В гости к весне
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Конспект по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_vesne.docx | 56.62 КБ |
v_gosti_k_vesne1.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В гости к весне»
Класс: 2
Цели:
Образовательные: познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе; сформировать целостный образ весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки; научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи; показать связь изучаемых предметов с жизнью; обогащать и расширять словарный запас;
Развивающие: развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать чувство прекрасного и радости от наблюдения за жизнью растений и животных; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Задачи: расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой природе, углубление знаний о жизни растений, животных, птиц, развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся, воспитание бережного отношения, любви к природе.
УУД:
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Регулятивные:
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
Познавательные:
- выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
Коммуникативные:
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Средства обучения: учебник, иллюстрации птиц, карточки с заданием для групповой работы, аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года», аудиозапись с голосами птиц, творческие работы детей о птицах, явлениях природы весной, компьютер.
Сценарий урока
- Самоопределение к деятельности
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте каждому удачи.
- Актуализация знаний
- На уроках «Окружающий мир» мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа».
- Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.
- Постановка проблемной учебной задачи
Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. А сейчас послушайте стихотворение.
Я. Аким
Долго шла она тайком от ветров и стужи,
А сегодня — прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,
Скоро множество птенцов выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут, и тебе впервые
На ладошку упадут капли дождевые.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. И название у него замечательное «В гости к весне». А работать мы будем в группах.
Как нужно работать в группе? (Убедись, что в разговоре участвует каждый. Говори спокойно и ясно. Говори в полголоса. Говори только по делу.)
- Открытие нового знания
- Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Слайд 1.
- В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.
- Послушайте, ребята, как прекрасно изобразил в своей музыке П.И.Чайковский этот месяц.
- Следующая загадка:
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Слайд 2.
- А вот апрель в народе называют снегогон, водолей.
- Следующая загадка:
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Слайд 3.
- Май называют в народе цветень.
- Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы.
Работа по карточкам-заданиям
Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник.
Карточка 1.Солнце
- Как светит солнце весной?
- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?
- Изменилась ли продолжительность дня? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
- Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?
Карточка 2. Небо
- Какое по цвету весеннее небо?
- Какое небо по характеру облачности?
- Какие осадки выпадают весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).
- Что происходит со снегом весной?
Карточка 3. Снег и лед
- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?
- Почему?
- Где осталось больше снега?
- Почему? (Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.)
-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?
Карточка 4. Почва
-Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).
Слайд 4.
- Что такое ледоход? (В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.)
- А у нас бывает ледоход на реках? (Нет)
Слайд 5.
- Что такое проталины? (В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)
Слайд 6.
- Что такое половодье? (В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)
Сообщение ученика о половодье
- Физкультминутка
Ветер сильно вдруг подул. (руки вверх – наклоны)
Листья с дерева смахнул. (руки слева – направо)
Закружились листья все. (дети кружатся)
Прилетели все к земле. (присели)
Тишина стоит вокруг, (встали)
Вышли косари на луг. (пошагали на месте)
Взмах косой туда – сюда
Делай «раз» и делай «два».
- Первичное закрепление
Изменения в живой природе
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
Работа в группах
- Вы должны прочитать рассказ о цветке и кратко пересказать остальным.
Слайд7.
Мать – и – мачеха
Слайд 8.
Медуница
Слайд 9.
Гусиный лук
Слайд 10.
Первоцвет
Слайд 11.
Ландыш.
- Какие цветы расцветают в середине весны, в апреле? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Нет).
- Почему не следует рвать цветы?
- Что происходит с насекомыми?
(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
А какие насекомые не названы, но вы их знаете?
Изменения в жизни птиц
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
Слайд 12
Всех перелетных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица... (Грач)
Март — время прилета грачей в Россию. А для нас грач это перелетная птица или зимующая? (Зимующая.)
Слайд 13
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Слайд 14
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Время прилета в родные края — май.
Слайд 15
Конец марта — время прилета скворцов.
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Время прилета жаворонков - начало апреля.
Слайд 16
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Соловьи прилетают в середине мая в Россию, а к нам раньше.
- Работа по теме урока (продолжение)
Изменения в жизни животных
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)
- Итог урока
Слайд 17
- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)
Какое настроение у вас было в течение урока?
- Домашнее задание
- К следующему уроку нарисуйте свое представление о весне.
4. Тест. Тема: «Весна».
1.Как весной поднимается солнце над горизонтом по сравнению с зимой?
А) ниже, чем зимой;
Б) так же, как зимой;
В) выше, чем зимой.
2. Обьясни, почему весной птицы возвращаются из тёплых краёв:________________________________________________________________________________________
3. Напиши, кто из лесных обитателей весной сменит свою зимнюю шубку на летнюю: _______________________________________________________________________________________
4. Какие первые грибы можно встретить в майском лесу:
А) белый, подосиновик;
Б) сморчки, строчки;
В) рыжики, сыроежки.
5. Напиши первых прилетных птиц – вестников весны: _________________
6. Выбери примету, не относящуюся к весне:
А) воздух становится день ото дня всё теплее;
Б) солнце поднимается всё выше и выше;
В) появляются первоцветы;
Г) улетают в тёплые края перелётные птицы;
Д ) появляются насекомые.
7. Как изменяется продолжительность дня весной:
А) остаётся неизменной;
Б) увеличивается;
В) уменьшается.
8. Напиши число и месяц дня весеннего равноденствия: ________________________
9. Допиши предложение: Чем выше солнце над горизонтом, тем температура воздуха _______________________________________
10. Напиши, почему в весеннем лесу нельзя кричать и громко разговаривать:
_____________________________________________________________________________________________
11. Представь, что ты оказался весной на лесной поляне, где растёт много красивых первоцветов. Как ты поступишь:
А) соберу красивый букет;
Б) сорву всё, чтобы не засоряли поляну;
В) оставлю расти;
Г) соберу для коллекции.
12.Запиши названия трёх известных тебе первоцветов: _____________________________________________________________________________________________
13. Напиши название цветущего весеннего кустарника: _____________________________________
14. Закончи предложения об изменениях в неживой природе весной:
«Самое заметное изменение в живой природе весной – это ________________________________ .
Небо всё реже закрыто ______________________ .
Дожди также редки и ______________________ .
На реках начался ____________________________ .
Пруды и озёра тоже освобождаются ото _____________________ .
Почва ________________________________________________ .
Скоро прогремят первые весенние ______________________________»
Слова для справок: облаками, потепление воздуха, ледоход, тёплые, оттаяла и прогрелась, льда, грозы.
15. Напиши известные тебе правила поведения в весеннем лесу:
_____________________________________________________________________________________________
16. Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о весенних изменениях в живой природе:
Весной __________________________ листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах ___________________________ . Всё громче раздаются в лесу и его окрестностях переливчатые трели _____________________ . Радуются птицы большому разнообразию проснувшихся ____________________________ . Будет им и чем птенцов накормить, и чем самим поживиться. Проснувшаяся от зимней спячки ______________________ , вывела на прогулку шалунов – медвежат. Все обитатели леса радуются приходу весны.
Вопрос № 1
Как называют самое начало весны?
весна света;
весна воды;
весна зелени.
Вопрос № 2
На какое число приходится день весеннего равноденствия?
21 марта;
21 апреля;
21 мая.
Вопрос № 3
Какое явление природы можно наблюдать только весной?
снегопад;
вьюгу;
ледоход.
Вопрос № 4
Как называется явление, когда весной река переполняется водой и выходит из берегов?
ледоход;
половодье;
паводок.
Вопрос № 5
Как изменилась температура воздуха с приходом весны?
стала выше;
стала ниже;
не изменилась.
Вопрос № 6
Продолжи фразу:
"Раннецветущим травам не требуется много ..."
света;
тепла;
влаги.
Вопрос № 7
Какое растение не является раннецветущим?
хохлатка;
мать-и-мачеха;
ландыш.
Вопрос № 8
Какое дерево опыляется с помощью ветра?
ива;
клён;
берёза.
Вопрос № 9
Какая птица прилетает в наши края первой?
ласточка;
грач;
скворец.
Вопрос № 10
Какое изменение в природе происходит не весной?
Заяц меняет цвет своей шкурки с серого на белый.
Птицы выводят потомство.
Ярче светит солнце.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Апрель – весна воды.
Май – весна цвета.
Ледоход.
Проталины
Половодье.
Мать-и-мачеха.
Медуница.
Гусиный лук.
Первые весенние цветы. Пролеска.
Ландыш.
Грач.
На шесте – дворец, во дворце – певец.
Прилетели ласточки – жди первого грома.
…И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Соловей.
Солнце выше, чем зимой. Оттаивание почвы. Таяние снега, льда. Набухание почек Появление листьев Цветение растений Появление насекомых Возвращение перелетных птиц Изменение в жизни зверей Дни стали длиннее; потепление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс
На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....
Урок окружающего мира "В гости к весне"
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "В гости к весне"...
В гости к весне
Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе«В гости к весне»Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе; дать представление об изменениях в жизни раст...
Урок окружающего мира "В гости к Весне"
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийных технологий.На уроке показаны различные формы работы с учащимися: работа в паре,составление синквейна...
В гости к весне. 2 класс.
Систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним....
Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме «В гости к весне».
Обобщающий урок по окружающему миру....
В гости к весне. Животные. 2 класс.
В презентациие есть и информация для учеников, и задания....