В гости к весне
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Тарасова Елена Юрьевна

В гости к весне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_vesne.docx68.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к весне»

Класс: 2

Цели:

Образовательные: познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе; сформировать целостный образ весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки; научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи; показать связь изучаемых предметов с жизнью; обогащать и расширять словарный запас;

Развивающие: развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать чувство прекрасного и радости от наблюдения за жизнью растений и животных; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; стимулировать интерес к познанию мира живой природы;

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

Задачи: расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой природе, углубление знаний о жизни растений, животных, птиц, развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся, воспитание бережного отношения, любви к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

В ходе урока:

- познакомятся с характерными признаками весны в живой и неживой природе;  

-сформируют целостный образ весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки;

-научатся наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

Метапредметные:

Познавательные:

- научатся выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

Регулятивные:

- научатся анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;

Коммуникативные:

- научатся описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Личностные:

- научатся выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Средства обучения: учебник, иллюстрации птиц, карточки с заданием для групповой работы, аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года», аудиозапись с голосами птиц, творческие работы детей о птицах, явлениях природы весной, компьютер.

                                                               

                                                                                                     Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности

-Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте каждому удачи.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место.

Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе.

  1. Актуализация знаний

- На уроках «Окружающий мир» мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа».

- Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

Актуализируют ранее полученные знания. Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом).

Познавательные УУД: устанавливают закономерность.

Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения.

  1. Постановка проблемной учебной задачи

Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. А сейчас послушайте стихотворение.

Я. Аким

Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,

Скоро множество птенцов выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут, и тебе впервые

На ладошку упадут капли дождевые.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. И название у него замечательное «В гости к весне». А работать мы будем в группах.

Как нужно работать в группе?   (Убедись, что в разговоре участвует каждый.  Говори спокойно и ясно. Говори в полголоса. Говори только по делу.)

Самостоятельно определяют тему и цели урока с помощью стихотворения А. Акима.

Познавательные УУД: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему

Личностные УУД: самостоятельное определяют и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.  

  1. Открытие нового знания

- Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Слайд 1.

 - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.

  • Послушайте, ребята, как прекрасно изобразил в своей музыке П.И.Чайковский этот месяц.

- Следующая загадка:

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Слайд 2.

- А вот апрель в народе называют снегоход, водолей. 

- Следующая загадка:

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)   

Слайд 3.

- Май называют в народе цветень.

- Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы.

Работа по карточкам-заданиям

Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник.

Карточка 1.Солнце

- Как светит солнце весной?

- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?

- Изменилась ли продолжительность дня? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

- Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Карточка 2. Небо

- Какое по цвету весеннее небо?

- Какое небо по характеру облачности?

- Какие осадки выпадают весной?  (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).

- Что происходит со снегом весной?

Карточка 3. Снег и лед

- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?

- Почему?

- Где осталось больше снега?

- Почему? (Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.)

-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?

Карточка 4. Почва

-Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

Слайд 4.

- Что такое ледоход? (В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.)

- А у нас бывает ледоход на реках? (Нет)

Слайд 5.

- Что такое проталины? (В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)

Слайд 6.

- Что такое половодье? (В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)

            Сообщение ученика о половодье

Прослушивают музыку П. И. Чайковского. Отгадывают загадки. Работают по карточкам- заданиям.

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. 

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

  1. Физкультминутка

  1. Первичное закрепление

   

Ветер сильно вдруг подул. (руки вверх – наклоны)

Листья с дерева смахнул. (руки слева – направо)

Закружились листья все. (дети кружатся)

Прилетели все к земле. (присели)

Тишина стоит вокруг, (встали)

Вышли косари на луг. (пошагали на месте)

Взмах косой туда – сюда

Делай «раз» и делай «два».

Изменения в живой природе

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).

Работа в группах

- Вы должны прочитать рассказ о цветке и кратко пересказать остальным.

Слайд7.

Мать – и – мачеха

Слайд 8.

Медуница

Слайд 9.

Гусиный лук

Слайд 10.

Первоцвет

Слайд 11.

Ландыш.

- Какие цветы расцветают в середине весны, в апреле? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Нет).

- Почему не следует рвать цветы?

- Что происходит с насекомыми?

(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

А какие насекомые не названы, но вы их знаете?

Изменения в жизни птиц

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

Слайд 12

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (Грач)

Март — время прилета грачей в Россию. А для нас грач это перелетная птица или зимующая? (Зимующая.)

Слайд 13

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

Слайд 14

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

 Из травы и глины. (Ласточка)

Время прилета в родные края — май.

Слайд 15

Конец марта — время прилета скворцов.

 Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

 Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Время прилета жаворонков - начало апреля.

Слайд 16

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей)

Соловьи прилетают в середине мая в Россию, а к нам раньше.

Выполняют физкультминутку.

Беседуют с учителем. Готовятся отвечать на вопросы. Работают в группах. Отгадывают загадки.

Коммуникативные УУД: 

-уметь выражать свои мысли в устной форме.

  1. Работа по теме урока

Изменения в жизни животных

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)

- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.  

- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)

Отвечают на вопросы учителя. Активно участвуют в беседе.

Регулятивные УУД:

-принимают учебную задачу.

  1. Итог урока

Слайд 17

- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

Какое настроение у вас было в течение урока?

Подводят итоги урока. Делают вывод об уроке.

Личностные УУД: 

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  1. Домашнее задание

- К следующему уроку нарисуйте свое представление о весне.

Записывают в дневники домашнее задание.

4. Тест. Тема: «Весна».

1.Как весной поднимается солнце над горизонтом по сравнению с зимой?

А) ниже, чем зимой;

Б) так же, как зимой;

В) выше, чем зимой.

2. Обьясни, почему весной птицы возвращаются из тёплых краёв:________________________________________________________________________________________

3. Напиши, кто из лесных обитателей весной сменит свою зимнюю шубку на летнюю: _______________________________________________________________________________________

4. Какие первые грибы можно встретить в майском лесу:

А) белый, подосиновик;

Б) сморчки, строчки;

В) рыжики, сыроежки.

5. Напиши первых прилетных птиц – вестников весны: _________________

6. Выбери примету, не относящуюся к весне:

А) воздух становится день ото дня всё теплее;

Б) солнце поднимается всё выше и выше;

В) появляются первоцветы;

Г) улетают в тёплые края перелётные птицы;

Д ) появляются насекомые.

7. Как изменяется продолжительность дня весной:

А) остаётся неизменной;

Б) увеличивается;

В) уменьшается.

8. Напиши число и месяц дня весеннего равноденствия: ________________________

9. Допиши предложение: Чем выше солнце над горизонтом, тем температура воздуха _______________________________________

10. Напиши, почему в весеннем лесу нельзя кричать и громко разговаривать:

_____________________________________________________________________________________________

11. Представь, что ты оказался весной на лесной поляне, где растёт много красивых первоцветов. Как ты поступишь:

А) соберу красивый букет;

Б) сорву всё, чтобы не засоряли поляну;

В) оставлю расти;

Г) соберу для коллекции.

12.Запиши названия трёх известных тебе первоцветов: _____________________________________________________________________________________________

13. Напиши название цветущего весеннего кустарника: _____________________________________

14. Закончи предложения об изменениях в неживой природе весной:

«Самое заметное изменение в живой природе весной – это ________________________________ .

Небо всё реже закрыто ______________________ .

Дожди также редки и ______________________ .

На реках начался ____________________________ .

Пруды и озёра тоже освобождаются ото _____________________ .

Почва ________________________________________________ .

Скоро прогремят первые весенние ______________________________»

Слова для справок:облаками, потепление воздуха, ледоход, тёплые, оттаяла и прогрелась, льда, грозы.

15. Напиши известные тебе правила поведения в весеннем лесу:

_____________________________________________________________________________________________

16. Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о весенних изменениях в живой природе:

Весной __________________________ листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах ___________________________ . Всё громче раздаются в лесу и его окрестностях переливчатые трели _____________________ . Радуются птицы большому разнообразию проснувшихся ____________________________ . Будет им и чем птенцов накормить, и чем самим поживиться. Проснувшаяся от зимней спячки ______________________ , вывела на прогулку шалунов – медвежат. Все обитатели леса радуются приходу весны.

Вопрос № 1

Как называют самое начало весны?

весна света;
весна воды;
весна зелени.

Вопрос № 2

На какое число приходится день весеннего равноденствия?

21 марта;
21 апреля;
21 мая.

Вопрос № 3

Какое явление природы можно наблюдать только весной?

снегопад;
вьюгу;
ледоход.

Вопрос № 4

Как называется явление, когда весной река переполняется водой и выходит из берегов?

ледоход;
половодье;
паводок.

Вопрос № 5

Как изменилась температура воздуха с приходом весны?

стала выше;
стала ниже;
не изменилась.

Вопрос № 6

Продолжи фразу:
"Раннецветущим травам не требуется много ..."

света;
тепла;
влаги.

Вопрос № 7

Какое растение не является раннецветущим?

хохлатка;
мать-и-мачеха;
ландыш.

Вопрос № 8

Какое дерево опыляется с помощью ветра?

ива;
клён;
берёза.

Вопрос № 9

Какая птица прилетает в наши края первой?

ласточка;
грач;
скворец.

Вопрос № 10

Какое изменение в природе происходит не весной?

Заяц меняет цвет своей шкурки с серого на белый.
Птицы выводят потомство.
Ярче светит солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс

На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....

Урок окружающего мира "В гости к весне"

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "В гости к весне"...

В гости к весне

Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе«В гости к весне»Дать учащимся представление о характерных при­знаках весны в неживой природе; дать представление об изменени­ях в жизни раст...

Урок окружающего мира "В гости к Весне"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"  с использованием мультимедийных технологий.На уроке показаны различные формы работы с учащимися: работа в паре,составление синквейна...

В гости к весне. 2 класс.

Систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним....

В гости к весне. Животные. 2 класс.

В презентациие есть и информация для учеников, и задания....