Конспект занятия в группе продленного дня «Путешествие в Вятский край»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Конспект занятия в ГПД "Путешествие в Вятский край". Занятие проходит в игровой форме. Позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения уголков России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vyatka_nachalnaya_shkola.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в группе продленного дня
«Путешествие в Вятский край»
Цели: Развивать интерес к изучению своей Родины.
Задачи:
Придать творческий исследовательский характер процессу изучения уголков России.
Учить видеть красоту родной природы, желание любоваться ею, беречь ее.
Совершенствовать речевую деятельность детей.
Работать над развитием мышления, над умением работать в группах.
Развивать интерес детей к художественному искусству, народному творчеству.
Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи.
Технология: игровая.
Информационно-коммуникационные технологии – презентация, мультфильм «Мульти-Россия. Кировская область»
Здоровьесберегающие технологии – пальчиковая гимнастика, физминутки.
Оборудование: компьютер, колонки, интерактивная доска.
Материалы: карта России, фотографии природы Вятского края, репродукции картин В. М. Васнецова и И. И. Шишкина, их портреты, разрезные картинки динозавров, дымковские игрушки, заготовки для раскрашивания.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Мы с вами любим путешествовать. С какими городами нашей Родины мы уже познакомились? В каких уголках побывали? Об особенностях жизни каких народов мы узнали?
Ответы детей.
Но наша страна огромная, и в ней еще много интересных уголков. Хотите еще отправиться в путешествие?
Место, в которое мы сегодня отправимся зашифровано в кроссворде. Чтобы его узнать, мы должны отгадать загадки.
1. Травой и листьями питались,
Бронёй костистой одевались,
Анкилозавры, стегозавры,
Их называли… (Динозавры) (Автор: Леонов В.А. http://xn--80aaiflkn.su/zagadki-pro-dinozavra/)
2. Под музыку танцы,
Под музыку встряска
Зовется понятно всем,
Просто то...(пляска)
3. На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -…(Картина)
4. У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … (художник)
5. ПеРЕКАты, повороты,
Мели и водовороты.
Размывая берега,
Мчится быстрая …(Река)
Вы справились с загадками. Посмотрите, какое слово у вас получилось в выделенном столбике.
Дети: «Это слово «Вятка».
А вы знаете, что оно означает?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Вятскому краю. В город Киров, который стоит на реке Вятка.
Как вы думаете, почему в нашем кроссворде встретились загадки именно с такими отгадками? Что их связывает друг с другом?
Дети высказывают предположения.
В конце занятия мы сможем проверить ваши догадки.
А вы знаете, чем знаменит Вятский край, нет? Я вам покажу небольшой мультфильм.
Мультфильм «Мульти-Россия. Кировская область»
Давайте посмотрим на карте: вот наш город — Санкт-Петербург, а вот город Киров. Далеко, правда? Расстояние от Санкт-Петербурга до Кирова составляет 1500 км. Как вы думаете, на каком виде транспорта туда можно добраться?
Дети предлагают и объясняют свой выбор.
Пешком идти далеко, на поезде ехать долго, полетим на самолете.
Физминутка:
Руки ставим мы вразлет -
Получился самолет.
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
- Самолеты на посадку!
Вот мы и приземлились. Посмотрите как здесь красиво!!! (Показ фотографий с видами природы Кировской области в разные времена года) Слайды 1-6
Какие здесь красивые леса и поля. А эта река называется Вятка.
С давних времен люди, живущие в тех краях, их называют вятичи, восхищаются красотой своей родной природы, берегут ее и хотят показать ее другим людям. И не случайно, именно там родилось много великих художников нашей страны. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Вот портрет Ивана Ивановича Шишкина. Когда Ваня был маленьким, он часами пропадал в окрестных лесах с карандашом и бумагой, пытаясь понять, как передать на бумаге всю красоту леса, его таинство и величие. И когда он подрос, он уехал в Москву, учиться живописи. Раз и навсегда он определил две главные темы в своем творчестве – это русский лес и родные просторы. Прошло более ста лет с тех пор, а его картины радуют нас и дают нам чувство гордости и любви к родному краю.
Показ репродукций.
Давайте представим, что мы с вами художники.
Пальчиковая игра «Я - художник»
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «My-у!..»)
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами - «ветер раскачивает ветки»).
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)
Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице).
Хочу вам показать картины еще одного вятского художника Виктора Михайловича Васнецова
Показ репродукций: «Снегурочка», «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Богатыри».
Что они вам напоминают?
Дети: Сказку.
О каких сказках вы вспомнили, глядя на эти репродукции?
Дети отвечают.
Физминутка:
Дружно встали: Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в брюки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Да в Вятском крае много не только красивых мест, но есть по-настоящему сказочные места.
Например, Озеро Шайтан.
Такое устрашающее название озеро получило неслучайно.
По легенде в этом озере живет злой дух, шайтан, и когда он сердится, вода в водоеме начинает бурлить, а когда бесится, из озера бьют фонтаны или поднимаются водяные столбы. Другая особенность озера – плавающие острова. Они плавно, не торопясь, передвигаются по озеру или собираются в одном месте и танцуют по кругу.
Показ фотографий и видеоматериала. Слайды 7-10.
А сейчас я вам расскажу еще об одном удивительном месте. Посмотрите на эти крутые глинистые берега реки Вятки. Весной и летом здесь работают ученые-палеонтологи, они ведут раскопки и находят кости древних животных. Как вы думаете, кому принадлежат эти кости. Они принадлежат динозаврам, которые жили там миллионы лет назад. Палеонтологи изучают найденные кости, скелеты и по ним пытаются восстановить внешний вид и образ жизни вымерших животных. Слайды 11-14
Давайте мы с вами тоже побудем палеонтологами и соберем целых динозавров.
Д\и «Палеонтологи» - разрезные картинки. Дети работают в группах
Именно там, в небольшом вятском городе Котельниче расположилась удивительная страна – страна динозавров. Жители этого города всегда рады видеть гостей в своем Динопарке.
А сейчас мы познакомимся с главным символом Вятского края.
Вятка славилась в старину своими базарами-ярмарками, которые назывались «Свистунья» или «Свистопляска». Развлечением праздника были глиняные - игрушки — свистульки. И вот на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Вся округа оглашается свистом. Оттого и прозвали этот праздник «Свистунья». Слайды 15-17.
Всю зиму мастерицы Дымкова лепили игрушки для ярмарки.
И мы сейчас отправимся в село Дымково.
Воспитатель показывает детям дымковские игрушки, свистульки.
Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но дымковскую игрушку ни с какой не спутать.
Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (Демонстрация игрушки)
Какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка белоснежная. Перед тем как расписать игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный)
В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга: в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки: между кольцами, на кольцах, по краю колец; на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3-4 цветов)
Художественное творчество: создание дымковского узора на заготовках.
Воспитатель спрашивает:
Вам понравилось ваше путешествие? Что вы видели? Что нового узнали? Какие открытия для себя вы сделали? Где пригодятся знания? Как связаны между собой ответы на загадки, которые мы отгадали в начале урока?
Дети отвечают.
Давайте дадим оценку своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Перед вами лежат карточки «Смайлики».
-Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось и вам было интересно, покажите весёлого смайлика; если на уроке вы не узнали ничего нового – покажите грустного смайлика.
Мне очень приятно было с вами работать. Большое спасибо за занятие. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в группе продленного дня "Птицы рассказывают о себе"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4415363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"480"}}]]Целью занятия было познакомить учащихся с многообразием пернаты...
конспект занятия в группе продленного дня "Весёлые матрёшки"
Конспект занятия, который можно провести в ГПД. Учащиеся знакомятся с интересными фактами о роявлении в России известной игрушки - матрёшки, разгадывают кроссворд, играют, расписывают матрешку....
Конспект занятия в группе продленного дня
Ребятам предлагается выполнить поделку на цветочную тематику. Выполняя различные варианты цветов, закрепляется умение работать с бумагой в технике квиллинг....
Конспект занятия в группе продленного дня Путешествие по стране «Мойдодырии»
. Организационный момент: Приветствие “Здравствуйте” (Приложение 1).2. Повторение предыдущего материала.Игра “ Что сначала, что потом”.П.: Ребята, давайте вспомним, ч...
Занятие в группе продленного дня «Путешествие по сказкам»
Цель: повторить и систематизировать знания о сказках.Задачи:1) развитие речи, мышления, воображения; умения отвечать на вопросы;2) воспитание любви к сказкам;3) ф...
Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса: "Путешествие в страну здоровья"
Занятие на тему:" Зжоровый образ жизни для младших школьников" в целях создания условий для формирования у учащихся представлений о правильном питании и здоровом образе жизни....
Конспект занятия в группе продленного дня на тему: «Путешествие в мир воды»
Цель: заложить основы ответственного отношения к водным ресурсам России и донести до школьников основные принципы сбережения воды в повседневной жизни.Задачи:Донести до школьников понимание бережного ...