Конспект урока "Жизнь древних славян". Окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Данный материал материал позволит провести урок по Окружающему миру в 4 классе интересно, увлекательно и познавательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass_zhizn_drevnih_slavyan.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гобикская средняя общеобразовательная школа Рогнединского района Брянской области»

Учитель начальных классов: Кыркина Г.Б.

Окружающий мир 4 класс

Тема урока: «Жизнь древних славян».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о жизни древних славян, быте, внешнем виде и верой славян.

Задачи:

          Обучающие: сформировать у учащихся представление о жизни древних  славян; познакомить с внешним видом,  бытом, верой славян.

          Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с  картой; расширять словарный запас учащихся.

          Воспитательные: прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные
:  уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные:  - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре.

Планируемые результаты:

- уметь работать с исторической картой;

- иметь представление об устройстве древнерусского города и жизни славян;

- понимать роль летописей;

- принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность в групповой и парной работе, проводить самооценку, высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы, готовить сообщения, объяснять новые понятия;

-  проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности

Межпредметные связи: Литературное чтение, физическая культура, технология, история Брянского края

Ресурсы:
информационные: учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь,  карточки ;
интерактивный материал: авторская презентация «Жизнь древних славян»
 Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Ход урока 

                                                           Звенит, заливается школьный звонок,
                                                          Вас ждет интересный, полезный урок.
                                                          Чудесным пусть будет у вас настроение,
                                                          Легко и прелестно дается учение!

1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт зимний месяц?
Ученик: - Февраль.
Учитель: А как назывался февраль по народному календарю? Почему?

Ученик: На смену лютому январю заступил февраль-вьюговей.

В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год. Называли его еще «межень» — календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» — от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору.

Недаром часто говорят: Вьюги да метели под февраль налетели

Учитель: Ребята, в течение недели  вы наблюдали за погодой.

-Каких дней  было больше, пасмурных или с переменной облачностью?

- Какая была самая низкая температура за эти дни? Какие были осадки?  Когда были дни без осадков?

- Погода в феврале часто бывает не такой, какой бы нам хотелось её видеть. Я вам желаю хорошего зимнего настроения и удачи на уроке.

Личностные УУД: смыслообразование, потребность включения в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний.
Учитель: - С чего начнем работу на уроке?
Ученик: - С повторения.

Учитель:  Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (Работа по ленте времени)

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время

3. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации (4 мин)

- Продолжим путешествие по дороге истории. Но куда? Попробуйте догадаться по наряду нашей гостьи. (Выходит девочка в сарафане с предметами быта). Как вы думаете: кто и когда носил такой сарафан? (Носили русские женщины, девочки, наши предки в старину, в прошлом). Зовут нашу девочку Настя.

НАСТЯ

                          О, Русь моя, тебе хвала,

                         В веках ты видела немало.

                        Когда б ты говорить могла,

                        Ты многое бы рассказала!

    – Я пришла к вам в гости не с пустыми руками. (Показывает). Что это? (Горшок, веретено). 

- Как вы думаете, когда пользовались такими предметами? (Давно, в старину, в древности).

                                                                                                                                          древних                                                                                                                 

-. Вспомните, кто такие предки?   (Мнения детей).

                                                                           слайд

- Поднимите руку, кто хотел бы  узнать, как жили наши предки?

 - Кто такие предки?                                                                                                                                                        

Предки – это люди, которые жили перед нами, раньше нас.                  Жизнь

А теперь, чтобы вы точно узнали тему урока Разгадайте Кроссворд, в котором есть «ключевое слово»                                                                                      славян.   

4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи (2 мин)

- Как нас ещё называли в древности? (Славяне)                                                        

Составьте из данных слов тему урока.     (1 ученик у доски)

Тема урока: «Жизнь древних славян». (Слайд 1)

Этой темой мы начинаем новый большой раздел истории нашей страны.

- Посмотрите на вопросы на экране: Где? Чем? Во что?

 Чтобы вы хотели узнать о своих предках? Сформулируйте вопросы, используя данные слова.

Ученики задают вопросы:

- Где жили  наши предки?

-Чем занимались?

- Во что верили?

         На эти вопросы ребята вы должны ответить в конце урока?

5.Работа по теме урока ( на основе презентации).

- слайд

Учитель: У. – Итак, начнём нашу работу. Для этого обратимся к « Повести временных лет».

Что представляет из себя  «Повесть временных лет»?

Уч-ся – Это летопись.

У. – А что такое летопись?

Уч–ся  – Погодовая запись событий. ( Слайд 4).

  У. – Кто был автором « Повести временных лет»?

Уч-ся – монах Нестор.( Слайд 5)

У. – Что же говорит нам летопись? ( чтение текста слайда).

                                                                      Слайд

    В «Повести временных лет» Нестора  так говорится о расселении славянских племён:

 «… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

- Названия каких племен   встретились в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полочане, словены, северяне)

   - Рассмотрите историческую карту (с. 35 учебника).

- Посмотрите на условные обозначения и скажите: на какие три объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- К какому объединений относятся племена, которые мы нашли в тексте ?

(к восточным славянам)

. - слайд

                                                               

 Позднее именно от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

Все эти племена относились в ту пору к восточным славянам.

     Жили  древние славяне в то далекое время, когда на территории нашей страны росли бескрайние леса, были топкими болота, полноводными реки и мелкие речушки.

     Восточные славяне поселились на большой лесной равнине по берегам рек Днепр, Волга, Западная Двина, Дон, Десна. Жили славяне племенами.

       

                                                                              слайд

Учитель: Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и скажите, почему именно на этих территориях остановились славяне.

                                 Стих. Читает 1 ученик у доски.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Я думаю, вам повезло. Вы родились и живёте в замечательном месте. Наш Рогнединский край имеет богатую историю. Есть в наших краях места, которые издавна народная молва окружала покровом таинственности. Одним из таких мест было древнее городище у с. Осовик. В 11-12 веках здесь, в устье малой речки Серебрянки, впадающей в р.Десну, располагался город Заруб, в котором жили наши предки древние славяне. Археологи несколько лет вели здесь раскопки, чтобы доказать о существовании древнего города.

       Выступает с проектом Гордеева Соня.    Презентация - проект «Древний город Заруб»

-слайд

Учитель: Спасибо Соня за проделанную работу.

    А теперь ребята мы продолжим знакомство с жизнью древних славян. –слайд 14

  Я демонстрирую слайды и делаю к ним комментарии

. 6. Работа с учебником.

Учитель: Теперь, ребята, обратимся к нашему главному помощнику. Откроем учебник на стр.36

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию и  скажите какими были наши предки славяне?

- Из чего у них была одежда?                               Слайд (одежда)     

- Какие предметы быта были у др. славян?

( Ответы детей)

    Правильно ребята. Закройте учебник, откройте рабочие тетради на стр. 14 и выполним задание №4.

         Проверка по экрану.        

                                                       слайд

        Учитель: Ребята , как вы считаете какое самое главное было занятие у славян?

         Уч-ся: земледелие.

  Сообщение.  (рассказывает 1 ученик)

         Учитель: Самым главным продуктом , конечно был хлеб. Хлеб славяне называли «жито» - от слова жить, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц.

Внимание на экран: соберём пословицы.

_ Какие ещё ребята вы знаете пословицы о хлебе.

( Дети называют пословицы о хлебе)

 7. Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазки видят всё давно ,

Где окно и где крыльцо.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

                                                           Слайд 24  Верования др. славян

Демонстрация презентации + сообщения детей

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Давайте закрепим наши знания и выполним в рабочей тетради 1).Задание № _______ стр. ______

-слайд

2). Задание № 2.  ( Проверяем по экрану)

9. Физкультминутка.

Учитель: Сейчас мы с вами отдохнём. Если я буду называть, то, что связано с жизнью др.славян – хлопаем в ладоши;

Если связано с др. эпохой – приседаем.

Понятно. Будьте внимательны.

  Топить печь по чёрному, принимать душ, посуда из стекла, глиняный кувшин ,кататься на велосипеде, играть на компьютере, лук со стрелами, лапти, кроссовки.

Работа в парах.

Учитель: На листках даны слова, записанные в два столбика. Обозначить стрелочками соответствие.

Затем фронтальная проверка.

Работа в группах.

Обсуждение проблемной ситуации.

Представьте, что было бы с др. славянами если бы:

- 1 группа. – Они жили не племенами, а в одиночку./ Славяне сообща занимались земледелием, рыболовством и т.д. Им вместе было легче работать/.

- 2 группа – Если бы не было лесов? /Умерли от голода и холода/.

-3 группа – Если бы не было рек?/ Славяне передвигались по рекам на лодках летом, зимой пешком. Это было легче и быстрее, чем через непроходимые чащи/

Учитель: Какой сделаем вывод?  Жизнь славян была тесно связана с природой . Им легче было жить сообща, чем в одиночку. Поэтому наши предки с почтением относились к природе.

Стихотворение.  ?

Учитель:  

Вы любите играть. Вот сейчас мы и поиграем в игру «Крестики – нолики».

Х – правильное утверждение, О - неправильное утверждение.

1 От восточных славян произошли русские, украинцы, белорусы.

2 Древние славяне шили одежду из ситца и шёлка.

3Перун – бог грома и молнии.

4 Славяне жили племенами.

5 Мужчины занимались бортничеством, охотой, рыболовством.

6 Славяне верили, что дом охраняет леший.

7 Главным занятием славян было земледелие.

8 Посуда у др. славян была из стекла и фарфора.

9 Хлеб был главным продуктом питания у славян.

                                                                 -слайд

Проверь по ключу на экране. ХОХХХОХОХ

Оцените работу соседа по парте.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Где жили  наши предки?  (Славяне населяли огромное пронстранство  Восточной Европы)

-Чем занимались? ( мужчины: рыболовством, бортничеством, земледелием; женщины: приготовлением пищи, врачеванием)

- Во что верили? ( Верили славяне в различных богов)

- С каким чувством вы уходите домой?

11. Домашнее задание на экране.        слайд

А сейчас сожмите руку в кулак. Отогните большой палец те, кому было на уроке интересно. Указательный разогните те, кто помогал товарищу при работе в парах. Средний те, кто узнал новое о жизни др. славян. Безымянный те, кто считает, что эти знания ему пригодятся в жизни. И мизинчик отогните те, кому захотелось узнать ещё больше.

У кого-нибудь остались кулачки? У кого раскрылись ладошки? Я желаю, чтобы вы протягивали природе и друг  другу  не сжатые кулаки, а  добрые, открытые, готовые прийти на помощи руки.

Предметные УУД: (уметь правильно оценивать результаты своей работы на уроке).
Коммуникативные УУД: (уметь формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других, адекватно относится к оценке учителя).
Регулятивные УУД: (волевая саморегуляция, самооценка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Презентация к уроку "Жизнь древних славян" Окружающий мир 4 класс

Данная презентация использована на открытом уроке по Окружающему миру в 4 классе....

Самоанализ урока "Жизнь древних славян" Окружающий мир 4 класс

Самоанализ проведенного открытого занятия по окружающему миру в 4 классе....

"Жизнь древних славян", окружающий мир, 4 класс

презентация по программе «Школа России»...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...