Наши подземные богатства
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России, карта области (края); коллекция полезных ископаемых |
Основные | Полезные ископаемые |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Сегодня мы продолжим говорить о богатствах, которые хранятся в недрах земли. Хозяйка подземных богатств В свое царство приглашает нас. Открыты ворота подземной страны, Любые клады на карте найдете вы. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | – Найдите «лишний» объект: а) пруд, море, река, океан; б) море, река, озеро, ручей; в) устье, исток, склон, приток. – Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Выход подземных вод на поверхность – … (ключ). | Выполняют | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; система- | Устные ответы, выполненные задания |
Огромное пространство соленой воды на Земле – … (океан). Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами, – это… (море). Место впадения реки в другую большую реку или море называется… (устье). А место, где река берет свое начало, называется… (исток). Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой, – это… (пруд). – Разделите с помощью стрелок водоемы на группы по происхождению | тизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для реше- | |||||
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя. | – Все природные богатства, которые люди добывают Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк. | Внимательно слушают. | Фронтальная. | Устные ответы. | |
Работа атласом-определителем | Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А поваренную соль человек использует для приготовления пищи. Предлагает выполнить задания по группам . – Где применяются полезные ископаемые, о которых вы рассказали? – Найдите на карте России месторождения этих ископаемых | Работают самостоятельно. Обсуждают изученный | Групповая | ния проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Выполненные задания | |
IV. Практическая деятельность | Составление схемы. | Заполняют схему. | Фронтальная, коллективная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической рабо- | Устные ответы, записи | |
Задания | Проводит коллективную проверку схемы. Далее предлагает учащимся прочитать статью «Охрана подземных богатств» в учебнике (с. 168–169). Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Читают Выполняют | Индивидуальная | ты следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Кроссворд. Выставление оценок | – Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как надо охранять подземные богатства? – Что же мы называем полезными ископаемыми? – В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Предлагает разгадать кроссворд | Отвечают Решают кроссворд | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы, разгаданный кроссворд |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 159–170. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3, 4, с. 170. Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал
Группы водоемов по происхождению
Задания для групп
1-я группа: знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (учебник, с. 163–167, атлас-определитель «От земли до неба», карточка-«помогай-ка», карта края, карточки с условными обозначениями).
2-я группа: изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (учебник, с. 164–165, атлас-определитель «От земли до неба», карточка-«помогай-ка», карта края, карточки с условными обозначениями).
3-я группа: знакомится со свойствами и применением железной руды и другими рудами (учебник, с. 160–162, атлас-определитель «От земли до неба», карточка-«помогай-ка», карта края, карточки с условными обозначениями).
Карточка-«помогай-ка» (для каждой группы):
• Название. • Способы добычи.
• Условное обозначение. • Значение и применение.
• Свойства. • Месторождение на территории края.
Кроссворд
1. Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И в стекле он расплавлен даже. (Песок.) 2. Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи… (Руда.) 3. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел.) 6. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий. (Уголь.) 7. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина.) | 4. Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит.) 5. Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это. (Нефть.) 8. По трубе течет, пироги печет. (Газ.) 9. Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он – удобрение. (Торф.) 10. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением (Известняк.) |
Ключевые слова: ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наше подземное богатство
В данной презентации учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми, их свойствами....
"Наши подземные богатства" - урок по предмету "Окружающий мир" в 4 - м классе
Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве, повторить сведения о свойствах полезных ископаемых, познакомить с полезными ископаемыми родного края....
Наши подземные богатства
Республика Саха Якутия занимает одно из первых мест в России по разнообразию и запасам полезных ископаемых....
Наши подземные богатства
Презентация и план урока курса Окружающий мир 4 класс "Наши подземные ботатства"....
Презентация к уроку "Наши подземные богатства"
Презентация к уроку окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс по программе А.А Плешакова...
урока по Окружающему миру на тему "Наши подземные богатства"
исследовательская деятельность на уроке...
Наши подземные богатства
Урок окружающего мира по программе Плешакова А. А. , 4 класс...