Технологическая карта урока по окружающему миру по теме:" Трава у нашего дома" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Иксанова Рашида Сафаровна

Технологическая карта урока по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

 на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема урока

Трава у вашего дома

Цель

показать связь изменений в мире  растений и в мире неживой природы

Основное содержание темы, термины и понятия

понять причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя.

Планируемый результат

Личностные умения

  • формировать умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
  • формировать  умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией;
  • формирование  целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;  
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. 

Метапредметные умения

Познавательные

  • формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формировать  умение представлять информацию в виде схемы;
  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формировать умение ориентироваться в содержании  учебника;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары;

Регулятивные

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

Коммуникативные

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  •  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.  

Предметные умения

  • показать взаимосвязь изменений  в мире неживой природы и  в мире  растений
  • уметь находить отличительные признаки у растений
  • учиться вычленять из текста материал по плану
  • научиться находить в атласе – определителе названия растений по его признакам
  • расширить знания о практическом применении растений человеком

Организация образовательного процесса

Межпредметные  связи

Формы работы

фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Ресурсы

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

компьютер, проектор, мультимедийная презентация, музыкальный видеоряд;

букеты из горькой (белой) полыни, крапивы, пижмы, тысячелистника, гербарий,  атлас-определитель «От земли до неба» (далее — атлас-определитель), макет листа,

маршрутный лист урока (раздаточный материал),

Список литературы:

  • Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс. «Наша планета Земля», часть 1. М.  Баласс, 2012;
  • Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2012. 
  • Плешаков А. А. От Земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся, М, Просвещение , 2009.
  • Плешаков А. А., Румянцев А. А.Великан на поляне, пособие для учащихся, М., Просвещение,  2012
  • Плешаков А.А., «Зеленые страницы», М., Просвещение,2008

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

2. Стадия вызова -

актуализация знаний (подводящий диалог)

Музыкальный видеоряд

  1. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о растениях, травах)
  2. Где можно встретить растения? (в лесу, в парке, сквере – на открытых местах)
  3. На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травы) Расскажите об их отличительных особенностях.
  4. О какой группе растений пойдёт речь сегодня?
  5. Какие органы или части растения вы знаете? (корень, стебель, лист, цветок-семена) ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА

Ответы на вопросы учителя.

3. Работа с кластером - приём ключевые термины

  1. С наступлением осени как изменился внешний вид растений?
  2. А как вы думаете, почему травы желтеют?

Рассказ учителя и демонстрация эксперимента.        

Высказывают предположения, слушают рассказ учителя.

4. Чтение с остановками

Ребята, а теперь давайте познакомимся с травами, которые вы часто видите во дворе или на даче, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей. Как вы думаете, что это за трава?»

Горькая травка –

 И животу поправка,

 И сама душиста,

 И метёт чисто. ( Полынь)

учебник с 70-71

  1.  Как можно отличить полынь от других трав? (терпкий запах, горький вкус)
  2. Как человек использует её? (как лекарственное растение) Полынь используют человеком в виде отваров как желудочное средство, для повышения аппетита.

Только тронь —

 Отдёрнешь ладонь:

 Обжигает трава,

Как огонь.

учебник с 70-71

10 )Почему жжётся крапива? (волоски с едкой жидкостью)

11)  Где применяется это растение? (кулинарии) Крапива используется человеком в виде отваров как поливитаминное, желудочное, кровоостанавливающее средство, для укрепления волос.

12)  Кто сможет выбрать полынь и крапиву из стоящих в ряду букетов? (2человека)

Отгадывание загадок.

Чтение текста учебника

Распознавание растений

5.Работать с атласом - определителем

Сегодня будем учиться работать с атласом - определителем. Открываем оглавление. Как  вы думаете, с каким разделом будем работать? (Растения) Я читаю содержание, остановите меня на нужной главе поднятой рукой. (травянистые растения открытых мест – с 44) В помощь вам даётся маршрутный лист.  В нём находится более подробное оглавление.

Посмотрите на моё растение, в какой главе можно найти его описание? (3 – стр. 52) Найдите  название этого растения. ( пижма) Прочитайте про неё.

  1. С чем сравнивают цветы пижмы? (с золотыми монетками)
  2. На что похожи листья пижмы? (на листья рябины)

Работа с оглавлением атласа-определителя

Определение названия растений

6. Работа в печатной тетради - работа в паре

Не закрывая определитель, открываем печатную тетрадь с 44, нашли рисунок и подписали название.

  1. РАБОТА В ПАРЕ  Посмотрите на следующий рисунок, назовите цвет лепестков соцветия. (розово-лиловый). Определите это растение. Подпишите его название.
  2. Какое второе название имеет лопух? (репейник)
  3. Какую особенность имеют соцветия лопуха? (прикрепляться)
  4. Как  используется лопух человеком? (лекарственное растение, медонос)
  5. Третье растение вы определите дома.

РЕФЛЕКСИЯ

Определение названия растений

7. Чтение – суммирование в группе

С сегодняшнего урока начинаем пользоваться ещё одной увлекательной книгой «Зелёные страницы», которая поможет нам лучше узнать природу своего края. (с 11)

 РАБОТА В ГРУППЕ – каждая группа получает своё задание, каждый самостоятельно читает текст. Группа готовит рассказ  по плану, который у вас представлен в виде колонок в таблице. Не забудьте выбрать отвечающего. (раздать задание)

Чтение художественного текста, выбор и запись в таблицу маршрутного листа характеристик растений

8. Фишбон

(графическая организация материала в сводной таблице).  

От каждой группы выступающий рассказывает о своём растении по плану.

РЕФЛЕКСИЯ

  Во время рассказов  остальные учащиеся записывают КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА  в таблицу маршрутного листа. Во время выступления остальные дети могут задавать уточняющие вопросы  про растение.  

9. Работа с учебником, закрепление

1) Найдите на с 72  известные вам растения. Остальные определите дома.

2) В какое время цветут все изученные растения? (август- сентябрь)

3) Что происходит с растениями поздней осенью? (увядание)

4) Какое природное явление можно наблюдать осенью? (увядание трав)

5) Зачем мы познакомились с поздноцветущими растениями? (использование  как лекарство, в быту)

Ответы на вопросы учителя

10.  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Пример:

1. травы

2. зелёные, жёлтые, красные

3. цветут, плодоносят, увядают

4.Осеннее явление в природе.

5.растения

РЕФЛЕКСИЯ

Подбор слов для синквейна самостоятельно

11.  Домашнее задание

теоретический материал на с. 70—71 учебника, задания № 2, № 3 с. 44—45 рабочей тетради.

Дети записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Планеты" для 2-го класса.

Содержание урока нацелено на формирование представления о планетах Солнечной системы и умения отличать планеты от звезд....

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Формы земной поверхности" 2 класс А.Плешаков

Данный материал поможет учителям, работающим по программе "Школа России" найти нужную информацию для проведения урока окружающего мира во 2 классе по теме "Формы земной поверхности" . Дана подробная х...

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Про кошек и собак" 2 класс в классе с учащимся с овз

урок по общеобразовательной программе с включением в процесс ребёнка с овз...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Природа и наша безопасность", 3 класс....