Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Что вокруг нас может быть опасным?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что вокруг нас может быть опасным?" по учебнику А.А. Плешакова. В разработке указаны цели деятельности учителя, планируемые образовательные результаты, универсальные учебные действия, методы и формы обучения. В конспекте отражены все этапы урока. Содержание и ход урока прописаны подробно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1 КЛАСС

ТЕМА: ЧТО ВОКРУГ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ?

Цели деятельности учителя: выявить потенциальную опасность окружающих предметов, сформулировать правила верного обращения с ними; освоить элементарные правила дорожного движения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; характеризовать опасность бытовых предметов;  определять сигналы светофора; моделировать устройство светофора; пользоваться  правилами перехода через улицу; получат возможность научиться оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведения на дороге; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать различные способы поиска (в процессе обсуждения и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями  анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, одноклассников, из собственного жизненного опыта).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

I. Орг. момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Итак, ребята, начинаем урок окружающего мира.

II. Создание проблемной ситуации.

- А начинаем мы его с задания, которое вы выполните в парах. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в паре.

1. Работать дружно, вместе выполнять задание, не ругаться, а совещаться.

2. Работать нужно тихо, чтобы не мешать другим парам выполнять задание.

3. По окончании работы не нужно кричать, просто поднимаем руку.

- У вас на столах лежат конверты. Придвиньте их к себе и откройте. Внутри вы увидите пазлы. Как вы думаете, что вам необходимо сделать в парах? (сложить из пазлов картинку).

- Верно, эта картинка поможет вам сформулировать тему урока.

Дети работают в парах, учитель контролирует и направляет работу детей.

- Скажите, ребята, какая картинка у вас получилась? (Домик)

Учитель вывешивает на доску картинку домик.

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О доме)

- Верно, тема нашего урока связана с домом. Ребята, слышали ли вы такое выражение: «Мой дом – моя крепость»? Что оно означает? (Дома мы находимся в безопасности, мы защищены, как в крепости, от всяких опасностей)

- Ребята, у Муравьишки тоже есть домик. Однажды он решил приготовить себе салат и, порезался… Как вы думаете, ребята, действительно ли дома нет опасных предметов?

- Так о чём же мы поговорим на уроке? (О том, чтодома вокруг нас может быть опасным)

- Какие задачи поставим перед собой на этот урок? (1. Узнать, какие предметы вокруг нас могут быть опасными и чем они опасны; 2. Как вести себя, чтобы быть в безопасности; 3. Опасности нас ждут только дома или ещё где-то? – Какие? Как правильно вести себя, чтобы не попасть в беду)

III. Поиск выхода из проблемной ситуации.

- Ребята, все предметы, которые нас окружают, необходимы и полезны. А Мудрая Черепаха про них сказала, что даже самые обычные  вещи могут оказаться опасными, если с ними неосторожно или неправильно обращаться. Так ли это? Вот нож, вилка. Разве они опасны?(Если с ножом баловаться, то можно порезаться, а вилкой – уколоться).

- А вот спицами мама  вяжет свитер, а иголкой зашивает дырки. Разве они опасны?(Нельзя оставлять иголки, где попало.Они могут воткнуться в тело человека, и тогда случится беда).

- Ребята, давайте объединим все названные вами предметы в одну группу. В какую? (Предметы, которыми можно уколоться или порезаться)

На доске условный знак предметов этой группы.

- Назовите ещё раз предметы, которые могут уколоть или порезать человека (нож, вилка, ножницы, иголки, спицы, гвозди)

- А что же нужно делать, чтобы эти предметы не нанесли нам вреда? (Нужно обращаться с ними аккуратно, правильно, пользоваться ими только в присутствии взрослых, не играть с ними, не баловаться, не торопиться резать ножницами или ножом, иначе в спешке можно уколоться или порезаться).

- Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно.

На доске условный знак предметов этой группы и сами предметы.

- Ребята, рассмотрите внимательно следующий условный знак на доске. Что случилось? (На руке ожог, человек обжёгся)

- Скажите, а какие предметы, находящиеся у нас дома,  могут нас обжечь? (плита, печь, утюг, зажигалка, спички, чайник, кастрюля, обогреватель)

- Как можно защитить себя от ожога? (не подходить близко к плите, к печке, не трогать горячие кастрюли и чайники, утюги.Нельзя играть спичками и зажигалками, можно не только обжечься, но и устроить пожар)

- Ребята, а что же делать, если пожар всё-таки начался? По какому телефону нужно звонить? (01)

Условный знак второй группы, предметы этой группы, телефон 01 появляются на доске.

- Ой, ребята, Муравьишка заболел. Что вы ему посоветуете? (Принять лекарства)

- Но Муравьишка не знает, какое лекарство ему принять. Послушайте, как он решил поступить. Он открыл одну баночку – в ней были белые таблетки, вторую баночку –там лежали красные таблетки, а в третьей баночке были синие таблетки. Муравьишка любит синий цвет, поэтому он решил принять именно эти синие таблетки. Правильно ли он поступает? Объясните свой ответ (Нельзя трогать таблетки без взрослых – можно отравиться. Только взрослые знают, когда и какие таблетки нужно принимать. Нельзя выбирать таблетки по внешнему виду)

- Хорошо, ребята, значит, какая третья опасность может подстерегать нас дома? (Отравление лекарствами).

На доске вывешивается условный знак и предметы этой групы.

- А куда нужно позвонить, если кто-то всё же отравился? (Врачу в больницу) По какому номеру? (03)

Телефон появляется на доске.

- Вот нашему Муравьишке стало лучше и он решил посмотреть телевизор. Хотел он было его включить, да заметил, что провод повреждён. Что вы посоветуете Муравьишке? (Нельзя трогать оголённый провод руками, может ударить током).

На доске появляется условный знак.

- Перечислите предметы, которые могут ударить током (Оголённые провода, неисправные розетки, любые электрические приборы).

- Верно, любые электроприборы несут в себе большую опасность и могут ударить током. Как же нам следует себя вести, чтобы быть в безопасности? (Не трогать оголённые провода руками, не прикасаться к электророзеткам, а при обнаружении неисправности стоит немедленно сообщить об этом родителям и ни в коем случае не чинить провода самостоятельно)

- Послушайте, какие правила безопасного обращения с электроприборами вы должны знать и соблюдать в своей жизни.

1. Уходя из дома даже из комнаты, обязательно выключайте телевизор, магнитофон, утюг и другие электрические приборы.

2. Никогда не тяните за электрический провод руками.

3. Ни в коем случае не подходите к оголённым проводам и не дотрагивайтесь до них.

Обобщение: Давайте, ребята, обобщим. Какие опасности подстерегают нас дома? (Порезы, ожоги, удар электрическим током и отравления)

- Откройте рабочие тетради на с. 32, найдите две группы рисунков. Возьмите зелёный цветной карандаш, найдите в каждой группе один лишний предмет и обведите его зелёным цветом.

- Итак, какой предмет лишний в первой группе? (спички). Объясните свой выбор (Все остальные предметы могут уколоть или порезать, а из-за неправильного обращения со спичками может случиться пожар).

- Какой предмет выделили во второй группе и почему? (Таблетки, потому что ими можно отравиться, а все остальные предметы можно назвать одним словом – электроприборы)

- Как можно защитить самого себя? (Не пользоваться электроприборами без взрослых, не трогать самим лекарства, правильно и аккуратно пользоваться инструментами)

- Да, ребята, надо даже с обыкновенными вещами обращаться правильно и осторожно, и тогда эти вещи будут вам друзьями.

Физкультминутка

- Ребята, а теперь давайте отдохнём и поиграем. Я сейчас вам буду называть различные действия. Если названное действие верное, то вы похлопайте. Если так делать нельзя – то вы прыгайте. Готовы?

  • Проверять рукой, нагрелся ли чайник  (нет)
  • После использования убирать ножницы на место (да)
  • Играть зажигалкой (нет)
  • Самому выпивать лекарство, ни у кого не попросив помощи (нет)
  • Разбрасывать гвозди по полу  (нет)
  • Не прикасаться к электророзеткам  (да)
  • Самому не пользоваться утюгом  (да)
  • Самому пользоваться духовкой  (нет)

- Молодцы! Вы были очень внимательны!

IV. Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, посмотрите, как муравьишки учились переходить улицу. На какой сигнал светофора можно идти?(На зеленый).

У светофора есть три цвета.

Красный свет – хода нет,

Жёлтый свет – внимание,

А зелёный свет – иди

Да по сторонам гляди.

Учитель вывешивает 3 цвета светофора на доску.

- Скажите, в любом ли месте можно переходить улицу?(Только по пешеходному переходу.Есть подземный переход, и есть наземный – «зебра»)

Учитель вывешивает на доску знак «Пешеходный переход».

- Что означает этот знак? (По «зебре» можно переходить улицу).

Индивидуальная работа.

Раскрасьте сигналы светофора и дорожный знак на с. 32 в рабочей тетради.

Связь с предметом «русский язык» и «история». Рассказ учителя:

Светофо́р (от свет + греч.φορός «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.

Первый светофор был установлен 10 декабря1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель — Джон Пик Найт. В России первый светофор установили в Москве 30 декабря 1930 года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. В Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) это случилось в начале 1930-х годов.В 1960-х годах появились специальные светофоры для пешеходов.

Физкультминутка

- А теперь давайте отдохнём. У меня в руках три цвета светофора. Если я буду показывать вам красный кружок – вы ничего не будете делать, если покажу

жёлтый – хлопайте в ладоши, если зелёный кружок – идёте на месте.

Приготовились? Будьте внимательны!

V. Итоги урока.

- О чём мы говорили на уроке? Что нового узнали?(С домашними вещами надо обращаться бережно и осторожно.Переходить улицу только на зеленый свет светофора по пешеходному переходу)

- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли задачи нам удалось решить?

- О чём вы можете рассказать сегодня своим родителям? (О правилах безопасного обращения с предметами, окружающими нас дома, о правилах перехода через дорогу)

VI. Рефлексия.

- Перед вами на краю парты лежат сигнальные карточки с двумя кружочками: красным и зелёным. Если на уроке вам всё было понятно, со всеми заданиями вы справились, то покажите мне зелёный кружочек. Если на уроке было много непонятного, все задания сложными, то покажите мне красный кружочек.

Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков

В рабочей программе представлены:  календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Урок окружающего мира 2 класс (по программе А.А.Плешакова) Тема: Если хочешь быть здоровым.

Урок окружающего мира       2   класс     (по программе  А.А.Плешакова) Тема: Если хочешь быть здоровым. (Урок – путешествие...

Урок окружающего мира. 2 класс. "Если хочешь быть здоров"

Урок окружающего мира. 2 класс. "Если хочешь быть здоров" (путешествие по "Школе радости и здоровья")...

Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока Окружающего мира по теме "Путешествие. Посмотри вокруг".

Конспект урока Окружающего мира, 2 класс. Тема: "Путешествие. Посмотри вокруг". УМК "Школа России"....

Конспект урока окружающего мира 1 класс по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Технологическая карта урокаПредмет, классОкружающий мир 1 классУМК«Школа России»Тема урока:Как живут растения?Тип урока по целеполаганию:Урок-открытие новых знанийЦель урока:Познакомить с ...