«Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
программа составлена на основе примерной программы по окружающему миру с учетом авторской программы по окружающему миру УМК «Школа России» под руководством А.А.Плешакова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы по окружающему миру с учетом авторской программы по окружающему миру УМК «Школа России» под руководством А.А.Плешакова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Общая характеристика предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Цели обучения:
- Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имеет ярко выраженный интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Описание его места в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю:1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Формы контроля и варианты его проведения
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Ценностные ориентиры содержания
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные:
• осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой Родине (городу, селу, региону), выражающееся в интересе к ее природе, культуре, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
• осознание различий между людьми в их потребностях, образе жизни и интересах, внешнем виде и пр. и необходимости взаимопонимания и конструктивного сотрудничества для достижения общих целей;
• установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни; знание своего адреса, умение обратиться за помощью.
Метапредметные:
• способность различать способ и результат своих действий;
• оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы;
• осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (в том числе в готовых электронных информационных ресурсах);
• критически относиться к источникам информации и их надежности;
• работать с информацией, представленной в разных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.);
• составлять текст-инструкцию;
• различать в информационном тексте факты (описания) и гипотезы, мнения, теории (объяснения).
Предметные:
• представление о планете Земля: о странах и континентах, Мировом океане; городах и природных ландшафтах России; формах рельефа местности; масштабных природных явлениях;
• освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных: умение строить и читать маршруты, картосхемы, планы, простейшие графики и диаграммы (столбчатые, площадные и круговые), профили и разрезы, таблицы;
• опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (ориентирования на местности — выбор направления движения, определение длины предстоящего пути, местонахождения; планирование маршрута; предъявление результатов своих наблюдений и опытов другим ученикам и взрослым; определения внутренней структуры объекта и пр.);
• знание названий 3—4 рек России, 3—4 горных массивов, 3—4 крупных озер, 3—4 морей, омывающих берега России; умение показать на карте эти объекты и границу России на политической и физической картах;
• знание названий форм рельефа местности (гора, холм, равнина, русло реки, устье реки, приток реки, озеро, пруд, яма, глубоководная впадина) и умение показать их на физической карте и других картосхемах.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир
Природа, Человек, Проект «Богатства, отданные людям», Общество, Что такое экология ,Природа в опасности.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращение и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое вода. Разнообразие растений. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. Охрана животных В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверь себя и оценим достижения за первое полугодие. Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразия природы родного края», «Школа кулинаров»
Наша безопасность
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливый. Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Растениеводства. Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края». То такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам
Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Проверим себя и свои достижения. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | часы | Практическая часть | |
Проекты | Проверочные работы | |||
1 | Как устроен мир | 6 | Проект «Богатства, отданные людям» | |
2 | Эта удивительная природа | 18 | Проект «Разнообразие природы родного края» | |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | Проект «Школа кулинаров» | Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье» |
4 | Наша безопасность | 7 | Проект «Кто нас защищает» | Проверим себя и оценим свои достижения |
5 | Чему учит экономика | 11 | Проект «Экономика родного края» | |
6 | Путешествия по городам и странам | 16 | Проект «Музей путешествий» | Проверим себя и оценим свои достижения |
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Сборник рабочих программ «Школа России» , 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены подходы к структурированию учебного материала. |
Учебники. | |
1. Плешаков А.А.Окружающий мир. Учебник. 3класс. В 2ч. Ч.1.- М. Просвещение.2013 | |
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2.- М. Просвещение.2013 | |
Рабочие тетради. | |
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.3 класс. В 2ч. Ч.1. - М. Просвещение. 2013 | |
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь3 класс. В 2ч. Ч.2. - М.Просвещение. 2013. | |
Методические пособия. | Методические пособия построены как своего рода навигатор в системе средств УМК. |
Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс. | |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства | |
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 3 | Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников . |
Технические средства обучения | |
Вебкамера | |
Проектор | |
Интерактивная доска | |
Компьютер. | |
Магнитная доска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...