Конспект урока окружающего мира
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс
«Свойства воздуха и его охрана»
Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем;
Задачи:
1.определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
2.воспитывать бережное отношение к природе;
3.Развивать культуру общения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:
-проектор, экран, компьютер.
- оборудование для проведения опытов;
- презентация
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся практическим применением свойств воздуха;
получат представление о практическом применении свойств воздуха;
научатся с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить.
Метапредметные:
регулятивные – осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и продукта;
познавательные – планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
коммуникативные – понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.
Личностные:
- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.
Ход урока
1. Организационный момент | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. | Приветствие. Работа с листами настроения. | |
2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. | Для того, чтобы узнать тему урока, мы разгадаем кроссворд. Вопросы:
- Сформулируйте тему урока. - На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить? . Слайд 3 - Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы. - А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой? Воздух происходит от слова «вдыхать». Значить воздух – это то, чем мы дышим. Обычно мы даже забываем, что он повсюду вокруг нас. Воздухом дышим мы – люди. Воздухом дышат растения, животные, даже грибы и микробы. - А сколько человек может прожить без воздуха? Давайте это выясним, проведя опыт. Давайте зажмем нос пальцами и посмотрим, сколько мы можем так продержаться. -Итак, кто сколько смог продержаться? -Какой же вывод мы можем сделать? | Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ. Тема урока: Воздух - Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим) - Что такое воздух? (смесь газов) - Как обнаружить воздух? - Какие свойства есть у воздуха? - Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять. С помощью опытов Без воздуха мы можем обойтись лишь несколько минут. |
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний. 4. Физ.минутка | 1.Доказываем реальность воздуха. Опыты. - Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? - Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали? - В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты. Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! Слайд 5 ОПЫТ 1. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели? - А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт?). ОПЫТ 2. Возьмем трубочку и стакан с водой. Выдыхаем через трубочку. -Что заметили? -Что находится в пузырьках? -Какой делаем вывод? -Молодцы! ОПЫТ 3. Помашите ладошками. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха. Значит, что мы можем сказать о воздухе? Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера– это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое. - Как Вы думаете, из чего состоит воздух? - Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы. - Вы, наверное, устали? - Воздух поможет вам отдохнуть. 1. Упражнение « Цветочная поляна». - А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. - Какое слово выразит его душистый аромат? - Сделайте глубокий вздох и скажите… ( АХ! ) 2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте. 3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи». | (Да) Ответы детей Проводят опыт. Делают вывод (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух). ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух. -Выходят пузырьки -Воздух -Воздух есть и внутри нас. -Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко не поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту, - повсюду есть воздух. |
5.Продолжение работы по теме урока. | 2) Свойства воздуха. Опыты. - Какими же свойствами обладает воздух? - Как нам это узнать? - Результаты будем записывать в таблицу. Заполняем ТАБЛИЦУ. (приложение 2) ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? - А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе? - О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 7 ОПЫТ 2. Посмотрите на растения. Какого они цвета? - Какого цвета школьная парта? Школьная доска? - А какого цвета воздух? - О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 8 ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? - Заполните третий столбик таблицы. Слайд 9 - Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы. - У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. Слайд 10, 11 - Заполните четвертый столбик таблицы. | Будем проводить опыты Проводят опыт Нет, нет Да Заполняют таблицу. (Воздух прозрачен.) Проводят опыт. (Зеленые) Ответы детей. (Нет цвета) Заполняют таблицу. (Воздух бесцветен.) Проводят опыт. -Чистый воздух не имеет запаха. Заполняют таблицу. (Воздух не имеет запаха.) Проверка таблицы. (Воздух плохо проводит тепло.) Заполняют таблицу. (В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду). |
7. Физ. Минутка 8.Закрепление знаний | - Как вы думаете, почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик? -Давайте же выясним, какое, а может быть и какие свойства воздух еще имеет? -Для этого посмотрим видео. ОПЫТ 4. Видео -Какой вывод мы можем сделать? Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха». - Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства. Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) - Ребята, людям, животным, растениям - всем нужен воздух. - Ребята, а от чего воздух может загрязняться? - Почему же на земле его не становится меньше? - Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. - Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? (ответы) - На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах. | (Еще есть свойства воздуха). (Из трубки стали выходить пузырьки воздуха) - Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется. (Выделение пузырьков прекратится) - Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается. |
9.Подведение итогов урока. | - Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. Давайте узнаем, Что вы запомнили о воздухе? ¬ Незнайка, какие свойства воздуха запомнил? (воздух голубой, душистый и жидкий). ¬ Какой газ в воздухе самый важный? (углекислый газ). ¬ Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше? (нет - машинам, да - велосипеду). | Ответы детей |
10.Рефлексия | В начале урока раздаются карточки для самооценки учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек. (Приложение 3) карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке Отметь знаком «+», оцени свое настроение 1 . Мое настроение в начале урока 2 Мое настроение в конце урока | Заполняют лист настроения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...