Конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Дуброва Инна Андреевна

Конспект по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_04okruzhayuschiy.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «ВАЛУЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Конспект урока окружающего мира

проведённого 18.04.18г. во 2 «Г» классе

студенткой 31 группы

Тарасовой Еленой Юрьевной

Тема: «В гости к весне»

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

        

                                                              Учитель: ___________ Судовцева Е.В.

                                                         Методист: __________ Сафонова Л.А.

            Оценка:___________

Тема: «В гости к весне»

Тип урока: комбинированный

Цель: продолжить знакомство учащихся с весенними явлениями в живой и неживой природе.

Планируемые  результаты:

Предметные: обобщать наблюдения над весенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий.

Метапредметные:

1)Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

2)Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

3)Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Материально-техническое обеспечение: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс (2 часть); УМК «Школа России», презентация, компьютер, наглядный материал, тетрадь на печатной основе.

Класс: 2Г

Ход работы:

  1. Самоопределение к деятельности

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Юрьевна. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит - надо встать,

Когда позволит сесть- то сядь.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

  1. Актуализация знаний

-Ребята, а какое задание вам нужно было подготовить дома?( составить отчет об экскурсии)

-Давайте зачитаем несколько отчетов(выступление уч-ся)

- Ребята, давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся нам на уроке.

- Что такое природа? (Все, что нас окружает и существует независимо от человека)

-Какая бывает природа? (живая и неживая). А еще есть предметы сделанные руками человека.

- Что относится к живой природе? (растения, животные и человек)

- А что относится к неживой природе? ( вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

-По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (растут, питаются, размножаются, умирают).

  1. Открытие нового знания

- Отгадайте загадку:

Пришла пора зиме на смену,

Природу пробудила ото сна.

Растаял снег, клин птиц плывет по небу,

Тепло она нам принесла. (Весна)

Как вы понимаете слова «природу пробудила ото сна»?

- Ребята, назовите тему нашего урока. (ответы)

-Сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года- весне. Прочитайте тему урока на с. 86. ( В гости к весне)

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока. О чем пойдет речь? (о явлениях, которые происходят весной в живой и неживой природе).

-Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и цель урока.

-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

(дети читают на с.86.)

-Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны сказать о каких месяцах идет речь. По каким признакам определили.

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)

Март, апрель, май - месяцы какого времени года? (Весны.)

-Откройте печатные тетради на с. 54 выполним задание№2.

-Ребята, а теперь поработаем в парах. На столах у вас лежат карточки с явлениями природы. Ваша задача зачеркнуть те явления природы, которые не относятся к весне.

Карточка: Стало холоднее. Образовались проталины. Река замерзает. Лед на реке тает. Птицы улетают на юг. Листья распускаются. День становится длиннее. Становится теплее.

Ребята, сейчас поработаем в группах. Используя материал учебника 1 группа –подготовить сообщение об изменениях неживой природы весной; 2 группа- подготовить сообщение об изменениях живой природы весной.3 группа-?

(выступление групп)

- Итак, первая группа нам расскажет об изменениях в неживой природе. 

-Какие же изменения происходят в неживой природе весной?

-Какие  новые понятия вам встретились?

Ледоход –движение льдин на реках под действие течения или ветра.        Половодье-выход реки из берегов.

-Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

-Что можно наблюдать во время ледохода?

 -Во время ледохода,  лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. 

-А почему весной опасно ходить по льду?(Подтаявший лёд может проломиться.)

-Когда река грозит половодьем?(Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет  близлежащие луга, поля, леса.)

-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?(Они могут погибнуть)

-Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться.

- А вторая группа нам расскажет об изменениях в живой природе весной.

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.) Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

А теперь представим детки,

Будто руки наши- ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

- Что происходит с кустарниками , деревьями, травянистыми растениями? (ответы детей).

-Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?(первоцветы: медуница, мать-и-мачеха, подснежник )

-Этим растениям не требуется много тепла. На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их. Прочитаем про них.

Мать-и-мачеха. Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом, прямо посреди прошлогодней травы можно увидеть жёлтые цветки на мохнатых стебельках. Они, как сигнальные лампочки, подают знак: весна пришла. На деревьях ещё не появились листочки, а мать-и-мачеха уже цветёт. Интересно, почему это растение так назвали? Если внимательно рассмотреть растение, то можно заметить, что листья у него сверху блестящие, гладкие и холодные, а снизу шероховатые, пушистые и мягкие. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Вопрос: За что мать - и мачеха получила такое название?

Из-за листьев - верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать

Слайд

Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану!

Вопрос: Как вы поняли, какова особенность у этого растения?

Меняет окраску: цветки бывают разного цвета- розового,синего.фиолетового

Слайд

Хохлатка.

Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу - под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы - собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь - растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.

-Откройте рабочую тетрадь на стр. 56. Выполним №4.

- А что происходит с насекомыми и птицами весной? ( с приходом тепла насекомые выбираются из укрытий, возвращаются в родные края птицы. Для них стало больше корма.)

-Ребята, я вам буду загадывать загадку а ваша задача определить под каким номером находится название этой птицы:

1)Взад-вперед по пашне вскачь. Ходит черный-черный…….(грач)

2)Прилетает к нам с теплом, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка№4)

3)Спрятавшись среди ветвей, поёт славно…(соловей)

4)У него веселый дом с круглым маленьким окном. Как певец он молодец, потому что он …(скворец)

А какие перелетные птицы знаете вы? (Жаворонки, зяблики, дрозды, трясогуска, дрозд, чибис, иволга, малиновка, кукушка, соловей).

- Ребята, каким должно быть главное условие весны, чтобы вернулись птицы? ( тепло, появление насекомых)

  1. Первичное усвоение новых знаний

-А сейчас проверим как вы усвоили материал. Проведем небольшой тест. Из предложенных вариантов ответов (на карточке) выберите правильный.

1. Весна наступает:

а) 1 апреля б) 1 мая в) 1 марта.

2. День с приходом весны становится:

а) короче б) длиннее в) остался таким же.

3. Температура воздуха стала:

а) выше б) ниже в) осталась такой же

4. Какое явление природы можно наблюдать только весной?

а) метель б) снегопад в) ледоход.

5. Какое из этих растений является первоцветом?

а) мать - и –мачеха б) астра в) георгин.

6. Какая птица является перелётной?

А) голубь б) ласточка в) воробей

- Проверьте.

Проверка по образцу. Слайд

- Поставьте себе отметку.

(0 –«5», 1-2-«4», 3-«3» )

  1. Итог урока

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную цель?

  1. Домашнее задание

Найти ответ на вопрос «Кого называют вестником весны и почему?»;подготовить сообщение охрана природы весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...