КТП по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Павлова Оксана

КТП по окружающему миру  1 класс составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), учебного плана, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования примерной программы начального общего образования  с учетом авторской  программы по окружающему миру 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Тема раздела

Виды работы

Что и кто?

Проект «Моя малая родина»

Практическая работа. Определение образцов камней.

Практическая работа. Определение частей растений.

Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений

Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

Экскурсия.

Практическая работа. Работа с гербарием

Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев.

Практическая работа. Изучение строения шерсти животных

Как, откуда и куда?

Проект «Моя семья»

Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора.

Практическая работа. Приготовление «морской» воды

Практическая работа. Изучение свойств снега и льда

Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями

Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка.

Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета

Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов.

Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

Где и когда?

Проект «Мой класс и моя школа»

Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

Практическая работа. Определение на глобусе экватора

Почему и зачем?

Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.

Проект «Наши домашние питомцы

Практическая работа. Как правильно чистить зубы.

Календарно-тематический план

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата

Тема урока

  • тип урока

Элемент содержания

Требования к результатам

 (предметным и метапредметным)

Контрольно

-оценочная деятельность

№ п\п

план

факт

Обучающийся научится

Обучающийся сможет научиться

Вид

Форма

Тема 1: «Введение»            Всего часов  1ч

1.1

Задавайте вопросы.

Стр. 3-8

Комбинированный

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

задавать вопросы об окружающем мире

- принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). 

- ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю

текущий

фронтальная

Тема 2: «Что и кто?»         Всего часов 20 ч

2.1

Что такое Родина?

Стр. 10-11 Комбинированный

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

разделять объекты живой и неживой природы
и изделия

- применять установленные правила в планировании способа решения: наглядный способ определения принадлежности объекта к природе или изделиям.

- использовать общие приёмы решения задач: алгоритм определения признаков разных объектов природы.

- ставить вопросы, обращаться за помощью

текущий

фронтальная

2.2

Что мы знаем о народах России? 

Стр. 12-13 Комбинированный

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках

- удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; 

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

текущий

групповая

2.3

Что мы знаем о Москве?

Стр. 14-15 Комбинированный

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

узнавать достопримечательности столицы

- составлять план
и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения; адекватно использовать речь для регуляции своих действий.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице нашей Родины – Москве;

- ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику

текущий

фронтальная

.

2.4

Проект «Моя малая родина»

Стр. 16-17

Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем: ориентирование в здании школы.

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению.

- ставить вопросы, обращаться за помощью
к работникам школы, формулировать свои затруднения

Проект

групповая

2.5

Что у нас над головой?

Стр. 18-19

Урок-игра

Комбинированный

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца
и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце;

текущий

фронтальная

2.6

Что у нас под ногами?

Практическая работа. Определение образцов камней.

Стр. 20-21

Урок обобщения и систематизации знаний

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

группировать объекты неживой природы (камешки)
по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк

- самостоятельно отвечать за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок).

- ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлектировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия

ПР

индивидуальная

2.7

Что общего у разных растений?

Стр. 22-23

Практическая работа. Определение частей растений.

Урок обобщения и систематизации знаний

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

находить
у растений их части, показывать и называть их

- формулировать
и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
в планировании способа решения жизненных ситуаций (ранее рассмотренных на предыдущих уроках).

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение;

- задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

ПР

групповая

2.8

Что растет на подоконнике?

Стр. 24-25

Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений.

Урок обобщения и систематизации знаний

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

наблюдать комнатные растения

в школе и узнавать их по рисункам

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

- осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта). 

- проявлять активность во взаимодействии  

для решения коммуникативных

ПР

групповая

2.9

Что растет на клумбе?

Стр.26-27

Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. Урок обобщения и систематизации знаний

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника

наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа-определителя

- соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе около школы;

- работать

в группах, ставить вопросы участникам группы

ПР

групповая

2.10

Что это за листья?

Экскурсия.

Стр. 28-29

Урок-экскурсия.

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать

и группировать листья по различным признакам; определять назвния деревьев по листьям

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года;

- формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

Экскурс.

фронтальная

2.11

Что такое хвоинки?

Стр.30-31

Практическая работа.

Работа с гербарием. Урок обобщения и систематизации знаний

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну

- формулировать
и удерживать учебную задачу.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных;

- ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

ПР

групповая

.

2.12

Кто такие насекомые?

Стр.32-33 Комбинированный

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых

сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых

- формулировать
и удерживать учебную задачу.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

текущий

фронтальная

2.13

Кто такие рыбы?

Стр.34-35 Комбинированный

Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

моделировать строение чешуи рыбы с помощью мо-
нет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя

- формулировать
и удерживать учебную задачу.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о морских и речных рыбах;

- использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала

текущий

фронтальная

.

2.14

Кто такие птицы?

Стр.36-37

Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану

- применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках;

- задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

ПР

групповая

2.15

Кто такие звери?

Стр.38-39

Практическая работа. Изучение строения шерсти животных. Урок обобщения и систематизации знаний

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения.

- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок
и т. д.)
 

- ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

ПР

групповая

2.16

Что нас окружает дома?

Стр.42-43 Комбинированный

Систематизировать представление детей о предметах домашнего  обихода, группировка предметов по их назначению

исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о предметах быта, компьютере;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров  в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

текущий

фронтальная

2.17

Что умеет компьютер?

Стр.44-45 Комбинированный

Компьютер, его назначение и составные части, роль в жизни человека, правила безопасного обращения, простейшие приёмы работы

правильно и осторожно обращаться с домашними вещами

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,  сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

- определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника

текущий

индивидуальная

2.18

Что вокруг нас может быть опасным?

Стр.46-47 Комбинированный

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения

Опасность, которую могут представлять предметы, умение правильно обращаться с газом, электричеством, водой.

правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,  сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни.

- определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника

текущий

фронтальная

2.19

На что похожа наша планета?

Стр.48-49 Комбинированный

Форма Земли, её движение в пространстве. Глобус – модель Земли. Общее представление о размерах Земли.

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли

- применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

о форме земного шара.

- адекватно оценивать собственное  поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач

текущий

фронтальная

2.20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Стр.50-54 Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал

- предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

- ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

ПР

индивидуальная

Тема 3: «Как, откуда и куда?»           Всего часов 12ч

3.1

Как живет семья.

Стр.56-57

Проект «Моя семья» Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях
в жизни своей семьи;
называть по именам
(отчеству и фамилии) членов своей семьи

- предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации.

- сравнивают свои знания
с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

- ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль

Проект

групповая

3.2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

стр.60-61

Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. Урок обобщения и систематизации знаний

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; усвоить, что в наш дом поступает речная или подземная вода, в доме она загрязняется и затем должна попадать
в очистные сооружения

- преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

-  извлечение необходимой информации из прослушанной сказки;

- работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения

ПР

групповая

3.3

Откуда в наш дом приходит электричество?

Стр.62-63

Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. Урок обобщения и систематизации знаний

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами

- формулировать
и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о значении электроприборов в жизни человека;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль

ПР

групповая

3.4

Как путешествует письмо.

Стр.64-65 Комбинированный

Работа почтового отделения, разнообразие почтовых отправлений, путь письма от отправителя к адресату, значение почтовой связи

наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений

- предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
(разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока)
и условиями её реализации.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе почты;

- строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

текущий

фронтальная

3.5

Куда текут реки?

Стр.66-67

Практическая работа. Приготовление «морской» воды. Урок обобщения и систематизации знаний

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду

- ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

- сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

- обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания

ПР

групповая

3.6

Откуда берутся снег и лед?

Стр.68-69

Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. Урок обобщения и систематизации знаний

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда

наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках

- составлять план
и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя;  

- строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

ПР

групповая

3.7

Как живут растения?

Стр.70-71

Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. Урок обобщения и систематизации знаний

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (уход за комнатными растениями) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

- осознанное и произвольное речевое  высказывание в устной форме  о растениях как живом организме;

- формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения

ПР

групповая

3.8

Как живут животные?

Стр.72-73

Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка. Урок обобщения и систематизации знаний

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка, помощь птицам), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах зимующих в наших краях;

- формулировать свои затруднения; оказывать  в сотрудничестве взаимопомощь

ПР

групповая

3.9

Как зимой помочь птицам?

Стр.74-75

Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. Урок обобщения и систематизации знаний

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц

научатся делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц

овторят правила бережного отношения к окружающей среде

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия. - подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: изготовление кормушки. - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

ПР

групповая

3.10

Откуда берется и куда девается мусор?

Стр. 78-79

Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. Урок обобщения и систематизации знаний

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

определять
с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора
и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении; исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений

- преобразовывать практическую задачу в познавательную (очищение воды от загрязнений), составлять план и последовательность действий.

- сравнивают свои знания
с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

- строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути ее достижения

ПР

групповая

.

3.11

Откуда в снежках грязь.

Стр.80-81

Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. Урок обобщения и систематизации знаний

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

определять
с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора
и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении; исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений

- преобразовывать практическую задачу в познавательную (очищение воды от загрязнений), составлять план и последовательность действий.

- сравнивают свои знания
с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

- строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути ее достижения

ПР

групповая

3.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Урок обобщения и систематизации знаний

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем, выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- дополнение и расширение имеющихся знаний представлений об окружающем мире.

- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

ПР

индивидуальная

                         Тема 4:  «Где и когда?»    Всего часов: 11ч

4.1

Когда учиться интересно?

Стр.4-5 Комбинированный

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

обсуждать условия интересной и

успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе

- различать способ
и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы.

-  произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание

текущий

фронтальная

4.2

Проект «Мой класс и моя школа» Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

обсуждать условия интересной и

успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе

- различать способ
и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание

Проект

групповая

4.3

Когда придет суббота?

Стр.8-9 Комбинированный

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении;

- проявлять  активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

текущий

фронтальная

4.4

Когда наступит лето?

стр. 10-11 Комбинированный

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года
и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года

-преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года. 

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

текущий

фронтальная

4.5

Где живут белые медведи?

стр.12-13

Практическая работа.

Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Урок обобщения и систематизации знаний

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить  примеры животных холодных районов

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
(способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

- договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

ПР

групповая

4.6.

Где живут слоны?

Стр.14-15

Практическая работа.

Определение на глобусе экватора. Урок обобщения и систематизации знаний

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов

- составлять план
и последовательность действий, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли.

- ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

ПР

групповая

4.7

Где зимуют птицы?

Стр.16-17 Комбинированный

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц
в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц

- преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о зимующих видах птиц.

- формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание

текущий

фронтальная

4.8

Когда появилась одежда?

стр.20-21 Комбинированный

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от ее назначения

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления одежды и типах  одежды в зависимости от природных условий и ее назначения;

-адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих, договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности

текущий

фронтальная

4.9

Когда изобрели велосипед?

стр.22-23 Комбинированный

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда
в нашей жизни

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда.

- ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

текущий

фронтальная

4.10

Когда ты станешь взрослым?

стр.24-25 Комбинированный

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка; необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: формулировать и удерживать учебную задачу.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели

- формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

текущий

фронтальная

4.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Урок обобщения и систематизации знаний

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

- строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

ПР

групповая

Тема 5:  «Почему и зачем?»        Всего часов: 22ч

5.1

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

Стр.32-33 Комбинированный

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус)

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (моделирование звездных тел) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели

- слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

текущий

фронтальная

5.2

Почему Луна бывает разной?

Стр.34-35 Комбинированный

Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида

- использовать установленные правила при контроле способа решения.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны

- строить монологическое высказывание, слушать собеседника

текущий

групповая

5.3

Почему идет дождь и дует ветер?

Стр.36-37 Комбинированный

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек)

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных

- адекватно оценивать собственное поведение

и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

текущий

фронтальная

.

5.4

Почему звенит звонок?

Стр.38-39

Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. Урок обобщения и систематизации знаний

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновении эха

- использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука

- формулировать собственное мнение и позицию

ПР

фронтальная

5.5

Почему радуга разноцветная?

Стр.40-41 Комбинированный

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (отображение последовательности цветов радуги), составлять план и последовательность действий.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели  риалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

- осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество

текущий

фронтальная

5.6

Почему мы любим кошек и собак?

СТР.42-43 Комбинированный

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой

- предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (уход за домашними питомцами).

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника

текущий

фронтальная

5.7

Проект «Наши домашние питомцы» Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой

Прект

групповая

5.8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Стр.46-47 Комбинированный

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы)

формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.

- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника

текущий

фронтальная

5.9

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Стр.48-49 Комбинированный

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишин.

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (безопасное поведение  человека на природе), использовать установленные правила при контроле способа решения.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков

-осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих

текущий

фронтальная

5.10

Зачем мы спим ночью?

Стр.52-53 Комбинированный

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).

-  извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

текущий

групповая

5.11

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Стр.54-5 Комбинированный

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей
и фруктов

- предвосхищать результат; осуществлять итоговый
и пошаговый контроль по результату.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека

- строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль

текущий

фронтальная

5.12

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Стр.56-57

Практическая работа.

Как правильно чистить зубы Урок обобщения и систематизации знаний.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук

- формулировать
и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (правила гигиены).

- дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.

- адекватно оценивать собственное поведение

ПР

групповая

5.13

Зачем нам телефон и телевизор?

Стр.58-59 Комбинированный

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

- оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы

текущий

групповая

.

5.14

Зачем нужны автомобили?

Стр.60-61 Комбинированный

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего

классифицировать автомобили и объяснять их назначение

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении

- строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание

текущий

фронтальная

5.15

Зачем нужны поезда?

Стр. 62-63 Комбинированный

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество,

текущий

фронтальная

5.16

Зачем строят корабли?

Стр.64-65 Комбинированный

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

классифицировать корабли в зависимости от их назначения

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о водном транспорте;

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя

текущий

групповая

5.17

Зачем строят самолеты?

Стр.66-67 Комбинированный

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

классифицировать самолеты в зависимости от их назначения

- ориентируются

в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

- извлечение необходимой информации  в ходе изучения новой темы

- обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения

текущий

фронтальная

5.18

Почему в автомобиле  и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Стр.68-69 Комбинированный

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

обобщать сведения о транспорте, обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; рассказывать о правилах безопасного поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае

-прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество,

текущий

фронтальная

5.19

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Стр.70-71 Комбинированный

правилам безопасности и спасательным средствам на корабле и в самолете

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

-  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания

текущий

групповая

5.20

Зачем люди осваивают космос?

Стр.72-73 Комбинированный

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта

- ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания

текущий

фронтальная

5.21

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Стр.74-75 Комбинированный

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой

- ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

- дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.

- обмениваться мнениями, слушать друг  друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения

текущий

фронтальная

5.22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» Урок обобщения и систематизации знаний

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал

- ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания

ПР

групповая

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»

Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Презентация по окружающему миру1 класс на тему"Щи да каша-пища наша"

В данной презентации рассказывается о пользе яблок,о том,как приготовить из них вкусное повидло....