Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе
статья по окружающему миру на тему
Материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, руководителей кружков экологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_mladshih_shkolnikov.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ»
Учитель: Мелешко Лариса Сергеевна
Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Уровень экологической культуры определяется во многом качеством экологического образования и воспитания.
В своём исследовании вопросов формирования экологической культуры младших школьников я исходила из концепции И.Д.Зверева и А.Н.Захлебного, намечающей основные пути решения данной проблемы:
- Интеграция естественно - научных и общественно-гуманитарных знаний;
- Формирование экологического сознания и мышления, нравственно – эстетического восприятия природы;
- Непрерывное воспитание у ребят ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста.
Весь комплекс задач по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста разрешить только на уроках природоведения не представлялось возможным. К тому же знания и умения учащихся носили несколько разобщённый характер. Да и уроки окружающего мира не занимают в сетке часов такого количества времени, чтобы можно было говорить о систематической работе по экологическому воспитанию. Вот почему передо мной встал вопрос о разработке межпредметного подхода к данной проблеме.
Последние годы веду работу по программе А.А.Плешакова «Зелёный дом». Разработала и собрала учебно – методический комплект по теме «Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе».
Осуществление междисциплинарного подхода в процессе экологического образования потребовало, прежде всего, определения системы экологических знаний и умений учащихся начальных классов. Эту систему знаний распределила на два блока:
- Блок опорных экологических знаний включает:
- Знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними;
- Экологические знания о биологических системах (лес, луг, поле, водоём), о взаимоотношениях организмов со средой обитания, о приспособлениях к ней, о взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;
- Знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;
- Знания о труде людей по использованию природных богатств;
- В блок собственно природоохранительных знаний включила:
- Знания об объектах природы.
В эту группу вошли знания о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых подвожу детей выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды растений и животных края, которые становятся редкими; исчезающие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных;
- Знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда отнесла экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), санитарно – гигиенические мотивы («мотивы здоровья»), патриотические и гражданские мотивы охраны природы.
- Знания о мерах охраны природы. В эту группу знаний вошли знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе; знания об охране редких растений и животных, среды их обитания; знания о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники; о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.
Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе были получены мной в процессе использования в практике обучения таких приёмов и методов, как решение задач экологического характера, выявление взаимосвязей и пищевых цепей в природе, беседы с элементами прогнозирования, сочинения и изложения на экологическую тему («Пусть птица выводит птенцов!», «Куда всё подевалось?» и др.), работа с пословицами, анализ лирических стихотворений, экскурсии, проведение фенологических наблюдений и физических опытов, ориентирование на местности, работа на пришкольном участке, сбор природного материала, уход за комнатными растениями, фотовыставки, изготовление кормушек, подкормка птиц и другие. Практикую также недели природоведения, экологические недели, День Земли, День Птиц.
Покажу, как использую эти приёмы и методы в процессе обучения учащихся начальных классов математике, русскому языку, природоведению, чтению.
На уроках математики решаем задачи, содержащие экологическую направленность.
Задача №1.
Подсчитано, что пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц, дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы – в 5 раз больше, чем поползни. На сколько больше приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Задача №2.
Лишайники обычно первыми заселяют безжизненные места. Растут лишайники медленно, в год на 8 мм, зато живут некоторые из них до 80 лет. На сколько сантиметров вырастет лишайник за 80 лет?
С целью повышения активности и интереса детей к решению примеров с различными действиями, использую задания экологического содержания. Например, определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»: берёза – 28, тополь – 23, сосна – 17. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить пример 15·8-(48+49). Ответ примера указывает на название дерева. После решения примера выясняем, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов.
Или другое задание. Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7, клёст – 8, аист – 6.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю ребятам решить цепочку примеров: 15 : 5= □, □ + 7 = □, □ : 2 = □, □ ∙ 5 = □, □ – 23 = □, □ + 6 = □. Выполнив задание, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем вспоминаем материал по природоведению: почему именно зимой у этих птиц появляются птенцы? Чем они питаются? Постепенно подвожу ребят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимозависимость между характером питания и жизнедеятельностью птиц.
Во время устного счёта использую книжки – задачи, изготовленные самими учащимися, несущие информацию о различных видах растений и животных. Например, показываю детям книжку с изображением лося на обложке. В ней записана задача «В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. За сутки он съедает 35 кг травы и листьев. Сколько корма потребуется лосю на неделю?».
В другой книжке говорится о верблюде. «Одногорбый верблюд может развить скорость 16 км/ч. какое расстояние он пройдёт за 5 часов?». После неоднократного использования подобных материалов на уроках математики, у некоторых ребят появляется желание сделать книжки – задачи дома или на уроках труда. Объясняю ребятам, что для выполнения этой работы необходимо найти и прочитать материал о каком – либо растении или животном, природном явлении или событии. Такой материал можно найти на страницах «Детской энциклопедии», журнала «Юный натуралист», в книгах В.Бианки «Лесная газета», Д.Снегирёва «Твоя Красная книга», А.Плешакова «Зелёные страницы», а также в содержании различных передач («В мире животных», «Подводная одиссея капитана Кусто», «Клуб путешественников» и многих других).
Приведённые примеры показывают, что на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира. Ребята получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и в жизни человека; о видах, занесённых в Красную книгу.
Элементы экологического образования имеют место и на уроках русского языка.
Например, при организации словарной работы, предлагаю ребятам выписать из «Словаря для справок» слова, обозначающие растения и подчеркнуть названия деревьев одной чертой, кустарников – двумя чертами, травянистых растений – волнистой линией.
Или другое задание. Диктую ребятам слова парами – тройками: медведь – малина, жёлудь – мышь – сова, осина – заяц – лиса. Затем предлагаю ребятам установить природные взаимосвязи между объектами, обозначенными этими словами. Таким образом, на уроках русского языка повторяю и расширяю знания ребят об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.
На уроках русского языка составляем рассказы по картине, на заданную тему, по впечатлениям. Темы даю ученикам разные: «Куда всё подевалось?», «Пробуждение природы», «Пусть птица выводит птенцов», «Звуки леса» и другие.
Предлагаю ребятам объяснить значение пословиц, например, «Много снега – много хлеба», «Лес и вода – родные брат и сестра», «Много леса – береги, мало леса – посади»; вспоминаем, как и зачем ведётся снегозадержание на полях.
Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах её охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления при помощи слова, т.е. формулируют мотивы охраны природы.
Большое значение и внимание для осуществления экологического образования на уроках русского языка уделяю текстам и заданиям учебников. Например, тексты «Встреча в лесу», «Шиповник», «В зимнюю стужу» позволили повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках и свойствах. В процессе работы на уроке провожу беседы о правилах поведения в лесу, подвожу к осознанию причин сокращения и исчезновения одного вида растений, приспособления животных к различным природным условиям.
Широко использую приёмы драматизации с использованием кукол или костюмов на уроках литературного чтения, окружающего мира, внеклассного чтения. Особенно интересны в этом плане сказки – несказки Э.Шима и «Вести из леса» Н.Сладкова.
Синица и белка.
Синица. Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?
Белка. Я, птица Синица, тепло берегу. На воле нынче холодно, я вход в гнездо мхом заткнула, все щёлочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.
Синица. А чем ты кормишься?
Белка. А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы и отсижусь!
Заяц и Снегирь.
Снегирь. Заяц белый, куда бегал?
Заяц. На деревню.
Снегирь. Для чего?
Заяц. Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.
Снегирь. И нашёл?
Заяц. Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие.
Снегирь. А теперь ты куда?
Заяц. Осинку глодать.
Снегирь. Да она, поди, горькая?
Заяц. Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, - куда как сладка осинка покажется!
Эти «подслушанные разговоры» помогают детям понять, как меняется жизнь животных с приходом зимы, развивают умения находить взаимосвязи в природе, подводят к выводу о необходимости охраны животных.
После знакомства с рассказом Ю.Дмитриева «Бобры», провела пресс – конференцию, где роль журналистов выполняли ребята, а роль гостя – бобра один из учеников класса. Гостю были предложены вопросы журналистов:
- Как тебя зовут?
- Где ты живёшь?
- Чем питаешься?
- Где и как проводишь зиму?
- Какую пользу приносишь людям?
- Почему не мёрзнешь зимой?
- Для чего тебе хвост?
- Сколько можешь продержаться в воде?
- Почему у тебя губы за зубами?
- Как ты заботишься о бобрятах?
После такой пресс – конференции предложила «журналистам» составить заметку в газету. Вот одна из них: «Бобр – дикий зверь. Он – травоядное животное, т.к. питается травой, листьями. У него тёплая, тёмно – коричневая шубка. Но хвост голенький, на конце хвоста толстая кожа. Хвост спасает бобра летом от жары».
Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А.Пушкина, С.Есенина, Н.Некрасова и других поэтов. Работая над ними, развиваю у ребят умения сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы; эмоционально отзываться на её красоту, формировать своё видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру.
Например, при изучении стихотворения А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», организовала беседу по следующим вопросам:
- Как называется в стихотворении зима? Почему?
- С чем в стихотворении автор сравнивает снег?
- Подберите свои определения к слову снег.
- Почему автор пишет, что мы рады приходу зимы?
- Какую бы вы нарисовали картину к этому стихотворению?
- Какие бы взяли для этого краски?
- Как вы думаете, как относится автор к приходу зимы? Почему вы так считаете?
- Какие чувства возникают у вас после прочтения этого стихотворения?
Практикую также «Неделю природоведения», праздник «День птиц», акцию «День Земли», куда включаю выпуск газет, плакатов, фотовыставки, КВНы, конкурсы рисунков и поделок из природного материала «Природа и фантазия», экологические сказки и праздники, утренники «Золотая осень», «Полюбуйся, весна наступает!», литературный журнал «Здравствуй, гостья – зима!», игротеку «Наши пернатые друзья», составление кроссвордов, работу на пришкольном участке, изготовление кормушек, сбор семян и подкормку птиц.
Непосредственно на уроках «Мир вокруг нас» воспитываю у школьников бережное отношение ко всему живому на Земле, сознательное отношение к своему здоровью, любовь к природе; формирую навыки экологически грамотного поведения в природе. Для этого делаю разнообразными формы организации учебного процесса: уроки на улицах города, в парке, в музее, в кабинете биологии, химии, уроки – заседания экологического совета, уроки – экспедиции, уроки – сказки, уроки – КВНы, уроки – путешествия, спортивно – экологические соревнования.
Большое значение отвожу непосредственным наблюдениям объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий, выявлению изменений, связанных с жизнедеятельностью человека. Предусматриваю большое количество практических работ:
- Проведение фенологических наблюдений (прилёт грачей, появление проталин, первых кучевых облаков, вылет бабочек – крапивниц и комаров – толкунцов, первое «пение « лягушек и др.).
- Проведение физических опытов (определение свойств воды, воздуха, почвы и др.).
- Освоение простейших приборов (компас, рулетка, термометр) и методов измерений.
- Ориентирование на местности.
- Уход за комнатными растениями и домашними животными.
- Моделирование объектов и процессов (круговорот воды в природе, схема строения реки и др.).
- Исследование своего организма (форма зубов и их количество, подсчёт количества вдохов и выдохов в одну минуту, прощупывание пульса и др.)
Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляю через восприятие окружающего мира, глубокое проникновение в проблемы жизни растений и животных в окружающей среде, осознание её зависимости от деятельности человека; использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Этому способствует выполнение учениками различных творческих заданий: составление памяток и условных знаков «Поведение в природе», писем – приглашений и писем – отказов (для животных из других природных зон), кроссвордов, шифрограмм, сочинений – просьб и сочинений – жалоб от имени растений и животных.
При проверке домашнего задания использую различные игры и соревнования. Так, после изучения темы «Разнообразие животных» предложила ребятам игру «Да – нет», где надо было задать вопросы, чтобы узнать, о каком животном идёт речь; ответами были только слова «да» и «нет»; провела «Аукцион знатоков животных» (победил тот, кто последним назвал животное). Нравится ребятам и игра «По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?»
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения. Знакомя ребят с произведениями писателей – натуралистов Г.Скребицкого, И.Соколова – Микитова, М.Пришвина, Г.Снегирёва, Ю.Дмитриева и других, формирую у школьников знания об объектах природы (Г.Ладонщиков «Медведь проснулся», по В.Чаплиной «Как белочка зимует», Л.Толстой «Как волки учат своих детей» и др.); о взаимосвязях в природе и многообразии объектов (Н.Надеждина «Цветы и ягоды»), об экологических системах («Весна на Северном полюсе» по В.Бианки, «Пустыня летом» по Г.Ганейзер); выявляем мотивы охраны природы эстетические (М.Пришвин «Золотой луг»), гуманистические (С.Михалков «Будь человеком»), патриотические (А.Пришелец «Наш край», М.Исаковский «Родина»), экономические («Как лес помогает урожаю» по В.Бианки); обсуждаем рассказы о мерах охраны природы (В.Бианки «Птичья столовая», «Под ледяной крышей»).
Обязательно подчёркиваю, что о многообразии мира окружающей природы дети будут ЗНАТЬ то, что изучено до них многими поколениями, но УМЕТЬ всегда следует самому. УМЕТЬ оберегать природу, активно заботиться о зимующих птицах, уметь мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи общения с живой и неживой природой, уметь бороться против расхищения природных ресурсов.
Эти два подхода – ЗНАЙ И УМЕЙ – органично дополняют друг друга.
Межпредметные связи создают в классах, где я работала, условия для достижения единого воспитательного результата – формирования таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды.
«Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе» помогло при минимальных затратах учебного времени повысить ёмкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера; развивать умения объяснять причины возникновения проблем окружающей среды, искать пути и способы их решения; способствовало устранению дублирования; определило достижение единого результата в воспитании экологической культуры детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...
Что такое экологическое образование младшего школьника?
Реферат для магистратуры...
ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...
Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.
Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...
Методический семинар "Экологическое образование младших школьников на основе краеведения"
Экологическое образование становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. ...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ.
В данной статье показана реализация экологического воспитания на уроках в начальной школе. Даны примеры применения учебных заданий экологического содержания на предметах гуманитарного и естественно-ма...
Статья "Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников на межпредметной основе"
Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников на межпредметной основе...