Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Тарасова Елена Юрьевна

Окружающий мир "Полезные ископаемые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_iskopaemye.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.

Развивающая:

  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Воспитательная:

  • Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

В ходе урока:

  • Научатся организовать исследование  основных свойств полезных ископаемых.
  • Получат представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Метапредметные :

Познавательные:

  • Научатся содействовать формированию умения работать с коллекционным материалом, проводить опыты;
  • Будут формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы.

 Регулятивные:

  • Будут создавать условия для формирования умения концентрировать внимание;
  • Научатся контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты.

Коммуникативные:

  • Будут содействовать формированию умения работать в группе, в паре;
  • Будут создавать условия для формирования умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;
  •  Будут способствовать развитию умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

Личностные:

  • Будут формировать положительную мотивацию к обучению;
  • Будут способствовать развитию познавательной активности, мышления и речи детей;
  • Будут содействовать формированию чувства уважения к товарищу.

Оборудование:

Карточки на доску, влажные салфетки, памятка «Работа в паре, группе», памятка «Оцени свою работу», таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 4 штуки, конверты с планом проведения опытов – 4 штуки, индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки, образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка, компьютерная презентация

Этап урока

Ход урока

I. Организационный этап

- Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

- А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)

- Как вы понимаете эти слова?

- Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите на нашу Землю (слайд 3). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.

-Давайте послушаем наших одноклассников. Они для нас приготовили рассказы-загадки, слушайте внимательно, чтобы понять, о чем идет речь.

1 ученик. Рассказывает о песке  

   Я состою из мелких крупинок, очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.

Я - рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный –зеленоватый, красноватый, жёлтый, а белый встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Мои жилы пронзают гранит, слюду и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Да и кирпич не сделаешь без меня.

2 ученик. Рассказывает о глине

    Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая, и из меня лепят посуду.  Из разных сортов меня получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я- осадочная порода. Я как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.

3 ученик. Рассказывает об известняке

  Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Я залегаю в земле громадными слоями. Ко мне относятся хорошо знакомый мел и мрамор.

  Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего я камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой.

4 ученик. Рассказывает о граните

  Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состою из кварца, слюды и полевого шпата.

- Молодцы! Все разгадали!

Песок, глина, Известняк, гранит- это все вместе, как называется?

- Так как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4)

- Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

- Сегодня на уроке мы работаем в группе .

- Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в группе.

На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

III. Изучение нового материала.

- Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

- разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

- отваливая землю, доставать, извлекать.

- Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

- Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

- Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

- Всегда ли их надо извлекать из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

- Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

- Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

- Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8)

- Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слайд 9).

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.

Название полезно

го иско

паемого

Состояние

Цвет

Запах

Пропус

кает ли воду

Другие свойства

Где залегает

Песок

Твердое

Желтый

Нет

Да

Рыхлый, сыпучий

В земле в некоторых местах бывает на поверхности

Глина

Твердое

Коричневый

Есть

Нет

Плотная

В земле в некоторых местах бывает на поверхности

Гранит

Твердое

Красный Розовый

Нет

Нет

Прочный

В земле большими слоями

Известняк

Твердое

Белый

Нет

Нет

Растворяется под воздействием кислоты

Глубоко в земле, а иногда выходит на поверхность и образует горы

- Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт №1 для первой группы, Конверт №2 для второй группы, конверт №3 – для третьей Конверт №4 для четвертой ).

- 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка

- 2 группа изучает и записывает в таблицу свойства глины;

-3 группа изучает и записывает в таблицу свойства гранита

- 4 группа изучает и записывает в таблицу свойства известняка.

-Командир команды распределяет обязанности ( 2 ЧЕЛОВЕКА ИЩУТ ИНФОРМАЦИЮ С УЧЕБНИКА,2 ЧЕЛОВЕКА ПРОВОДЯТ ИСЛЕДОВАНиЯ, КОМАНДИР ДЕЛАЕТ ВЫВОДЫ,1 ЧЕЛОВЕК ОФОРМЛЯЕТ ТАБЛИЦУ)

- Группа которой нужна помощь, поднимает красный флажок

1 конверт:

  1. Рассмотрите речной песок через лупу. Определите его состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
  2. Понюхайте песок. Есть ли запах? Запишите ответы в таблицу.
  3. Слегка смочите песок водой..
  4. Слепите из сырого песка шарики.(лепит один человек) Он сохраняет форму? О каком свойстве песка идёт речь? Ответ запишите в таблицу.
  5. В воронку положить фильтровальную бумагу, и сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдайте, в стакане появились капли воды. Запишите вывод.

6. Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.

2 конверт:

  1. Рассмотрите глину через лупу. Определите ее состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
  2. Понюхайте сухую глину.
  3. Слегка смочите глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.
  4. Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. (лепит один человек) Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.
  5. Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.

3 конверт:

  1. Рассмотрите гранит через лупу. Определите его состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
  2. Понюхайте гранит. Запишите ответ в таблицу.
  3. Попробуйте разломить кусочки гранита. Вывод запишите в таблицу.
  4. Попросите учителя ударить по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.
  5. Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.

4 конверт:

  1. Рассмотрите известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
  2. Понюхайте и известняк. Запишите ответ в таблицу.
  3. Попробуйте разломить кусочек известняка. Вывод запишите в таблицу.
  4. Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.
  5. Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.

Физминутка (слайд 10)

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

- Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

_- А вы ребята заполняйте по этим полезным ископаемым таблицы у себя

( Слайд 11)

IV. Закрепление изученного.

1. Фронтальная работа. (Слайд 12)

- Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых. Молодцы!

-А вы знаете, что в нашей Ростовской области тоже есть полезные ископаемые, которые ценятся:

  • Ростовская область располагает лучшим в мире углем
  • Имеются высокие перспективы открытия новых газовых месторождений
  • В западной части Ростовской области, в Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах,были известны единичные находки мелких алмазов.
  • В Ростовской области геологами разведано новое месторождение золота, на котором может быть организована рентабельная добыча этого драгоценного металла

В Ростовской области ещё очень много полезных ископаемых представленыбыли только самые драгоценные полезные ископаемые

2. Индивидуальная работа узкой направленности.

- Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:

1. Полезные ископаемые – это:

А. всё полезное, что выкапывают из земли

Б. динозавры, мамонты и другие древние животные

В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:

А. склад

Б. месторождение

В. карьер

3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:

А. биолог

Б. эколог

В. геолог

4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:

А. глина

Б. песок

В. гранит

5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:

А. известняк

Б. гранит

В. глина

- Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 13)

V. Рефлексия деятельности. Итог урока.

1. Фронтальная работа. Беседа.

- Вернемся к девизу нашего урока (слайд 14). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?

- Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

- Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»

(критерии оценивания на слайде 15).

- Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?

3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 16).

- Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.

- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...