конспект урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок окружающего мира построен в соответствии с требованиями ФГОС. Материал урока содержит метод проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir2.odt22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе с применением

технологии проектной деятельности на тему «В царстве грибов»

Подготовила и провела :

учитель начальных классов

МБОУ «Роговатовская СОШ с УИОП»

Жильникова Галина Сергеевна

Предметные цели:

познавательные: формировать представление о грибах, как особом царстве живой природы, формировать навыки логического мышления.

регулятивные:  проводить работу по предложенному заданию, учить формулировать своё мнение, доказывать правильность выбора ответов, организовать работу по решению проблемной задачи; учить формулировать основные выводы, обосновывать правильность выбора.

коммуникативные:  учить работать в команде разного наполнения, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

личностные: осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, достигать положительных результатов труда, учить проводить самооценку своего учебного труда. 

Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие:

мотивировать учащихся на изучение предмета, имеющего  важное значение в жизни человека; прививать навыки экологической культуры; воспитывать культуру учебного труда; расширять кругозор учащихся, вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.

Оборудование: Презентация, тексты-описания для чтения детьми, опорные карточки для кластера, дополнительный информационный материал для групп, листы самооценки.

Примечание: Задания, отмеченные «*», предполагают взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.

Ход урока:

1 этап. Организационный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на совместную деятельность.

 Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!

Готовятся к уроку, занимают места в группах. Слушают учителя.

Организация рабочего места, готовность активно участвовать в уроке (Л, К).

2 этап. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

Слайд № 2 (1,5 минуты)

Лес... Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь. Лес полон загадок и таинств… Он многих приютил. (Чтение текста учащимися) Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок нам, т.к. мы часто бываем у него в гостях… Лес украшает землю, а потому и жизнь человека.

После учителя читают текст 3 учащихся:

-Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.

 -А сколько в нём разнообразных ягод и грибов!

-Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Развитие умения самостоятельно эмоционально читать, понимать, осознавать прочитанное (П, Р)

3 этап. Введение в тему

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

Беседа:

-Кто из вас был в лесу? С какой целью можно посещать лес?

-Что такое лес? Что вы о нем знаете?

-Итак,  мы  отправимся  в  лес,  на  природу,  если  ответим  на «его» вопросы.

На доске:

1 вопрос. Что такое природа? Какая бывает природа?

2 вопрос. Какие признаки живого вам известны?

3 вопрос. А на какие царства можно разделить живую природу?

Ответы детей на вопросы. 

Развитие умения  ясно формулировать ответы на вопросы педагога (К).

Природа – все, что нас окружает, человек – частица природы. Природа бывает живая, неживая.

Живое рождается, питается, растет, дышит, имеет потомство, умирает.

Живая природа делится на царства растений и животных.

Развитие умений  самостоятельно объяснять, пояснять  информацию, заданную с помощью краткой записи; (П)

4 этап. Постановка проблемы, цели  и темы урока, мотивация к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

Доска (кластер): 

Слайд №3

Дать название последнего царства вам поможет загадка:

 И на горке, и под горкой,                    Под берёзой и под ёлкой.            Хороводами и в ряд                                 В шапках молодцы стоят.  

Можете ли вы сказать, к какому царству относятся грибы?

 Слайд №4

- Что бы вы ещё хотели узнать о грибах?                            

Доска (кластер):  Царства живой природы* 

                                                                       ?

На доске собирают из табличек кластер

«Царства живой природы»: бактерии, растения, животные

 Построение вспомогательной модели к учебной задаче в виде кластера(Р).

Подтверждения высказанных предположений

                                               

Дети дают ответ: Грибы

Постановка проблемы, формулировка своих  затруднений, возникших при ответе;

 отсутствие боязни совершить собственные ошибки, участие в их обсуждении (Р,К).

Из каких частей состоит гриб? Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Какую роль играют грибы в экосистеме?

Развитие умений  принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания (Р).

5 этап. Организация исследовательской деятельности учащихся по проблеме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

Итак, грибы-это растения или животные?

Если это растения, то перечислите части растений:

- А есть ли это у грибов?

-Давайте  попробуем  разобраться  со строением гриба.

Слайд №5 (1 минута)

- Какой вывод? 

Значит, грибы мы относим к царству животных?

- Какой вывод?

Молодцы! Задачи поставлены, тогда в путь! В лес пойдем группами, на которые разбились. Как надо вести себя в лесу?                                                                                                

А для чего нам корзинки?

Дети: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

Возможные ответы*: есть корень, стебель…

Дети смотрят строение гриба на слайде.

Дети*:Грибы - это и растения и не растения? скорее не растения…

Нет. Грибы не могут передвигаться, питаться как животные.

Грибы – это не растения и не животные. Значит это отдельное царство.

Дети: Не нарушать покой природы, не вредить растениям и животным.

Дети: Будем собирать грибы.

6 этап.  Физкультминутка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 

Формирование  УУД

Раз - присядка, два – прыжок,
Под кустом растет грибок.
Он проснулся, потянулся,
Раз зевнул и повернулся,
Выгнул спинку, наклонился,                                                                                                                                           Ничему не удивился.                                                                                                                                                 Потоптался на ноге                                                                                                                                                                       И опять присел к земле                                                                                                                                               Как прекрасно в этом мире!                                                                                                                                      Руки в стороны и шире.                                                                                                                                                     И шагал он каждый день,                                                                                                                                             Побеждая свою лень.    

Дети выполняют упражнения согласно словам текста физкультминутки.  

7 этап. Выработка на основе полученной информации обобщенных умений, формирующих обобщенно - понятийные знания. Информация о домашнем задании.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

Слайды № 6-15 (5 минут)

Сейчас каждая группа получит задание-карточку и тексты. Через три минуты  вы должны:

1гр. Рассказать о строении гриба. Нарисовать схему. Используя информацию дополнительного материала рассказать о роли грибницы.

2гр. Рассказать, какие бывают грибы. Нарисовать (схематически) виды шляпочных грибов. Используя информацию дополнительного материала, рассказать, какова их роль в природе.

3гр. Рассказать о видах шляпочных грибов, привести примеры. Используя информацию дополнительного материала записать основные правила сбора грибов.

Д/з на доске:

Всем: с.118-122 учить, отвечать на вопросы

Доп. задание (по желанию): Знать основные части гриба. Какая часть играет более важную роль в его жизни? Почему?

Дети получают:

 видеоинформацию  о:

- строении гриба;

- видах шляпочных грибов;

- разнообразном мире  грибов: плесень, дрожжи,  молочный и чайные грибы;

- съедобных, несъедобных и ядовитых грибах.

текстовую информацию о:

- роли грибницы, её функции в природе;

- разнообразном мире грибов, их роли в экосистеме;

- правилах сбора грибов и употребления их в пищу.

Представители от каждой команды по очереди представляют на доске свои мини-проекты (схемы, правила) о грибах, сопровождая устными пояснени-ями, рассуждениями, примерами*.  

Развитие умения  работать в команде разного наполнения : паре, малой группе, целым классом; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов (К);

Развитие умения самостоятельно «читать» и объяснять текстовую и видеоинформацию (П),  Развитие умения составлять, понимать и объяснять простейший план действий при работе с конкретным заданием (Р);

Развитие умения понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач (Л).

8 этап. Рефлексия и итог урока (самооценка)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

I. А сейчас поиграем. Игра называется «Идём за грибами»

Слайд №16 (5 минут)

II.Блиц-задание для все команд (фронтально):

В каких источниках можно найти информацию о грибах?

Слайды №17, 18 (1 минута)

III.Кроссворд:

Слайд №19 (3 минуты)

  1. Гриб-конфета
  2. Один из видов шляпочных грибов.
  3. Самая главная часть гриба.
  4. Другой вид  шляпочных грибов.
  5. Ядовитый гриб.

В кроссворде спряталось слово по вертикали, обозначающее на латинском языке «грибы».

Спасибо командам!

На оценочном листе оцените себя по предложенным  критериям: работал активно, успешно, отвечал на вопросы, готовил представление команды, организовывал работу команды, составлял схему, правила, работал с дополнительным материалом, делал выводы, работал над составлением кластера.

Отмечено:7-10 положений – «5»

                    4-6 положений – «4»

Если отмечено меньше 4-х позиций, то улучшить свои результаты можно в рабочей тетради дома.

Слайд №20 «Молодцы!»

Вот звенит уже звонок,

Всем спасибо за урок!

Учащиеся в группах обсуждают, выбирают съедобные грибы и «складывают» их в корзинку*.

Принятие участия в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (Р);

Дети дают ответы на вопрос. Проверяют свои ответы по слайду.

Умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы  при работе с конкретным заданием (П).

Дети: трюфель, шляпочные, грибница, пластинчатые, поганка.

Дети: фунги*

Использование принципа научности.

Дети отмечают значками (+, V) свой вклад в изучение новой темы, приобретении новых знаний, сдают модераторам команд.

Развитие умения оценивать свой вклад в решение общих задач (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...