Рабочая программа по окружающему миру 1класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_.docx | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана с учетом:
- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- программы 1 класса УМК ≪Начальная школа XXI века≫. /Авт.-сост. В. А. Васина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123с.
- учебника «Окружающий мир»: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2016;
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
В классе обучается один ребёнок с задержкой психического развития, которому данная программа преподается с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, при использовании индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
Изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Универсальные учебные действия:
- описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
- моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
- находить на карте равнины и горы России (своего края);
- выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
- составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
- ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
- составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
- называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
- называть имена наиболее известных правителей Древней Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- узнавать символы царской власти;
- знать имя Президента современной России;
- составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.
.2. Содержание учебного предмета:
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Введение. Что такое окружающий мир
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку,
уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
- определять время по часам с точностью до часа;
- анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
- воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
- описывать назначение различных школьных помещений;
- конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
- реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
- классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
- ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини- сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и
животные).
Универсальные учебные действия:
- описывать сезонные изменения в природе;
- создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- характеризовать условия роста растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
- различать животных по месту обитания.
Родная страна
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду
людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Универсальные учебные действия:
- составлять небольшой рассказ о своей семье;
- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры ибыта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
- называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
- реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Межпредметные связи на уроках окружающего мира
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет “Окружающий мир” использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Удивительный мир | 4.09 | ||
2 | Давай познакомимся | 7.09 | ||
3 | Мы – школьники. | 11.09 | ||
4 | Правила поведения в школе | 14.09 | ||
5 | Первый месяц осени. | 18.09 | ||
6 | Что нам осень подарила. | 21.09 | ||
7 | Грибная пора. | 25.09 | ||
8 | Семья. | 28.09 | ||
9 | Любимые занятия. | 2.10 | ||
10 | Как из зерна получилась булка. | 5.10 | ||
11 | Человек и домашние животные. | 9.10 | ||
12 | «Октябрь уж наступил…» | 12.10 | ||
13 | Явления природы. | 16.10 | ||
14 | Где ты живёшь? | 19.10 | ||
15 | Поведение на дорогах. | 23.10 | ||
16 | Ты и вещи. | 26.10 | ||
17 | Кто работает ночью. | 6.11 | ||
18 | Что такое здоровье | 9.11 | ||
19 | Правила гигиены. | 13.11 | ||
20 | О режиме дня. | 16.11 | ||
21 | Урок в спортивном зале. | 20.11 | ||
22 | Ноябрь – зиме родной брат. | 23.11 | ||
23 | Звери – млекопитающие. | 27.11 | ||
24 | Что мы знаем о птицах. | 30.11 | ||
25 | Родной край. | 4.12 | ||
26 | Зачем люди трудятся. | 7.12 | ||
27 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | 11.12 | ||
28 | Какой бывает вода? | 14.12 | ||
29 | О дружбе. | 18.12 | ||
30 | С наступающим Новым годом! | 21.12 | ||
31 | Итоговый тест за I полугодие | 25.12 | ||
32 | Январь – году начало… | 28.12 | ||
33 | Хвойные деревья. | |||
34 | Жизнь птиц. | |||
35 | Наша страна - Россия | |||
36 | Природа России. | |||
37 | Природа России. | |||
38 | Природа России. | |||
39 | Мы – россияне. | |||
40 | Народная сказка. | |||
41 | Наш уголок природы. | |||
42 | Мы – граждане России. | |||
43 | О правилах поведения. | |||
44 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | |||
45 | День защитника Отечества. | |||
46 | Международный женский день | |||
47 | Звери – млекопитающие. | |||
48 | Март – капельник | |||
49 | Если хочешь быть здоров. | |||
50 | Здоровая пища. | |||
51 | Какое бывает настроение. | |||
52 | Апрель – водолей. | |||
53 | Апрель – водолей. | |||
54 | Весенние работы. | |||
55 | Кто работает на транспорте. | |||
56 | День космонавтики. | |||
57 | Май весну завершает, лето начинает. | |||
58 | Жизнь земноводных весной. | |||
59 | Животное – живое существо. | |||
60 | Животное – живое существо. | |||
61 | Ты – пешеход. | |||
62 | Итоговый тест | |||
63 | ХМАО-Югра-мой край | |||
64 | ХМАО-Югра-мой край | |||
65 | ХМАО-Югра-мой край | |||
66 | ХМАО-Югра-мой край |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1класс УМК "Школа2100"
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру 1класс ....
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по окружающему миру, 1класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс (Школа 2100)
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
УМК "Перспектива"...