Проект "Маленькая батарейка - большая проблема"
проект по окружающему миру (4 класс)

ШКУРАТОВА    ЖАННА    АЛЕКСЕЕВНА

проект по окружающему миру для группы детей 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 г. Клинцы Брянской области

Областной конкурс исследовательских работ учащихся по экологии

Номинация «Естественнонаучная»

Тема работы

«Маленькая  батарейка – большая проблема»

Подготовили:

Шкуратов  Владислав  Геннадьевич,

Корж  Евгения  Александровна,

Пятница  Денис  Сергеевич,

учащиеся 5б класса,

МБОУ – СОШ № 7 г. Клинцы

Руководитель

Шкуратова  Жанна  Алексеевна,

учитель начальных классов МБОУ – СОШ № 7

Консультант

Цвирова  Ирина  Петровна,

Методист МБУ – КЦОСО г. Клинцы

Город  Клинцы 2017 год

Содержание

1.Введение                                                                                     стр. 3 - 5

2. Основная часть                                                                          стр. 6 - 10

2.1. Что такое батарейка                                                                стр. 6

2.2. Влияние использованных батареек на окружающую среду и здоровье человека                                                                                                 стр. 6 - 7

2.3 Анкетирование среди учащихся 1-4 классов                         стр. 7 - 8

2.4  Школьная акция «Сдай батарейку – спаси планету»           стр. 8

2.5 Сбор и утилизация использованных батареек                       стр. 8 - 10

3.Заключение                                                                                 стр. 10

4. Список используемых источников информации                     стр. 11

5. Приложение                                                                               стр. 12 - 14

Человечество погибнет не в атомном кошмаре –

оно задохнется в собственных отходах

Нильс Бор

1.Введение

В 21 веке обойтись без электрических приборов практически невозможно. При этом, для использования огромного количества современных изобретений, постоянно требуются автономные источники энергии, к которым относятся аккумуляторы и батарейки. Вот только срок их использования не долговечен. Как только старая батарейка приходит в негодность, большинство людей без сожаления выбрасывают ее в мусор, даже не задумываясь над тем, какой вред наносят тем самым окружающей среде и здоровью человека.

На самом же деле, маленькие, и на первый взгляд, безобидные вещицы таят в себе колоссальную угрозу. Экологи подсчитали, что даже одна пальчиковая батарейка способна загрязнить около 20 квадратных метров земли и приблизительно 400 литров воды. Кроме того, выброшенные на свалку батарейки очень часто загораются и длительное время способны тлеть, выделяя при этом ядовитые соединения – диоксины, которые сильнее цианида в 67 тысяч раз. У человека эти соединения способны вызывать онкологические и репродуктивные заболевания.

Создается реальная угроза для здоровья человека, обусловленная низким уровнем экологической культуры людей и отсутствием механизма сбора, экологически и экономически эффективной технологии безопасной переработки батареек.

Итак, при отсутствии в нашем городе (области) предприятий по безопасной переработке батареек (отходов 1–2 классов опасности) и малоэффективной системе их сбора, экологическая проблема отработавших элементов питания стоит достаточно остро.

Клинцы – это большой  зеленый центр  всей юго-западной части Брянской области, наш общий дом, который мы любим и хотим видеть красивым. Для нашего города нужен разумный подход в решении проблем утилизации опасных отходов и заботливое отношение к природе.

Цель исследования: привлечение внимания к экологическим проблемам и формирование ответственного отношения к окружающей среде у учащихся МБОУ-СОШ № 7, через организацию социально значимой деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2. Выяснить влияние использованных батареек на окружающую среду.

3. Исследовать уровень информированности учащихся МБОУ-СОШ № 7 об использовании и утилизации батареек.

4. Организовать акцию по информированию и сбору использованных батареек у учащихся МБОУ-СОШ № 7.

Объект исследования: экология.

Предмет исследования: батарейки и их утилизация

Гипотеза исследования: предположили, что использованные батарейки нарушают экологию города, наносят вред здоровью.

Целевая группа исследования: обучающиеся 1-4 классов МБОУ-СОШ №7, родители, руководитель проекта.

Срок реализации: 3 месяца

 Методы исследования: исследование, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.

Исследовательская команда:

Корж Евгения - исследователь ресурсов

Шкуратов Владислав – фотограф,  социолог

Пятница Денис - аналитик

Актуальность нашей работы

Исследование батареек и их утилизация , на наш взгляд является актуальной темой в настоящее время.  

Одной из проблем современности в области экологии является проблема утилизации батареек, которые сегодня стали таким привычным предметом нашего ежедневного пользования.

Защита окружающей среды от продуктов распада батареек, когда батарейки просто выкидываются, а не утилизируются надлежащим образом очень важна на сегодняшний момент. 

Мы должны заботиться о чистоте нашей планеты, чтобы  будущие поколение  жили в благоприятных условиях.

План  нашей работы

1. Узнали, что такое батарейка.Выяснили какие бывают батарейки, опасны ли они.

2.Провели анкетирование среди учащихся 1-4 классов, информационные мероприятия о проблеме утилизации использованных батареек.

3. Провели акции: «Сдай батарейку- спаси планету!

4.Передали собранные батарейки сотрудникам магазина Эльдорадо, с последующей утилизацией.

5.Обобщили собранную информацию и сделали вывод.


                                                         2.Основная часть

2.1  Что такое батарейка?

Батарейка – это гальванический элемент, представляющий собой компактный автономный источник постоянного тока. Существует два типа автономных источников постоянного тока: первичные – однократного использования, не предназначенные для перезарядки, и вторичные – перезаряжаемые.

Наиболее распространенные батарейки по типу электролита:

Солевые (угольно-цинковые, марганцево-цинковые) батарейки. В них используется пассивный уголь и двуокись марганца, электролит из хлорида аммония и катод из цинка.

Алкалиновые (щелочные) батарейки. От марганцево-цинковых их отличает химический состав электролита - здесь используется щелочной электролит.

Серебряные батарейки имеют катоды из оксида серебра. Их напряжение на 0,2 В выше, чем угольно-цинковых в одних и тех же условиях.

Литиевые батарейки обладают очень большим сроком хранения, высокой плотностью энергии и сохраняют работоспособность в большом диапазоне температур, поскольку не содержат воды. В их состав входит литиевый катод, органический электролит и анод из различных материалов.

 

2.2  Влияние использованных батареек на окружающую среду и здоровье человека

Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, можно увидеть этот знак           Это означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации». И этот знак на батарейке стоит неспроста! Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжѐлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ѐжика и нескольких тысяч дождевых червей!

В батарейках содержится множество различных металлов – ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.

Чем опасны тяжелые металлы, находящиеся в батарейках?

Свинец. Накапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, нервные расстройства.

Кадмий. Накапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Является канцерогеном, то есть провоцирует рак.

Ртуть. Влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы. Наиболее уязвимы дети.

Беспечно выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где каждое лето с другим мусором возгорается и тлеет, с клубами дыма выпуская тучи ДИОКСИНОВ. Даже минимальным дозам этих ядовитых соединений человечество обязано онкологическими и репродукционными заболеваниями.

Ядовитые вещества из батареек, в любом случае проникают в почву, в подземные воды, попадают в наше с вами море и в наши с вами водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения (из вашей же батарейки, выброшенной неделю назад в мусоропровод) с кипячением не исчезают, не убиваются - они ведь не микробы.

2.3 Проведение анкетирования среди учащихся 1-4 классов

Для того чтобы понять насколько проблема утилизации батареек актуальна в нашей школе, мы провели анкетирование среди учащихся  1-4 классов по следующим вопросам. (Приложение 1)

В анкетировании участвовало 165 учащихся 1-4 классов. В среднем семьи наших учащихся состоят из 4 человек и проживают в частных домах.

В квартире в бытовых приборах находится в среднем 10-12 батареек на семью . Люди покупают в среднем по 2 батарейки в месяц. Чаще всего приобретают батарейки фирмы Energazer, Duracel. Большинство семей используют AA “пальчиковые».

Вывод:  В среднем, в течение года семья из 4 человек покупает 24 батарейки, следовательно, на одного человека приходится по 6 батареек  . Каждая семья выбрасывает с бытовым мусором ежегодно 24 батарейки.

2.4  Акция : «Сдай батарейку - спаси планету!»

С целью повышения уровня экологической культуры, привлечения внимания к проблеме и агитации за участие в экологической акции «Сдай батарейку – спаси планету!», нами были проведены разъяснительные эко-беседы   в 1-4 классах. В ходе мероприятий была продемонстрирована презентация об устройстве, принципе действия, сроке службы батареек, влиянии содержащихся в них химических элементов на организм живых существ и человека.

С 26 февраля по 18 марта 2016 года на базе МБОУ СОШ №7 г.Клинцы Брянской области в целях формирования экологической культуры и экологического воспитания учащихся, проведена школьная экологическая акция «Сдай батарейку - спаси планету!»  

Итоги  акции: I место – 4б класс; II место –  4а ; III место – 2б . Общими усилиями было собрано 490 батареек, подлежащих утилизации. (Приложение 2) 

2.5  Сбор и утилизация использованных батареек

Вопрос о сборе и переработке элементов питания по-разному решается в разных странах мира:

-  в Японии батарейки старательно собирают и хранят до тех времен, когда будет изобретена оптимальная перерабатывающая технология;

- в городах США и Канады во многих присутственных местах установлены контейнеры для батареек.

В России до недавнего времени были только компании, которые занимались сбором и хранением батареек. Переработка обходилась дорого и не приносила прибыли.

В 2004 году ИКЕА начала сбор использованных батареек, но была вынуждена прекратить его из-за требования Роспотребнадзора. Музей имени Тимирязева, который принимал батарейки с 2009 года, приостановил прием сырья из-за нехватки места для хранения батареек.

Одна из немногих организаций, которая принимает батарейки для полноценной дальнейшей переработки, – московский «Экоцентр» МГУП «Промотходы», где применяют вакуумную технологию, позволяющую контролировать вредные выбросы при измельчении батареек.

В апреле 2013 года челябинская компания «Мегаполисресурс» также заявила о своей готовности утилизировать использованные аккумуляторы со всей страны. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки на 80%. Однако для запуска масштабного процесса утилизации батареек не хватает сырья.

Продажу батареек в нашем городе осуществляют  специализированные  магазины: «Эльдорадо», «Евросеть» и ряд  неспециализированных.

Специализированный магазин получает большую прибыль от продажи батареек. Предположить что магазины города Клинцы при расчетной стоимости одной батарейки примерно 20 рублей выручка за год составляет 4960000 рублей.(из этой суммы нужно вычесть затраты по себестоимости этого товара). Несмотря на приличный доход от продажи батареек,  только один магазин города Клинцы    занимается  утилизацией пришедших в негодность элементов питания- это магазин «Эльдорадо»  с 1 сентября 2014 года установлены контейнеры для использованных батареек.

В рамках совместного проекта компания «УКО» осуществляет доставку сданных потребителями элементов питания на утилизационную базу, где происходит сортировка и далее, в зависимости от того, к какому типу принадлежат батареи, они либо утилизируются, либо помещаются в специальные контейнеры для безопасного хранения.

Нами было передано в магазин «Эльдорадо»   490 батареек  для дальнейшей утилизации, но это лишь маленькое решение огромной проблемы. (Приложение 3)

Заключение

Мы предлагаем несколько путей решения этой проблемы:

1. Необходимо издать закон, обязывающий производителей   батареек нести расходы по сбору, хранению и утилизации, а точки продаж   оборудовать пунктами приѐма батареек.

2.Использование пластиковых бутылок. Складывать в неё использованные батарейки, как только она заполнится, крепко закрутить крышку и только тогда выбросить ее в мусор. Батарейки будут храниться  в этой бутылке не нанося вреда природе. Конечно это не переработка, но все же это очень простой и эффективный способ снизить вред от батареек для природы.

Мы хотим призвать всех людей задуматься о своей личной ответственности. Каждый из нас может предотвратить заражение окружающей среды, если будет выполнять простые правила. Этим мы сохраним не только свое здоровье и здоровье своих близких, но и спасем будущие поколения!

В результате проведённой акции нами было собрано 490 элементов питания. Следовательно, мы спасли от загрязнения территорию размером    9600 м. Приблизительно – это территория нашего любимого города Клинцы.

Список используемых источников информации

1. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

2. Рыжакова М. Г. Отработавшая батарейка как опасный отход// Твердые бытовые отходы – 2015№ 6. – С. 42-47

3. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. - 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИМИ Технология», 2003г.

4. Э. Ленгли. Оксфорд. Первая энциклопедия/ Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010 г.

5. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. - М.: Дрофа, 2003 г.

6.Акленова М.Д. «Энциклопедия для детей том 14 », М6Аванта+, 2001г

7. Володин В.А. «Энциклопедия для детей том 17», М6Аванта+, 2000г

8. Гринин А. С. Новиков В. Н. «Промышленные и бытовые отходы: хранение, утилизация, переработка». Москва, «ФАИР ПРЕСС», 2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая проблема маленького посёлка

Проектно-исследовательская работапо экологии«Большая проблема маленького посёлка »учащихся 2-х классов...

Проект "Большие проблемы из-за маленькой пуговицы"

Работа над проектом строится в рамках изучения темы «История одной пуговицы» (Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание»),   в рамках к...

Маленькая месть – большая проблема.

Пережить обиду, несправедливость, неудачу – дело непростое. Плохо, если ребенок начинает мстить своему обидчику…  Почему это так и что с этим делать?...

Конфликты в начальной школе — большие проблемы маленьких людей

Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно младшеклассники, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтую...

Проект по технологии в 3 классе на тему: «Большие проблемы из-за маленькой пуговицы»

Проект по технологии  в  3 классе на тему: «Большие проблемы из-за маленькой пуговицы»...

Проектная работа : «Мир, в котором я живу…(большие проблемы маленького посёлка)»

Работа  на  конкурс исследовательских проектов младших школьников «ПроекториЯ» .Проект направлен на включение нас, юных граждан в общественную жизнь, формирование ...