Конспект урока "Жизнь древних славян". Окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный материал материал позволит провести урок по Окружающему миру в 4 классе интересно, увлекательно и познавательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass_zhizn_drevnih_slavyan.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гобикская средняя общеобразовательная школа Рогнединского района Брянской области»
Учитель начальных классов: Кыркина Г.Б.
Окружающий мир 4 класс
Тема урока: «Жизнь древних славян».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о жизни древних славян, быте, внешнем виде и верой славян.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, верой славян.
Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с картой; расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные: прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные: уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные: - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре.
Планируемые результаты:
- уметь работать с исторической картой;
- иметь представление об устройстве древнерусского города и жизни славян;
- понимать роль летописей;
- принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность в групповой и парной работе, проводить самооценку, высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы, готовить сообщения, объяснять новые понятия;
- проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности
Межпредметные связи: Литературное чтение, физическая культура, технология, история Брянского края
Ресурсы:
информационные: учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь, карточки ;
интерактивный материал: авторская презентация «Жизнь древних славян» Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт зимний месяц?
Ученик: - Февраль.
Учитель: А как назывался февраль по народному календарю? Почему?
Ученик: На смену лютому январю заступил февраль-вьюговей.
В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год. Называли его еще «межень» — календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» — от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору.
Недаром часто говорят: Вьюги да метели под февраль налетели
Учитель: Ребята, в течение недели вы наблюдали за погодой.
-Каких дней было больше, пасмурных или с переменной облачностью?
- Какая была самая низкая температура за эти дни? Какие были осадки? Когда были дни без осадков?
- Погода в феврале часто бывает не такой, какой бы нам хотелось её видеть. Я вам желаю хорошего зимнего настроения и удачи на уроке.
Личностные УУД: смыслообразование, потребность включения в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний.
Учитель: - С чего начнем работу на уроке?
Ученик: - С повторения.
Учитель: Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (Работа по ленте времени)
Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время
3. Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации (4 мин)
- Продолжим путешествие по дороге истории. Но куда? Попробуйте догадаться по наряду нашей гостьи. (Выходит девочка в сарафане с предметами быта). Как вы думаете: кто и когда носил такой сарафан? (Носили русские женщины, девочки, наши предки в старину, в прошлом). Зовут нашу девочку Настя.
НАСТЯ
О, Русь моя, тебе хвала,
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала!
– Я пришла к вам в гости не с пустыми руками. (Показывает). Что это? (Горшок, веретено).
- Как вы думаете, когда пользовались такими предметами? (Давно, в старину, в древности).
древних
-. Вспомните, кто такие предки? (Мнения детей).
слайд
- Поднимите руку, кто хотел бы узнать, как жили наши предки?
- Кто такие предки?
Предки – это люди, которые жили перед нами, раньше нас. Жизнь
А теперь, чтобы вы точно узнали тему урока Разгадайте Кроссворд, в котором есть «ключевое слово» славян.
4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи (2 мин)
- Как нас ещё называли в древности? (Славяне)
Составьте из данных слов тему урока. (1 ученик у доски)
Тема урока: «Жизнь древних славян». (Слайд 1)
Этой темой мы начинаем новый большой раздел истории нашей страны.
- Посмотрите на вопросы на экране: Где? Чем? Во что?
Чтобы вы хотели узнать о своих предках? Сформулируйте вопросы, используя данные слова.
Ученики задают вопросы:
- Где жили наши предки?
-Чем занимались?
- Во что верили?
На эти вопросы ребята вы должны ответить в конце урока?
5.Работа по теме урока ( на основе презентации).
- слайд
Учитель: У. – Итак, начнём нашу работу. Для этого обратимся к « Повести временных лет».
Что представляет из себя «Повесть временных лет»?
Уч-ся – Это летопись.
У. – А что такое летопись?
Уч–ся – Погодовая запись событий. ( Слайд 4).
У. – Кто был автором « Повести временных лет»?
Уч-ся – монах Нестор.( Слайд 5)
У. – Что же говорит нам летопись? ( чтение текста слайда).
Слайд
В «Повести временных лет» Нестора так говорится о расселении славянских племён:
«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»
- Названия каких племен встретились в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полочане, словены, северяне)
- Рассмотрите историческую карту (с. 35 учебника).
- Посмотрите на условные обозначения и скажите: на какие три объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)
- К какому объединений относятся племена, которые мы нашли в тексте ?
(к восточным славянам)
. - слайд
Позднее именно от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.
Все эти племена относились в ту пору к восточным славянам.
Жили древние славяне в то далекое время, когда на территории нашей страны росли бескрайние леса, были топкими болота, полноводными реки и мелкие речушки.
Восточные славяне поселились на большой лесной равнине по берегам рек Днепр, Волга, Западная Двина, Дон, Десна. Жили славяне племенами.
–слайд
Учитель: Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и скажите, почему именно на этих территориях остановились славяне.
Стих. Читает 1 ученик у доски.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Я думаю, вам повезло. Вы родились и живёте в замечательном месте. Наш Рогнединский край имеет богатую историю. Есть в наших краях места, которые издавна народная молва окружала покровом таинственности. Одним из таких мест было древнее городище у с. Осовик. В 11-12 веках здесь, в устье малой речки Серебрянки, впадающей в р.Десну, располагался город Заруб, в котором жили наши предки древние славяне. Археологи несколько лет вели здесь раскопки, чтобы доказать о существовании древнего города.
Выступает с проектом Гордеева Соня. Презентация - проект «Древний город Заруб»
-слайд
Учитель: Спасибо Соня за проделанную работу.
А теперь ребята мы продолжим знакомство с жизнью древних славян. –слайд 14
Я демонстрирую слайды и делаю к ним комментарии
. 6. Работа с учебником.
Учитель: Теперь, ребята, обратимся к нашему главному помощнику. Откроем учебник на стр.36
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию и скажите какими были наши предки славяне?
- Из чего у них была одежда? Слайд (одежда)
- Какие предметы быта были у др. славян?
( Ответы детей)
Правильно ребята. Закройте учебник, откройте рабочие тетради на стр. 14 и выполним задание №4.
Проверка по экрану.
слайд
Учитель: Ребята , как вы считаете какое самое главное было занятие у славян?
Уч-ся: земледелие.
Сообщение. (рассказывает 1 ученик)
Учитель: Самым главным продуктом , конечно был хлеб. Хлеб славяне называли «жито» - от слова жить, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц.
Внимание на экран: соберём пословицы.
_ Какие ещё ребята вы знаете пословицы о хлебе.
( Дети называют пословицы о хлебе)
7. Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазки видят всё давно ,
Где окно и где крыльцо.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Слайд 24 Верования др. славян
Демонстрация презентации + сообщения детей
8. Самостоятельная работа.
Учитель: Давайте закрепим наши знания и выполним в рабочей тетради 1).Задание № _______ стр. ______
-слайд
2). Задание № 2. ( Проверяем по экрану)
9. Физкультминутка.
Учитель: Сейчас мы с вами отдохнём. Если я буду называть, то, что связано с жизнью др.славян – хлопаем в ладоши;
Если связано с др. эпохой – приседаем.
Понятно. Будьте внимательны.
Топить печь по чёрному, принимать душ, посуда из стекла, глиняный кувшин ,кататься на велосипеде, играть на компьютере, лук со стрелами, лапти, кроссовки.
Работа в парах.
Учитель: На листках даны слова, записанные в два столбика. Обозначить стрелочками соответствие.
Затем фронтальная проверка.
Работа в группах.
Обсуждение проблемной ситуации.
Представьте, что было бы с др. славянами если бы:
- 1 группа. – Они жили не племенами, а в одиночку./ Славяне сообща занимались земледелием, рыболовством и т.д. Им вместе было легче работать/.
- 2 группа – Если бы не было лесов? /Умерли от голода и холода/.
-3 группа – Если бы не было рек?/ Славяне передвигались по рекам на лодках летом, зимой пешком. Это было легче и быстрее, чем через непроходимые чащи/
Учитель: Какой сделаем вывод? Жизнь славян была тесно связана с природой . Им легче было жить сообща, чем в одиночку. Поэтому наши предки с почтением относились к природе.
Стихотворение. ?
Учитель:
Вы любите играть. Вот сейчас мы и поиграем в игру «Крестики – нолики».
Х – правильное утверждение, О - неправильное утверждение.
1 От восточных славян произошли русские, украинцы, белорусы.
2 Древние славяне шили одежду из ситца и шёлка.
3Перун – бог грома и молнии.
4 Славяне жили племенами.
5 Мужчины занимались бортничеством, охотой, рыболовством.
6 Славяне верили, что дом охраняет леший.
7 Главным занятием славян было земледелие.
8 Посуда у др. славян была из стекла и фарфора.
9 Хлеб был главным продуктом питания у славян.
-слайд
Проверь по ключу на экране. ХОХХХОХОХ
Оцените работу соседа по парте.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Где жили наши предки? (Славяне населяли огромное пронстранство Восточной Европы)
-Чем занимались? ( мужчины: рыболовством, бортничеством, земледелием; женщины: приготовлением пищи, врачеванием)
- Во что верили? ( Верили славяне в различных богов)
- С каким чувством вы уходите домой?
11. Домашнее задание на экране. слайд
А сейчас сожмите руку в кулак. Отогните большой палец те, кому было на уроке интересно. Указательный разогните те, кто помогал товарищу при работе в парах. Средний те, кто узнал новое о жизни др. славян. Безымянный те, кто считает, что эти знания ему пригодятся в жизни. И мизинчик отогните те, кому захотелось узнать ещё больше.
У кого-нибудь остались кулачки? У кого раскрылись ладошки? Я желаю, чтобы вы протягивали природе и друг другу не сжатые кулаки, а добрые, открытые, готовые прийти на помощи руки.
Предметные УУД: (уметь правильно оценивать результаты своей работы на уроке).
Коммуникативные УУД: (уметь формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других, адекватно относится к оценке учителя).
Регулятивные УУД: (волевая саморегуляция, самооценка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне."...
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...
Презентация к уроку "Жизнь древних славян" Окружающий мир 4 класс
Данная презентация использована на открытом уроке по Окружающему миру в 4 классе....
Самоанализ урока "Жизнь древних славян" Окружающий мир 4 класс
Самоанализ проведенного открытого занятия по окружающему миру в 4 классе....
"Жизнь древних славян", окружающий мир, 4 класс
презентация по программе «Школа России»...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...