Водные богатства нашего края. Значение, охрана воды.(4 кл)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру. 4 класс.УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_po_okr.miru_.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Программа: УМК Школа России
Автор урока: Мещерякова Людмила Витальевна, учитель начальных классов
первой квалификационной категории МАОУ СОШ №14г. Балашиха, Московской области.
Тема урока: Водные богатства нашего края. Значение, охрана воды.
Место урока в тематическом планировании:
Раздел- Наш край
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: формирование осознанного понимания значения воды в природе и в жизни человека на основе исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
2. Формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;
3. Продолжить развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать знания, работать с блок-схемами алгоритмов;
4. Воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять чистоту и красоту местных водоёмов.
Формирование УУД: Регулятивные универсальные учебные действия: планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия; принимать и сохранять учебную задачу; контролировать результаты своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия: находить на экране необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач; строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности в парах и группах, осуществлять самоконтроль.
Личностные универсальные учебные действия: формировать умение общаться, сотрудничать; способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся; формировать познавательный интерес к урокам окружающего мира.
Вид урока: урок-практикум
Продолжительность: 45 минут
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, лабораторный комплект «Окружающий мир», макеты капелек воды разного цвета.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 1 слайд | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. Несколько уроков мы с вами говорили о воде, о ней продолжим разговор и сегодня. Подумайте и поднимите ту капельку воды, которая выражает ваши мысли. Светлая капелька - знаю всё про воду, тёмно-голубая - знаю про воду недостаточно, хочу узнать больше; | Приветствуют учителя Поднимают макеты капелек воды(они у каждого ученика), | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность |
Определение темы и задач урока детьми. 2 слайд- Значение воды на Земле. Загрязнение водоёмов. Задачи урока: повторить, выяснить, исследовать, узнать, обобщить | Для определения темы урока послушаем ученика- чтение стихотворения наизусть-Вы слыхали о воде? О чём было стихотворение? Как сформулируем тему урока? | Слушают стихотворение, высказывают своё мнение об услышанном. Формулируют тему урока и знакомятся с задачами. | Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
Актуализация знаний. 3 слайд- задание на карточке. Введение в тему урока 4 слайд - Пресная вода в реках, озёрах, болотах, ледниках. | Организует проверку д/з. Давайте повторим, какие водоёмы знаем? Для этого подвинем дом. карточку. Это было домашним заданием. Ученик работает с алгоритмом на экране, мне несколько ребят дают , а остальные проверяют у себя сами, а потом оценивают. Рассмотрим блок данных этого задания. Какой водоём мы убрали бы из этого задания? Почему? Давайте вспомним какие водоёмы пресные? | Проверяют, сравнивают домашнюю работу с эталоном на экране на экране, оценивают. Отвечают на вопрос учителя, выслушивают мнения учеников Обобщают знания о пресных водоёмах, Читают слайд. | Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль Познавательные: Развивать операции мышления Коммуникативные : осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
5- слайд: загадка. Изображение озера. | Отгадайте загадку о пресном водоёме: Молодые берёзки Свои перед ним Поправляют причёски... В нём всё отражается.. Как это зеркало называется?(Озеро) | Отгадывают загадку, доказывают почему озеро, а не другой пресный водоём | Коммуникативные : осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Работа с интерактивной доской. Карта России. | Давайте выясним, где на карте нашей страны находятся самые крупные озёра, что про них знаем. Что нужно делать, чтобы озеро дольше просуществовало? | Показывают на карте нашей страны озёра, говорят, как сохранить озеро. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, делать выводы. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме, проявлять активность. |
Физкультминутка Очень нам нужна вода, Делай раз и делай два. Звери из ручья попили. Влево, вправо наклонились. Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра. За работу нам пора. | Встанем из-за парт, Немного отдохнём. | Говорят слова физкульминутки, Делают упражнения. | Личностные: способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся, сохранению здоровья. |
Региональный компонент. | Назовите водоёмы нашей местности. Сейчас пойдём с вами в нашу лабораторию и будем исследовать пресную воду из разных источников. Вспомните правила работы в лаборатории и в парах. | Называют реки, озёра. (Пехорка, Бисерово озеро, Ока, Москва) | Личностные: формировать интерес и любовь к родному краю |
Практическая работа. 6-слайд( план проведения исследования) | Поднимите голубую капельку у кого фильтр чистый, тёмную - у кого фильтр грязный. Какой вывод? Грязная вода была из Бисерова озера, чистая вода - из крана, наш город снабжается питьевой водой с большим количеством железа . | Исследуют пресную воду из разных источников. Формулируют вывод- Не вся пресная вода является питьевой | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности Познавательные: делать выводы, формулировать их. Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности в парах. |
Региональный компонент. 7-слайд (Москва.) 8, 9 слайды. Дают всему живому питьевую воду, дают пищу, по рекам везут грузы и людей, на реках сооружают плотины и строят электростанции, водохранилища и каналы | А какие водоёмы, есть в нашей области? Чтобы реки нашего района были чистыми, что мы можем сделать? Почему мы должны заботиться о чистоте рек? Прочитаем на экране. Чем важны реки? Что дают реки? Определим правила.(Работа в ТПО ) | Двое ребят сообщают о проблемах рек и их значимости, дети слушают. Отвечают на вопросы, рассуждают о значимости рек, воды, обобщают. Работают в тетрадях, обсуждают в парах | Личностные и метапредметные: давать нравственную оценку отношения людей к воде, рекам. Работать с разными источниками информации. Развивать экологическое мышление. Познавательные: делать выводы, формулировать их. Личностные: формировать умения общаться. |
Вывод 10 слайд - 22марта всемирный день воды. Чистая вода-проблема всего человечества. 11 слайд. Воду надо беречь! | Выяснили что большие и малые реки важны для человека. Оказывается на земле питьевой воды очень мало. Если мы планету сравним с апельсином, в котором 10 долек, то 3 дольки - это пресная вода, а из этих трёх долек только одна - питьевая вода. Поэтому всё человечество, люди задумались, как сохранить питьевую воду. Экологические проблемы возникшие в результате человеческой деятельности не только лишают людей питьевой воды но и губят живые существа, обитающие в водоёмах и на их берегах. Давайте в группах создадим капельки-плакаты о бережном отношении к воде, сформулируем правила Давайте прочитаем вывод на экране. | Создают аппликации в группах и правила. Договариваются между собой, выступает делегат от группы.: Правила по охране воды:(рассказывают дети) -Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми. - Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.- Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Заводы и фабрики должны устанавливать фильтры или очистные сооружения. Читают дети хором | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные Приводить убедительные доказательства, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками. |
Итог урока. 2слайд Домашнее задание. | Возвращаемся к задачам урока -Что повторили? -Что выяснили? -Что исследовали? - Что узнали? -Где обобщили свои знания? По выбору ученика с 148,задания 1-3, в учебнике прочитать с.145-148 | Дети отвечают- Какие бывают водоёмы -Расположение озёр России на карте, как сохранить пресные водоёмы, значение воды -Пресную воду из разных источников --Не всякая пресная вода является чистой и питьевой, 22 марта - Всемирный день воды -Правила по охране воды Записывают по желанию учащиеся в дневник. | Познавательные: Уметь представить полученную информацию. Коммуникативные: Проявлять активность , уметь оформлять мысли в устной форме. |
Рефлексия. 12 слайд | Поднимите голубую капельку те ребята, которые расширили свои знания о воде, тёмную-ничего нового не узнали. Закончи своим мнением: Я понял, что... - Было интересно.. -Было трудно.. -Мне захотелось… -У меня получилось... -На следующем уроке… | Поднимают макеты капелек. Делают самооценку своей деятельности на уроке. Высказывают своё мнение. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водные богатства нашего края
Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...
Презентация Водные богатства нашего края
Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...
Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"
Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...
Водные богатства нашего края
Презентация предназначена для ознакомления учеников с некоторыми реками нашего края. Откуда берут начало, куда впадают, растительный и животный мир этих рек......
Водные богатства нашего края.
Водные богатства нашего края.ТЕМА: Водные богатства нашего края.ЦЕЛЬ: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитыв...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....