В гости к весне
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «В гости к весне»
Класс: 2
Цели:
Образовательные: познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе; сформировать целостный образ весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки; научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи; показать связь изучаемых предметов с жизнью; обогащать и расширять словарный запас;
Развивающие: развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать чувство прекрасного и радости от наблюдения за жизнью растений и животных; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Задачи: расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой природе, углубление знаний о жизни растений, животных, птиц, развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся, воспитание бережного отношения, любви к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
В ходе урока:
- познакомятся с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
-сформируют целостный образ весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки;
-научатся наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
Метапредметные:
Познавательные:
- научатся выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
Регулятивные:
- научатся анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
Коммуникативные:
- научатся описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Личностные:
- научатся выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Средства обучения: учебник, иллюстрации птиц, карточки с заданием для групповой работы, аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года», аудиозапись с голосами птиц, творческие работы детей о птицах, явлениях природы весной, компьютер.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| -Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте каждому удачи. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. | Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
| - На уроках «Окружающий мир» мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает) Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа». - Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши. Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди. | Актуализируют ранее полученные знания. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. |
| Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. А сейчас послушайте стихотворение. Я. Аким Долго шла она тайком от ветров и стужи, А сегодня — прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой Барабанит по стеклу серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые На ладошку упадут капли дождевые. - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). - Попробуйте назвать тему нашего урока. - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. И название у него замечательное «В гости к весне». А работать мы будем в группах. Как нужно работать в группе? (Убедись, что в разговоре участвует каждый. Говори спокойно и ясно. Говори в полголоса. Говори только по делу.) | Самостоятельно определяют тему и цели урока с помощью стихотворения А. Акима. | Познавательные УУД: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему Личностные УУД: самостоятельное определяют и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. |
| - Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Слайд 1. - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.
- Следующая загадка: Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель) Слайд 2. - А вот апрель в народе называют снегоход, водолей. - Следующая загадка: Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май) Слайд 3. - Май называют в народе цветень. - Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы. Работа по карточкам-заданиям Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник. Карточка 1.Солнце - Как светит солнце весной? - Изменилась ли высота солнца над горизонтом? - Изменилась ли продолжительность дня? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее). - Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет). - Какой весенний месяц самый холодный? (Март). - Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло) - Теперь представим себе небо. Какое оно весной? Карточка 2. Небо - Какое по цвету весеннее небо? - Какое небо по характеру облачности? - Какие осадки выпадают весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.) - Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае). - Что происходит со снегом весной? Карточка 3. Снег и лед - Что произошло со снегом, льдом на реках весной? - Почему? - Где осталось больше снега? - Почему? (Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.) -Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной? Карточка 4. Почва -Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной). - Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед). Слайд 4. - Что такое ледоход? (В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.) - А у нас бывает ледоход на реках? (Нет) Слайд 5. - Что такое проталины? (В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.) Слайд 6. - Что такое половодье? (В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.) Сообщение ученика о половодье | Прослушивают музыку П. И. Чайковского. Отгадывают загадки. Работают по карточкам- заданиям. | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. |
| Ветер сильно вдруг подул. (руки вверх – наклоны) Листья с дерева смахнул. (руки слева – направо) Закружились листья все. (дети кружатся) Прилетели все к земле. (присели) Тишина стоит вокруг, (встали) Вышли косари на луг. (пошагали на месте) Взмах косой туда – сюда Делай «раз» и делай «два». Изменения в живой природе - Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои). -Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести). - Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха). - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести). - Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного). Работа в группах - Вы должны прочитать рассказ о цветке и кратко пересказать остальным. Слайд7. Мать – и – мачеха Слайд 8. Медуница Слайд 9. Гусиный лук Слайд 10. Первоцвет Слайд 11. Ландыш. - Какие цветы расцветают в середине весны, в апреле? (Ландыши, одуванчики, фиалки.) - Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Нет). - Почему не следует рвать цветы? - Что происходит с насекомыми? (С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий). А какие насекомые не названы, но вы их знаете? Изменения в жизни птиц - Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов). - Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий). - Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Слайд 12 Всех перелетных птиц черней, Чистит он пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица... (Грач) Март — время прилета грачей в Россию. А для нас грач это перелетная птица или зимующая? (Зимующая.) Слайд 13 Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец) Слайд 14 Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Время прилета в родные края — май. Слайд 15 Конец марта — время прилета скворцов. Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок) Время прилета жаворонков - начало апреля. Слайд 16 Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет. (Соловей) Соловьи прилетают в середине мая в Россию, а к нам раньше. | Выполняют физкультминутку. Беседуют с учителем. Готовятся отвечать на вопросы. Работают в группах. Отгадывают загадки. | Коммуникативные УУД: -уметь выражать свои мысли в устной форме. |
| Изменения в жизни животных - Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.) - Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. - Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.) | Отвечают на вопросы учителя. Активно участвуют в беседе. | Регулятивные УУД: -принимают учебную задачу. |
| Слайд 17 - Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.) Какое настроение у вас было в течение урока? | Подводят итоги урока. Делают вывод об уроке. | Личностные УУД: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
| - К следующему уроку нарисуйте свое представление о весне. | Записывают в дневники домашнее задание. |
4. Тест. Тема: «Весна».
1.Как весной поднимается солнце над горизонтом по сравнению с зимой?
А) ниже, чем зимой;
Б) так же, как зимой;
В) выше, чем зимой.
2. Обьясни, почему весной птицы возвращаются из тёплых краёв:________________________________________________________________________________________
3. Напиши, кто из лесных обитателей весной сменит свою зимнюю шубку на летнюю: _______________________________________________________________________________________
4. Какие первые грибы можно встретить в майском лесу:
А) белый, подосиновик;
Б) сморчки, строчки;
В) рыжики, сыроежки.
5. Напиши первых прилетных птиц – вестников весны: _________________
6. Выбери примету, не относящуюся к весне:
А) воздух становится день ото дня всё теплее;
Б) солнце поднимается всё выше и выше;
В) появляются первоцветы;
Г) улетают в тёплые края перелётные птицы;
Д ) появляются насекомые.
7. Как изменяется продолжительность дня весной:
А) остаётся неизменной;
Б) увеличивается;
В) уменьшается.
8. Напиши число и месяц дня весеннего равноденствия: ________________________
9. Допиши предложение: Чем выше солнце над горизонтом, тем температура воздуха _______________________________________
10. Напиши, почему в весеннем лесу нельзя кричать и громко разговаривать:
_____________________________________________________________________________________________
11. Представь, что ты оказался весной на лесной поляне, где растёт много красивых первоцветов. Как ты поступишь:
А) соберу красивый букет;
Б) сорву всё, чтобы не засоряли поляну;
В) оставлю расти;
Г) соберу для коллекции.
12.Запиши названия трёх известных тебе первоцветов: _____________________________________________________________________________________________
13. Напиши название цветущего весеннего кустарника: _____________________________________
14. Закончи предложения об изменениях в неживой природе весной:
«Самое заметное изменение в живой природе весной – это ________________________________ .
Небо всё реже закрыто ______________________ .
Дожди также редки и ______________________ .
На реках начался ____________________________ .
Пруды и озёра тоже освобождаются ото _____________________ .
Почва ________________________________________________ .
Скоро прогремят первые весенние ______________________________»
Слова для справок:облаками, потепление воздуха, ледоход, тёплые, оттаяла и прогрелась, льда, грозы.
15. Напиши известные тебе правила поведения в весеннем лесу:
_____________________________________________________________________________________________
16. Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о весенних изменениях в живой природе:
Весной __________________________ листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах ___________________________ . Всё громче раздаются в лесу и его окрестностях переливчатые трели _____________________ . Радуются птицы большому разнообразию проснувшихся ____________________________ . Будет им и чем птенцов накормить, и чем самим поживиться. Проснувшаяся от зимней спячки ______________________ , вывела на прогулку шалунов – медвежат. Все обитатели леса радуются приходу весны.
Вопрос № 1
Как называют самое начало весны?
весна света;
весна воды;
весна зелени.
Вопрос № 2
На какое число приходится день весеннего равноденствия?
21 марта;
21 апреля;
21 мая.
Вопрос № 3
Какое явление природы можно наблюдать только весной?
снегопад;
вьюгу;
ледоход.
Вопрос № 4
Как называется явление, когда весной река переполняется водой и выходит из берегов?
ледоход;
половодье;
паводок.
Вопрос № 5
Как изменилась температура воздуха с приходом весны?
стала выше;
стала ниже;
не изменилась.
Вопрос № 6
Продолжи фразу:
"Раннецветущим травам не требуется много ..."
света;
тепла;
влаги.
Вопрос № 7
Какое растение не является раннецветущим?
хохлатка;
мать-и-мачеха;
ландыш.
Вопрос № 8
Какое дерево опыляется с помощью ветра?
ива;
клён;
берёза.
Вопрос № 9
Какая птица прилетает в наши края первой?
ласточка;
грач;
скворец.
Вопрос № 10
Какое изменение в природе происходит не весной?
Заяц меняет цвет своей шкурки с серого на белый.
Птицы выводят потомство.
Ярче светит солнце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс
На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....
Урок окружающего мира "В гости к весне"
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "В гости к весне"...
В гости к весне
Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе«В гости к весне»Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе; дать представление об изменениях в жизни раст...
Урок окружающего мира "В гости к Весне"
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийных технологий.На уроке показаны различные формы работы с учащимися: работа в паре,составление синквейна...
В гости к весне. 2 класс.
Систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним....
Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме «В гости к весне».
Обобщающий урок по окружающему миру....
В гости к весне. Животные. 2 класс.
В презентациие есть и информация для учеников, и задания....