Окружающий мир 4 класс Тема: Парк весной. Урок-экскурсия.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Окружающий мир 4 класс Тема: Парк весной. Урок-экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_4_5.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4-Б класс

Тема: Парк весной

Цель: проследить, как пробуждается природа весной, выявить изменения, которые происходят в неживой природе, и выяснить. Как они влияют на изменения в неживой природе; развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, познавательный интерес, умение слушать и чувствовать, воссоздавать наблюдения в своем рассказе; воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Задачи: выделять признаки живой и неживой природы весной, устанавливать связь между живой и неживой природой, закрепить умения ориентироваться по компасу и местным природным признакам, создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений, использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации, формулировать выводы о весенних явлениях природы.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробуждения природы на человека, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса.

Метапредметные: уметь получать информацию из практической деятельности; быть толерантным к мнению одноклассников; уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы, формулировать самому простые правила поведения в природе;

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться.

Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Оборудование: блокноты, карандаши, линейка, гномон, лопаточка.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.

Форма урока: урок - экскурсия.

Подготовка к экскурсии: определяется место проведения экскурсии и объекты изучения на экскурсии, учитель готовит задания для детей. Дети учат стихи о весне, подбирают загадки.

Ход экскурсии

  1. Организация класса
  2. Самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас необычный урок-путешествие в парк. А по какой причине мы туда отправимся вы узнаете, когда послушаете стихотворение А. Плещеева

Теплей и ярче солнце встало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала».

                                А. Плещеев

        — О каком времени года эти строки?

        — Какие весенние месяцы вы знаете?

        Угадайте, о каком месяце говорится в каждом из отрывков:

Дует теплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетел.

Что за месяц? Кто узнает? (Март).

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Кто же к нам пришел? (Апрель).

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май).

 — Как вы думаете какая тема нашей экскурсии? («Какие изменения происходят в природе весной?»)

  1. Постановка цели урока

       —Весна пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, в парк. Мы понаблюдаем, как изменилась природа с приходом этого времени года, какие изменения прошли в живой и неживой природе, выясним причины, которые предопределяют эти изменения в природе.

  1. Проведение экскурсии

        1.Беседа о характерных признаках весны в неживой природе

        — Послушайте строки стихотворения С. Дрожжина “Зима сменяется весною”. Какие строки указывают на весенние изменения в неживой природе и живой.

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали;

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят,

Галки, вороны садами

Сядут на крыше рядами,

Каркнут и дальше летят.

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распушилась,

Так и блестит жемчугом.

Кой — где обтаяли кочки

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

        Весна приходит тихо и незаметно. Солнце с каждым днем посылает на землю все больше тепла, пробуждает природу от зимнего сна. По небу плывут ярко-белые пушистые облачка. Идет первый весенний дождь. Пройдет несколько дней — и весна становится более смелой и говорливой.

         — Какой сейчас месяц весны?

        — Какие изменения произошли в неживой природе весной?

        —Как изменилась высота Солнца над горизонтом?

        2.Практическая работа

        Определение длины гномона.

        —Какая длина тени гномона? Измерьте ее.

        —Как изменилась длина тени гномона по сравнению с зимой?

        —О чем это свидетельствует?

        —Как высота Солнца над горизонтом влияет на температуру воздуха?

Охарактеризует погоду: какое состояние неба, какая температура воздуха, какой

        Ветер, есть ли осадки.

        Давайте-ка сделаем вывод:

        —Какие изменения в неживой природе произошли весной?

        —От чего завися изменения в неживой природе?

        Обобщив наблюдения за состоянием неживой природы, учитель предлагает учащимся выяснить, как весеннее потепление и другие изменения неживой природы повлияли на растения и животных.

3.Беседа об изменениях в жизни растений

Учащиеся увидят, что почки на деревьях и кустарниках набухают, кое-где они лопнули и показались зеленые листочки. Причем, на разных деревьях эти изменения произошли по-разному. Дети рассказывают, как изменилась липа.

Учитель дополняет их наблюдения о липе:

Липа обладает большой теневыносливостью. Главный признак — плотная, густая крона.

Почки липы располагаются на веточках поочередно. Они довольно крупные, яйцевидной формы, совершенно гладкие и блестящие. Однако, у них есть одна отличительная особенность— каждая почка покрыта только двумя чешуйками.

(Наблюдают сказанное учителем, рассматривая веточки липы.)

Листья имеют сердцевидную форму. Опавшие листья быстро перегнивают. Липа цветет много позднее всех остальных деревьев — уже в середине лета. Цветки ее мелкие, бледно-желтые, невзрачные, но имеют значительный аромат и богаты нектаром. Это дерево — один из лучших медоносов. Цветки липы ценны еще и своей целебностью. Настой сухих цветков, липовый чай, пьют при простуде.

Плоды липы — мелкие, почти черные орешки.

Семена липы, попав на землю, никогда не прорастут в первую весну. Прежде, чем прорасти, они лежат не меньше года.

Чтение рассказа Г. Скребицкого:

«Давно уже отцвели многие деревья в парках и городских садах, давно они покрылись густой зеленой листвой. И вдруг в тех же садах, парках и даже на улицах чудесно запахло цветами: зацвели липы!

Дикие лесные мелколистные липы зацветают несколько раньше, уже в начале месяца.

В городах, кроме мелколистной, сажают парковую крупнолистную липу. Эти деревья украшают улицы, скверы, бульвары. Они не только радуют глаз сочной темно-зеленой листвой, но и наполняют наши селения благоуханием своих скромных цветов.

Придите в солнечный день на городской бульвар или в сквер, где растут старые липы, сядьте на скамейку и прислушайтесь: в вышине, в густой кроне деревьев гудят пчелы. Есть такие любители-пчеловоды, у которых и в городе есть ульи с пчелами. Есть и ульи и в живых уголках при школах и домах пионеров. Кроме того, пчелы за медом летают очень далеко: могут с окраины города в парк прилететь.

Липовый мед самый душистый, самый прозрачный и вкусный». (Обратите внимание еще раз на то, что липа цветет летом).

Выполнив задание, дети сообщают, что земля покрыта зеленой молодой травой. Она отросла от корней, которые хорошо сохранились.

Затем ученики рассматривают раннецветущие растения.

        4.Беседа по выявлению изменений в жизни насекомых

        — Каких насекомых вы увидели?

        — Почему насекомые проснулись?

        — Расскажите о поведении насекомых весной? Чем они заняты?

        — Каких бабочек увидели? Где они были зимой?

        — Почему нельзя ловить бабочек?

Отгадайте загадку.

                                                Не мотор, а жужжит,

                                                Не пилот, а летит,

                                                Не змея, а жалит.

        — Чем заняты пчелы? Почему они вылетели из ульев?

        Под деревьями можно увидеть высокие холмики из мелких листочков и веточек. Это муравейники. Рассмотрите внимательно муравьев. Это — большие труженики. Все время они работают, таща какие-то кусочки коры, чинят после зимы свой чудо-дом. Муравьев называют санитарами леса, так как они уничтожают много лесных вредителей. Поэтому, их надо охранять.

        5.Беседа об изменениях в жизни птиц

        — Какие птицы вернулись из теплых краев?

        — Почему перелетные птицы возвращаются из теплых краев в родные места?

        — Каких перелетных птиц вы встречали в природе?

        — Какие птицы оставались зимовать и не улетали в теплые края? Что изменилось в жизни птиц? Почему они переселились в леса и парки?

        —Какие изменения происходят в жизни зверей весной?

        6.Поэтическая минутка

        Дети читают стихи о весне, загадывают загадки, которые они подготовили.

V.Подведение итогов

        —Какие признаки весны вы наблюдали в неживой природе?

        —Как изменились растения?

        —Какое дерево мы рассматривали?

        —Почему появились насекомые?

        —Какие изменения произошли в жизни птиц?

        —Какая связь между неживой и живой природой весной?

         VI.Рефлексия

        —Выберите и продолжите любое предложение.

           - На сегодняшнем уроке я узнал...

           - На этом уроке я похвалил бы себя за...

           - После урока мне захотелось...

           - Сегодня я сумел...

        VII.Домашнее задание

Записать выводы в тетрадях и заполнить дневники наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром по теме:" Растения весной".

Цель: дать представления об изменениях в жизни растений с приходом  весны.Задачи:- продолжать учить замечать сезонные изменения в природе;- поплнение и активизация словарного запаса;- воспитывать...

Конспект урока по обучению грамоте (чтению) в 1 классе. Тема: рассказ "Весна".

В конспекте отражены основные этапы работы напрвленные на развитие  самостоятельного и осознонного чтения первоклассников о ограниченными возможностями слуха....

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: Звуки весны: апрель – водолей.

УМК:  Школа 21 века Цель:Сформировать представление учащихся о характерных признаках весны в  природе.Задачи:1) Показать весенние изменения в жизни растений и животных весной, показать ...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Пришла Весна»

Предмет: Окружающий мирКласс: 1-3Тема: «Пришла Весна»Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.Планируемые результаты: Предметные: ·...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского. Описание весенней природы. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами.

Цель — ввести ученика в мир литературного чтения посредством первичного знакомства с текстом произведения, создать условия для разворачивания читательской деятельности на базе интенсивного совер...