КТП по окружающему миру 4 класс (УМК "Перспектива")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Черемисина Лариса Владимировна

КТП по окружающему миру 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе

УМК «Перспектива» Автор: А.А. Плешаков

2 часа в неделю (68 часов в год)

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Вид деятельности

страницы

Предметные

Метапредметные, личностные УУД

Мы граждане единого Отечества (13 ч.)

1

Общество – это мы.

1

- Сформировать представление о гражданине, его правах и обязанностях в обществе.

- Ввести способ определения законности действия человека.

- Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Рассказывать:

— о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах;

— о гражданском обществе;

— о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН;

— о правах и обязанностях гражданина России;

— о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.

• Составлять и оформлять:

— проект («Мой проект на благо России»);

— фоторассказ об общности народов России;

— паспорт ученика.

• Составлять и писать рассказ о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном

— определять вид общества и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;

— использовать соответствующие речевые средства для представления результата.

Личностные:

Проявлять:

-интерес к изучению темы;

- уважительное отношение  к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ;

- желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребенка ООН и соотносить их с деятельностью героев повести-сказки;

- понимание успешности при изучении темы.

— определять различные виды обществ и обосновывать

своё мнение;

— определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества;

— рассказывать о своей роли в различных обществах;

— рассказывать о гражданском обществе;

— рассказывать о паспорте гражданина;

— рассказывать о государственной символике;

— рассказывать о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика;

— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России.

Часть 1

4-7

2

Российский народ.

1

8-11

3

Конституция России. Тест 1.

1

12-15

4

Права ребенка.

ОБЖ Безопасность на дороге. Правила безопасного перехода улиц (1)

1

16-19

5

Государственное устройство России.

Тест 2.

1

20-23

6

Российский союз равных. Проект «Путешествие в …» (1)

1

24-29

7

Государственная граница России.

ОБЖ Безопасность в школе. Травматизм. Основные виды травм (2)

1

30-33

8

Путешествие за границу России.

1

34-37

9

Сокровища России и их хранители. Тест 3.

1

38-43

10

Творческий союз.

ПП Самоуважение (1)

1

44-47

11

Обобщение по разделу «Мы граждане единого Отечества».

ПП Привычки (2)

1

12

Наши проекты.

«За страницами учебника».

1

48

13

Проверочная работа по теме «Мы – граждане единого Отечества» (1)

1

По родным просторам (20 ч.)

14

Карта – наш экскурсовод.

1

• Рассказывать:

— о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;

— о значении природных богатств в жизни людей.

• Определять и показывать природные объекты на физической карте России.

• Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.

• Оформлять и представлять фоторассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края.

• Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России».

Познавательные умения:

• раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

• определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

• использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным ресурсам России;

— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;

— понимание успешности при изучении темы.

— определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение;

— определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение;

— определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

— определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о физической/контурной карте России;

— рассказывать об условных знаках физической карты России;

— рассказывать о своей стране, используя физическую карту России;

— рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

— рассказывать о различных формах земной поверхности России;

— рассказывать о формах земной поверхности своего края;

— определять природные объекты на физической карте России;

— оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

50-53

15

По равнинам и горам.

ОБЖ Предупреждение бытового травматизма (3)

1

54-57

16

В поисках подземных кладовых. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых» (1)

ПП Дружба-1 (3)

1

58-61

17

Наши реки.

1

62-65

18

Озера – краса Земли.

ПП Дружба-2 (4)

1

66-69

19

По морским просторам. Тест 4.

1

70-73

20

С севера на юг.

ОБЖ Государственная автомобильная инспекция (4)

1

74-77

21

В ледяной пустыне. Тест 5.

1

78-81

22

В холодной тундре.

1

82-85

23

Среди лесов.

ОБЖ Безопасность на дороге. Правила поведения на улице (5)

1

86-89

24

В широкой степи.    Тест 6.

1

90-93

25

В жаркой пустыне.

1

94-97

26

У теплого моря.

1

98-101

27

Мы – дети родной земли.

ОБЖ Как уберечься от порезов, ушибов, переломов (6)

1

102-105

28

В содружестве с природой.

ОБЖ Безопасность пешеходов (7)

1

106-109

29

Как сберечь природу России. Тест 7.

1

110-113

30

По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего региона» (2)

1

114-117

31

По заповедникам и национальным паркам.

1

118-123

32

Наши проекты.

«За страницами учебника».

ПП Учусь сопротивляться давлению (5)

1

124

33

Проверочная работа по теме «По родным просторам» (2)

1

Путешествие по реке времени (26 ч.)

34

В путь по реке времени.

ОБЖ Основы ЗОЖ и безопасность человека (8)

1

Актуализировать знания:

— о видах леса и его обитателях;

— о невидимых связях растений и животных.

• Ввести понятия «сообщество», «природное сообщество», «круговорот веществ в природе».

• Научить:

— раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре;

— различать природные сообщества и обосновывать своё мнение.

- Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление;

- развивать речь, интерес к изучению истории.

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России.

Познавательные умения:

• раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

• определять:

- объекты Всемирного природного и культурного наследия планеты, включая Россию, и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

— выполнять взаимопроверку и корректировку.

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

— понимать значение почвы для растений, животных и человека и обосновывать своё мнение;

— различать природные объекты по отличительным признакам и обосновывать своё мнение;

— различать символы и образы природных стихий в народном творчестве.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

• Выполнять простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

• Составлять картину «Мир как дом», используя символические изображения окружающего мира.

Часть 2

4-7

35

Путешествуем с археологами.

1

8-11

36

По страницам летописи.

1

12-15

37

Истоки Древней Руси.

1

16-19

38

Мудрый выбор.

ПП Учусь говорить «нет» (6)

1

20-23

39

Наследница Киевской Руси.

1

24-27

40

Москва – преемница Владимира. Тест 8.

ОБЖ Предосторожности при обращении с животными (9)

1

28-31

41

Начало Московского царства.

ОБЖ Первая помощь при отравлении жидкостями, парами, пищей, газами, дымом (10)

1

32-35

42

Подвижники Руси и землепроходцы. Тест 9.

1

36-39

43

На пути к единству.

ПП И снова алкоголь (7)

1

40-43

44

Начало Российской империи.

ПП Алкоголь в компании (8)

1

44-47

45

«Жизнь – Отечеству, честь – никому». Тест 10.

1

48-51

46

Отечественная война 1812 года.

ОБЖ Как уберечься от ударов электрического тока (11)

1

52-55

47

Великий путь. Проект «Моя семья в истории России» (3)

ОБЖ Как защититься от насекомых (12)

1

56-59

48

Золотой век театра и музыки.

1

60-63

49

Рассвет изобразительного искусства и литературы.

1

64-67

50

В поисках справедливости.

ОБЖ Железнодорожный транспорт (13)

1

68-71

51

Век бед и побед. 

Тест 11.

ОБЖ Как правильно пользоваться огнетушителем (14)

1

72-75

52

«Вставай, страна огромная!»

1

76-81

53

Трудовой фронт России.

ОБЖ Когда кусаются насекомые (15)

1

82-85

54

«Нет в России семьи такой…» Проект «Моя семья в истории России» (4)

1

86-91

55

После великой войны.

1

92-95

56

Экскурсия в музей боевой славы.

1

57

Достижения1950 – 1970 гг.

1

96-99

58

Наши проекты.

«За страницами учебника».

ОБЖ МЫ и животные (16)

1

100

59

Проверочная работа по теме «Путешествие по реке времени».

1

Мы строим будущее России (9 ч.)

60

Современная Россия. Тест 12.

ОБЖ Безопасность в походах (17)

1

Сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.

Ввести правила общения людей, проживающих в современном доме.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные умения

 Проявлять:

— интерес к познанию окружающего мира;

— уважительное отношение к культурному многообразию человечества;

— интерес к обустройству старинного дома;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

- раскрывать значение терминов и понятий и использовать их в активном словаре;

— объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение;

— определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

— выполнять взаимопроверку и корректировку.

- Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека.

- Определять сферы познания: природа и культура.

- Выявлять особенности познания.

- Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

102-105

61

Хороша честь, когда есть, что есть.

ОБЖ Когда ты становишься водителем (18)

1

106-109

62

Умная сила России.

1

110-113

63

Светлая душа России.

1

114-117

64

Начни с себя. Проект «Я строю будущее России» (5)

ОБЖ Безопасность жизни, основные понятия (19)

1

118-121

65

Наши проекты.

«За страницами учебника».

ОБЖ Практическое занятие. Выход на природу (20)

1

122

66

Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России».

1

67

Итоговая контрольная работа.

1

68

Обобщение пройденного за год.

Игра «Брейн-ринг».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...