Урок окружающего мира по теме "Свойства льда"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мелешко Лариса Сергеевна

Урок разработан в форме заседания научного клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_svoystva_lda.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема урока: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Форма проведения: заседание клуба

Учитель: Мелешко Лариса Сергеевна

Цель: познакомить учащихся со свойствами льда

Задачи урока:

  1. Помочь обучающимся выявить свойства льда путём проведения опытов  и  получить представление  об использовании этих знаний в практической деятельности.
  2. Создать условия для формирования умения работать с разными источниками информации - учебником, хрестоматией, тетрадью на печатной основе, мультимедийной  презентацией, использовать с этой целью собственные наблюдения в ходе опытов, опираться на личный опыт по данной теме и знания своих одноклассников.
  3. Способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, формированию коммуникативных умений при работе  в паре, в роли председателя заседания клуба. 

Формируемые личностные метапредметные УУД:

  1. Умение ставить познавательную задачу, решать её, работая в группе;
  2. Выбирать нужную информацию из учебного текста и иллюстраций, моделировать предметы и явления окружающего мира, выполнять простые опыты;
  3. Умение выдвигать гипотезы, анализировать суждения и давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.

Формируемые регулятивные УУД: 

  1. Анализ своего знания и незнания;
  2. Постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;
  3. Определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий;
  4. Оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).

Задание для всех присутствующих: подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия, ТПО, блюдца со льдом, молоточки, дощечки, стакан пустой, стакан  с водой, тонкие пластинки льда, клеёнки на стол, салфетки.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

-Добрый день! Начинаем урок окружающего мира. Поприветствуйте наших гостей. Проверьте готовность к уроку: на столе лежат учебник, хрестоматия, тетради для самостоятельной работы, дневники, пеналы.

  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

-Откройте страницу «Содержание». Назовите тему сегодняшнего урока.

-Тема урока «Свойства воды в твёрдом состоянии».

-В какой форме авторы учебника предлагают провести этот урок?

-В форме заседания клуба.

- Какое по счёту  заседание в этом году?

-Второе.

- Всего их в третьем классе будет 10.  А какова тема первого заседания клуба?

- Свойства воды в жидком состоянии.

-Вспомните, по какому плану проходило любое заседание клуба, проводимое ранее?

-Любое заседание клуба проходило по плану: выбор председателя, доклад или сообщение, проведение опытов, подведение итогов.

  1. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА

1. Выбор председателя

-Мы открываем второе в этом году заседание клуба, председателем которого в этот раз будет Кагочкин Александр.

Председатель: тема нашего заседания «Свойства воды в твёрдом состоянии» (Свойства льда) — пишет на доске. Задание для всех присутствующих - подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками (записывают в дневник с.68-71, подготовить доклад).

- Пока председатель оформляет записи на доске, мы побеседуем. Встаньте те из вас, кто является членом клуба «Мы и окружающий мир»? Проверьте, у всех ли из вас с собой членские билеты. Кто из вас ещё хотел бы стать членом клуба? Подскажите, как это сделать.

- Нужно написать письмо в клуб и вложить его в конверт с обратным адресом.

- Где можно узнать адрес клуба?

- В учебнике на странице 6.

- Какая пиктограмма указывает, что авторы учебника приглашают вас к переписке?

- Пиктограмма «Напиши нам письмо» с изображением конверта.

- В конце 1-ого класса вы вступили в переписку с членами научного клуба «Мы и окружающий мир». Многим из вас пришли письма с ответами. Кто хотел бы зачитать отрывки из писем? (Сердитых Анна, Абрамова Лиза, Лукин Денис, Чичерина Вика)

2. Проведение опытов

Председатель: Вспомните правила проведения опытов.

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, но ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.

4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

5. Переговариваться друг с другом можно тихо, не мешая остальным.

6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению учителя.

7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Председатель: Сколько опытов нам предстоит провести на этом заседании клуба?

- Четыре опыта.

-Возьмите простой карандаш и пронумеруйте пиктограммы «Опыт».

Опыт №1.

Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №1. Назовите , что необходимо для проведения этого опыта?

- Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, дощечки, молоток, салфетка.

Председатель:  Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).

Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)

Председатель:  обсудите в парах результаты опыта.

Выслушивает 1-2 пары.

Председатель:  Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.68. Зачитайте по учебнику общий вывод по первому опыту.

Председатель: Как в учебнике показан вывод?

- Выделен крупным шрифтом.

Председатель: Запишите вывод по опыту №1 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)

Дети записывают вывод в  ТПО (Лёд тает, превращается в воду. Лёд холодный, скользкий, хрупкий)   

- Прочитайте текст на с.69 до красной рамки. О каком опасном явлении идёт речь в этом отрывке?

- О гололёде.

- Сегодня у нас в гостях Еркулёва Елена Сергеевна, медицинский работник, мама Данилы и Влада. Елена Сергеевна познакомит вас с правилами безопасного поведения на улице во время гололёда.

Сообщение Еркулёвой Е.С. о безопасном поведении на улице во время гололёда.

- В школе с.Мирного перед ребятами выступала мама Маши и Миши, Иванова Тамара Егоровна. Прочитайте советы врача Тамары Егоровны (работа в парах).

- Какими новыми советами можно дополнить сообщение Елены Сергеевны?

- Особенно осторожно надо переходить дорогу. На скользкой дороге водителю труднее управлять машиной. Иногда машину заносит, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза.

- Знания о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой.  Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.

Опыт №2.

Председатель: Переходим к следующему опыту. Прочитайте вопросы к опыту №2. Назовите , что необходимо для проведения этого опыта?

- Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, блюдце, пустой стакан, салфетка.

Председатель:  Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).

Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)

Председатель:  обсудите в парах результаты опыта.

Выслушивает 1-2 пары.

Председатель:  Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.70. Зачитайте по учебнику общий вывод по второму опыту.

- Как в учебнике показан вывод?

- Выделен крупным шрифтом.

- Запишите вывод по опыту №2 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)

Дети записывают вывод в  ТПО (Лёд — твёрдое тело).   

- Как это свойство льда использует человек?

- Свойства льда как твёрдого тела используется на стадионах и школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятия спортом.

- Это свойство льда используют для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте или пешком.

Опыт №3.

Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №3. Назовите , что необходимо для проведения этого опыта?

- Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, стакан с водой, салфетка.

Председатель:  Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).

Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)

Председатель:  обсудите в парах результаты опыта.

Выслушивает 1-2 пары.

Председатель:  Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.70. Зачитайте по учебнику общий вывод по третьему опыту.

- Запишите вывод по опыту №3 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)

Дети записывают вывод в  ТПО (Лёд  не тонет).   

- Это свойство льда особенно важно для обитателей водоёмов.

Опыт №4.

Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №4. Назовите , что необходимо для проведения этого опыта?

- Для проведения опыта необходимы: тонкая пластинка льда, цветной карандаш, салфетка.

Председатель:  Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).

Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)

Председатель:  обсудите в парах результаты опыта.

Выслушивает 1-2 пары.

Председатель:  Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.71. Зачитайте по учебнику общий вывод по третьему опыту.

- Запишите вывод по опыту №3 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)

Дети записывают вывод в  ТПО (Лёд бесцветен и прозрачен).   

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Показ слайд-шоу.

  • Рассмотрите иллюстрации. Какое свойство льда здесь используется?

(голодёд, ледоход на реке, капель, айсберги, несчастные случаи на реке, каток, охрана крепости в древности).

2. Ответы на вопросы в учебнике с.71

3. Резерв (чтение статей в хрестоматии «Почему лёд не тонет» и «Вода плохо проводит тепло»)

4. Заслушивание сообщений учащихся

- Какое задание для всех присутствующих было дано в начале урока?

- Подготовить доклад для первоклассников на тему «Свойства льда».

- Кто хочет попробовать сделать такое сообщение сейчас? (по желанию)

Председатель: Итак, подведём итоги. Прочитайте вывод по первому опыту.

  • Лёд тает, превращается в воду. Лёд холодный, скользкий, хрупкий

Председатель: Прочитайте вывод по второму опыту.

  • Лёд — твёрдое тело.

Председатель: Прочитайте вывод по третьему опыту.

  • Лёд  не тонет.

Председатель: Прочитайте вывод по четвёртому опыту.

  • Лёд бесцветен и прозрачен.

Председатель: Все вопросы рассмотрели, все опыты провели. Заседание клуба окончено.

Д/з: с.68-71, подготовить доклад. По желанию — подбор иллюстраций о свойствах льда.

  1. Подведение итогов

- Какие советы врача запомнили?

- Для чего нужно знать о свойствах льда?

- Свойства  льда нужно знать, чтобы сохранить своё здоровье, уберечь себя от  неприятностей, предотвратить беду.

- Воспользуйтесь этими знаниями во  время каникул и уже сегодня, когда пойдёте домой, вспомните советы врача, о которых прочитали в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"

Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны. Арктика-царство снега и льда. Три состояния вещества»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Технологии деятельностного и  исследовательского  метода  обучения, проблемно-диалогическое обучение, ИКТОсновные методы: ...

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Природные зоны России. Царство снега и льда"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России"...