Урок "ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА
Цель: открытие учащимися «новых» свойств воды.
Задачи: повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле; определить в ходе опытов свойства воды; продолжить обучение детей исследовательской деятельности (постановка опытов и формулировка выводов).
Планируемые результаты
Предметные: научить детей проводить опыты, исследовать свойства воды.
Метапредметные:
Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах.
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему; развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности
Личностные: формировать положительную учебную мотивацию; развитие доброжела-тельности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, проблемный, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: презентация, лабораторные принадлежности, вещества для проведения опытов.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Создать эмоциональный | Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые? | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Распределяют обязанности. |
Актуализация знаний, сообщение темы урока. | На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. | Слайд 2. Разгадайте ребус | Объясняет задание. | Раскодирование ключевого слова. |
Постановка проблемного вопроса. | Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. | Слайд 4. Знакомые нам Серёжа и Надя многое узнали о воде, но у Серёжи остались ещё вопросы. И вот один из них: - Надя, я знаю, что вода – это растворитель. А как узнать, какие вещества растворяются, а какие нет? | Зачитывает проблемную ситуацию. | Ответы учащихся. |
Совместное открытие знаний. | Практическим способом найти ответ на проблемный вопрос. | А мы с вами приступаем к опытам. Какой опыт следует провести? Опыт №1 «Растворение веществ в воде» Как узнали, что вещество растворилось в воде? Что растворилось в воде? Что увидели, если вещество в воде не растворилось? Что не растворилось в воде? Ребята, какие выводы можно сделать из этих опытов? Каким образом на стенках появились пузырьки газа? Природная вода всегда содержит многочисленные растворенные в ней примеси – полезные или нет для здоровья человека. | Задаёт вопросы, помогает в проведении опытов. После того, как ученики убедились, что не все твёрдые вещества растворяются в воде, можно продолжить опыт с жидкостями. Учитель демонстрирует стаканы с водопроводной водой и с газированной, на стенках которых видны пузырьки газа (воздуха или углекислого газа) | Проводят опыт экспериментаторы, остальные наблюдают. Твёрдое вещество как бы «исчезнет», а жидкость останется прозрачной. Растворилась соль, сахар, лимонная кислота. Кусочки твёрдого вещества видны глазу, со временем они оседают на дно сосуда). Мел, глина. «Учёные» заполняют карту Ученики делают вывод, что жидкости, как и твёрдые вещества, могут растворяться в воде, но есть и нерастворимые. Примеры записывают в таблицу. Вывод: есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Вода – хороший растворитель. Высказывают свои предположения. Вывод: в воде могут растворяться и твёрдые, и жидкие, и газообразные вещества. |
Физминутка | Научить выполнять физминутку. | Льется чистая водица, | Озвучивает текст физминутки. | Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Постановка проблемного вопроса. | Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. | Слайд 5. Вот ещё один вопрос задал Серёжа и Наде: Надя, а что же делать, если нужно помыть руки, но вода очень грязная, а специального фильтра для воды нет? | Зачитывает вопрос. | Высказывают свои предположения. |
Совместное открытие знаний. | Научить применять приобретённые знания в жизни. | Опыт № 2. «Очистка воды фильтрованием» Что произошло с нерастворимыми веществами? Почему после прохождения через бумагу речная вода очистилась? Можно ли воду очищать? Слайд 6. А почему вода оказывается грязной? Приведите примеры. | Контролирует процесс проведения опыта. | Работа в группах. Экспериментаторы проводят опыт. Учёные делают выводы и запись. Вывод: воду можно очистить с помощью салфетки, бумаги или ткани. |
Применение знаний в новой проблемной ситуации | Проверить уровень приобретённых знаний. | Недавно на глаза мне попалась притча, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. | Рассказывает сказку. | Отвечают на вопросы. |
Постановка проблемного вопроса. | Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. | Ребята, а какое сейчас время года? А у Серёжи снова возник вопрос, связанный с зимой. | Задаёт проблемный вопрос. | Середина осени. Поиск ответа на проблемный вопрос. |
Совместное открытие знаний. | Научить применять приобретённые знания в жизни. | Проведем ещё один опыт, чтобы это выяснить. Опыт №3 «Вода при замерзании расширяется» Если вода замерзает в трещинах скал, то она, расширяясь, ломает и сдвигает их с места. | Дополняет выводы, ответы. | Проводят опыт, наблюдают, делают вывод. Отвечают на вопросы. Вывод: вода при замерзании расширяется. |
Опыт №4 «Вода испаряется» Сейчас я попрошу экспериментатора подойти к доске и вытереть тряпочкой доску. | Дополнение учителем ответов детей. | Ученик проводит мокрой тряпочкой по доске, остальные наблюдают, что происходит. Ответы детей: сушка белья и т.д. | ||
Обобщение изученного. | Проверить уровень приобретённых знаний. | Слайд 8. Результаты, полученные вами, показывают, что вода обладает следующими свойствами:
Нужно ли заботиться о водных ресурсах и как? | Учитель предлагает подвести итоги исследований и приготовить выступление. | Делают вывод. Представители сообщают о результатах своей работы. Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске. |
Рефлексия. | Проверка способности самооценки, как личностный результат | Оцените свою работу на уроке. |
| Оценивают свою деятельность с помощью оценочной карты |
Домашнее задание. |
| Все вы любите смотреть сказки и мультфильмы и наверняка видели сюжет про живую и мёртвую воду. А что значит живая вода? Мёртвая? Предлагаю составить рассказ на тему «Вода добрая, вода злая» или придумать любое задание по теме. | Сообщает задание. | Записывают задание. Выполняют по желанию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.
Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...
Конспект урока по математике Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.
Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока:. Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить пра...
Конспект урока по математике 3 класс. Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.
Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить правила деления суммы на число и ...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...
. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 классс. УМК " Перспективная начальная школа"...