КТП по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс. Автор А.А.Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_ktp_okr_mir_4_klass.doc | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 68 часов 2 часа в неделю
(34 учебных недель) Автор: А.А. Плешаков
№ п/п | План | Факт | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | ЭОР электронные образовательные ресурсы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Планируемые результаты (формируемые понятия) | Предметные результаты | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||||
1 | Раздел «Земля и человечество» (9ч) Мир глазами астронома. учебник с. 4-8; тетрадь с. 3-7. | Что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир глазами астронома» | Небесные и космические тела, астрономия, астроном, Вселенная, космос, Солнце — звезда. | Научатся классифицировать объекты, устанавливать связи между живой и неживой природой; договариваться и приходить к общему решению. | Р: понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; оценивать результаты своей работы на уроке. П: извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать с терминологическим словарём; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; знавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца». учебник с.9 -15 тетрадь с. 8-11 | Узнать подробнее о планетах Солнечной системы. | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Планеты Солнечной системы» | Естественные спутники планет; Земля; Юпитер; Меркурий. | Научатся объяснять причины смены дня и ночи и времён года. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времени года; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
3 | Звёздное небо — Великая книга Природы. учебник с. 16-21 тетрадь с. 11-13 | Как наблюдать звёздное небо? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Звёздное небо» | Созвездия Малой Медведицы, Большого Пса, Тельца, Плеяды. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. | Научатся находить пути решения поднимаемой проблемы, работать в группах, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: находить в небе и на карте звёздного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезд; работать с терминологическим словариком. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
4 | Мир глазами географа. учебник с. 22-28 тетрадь с. 14-16 | Что изучает наука география? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир глазами географа» http://www.myshared.ru/slide/307728/ | География, географ, масштаб, географические объекты, карта полушарий. | Научатся находить условные знаки на карте полушарий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. П: сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
5 | Мир глазами историка учебник с. 29-35 тетрадь с. 16-18 | Что такое история? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир глазами историка» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/mir-glazami-istorika | Исторические источники, летописи, археология, историк, архив, археолог. | Научатся обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; формулировать выводы по изученному материалу. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; целостный взгляд на мир в его органичном единстве; осознавать свою этническую и национальную принадлежность. | ||
6 | Когда и где? учебник с. 36-40 тетрадь с. 19-20 | Как следует читать историческую карту? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Исторические события» http://www.myshared.ru/slide/672689/ | Лента времени; век, столетие, тысячелетие, летосчисление, нашей эры, до нашей эры, историческая карта. | Научатся определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчисления. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчисления; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органическом единстве. | ||
7 | Мир глазами эколога учебник с. 41- 47 тетрадь с. 21-22 | Отчего возникают экологические проблемы? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир глазами эколога» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-mir-glazami-ekologa | Экологические проблемы, Гринпис, международные организации, Всемирный фонд дикой природы, экологический календарь. | Научатся рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. П: характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем, готовить сообщения; рассказывать о мире с точки зрения эколога; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества учебник с. 48-56 тетрадь с. 23-25 | Что такое Всемирное наследие и международная Красная книга? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Сокровища Земли под охраной человечества» | Всемирное наследие, природное наследие, культурное наследие, Красная книга МСОП. | Научатся различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества учебник с. 48-56 тетрадь с. 26-28 | Каковы причины появления Списка Всемирного наследия? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Сокровища Земли под охраной человечества» | Всемирное наследие, природное наследие, культурное наследие, Красная книга МСОП. | Научатся различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
10 | Раздел «Природа России» (10ч) Равнины и горы России учебник с. 60-65 тетрадь с. 29-33 | Основные формы земной поверхности. | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Равнины и горы России» | Равнина, холмы, плоскогорье, горы, | Научатся находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты , рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. П: находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; формулировать выводы по изученному материалу. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | ||
11 | Моря, озёра и реки России. учебник с. 66-70 тетрадь с. 33-35 | Какие моря омывают берега России? Какие озёра и реки нашей страны самые крупные? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Моря, озёра и реки России» | Моря, озёра, реки; Дальневосточный морской заповедник. | Научатся различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озёра; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; формулировать выводы по изученному материалу. К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию; обмениваться мнениями, вступать в диалог, понимать позицию партнёра по диалогу; находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять личную. ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных норма | ||
12 | Природные зоны России учебник с. 71-75 тетрадь с. 36-38 | Почему происходит смена природных зон в нашей стране? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Природные зоны России» | Природные зоны. | Научатся определять по карте природные зоны России; высказывать предположения о причинах их смены; устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: осуществлять физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещённостью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; находить на карте природных зон зоны высотной поясности. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | ||
13 | Зона арктических пустынь учебник с. 76-83 тетрадь с. 39-42 | Почему северные районы нашей страны получают от Солнца очень мало тепла? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Зона арктических пустынь» | Арктическая пустыня, ледяная зона, полярное сияние, заповедник, Арктика. | Научатся находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещённости поверхности Земли солнечными лучами; устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённостью солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособленные флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
14 | Тундра учебник с.84-94 тетрадь с. 42-46 | Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Тундра» http://www.myshared.ru/slide/111994/ | Холодная безлесная равнина. Морошка, карликовая берёза, полярная ива, ягель, лемминг, кречет. | Научатся сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, описывать тундру по фотографиям, рассказывать о ней по карте. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: находить на карте природных зон зону тундры; работать со схемой освещённости поверхности Земли солнечными лучами; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещённостью её поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; выявлять экологические связи в зоне тундры. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
15 | Леса России учебник с. 95-102 тетрадь с. 46-50 | Какие бывают леса? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Леса России»
http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/lesa-rossii2.html | Тайга, кедровая сосна, кедровка, бурундук, летяга; смешанные и широколиственные леса; лесная зона. | Научатся находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги, определять с помощью атласа-определителя растения лесов. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещённостью, количеством осадков и строением почвы; выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; сопоставлять природу тундры и лесных зон; формулировать выводы по изученному материалу. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
16 | Лес и человек учебник с. 103-109 тетрадь с. 50-52 | Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не причинять вреда лесу? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Лес и человек» | «Лёгкие» нашей планеты, экологические проблемы. Заповедник. | Научатся работать в паре с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: с помощью схема и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу, готовить сообщения; обсуждать экологические проблемы; формулировать выводы по изученному материалу. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности. | ||
17 | Зона степей учебник с. 110-117 тетрадь с. 53-56 | Чем степь отличается от леса? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Зона степей» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/zona-stepei-0 | Пыльные бури, суховеи, чернозём, заповедники. | Научатся находить и показывать по карте природных зон зону степей, устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; обсуждать экологические проекты. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. П: находить на карте природных зон зону степей; устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещённостью, количеством осадков и характером почвы; характеризовать зону степей по плану; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
18 | Пустыни учебник с. 118-125 тетрадь с.57-60 | Чем пустыни отличаются от степей? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Пустыни» | Верблюжья колючка, джузгун, колосняк, корсак, песчанки. | Научатся находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. П: находить на карте природных зон полупустыни; устанавливать взаимосвязь освещённости, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; характеризовать животный мир зоны пустынь, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; формулировать выводы по изученному материалу. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
19 | У чёрного моря учебник с. 126-134 тетрадь с. 60-64 | Как правильно вести себя у моря? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «У чёрного моря» | Субтропическая зона, субтропики, магнолия, инжир, Черноморское побережье Кавказа. | Научатся находить и показывать на карте зону субтропиков, ; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; работать в паре; моделировать цепи питания. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: находить на карте природных зон зону субтропиков; устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещённостью, количеством осадков и плодородием почвы; характеризовать зону субтропиков по плану; формулировать выводы по изученному материалу. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
20 | Раздел «Родной край — часть большой страны» (15ч) Наш край. учебник с. 136-138 тетрадь с. 65-66 | Что вы называете родным краем? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Научатся работать в паре; находить на политико-административной карте России свой регион; характеризовать родной край по предложенному плану. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. П: сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и главный город на карте; характеризовать рельеф поверхности своего края; определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; обобщать полученную информацию, готовить сообщение. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |||
21 | Поверхность нашего края учебник с. 139-144 тетрадь с. 67 | Надо ли охранять поверхность? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Поверхность нашего края» | Овраг, балка, холм, горный хребет. | Научатся описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: находить на карте региона крупные овраги и балки; интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом, о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждать меры по охране поверхности своего края; моделировать знакомый участок поверхности своего края. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ||
22 | Водные богатства нашего края учебник с. 145-148 тетрадь с. 68-70 | Какие моря, озёра, реки есть в России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Водные богатства нашего края» | Научатся работать в группе, составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по определённому плану; моделировать значение водных богатств в жизни людей. | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. П: рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов (рек, озёр, морей, прудов) своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану; моделировать знакомый водный объект; формулировать выводы по изученному материалу. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||
23 | Наши подземные богатства Практическая работа № 2 «Определение полезного ископаемого. Его свойства и применение» учебник с. 149-159 тетрадь с. 71-73 | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Наши подземные богатства» | Нефть, природный газ, торф, уголь, железная руда, гранит, известняк, песок и глина. | Научатся определять, изучать, сравнивать изученные полезные ископаемые; находить информацию о применении; находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Формирование основ экологического сознания. | |||
24 | Земля — кормилица учебник с. 160-163 тетрадь с. 74-75 | Какие из почв наиболее плодородные? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Земля - кормилица» | Тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные, болотные, луговые. | Научатся различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; моделировать тип почв своего региона; формулировать выводы по изученному материалу. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных заданий; иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности. | ||
25 | Жизнь леса учебник с. 164-169 тетрадь с. 76-77 | Какие лесные зоны есть в России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Жизнь леса»
| Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. | Научатся определять с помощью атласа-определителя растения смешанного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Формирование основ экологического сознания. | ||
26 | Жизнь луга учебник с. 170-177 тетрадь с. 78-81 | Чем луг отличается от леса? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Жизнь луга» | Сообщество луга, Красная книга, размножаться, расселяться, правила друзей природы. | Научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; определять животных луга на иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; формулировать выводы по изученному материалу. К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию; обмениваться мнениями, вступать в диалог, понимать позицию партнёра по диалогу; находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
27 | Жизнь в пресных водоёмах учебник с. 178-186 тетрадь с. 82-85 | Какие растения и животные встречаются в воде и у воды? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Жизнь в пресных водоёмах» | Рогоз, камыш, стрелолист, кубышки, ряска, водомерки, двустворчатые моллюски, ондатра прудовик, катушка. | Научатся моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; выявлять экологические связи в пресном водоёме. | Р: уметь ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, реализовывать цели и задачи учебной деятельности; осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Сориентированы на целостное восприятие мира; принимают социальную роль обучающихся. | ||
28 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Экскурсия в лес. | Что такое лес? | Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. | Научатся наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления; уметь самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||
29 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Экскурсия на луг. | Что такое луг? | Сообщество луга, Красная книга, размножаться, расселяться, правила друзей природы. | Научатся наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления; уметь самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||
30 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Экскурсия к водоёму. | Какие растения и животные встречаются в воде и у воды? | Рогоз, камыш, стрелолист, кубышки, ряска, водомерки, двустворчатые моллюски, ондатра прудовик, катушка. | Научатся наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления; уметь самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||
31 | Растениеводство в нашем крае Практическая работа №3 «Определение названия полевых культур» учебник с. 187-194 тетрадь с. 86-88 | Какие культурные растения выращивают в нашем крае? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Растениеводство» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/rastenievodstvo-v-nashem-krae-4-klass | Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. | Научатся выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; готовить сообщения, представлять их классу. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зёрна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять познавательный интерес к предмету. | ||
32 | Животноводство в нашем крае учебник с. 126-129 тетрадь с. 89-91 | Каких домашних животных разводят в нашем крае? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Животноводство» | Крупный и мелкий рогатый скот, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыболовство, пчеловодство. | Научатся выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; формулировать выводы по изученному метериалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять познавательный интерес к предмету. | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Оцень результаты своей деятельности. | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Научатся выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: намечать план работы; выполнять проверочные работы различных видов; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. К:слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||
34 | Презентация проектов (по выбору) | Подготовить и провести презентацию. Оцень результаты своей деятельности. | Детские презентация | Научатся извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; готовить иллюстрации для презентации проекта(фотографии, слайды, рисунки). | Р: выбирать тему проекта; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. П: намечать план работы; отбирать информацию в избранных для проекта книгах; составлять текст доклада; готовить оформление доклада (слайды); презентовать доклад в классе. К: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять познавательный интерес к предмету. | |||
35 | Раздел «Страницы Всемирной истории» (5ч) Начало истории человечества. учебник с. 3-4 тетрадь с. 78-79 | На какие эпохи учёные делят историю человечества? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Начало истории человечества» | Первобытные люди, эпохи. | Научатся определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о значении питания для человека; уметь самостоятельно формулировать творческую проблем, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять познавательный интерес к предмету. | ||
36 | Мир древности: далёкий и близкий учебник с. 8-14 тетрадь с. 5-6 | Какой счёт лет был у древних египтян и у древних римлян? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир древности: далёкий и близкий» | Древний мир, иероглифы, пирамиды. | Научатся определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств. | Р: понимать учебную задачу уроку и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков учебник с. 15-21 тетрадь с. 7-8 | Когда появились иудаизм, христианство, буддизм и ислам? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Средние века» http://festival.1september.ru/articles/623102/
| Средние века иудаизм, христианство, ислам, буддизм, рыцарь. | Научатся сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. | Р: уметь ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, реализовывать цели и задачи учебной деятельности; осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; развивать воображение, реконструируя быт и царские турниры Средневековья. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Сориентированы на целостное восприятие мира; принимают социальную роль обучающихся. | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки учебник с. 22-27 тетрадь с. 9-10 | Что оставило нам новое время? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Новое время: встреча Европы и Америки» | Географические открытия, железные дороги, пароходы, телеграф. | Научатся определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её длительность Древнего мира и Средневековья; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П: определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Формирование основ экологического сознания. | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня учебник с. 28-32 тетрадь с. 11-12 | В каком веке мы живём? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Новейшее время» | Новейшее время, международная организация. | Научатся находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; формулировать выводы по изученному материалу. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Проявлять познавательный интерес к изучению предмета. | ||
40 | Раздел «Страницы истории России» (20 ч) Жизнь древних славян учебник с. 34-39 тетрадь с. 13-14 | Каким образом была связана с природой жизнь древних славян? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Жизнь древних славян» | Восточные славяне, русские, украинцы, белорусы; союзы племён. | Научатся анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; моделировать древнеславянское жилище; формулировать выводы по изученному материалу. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
41 | Во времена Древней Руси учебник с. 40-45 тетрадь с. 15-17 | Когда и где возникла древняя Русь? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Во времена Древней Руси» http://www.myshared.ru/slide/460812/
| Великий князь, бояре, дружинники, Крещение. | Научатся делать сообщения в устной форме, работать в группе, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя. П: прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; обсуждать причину введения на Руси христианства и значении Крещения; формулировать выводы по изученному материалу. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
42 | Страна городов учебник с. 46-53 тетрадь с. 17-18 | Как появились на Руси города? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Страна городов» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/strana-gorodov0.html | Кремль, посадники, вече, золотые ворота, Крепостные стены , каменные дворцы, церкви. | Научатся анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде; готовить сообщения, презентовать их на уроке. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси учебник с. 55-58 тетрадь с. 19 | Что такое летопись? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси» | Кирилл и Мефодий, кириллица, рукописные книги, Повесть временных лет. | Научатся обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; выявлять роль летописей для изучения истории России. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; одноклассниками. П: обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. учебник с. 59-64 тетрадь с. 20-22 | Как Русь отстаивала свою независимость? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Трудные времена на Русской земле» | Дань, хан, Золотая Орда. | Научатся описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
45 | Русь расправляет крылья учебник с. 65-69 тетрадь с. 22-23 | Какими ремёслами славилась Древняя Русь? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Русь расправляет крылья» | Троицкий монастырь. | Научатся прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления; уметь самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
46 | Куликовская битва учебник с. 70-74 тетрадь с. 24-26 | Какую роль сыграла Куликовская битва в истории России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Куликовская битва» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/kulikovskaja-bitva8.html | Троицкий монастырь, князь Дмитрий Иванович. | Научатся рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; моделировать ход Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
47 | Иван Третий. учебник с. 75-81 тетрадь с. 26-28 | Как выглядела Москва при Иване Калите? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Иван Третий» | Боярская дума, Герб России. Московский Кремль. | Научатся обсуждать значение освобождения от монгольского ига; рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить осознанное речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления о исторических событиях. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать личную ответственность за будущий результат. | ||
48 | Мастера печатных дел учебник с. 82-86 тетрадь с. 28-30 | Какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мастера печатных дел» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/mastera-pechatnyh-del | Книгопечатание, первопечатники. | Научатся сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. | Р: уметь ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, реализовывать цели и задачи учебной деятельности; осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать от первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Сориентированы на целостное восприятие мира; принимают социальную роль обучающихся. | ||
49 | Патриоты России учебник с. 87-91 тетрадь с. 30-31 | Кого мы называем патриотом? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Патриоты России» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/patrioty-rossii0.html# | Народное ополчение, патриот, патриотизм. | Научатся обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. | Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; использовать общие приёмы решения задач: по исследованию значения организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию; обмениваться мнениями, вступать в диалог, понимать позицию партнёра по диалогу; находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
50 | Пётр Великий учебник с. 94-100 тетрадь с. 31-35 | Какие главные перемены произошли в России при Петре? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Пётр Великий» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-12 | Царь-преобразователь, реформы, Пётр Первый, град Петра. | Научатся рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о реформах Петра I. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов учебник с. 101-104 тетрадь с. 36-37 | Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Михаил Васильевич Ломоносов» http://www.myshared.ru/slide/400041/ | Физика, химия, геология, астрономия, география, история, история, поэзия, художник. | Научатся отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для формулирования вывода. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
52 | Екатерина Великая учебник с. 105-111 тетрадь с. 37-39 | Когда Россия стала империей? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Екатерина Великая» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/ekaterina-velikaja2.html | Медный всадник, Зимний дворец, Сенатская площадь, Петергоф, Царское село, Стрельня, Ораниенбаум. | Научатся описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоёв российского общества. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий знания о Петербурге; строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о положение разных слоёв российского общества. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
53 | Отечественная война 1812 года учебник с. 112-119 тетрадь с. 39-42 | Почему война 1812 года называется Отечественной и в чём значение этого события в истории России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Отечественная война 1812 года» | Наполеон Бонапарт, Суворов, Ушаков, Кутузов, Давыдов, Бородинская битва, храм Христа Спасителя. | Научатся отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмам поиска средств её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
54 | Страницы истории XIX века учебник с. 122-126 тетрадь с. 42-45 | Какие технические новшества вошли в жизнь людей? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Страницы истории XIX века» | Декабристы, манифест, мануфактуры, крепостное право, железная дорога. | Научатся работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя. П: делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции; осуществлять поиск информации из разных источников; формулировать выводы по изученному материалу. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
55 | Россия вступает в XX век учебник с. 127-133 тетрадь с. 46-47 | Какие важные события произошли в начале XX столетия? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Россия вступает в XX век» | Политические партии, революция, Гражданская война. | Научатся отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции; составлять план рассказа о событиях начала XX века. | Р: уметь ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, реализовывать цели и задачи учебной деятельности; осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Проявлять внимание, желание больше узнать. | ||
56 | Страницы истории 1920 — 1930 -х годов учебник с.136-139 тетрадь с. 48-49 | Почему новую власть стали называть советской? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Страницы истории 1920-1930-х годов» | Союз Советских Социалистических Республик, неграмотность, союзные республики, метро, коллективные хозяйства. | Научатся осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале. П: уметь формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем; осознанно и произвольно высказываться. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
57 | Великая война и великая Победа учебник с. 140-146 тетрадь с. 50-51 | Почему войну называют Великой Отечественной? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Великая война и великая Победа» | Великая Отечественная война, фронтовики, партизаны, труженики тыла | Научатся обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий знания; строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории. | ||
58 | Великая война и великая Победа учебник с. 140-146 тетрадь с. 50-51 | Почему войну называют Великой Отечественной? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Великая война и великая Победа» | Великая Отечественная война, фронтовики, партизаны, труженики тыла | Научатся обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий знания; строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории. | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос учебник с. 147-152 тетрадь с. 52-54 | Какова роль России в мировой истории? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Страна, открывшая путь в космос» | Спутник, космос, космический корабль, орбита, электростанция. | Научатся интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; извлекать материал из дополнительной литературы. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить осознанное речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. | ||
60 | Раздел «Современная Россия» (11 ч) Основной закон России и права человека учебник с. 156-163 тетрадь с. 55-60 | Как законы страны защищают наши права? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Основной закон России и права человека» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/sovremennaja-rossija-osnovnojj-zakon-i-prava-cheloveka.html | Федерация, конституция, декларация, конвенция. | Научатся анализировать закреплённые в Конституции права ребёнка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить осознанное речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. | ||
61 | Мы — граждане России учебник с. 164-167 тетрадь с. 60-62 | Что значит быть гражданином? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мы — граждане России» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/my-grazhdane-rossii | Президент, Федеральное собрание, Правительство России. | Научатся различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. П: делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции; осуществлять поиск информации из разных источников. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
62 | Славные символы России учебник с. 168-174 тетрадь с. 62-64 | Какова история государственных символов России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Славные символы России» | Герб, гимн, флаг. | Научатся работать в группах, парах, узнают новую информацию из учебника и других источников, выполнять задания из тетради, рассуждать, слушать друг друга. | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. П: осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, энциклопедий), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о символах России. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Проявлять уважительное отношение к истории народа. | ||
63 | Такие разные праздники учебник с. 175-179 тетрадь с. 64-65 | А что такое праздник? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Такие разные праздники» | День России, День народного единства, День Конституции,День победы, День защитников Отечества, Новый год … | Научатся различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; использовать общие приёмы решения задач. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять уважительное отношение к истории народа. | ||
64 | Путешествие по России (Дальний Восток, Сибирь и Урал) учебник с. 180-188 тетрадь с. 66-67 | Какие обычаи и традиции народов России следует знать? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Дальний Восток, Сибирь, Урал, северная европейская часть России, центральная европейская часть России, юг России. | Научатся рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России; совершенствовать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмам поиска средств её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных заданий; иметь мотивацию к учебной деятельности. | ||
65 | Путешествие по России (Север европейской части) учебник с. 189-193 тетрадь с. 66-67 | Какие обычаи и традиции народов России следует знать? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Дальний Восток, Сибирь, Урал, северная европейская часть России, центральная европейская часть России, юг России. | Научатся рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России; совершенствовать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмам поиска средств её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных заданий; иметь мотивацию к учебной деятельности. | ||
66 | Путешествие по России (Золотое кольцо России, по Волге) учебник с. 193-200 тетрадь с. 66-67 | Какие обычаи и традиции народов России следует знать? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Дальний Восток, Сибирь, Урал, северная европейская часть России, центральная европейская часть России, юг России. | Научатся рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России; совершенствовать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмам поиска средств её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных заданий; иметь мотивацию к учебной деятельности. | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. учебник с. 216-219 | Оценить полученные знания. | Научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях. | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. П: осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о городах и странах . К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ||||
68 | Презентация проектов (по выбору) | Защита проектов. | Детские презентации. | Научатся делать сообщения в устной форме, работать в группе, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для формулирования вывода. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"
Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...