Викторина "Зимующие птицы" в старшей группе.
план-конспект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32»
Конспект развлечения в старшей группе.
Викторина «Зимующие птицы» .
Воспитатель высшей категории :
Мухаметзянова С.В.
Троицк 2019г
Викторина «Зимующие птицы» в старшей группе
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель:формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;воспитание любви и бережного отношения к обитателям природы.
Задачи:
1. Образовательные
Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
Вырабатывать умение быстро находить ответ.
2. Развивающие
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом;
Развивать умение слушать ответы друг друга;
Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.
3. Воспитательные
Воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе;
Методы и приемы: вопросы, беседа, демонстрация , игра.
Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц, чтение стихотворений о птицах, прослушивание аудиозаписей голосов птиц, рисование птиц.
Оборудование: аудиозаписи с песней и голоса птиц, иллюстрации изображающие различных птиц, ноутбук ,письмо, ящик с кормом, кормушки, листы с контуром птиц, разрезанные картинки снегиря и синицы, а так же эмблемы команд, карандаши цветные, звёздочки с тарелочками, игрушка снеговик, 2 флажка.
Словарная работа: зимующие, перелётные, кормушка.
Индивидуальная работа: помогать детям в произношении слов, в словообразовании, Учить делать описание птицы Лизу.
Ход занятия:
Дети входят в зал под песню «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно»
-Ребята, посмотрите у нас гости. Что говорят гостям?(Здравствуйте)
-Ребята, а какое сейчас время года? (Зима). Что произошло с зайцем? (Заяц поменял летнюю шубку на зимнюю белую), а лиса с волком ? ( Лиса и волк поменяли на тёплую ). А птицы, разве они не улетели в теплые края? (Улетели, но не все). А как же называю тех птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие)
Сегодня пришло письмо от снеговика.
« Помогите мне, пожалуйста. Жители леса загадали мне загадки, которые я не могу отгадать .А ещё мне хотелось бы узнать что-нибудь интересное про жителей леса».
-Ребята, поможем ему? (Да)
-О ком пойдёт речь, слушайте загадку.
1. Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою покормите…
Дети, кто мы, назовите! (Птицы).
-Каких птиц вы знаете?
Где живут птицы?(В парках, лесу, поле)
Чем питаются? (семенами ,насекомыми)
Какие птицы встречаются зимой на улицах города? (Вороны, сороки, синицы, ….)
Как они называются одним словом?(зимующие)
-Сегодня мы проведём игру, на тему «Зимующие птицы».
-. Вы уже многое знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И я предлагаю вам поиграть в игру викторину. Думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые я приготовила для вас. Для этого нам нужно разделиться на две команды. А какое название, будет у каждой команды — мы узнаем, выполнив задание .
Задание: В конвертах разрезные картинки. Ваша задача собрать их, и узнать название своей команды.
1 команда - «Снегири» (капитан команды …..)
2 команда - «Синицы» (капитан команды ……).
Воспитатель: Команды, занимайте свои места.
Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будет: «Зимующие птицы». Вам будут задаваться вопросы и вы, если знаете ответ, поднимаете вверх флажок, который находиться на ваших столах. Выкрикивать нельзя. За правильный ответ каждая команда будет получать одну звёздочку . И по окончанию игры посчитаем вместе . Победит команда, набравшая наибольшее количество звёздочек.
Вы готовы?
Первый конкурс – разминка: «Я начну, а ты закончи»
Я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Читать я буду по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ один бал.
У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый) ;
Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)
Сорока высиживают птенцов летом, а клёст (зимой) ;
У воробья туловище меленькое, а у вороны (крупное) ;
У вороны клюв большой, а у синички (маленький)
У воробья хвост короткий, а у вороны (длинный) ;
У синички лапки тонкие, а у вороны (толстые) ;
Ворона большая, а воробей (маленький) ;
-Разминка прошла удачно.
Следующий конкурс «Образуй слово»
Если снегирь мало двигается, то он (малоподвижный)
Если у синицы чёрная голова, то она какая? (черноголовая) ;
Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая) ;
Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая) ;
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый);
Если у синицы жёлтая грудь, то она какая? (жёлтогрудая).
Переходим к следующему конкурсу
«Угадай по описанию».
План: 1) кто это;
2) какая это птица (перелетная, зимующая);
3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
4) чем питается; 5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Команды составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её. Вторая команда отгадывает, про какую птицу рассказали.
Первая команда(Птица зимующая. Большой клюв, длинный хвост, перья на груди и спине окрашены в серый цвет, а хвост и крылья чёрные, ноги средней длины, питается разной пищей, птенцов выводит летом, каркает. Ворона)
Вторая команда (Перелётная зимующая.Клюв кривой и хвост больше чем у воробья, малоподвижная, хвост и крылья чёрные, туловище красное, питается кедровыми орехами,сосновыми шишками, птенцов выводит зимой. Клёст.)
Прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте поиграем.
Пальчиковая игра «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют
остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют
изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают
и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
Следующий конкурс «Угадай по голосу»
Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт? (прослушивание записи с голосами птиц) .
Следующий конкурс называется «Четвёртый лишний».
На мольберте появляются картинки четырёх птиц. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами изображения птиц. Кто же здесь лишний?
Дятел, ворона, ласточка, синица;
Сова, голубь, сорока, жаворонок;
Ворона, снегирь, грач, синица;
Поползень, скворец, синичка, сова;
Воробей, снегирь ,журавль , свиристель;
Клёст, воробей, синичка, кукушка.
Следующий конкурс называется «Ответь на вопрос»
-Почему снегири и синицы любят находиться рядом с дятлом? (Они подбирают остатки пищи.)
- Почему поползня называют лесным акробатом? (Поползень перемещается по стволу вниз головой.)
-Какие птицы могут поворачивать голову на 180 градусов? (Филин, сова.)
-Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда? ( кукушка).
-Какая птица весь день клювом стучит по дереву? (дятел).
-Почему зимой птицы прилетают к жилью человека? (Не хватает пищи в лесу)
А сейчас, чтобы вы, ребята, отдохнули, давайте поиграем
Физминутка
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Следующий конкурс «Отгадай загадку»-Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один бал.
1Спиною зеленовато,
Животиком желтовато,
Черненькая лапочка
И полоска шарфика. (Синица)
2Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.{Дятел)
3Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!(Сорока)
4Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым. (снегирем) .
5На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар! "(Ворона)
6Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым,
Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)
7Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.
У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)
8 Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям кочует,
Коноплю ворует. (Воробей).
- Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду.
-Ребята, к нам снеговик принёс неизвестную посылка. Он не знает что с ней делать(Выносится черный ящик). В посылке: стаканчики с зёрнами, хлебом, конфеты, печенье, сало, семечки, рябина.(Достаю из посылки корм и ставлю детям на стол) А здесь записка: Чем можно покормить птиц? Куда надо насыпать корм? (в кормушку) По одному человеку выходите и относите по одному корму, объясняя для кого. Та команда, которая не ошибётся получит одну звёздочку.
Следующий конкурс «Покорми птиц»
. После выполнения задания дети объясняют, почему они положили те или иные продукты в кормушку.
- Молодцы, все справились с этим заданием на отлично. А сейчас предлагаю сесть ровно, выпрямить спинки и обратить внимание на мальберт.
Следующий конкурс «Юнный художник» (конкурс капитанов)
-На листе нанесены точечные рисунки птиц – капитаны должны соединить все линии вместе по точкам. Кто первый выполнит это задание и команды назовут правильно птицу, те получат звёздочку.
-Капитаны отличные художники.
-Следующий конкурс «Назови ласково»
Перо — перышко, хвост-хвостик, голова — головка, головушка, шея — шейка, крыло — крылышко, гнездо — гнездышко.
-Следующий конкурс «Хорошо-плохо» Если хорошо-хлопаем в ладоши, если плохо-топаем. Будьте внимательны Каждой команде по очереди.
-Шуметь в лесу-(плохо)
-Сажать деревья(хорошо)
-Развешивать кормушки (хорошо)
-Ломать ветки (плохо)
-Брать птенцов (плохо)
-Кормить птиц (хорошо)
-Следующий конкурс «У кого кто?»(Как называют птенцов?)
-У вороны- воронята;
-У аиста- аистята;
-У гуся- гусята;
-У грача- грачата;
-У скворца- скворчата;
-У клеста- клестята.
-Какая из этих птиц выводит птенцов зимой? (клёст)
-Молодцы . А снеговик внимательно всё слушал и он вам говорит спасибо за то , что он так много узнал сегодня. Наша игра подошла к концу, задания были не простые, но вы с ними справились!
-Давайте дружно посчитаем звёздочки и посмотрим, какая команда набрала больше. Снеговик приготовил вам медальки. Всем детям вручаются медали .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»
Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...
Конспект занятия во второй старшей группе. «Флаг группы»
Цель. Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.Развивать фантазию и воображение. Придумать и...
Конспект НОД по художественно - творческому развитию «Рисование» в старшей группе. Тема: «Перелётные птицы».
Задачи:Учить детей рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.Развивать навыки рисования кисточкой и гуашевыми красками.Закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных ...
Родительское собрание в старшей группе «Старшая группа, что ждёт нас впереди»
Родительское собрание в старшей группе «Старшая группа, что ждёт нас впереди»...
НОД по речевому развитию в старшей группе «Как птицы весну встречают»
Цель:закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии.Задачи:Образовательная область &laq...
Конспект для занятия в детском саду старшая группа (5-6 лет). Тема: "Птицы осенью. Кто остается зимовать"
Тема: «Птицы осенью. Кто остается зимовать?»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятие.Вид: занятие – путешествиеФорма: фронтальная ...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы». Цель:
Повышать педобразование родителей.формировать умения взаимодействия с детьми....