слушать собеседника.

 Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

67

26.05

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе.

Как весенние изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, труд людей?

 Возможность научиться рассказывать о весенних  изменениях в неживой природе, в жизни растений и животных; подбирать загадки , пословицы, стихи о весне.

Р.-  понимать учебные задачи и стремиться их выполнять;

П.-  – сбор информации; сравнение; выделение существенных признаков; классификация по заданным критериям;

К.- взаимодействовать со взрослыми, вести совместные наблюдения.

Положительное отношение к урокам окружающего мира.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

68

Лето.

Как изменится живая и неживая природа с приходом лета??

 Возможность научиться рассказывать о летних изменениях в неживой природе, в жизни растений и животных

Р.- понимать  учебную задачу и стремиться выполнять её;

П.- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

К.- формулировать вопрос, воспринимать информацию,

слушать собеседника.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Ценностное отношение к природному миру

                              УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

для обучающихся:

     1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 частях. — М.: АСТ, Астрель., 2016

  1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.  - М., Астрель, 2016

для учителя:

  1. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений».2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»,  М.: АСТ Астрель, 2015г.
  1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. «Обучение во 2 классе  по учебнику «Окружающий мир». - М., Астрель, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 2 класс 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена к учебнику "Информатика 2 класс" Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов....

Рабочая программа русский язык 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России В. П. Канакина

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Окружающий мир 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России А. А. Плешаков

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Л. Ф. Климанова

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 2 класс 2016 – 2017 уч.год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для первоклассников....

Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 2 класс 2016 – 2017 уч.год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для второклассников...

Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 2 класс 2016 – 2017 уч.год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для второклассников...