Урок 1 сентября в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок проведен 1 сентября в 1 классе на тему "Петербург - город будущего"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_sentyabrya._urok_o_sankt-peterburge._1_klass.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:«Путешествие в Санкт-Петербург»
Цель: познакомить учащихся с достопримечательностями г. Санкт- Петербурга.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга;
- развивать интерес к предмету, применяя нестандартные формы проведения урока;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за красоту своей родины.
Формирование УУД:
Личностные действия: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.
Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные действия: работать с дополнительной литературой, готовить сообщения.
Коммуникативные действия:уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Оборудование:мультимедийный проектор;кроссворд; ребус; компьютерная презентация "Путешествие в Санкт-Петербург"
Тип урока:урок- экскурсия; урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные.
Ход урока:
- Организационный этап. Эмоциональный настрой.
- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.
II. Актуализация знаний учащихся.
-Хотите отправиться в путешествие? Отлично!.
- А вот на чем мы отправимся туда, вам подскажет эта загадка.
ЗагадкаСлайд № 4-5.(парус, мачта, якорь, океан, корабль)
У него есть белый парус,
Мачта, якорь небольшой.
Он штурмует океаны,
Возвращаясь в край родной. (Корабль).
3. Постановка целей и задач урока.
-Какой город мы посетим, вы скажите после того, как послушаете стихотворение.
- Я хочу прочитать отрывок из поэмы А.С. ПушкинаСлайд № 6.(3 картинки города)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
- Догадались, в какой город отправимся?Слайд (Санкт-Петербург-слово)
- Верно, это город Санкт-Петербург.
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Отправляемся в путешествие.
4. Первичное усвоение новых знаний
-А вот на каких реках расположился этот город, вы мне скажите, разгадав ребус.
Авен
4321
Слайд № 8.
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка знаменитая река
Баржи, лодки. Пароходы
На себе несёт Нева.
Слайд № 9.
- Петербург раскинулся по берегам многоводной реки Невы.
Работа с картой.Слайд № 10
- Давайте найдём его на карте. Город расположен на северо-западе нашей огромной страны.
Слайд № 11-12
- Петр Великий мечтал о большой северной столице. Он хотел, чтобы все дома в ней были каменные .С каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.
Слайд № 13-15
В полдень выстрелит хлопушка,
За стеной сторожевой,
Словно детская игрушка –
Это крепость над Невой.
Ведущий: Ребята, о какой крепости идёт речь, кто её построил, где и почему?
Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге, построена она на Заячьем острове для защиты города от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.
Слайд № 16.
- Санкт-Петербург начал свою историю с крепости, расположенной на Заячьем острове, окружённая Невой. Позже её назовут Петропавловской.Отсюда начинался Петербург. Крепость была сооружена для защиты города от врагов.
Слайд № 17-18.
С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Каждый день ровно в полдень в Петропавловской крепостираздаётся холостой выстрел сигнальной пушки. По этому выстрелу жители города проверяют время.
Слайд № 19-21.
-Центром крепости является Петропавловский собор. Колокольня собора со шпилем достигает высоты 122,5метров. Это – самое высокое сооружение Санкт-Петербурга. Ангел с крестом на вершине 40-метровой колокольни, стал одним из символов города. Сейчас в Петропавловской крепости находится музей.
Слайд № 22.
Игра:Ведущий: Предлагаю рассмотреть иллюстрации нескольких крепостей и найти среди них Петропавловскую крепость.
-В прошлом веке несколько раз менялось название города.
В 1914году указом Николая II город переименован в Петроград.
С 1924 –Ленинград.
В 1991 году вернулось название Санкт-Петербург.
Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
высоко плывет –
это символ города,
здесь рождался флот.
(Сергей Скаченков)
Ведущий: На шпиле какого здания красуется кораблик?
Дети: Это – Адмиралтейство.
Ребенок: С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура – РОСТРА
Ростральные колонны
Слайд № 13.
- Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов город около 900 дней находился во вражеской блокаде, в результате которой более 600 000 человек умерли от голода.
- А кто из вас знает, что такое блокада?
Слайд № 27
- Санкт-Петербург носит звание Город-герой (с 1965 года).
5. Динамическая пауза.Слайд № 29.
6. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Слайд № 31
Петербург называют "городом мостов". И это название справедливо. 68 рек, каналов и притоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его обширной территории 42 острова. Реки и каналы превратили Петербург в настоящую "Северную Венецию". Стоит лишь сказать, что мостов в Петербурге 177, больших и маленьких. Берега у Невы низкие. Мосты висят низко над водой. Какую хитрость придумали строители мостов, чтобы под ними могли проходить корабли?
Б) Дворцовый мост - самый большой мост. Его длина 260 метров, ширина 28 метров. По этому мосту можно проехать на Дворцовую площадь к Зимнему дворцу.
В)Банковский мост – самый первый мост. Самый популярный мост в Санкт-Петербурге, рядом находится Казанский собор. Длина моста 55метров, ширина 24 метра.Раньше за переправу через мост, брали плату – булыжники, им умащали дороги и укрепляли мост. Сейчас, по углам моста стоят золотокрылые грифоны (у них - туловище льва, а крылья сокола). Грифоны - символизируют могущественного властелина, побеждающих врагов.
Г)Поцелуев мост – построил на свои деньги купец Поцелуев.
Длина моста 41 метр, ширина 24 метра.
Д)Аничков мост – самый первый мост. Построил инженер-полковник Михаил Аничков.
Слайд № 32.
Как называется эта площадь? Дворцовая. Почему? На ней стоит Зимний Дворец.
Слайд № 33.
Раньше здесь жили российские цари. Теперь это крупнейший в России государственный музей Эрмитаж, расположенный в 7 зданиях. Эрмитаж был открыт в 1852 году. Музей Эрмитаж знают во всём мире, потому что здесь собрана богатая коллекция картин, скульптур, изделий из камня, золота, серебра.
Слайд № 34
В Эрмитаже хранятся около трех миллионов экспонатов, а протяженность галерей музея составляет около 19 километров.Подсчитано, что, если посетитель будет уделять каждому экспонату по 1 минуте, то для просмотра всей коллекции потребуется 9 лет.
Слайд № 40.
- В 1782 годупо приказу императрицы Екатерины IIбыл создан и установленпамятник Петру I «Медный всадник».Почему так назван? Ведь он сделан из бронзы? Мы видим императора Петра на коне. Сам памятник установлен на цельном камне.Вес монолита 1600 тонн.Тащили этот «Гром-камень» из болота.
Слайд № 41.
8.Знакомство с гербом Санкт-Петербурга.Слайд № 42.
На красном щите державный скипетр и два якоря – морской и речной. Ведь Санкт-Петербург – город-порт.
9. Первичная проверка пониманий
Слайд № 43
Блиц-опрос
- Имя императора, основателя города Санкт-Петербурга.
- На какой реке построен город?
- Какое сооружение через реку, отличает этот город от других.
- Что было сооружено для защиты от врагов?
- Зимний… - это парадный дом царской семьи.
- Что является центром Петропавловской крепости?
- Назовите знаменитого поэта, жившего в доме на р. Мойке.
- Как называется музей, который находится в Зимнем дворце.
- Что находится на вершине колокольни Петропавловского собора?
- Кто основал наш город? (Петр I)
- Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
- Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
- Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
- Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
- Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
- Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
- На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)
- Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Сфинкс)
- Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
- Где в 12 часов дня стреляет в нашем городе пушка? (На стене нарышкинского бастиона Петропавловской крепости)
- Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)
- Что венчает золоченный шпиль Петропавловской крепости? (Флюгер в виде ангела с крестом; высота – 3м, размах крыльев – 4м)
- Почему дворец Петра I в Летнем саду называют летним? (жил летом)
- Как выглядит герб нашего города?
10. Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, ребята. Пришло время возвращаться, но для начала давайте вспомним наше путешествие
Ведущий: Поиграем в игру «Узнай картинку»
Картинка с наложенными друг на друга контурами зданий: Адмиралтейство + Петропавловская крепость + Исаакиевский собор.
Дети называют достопримечательности, чьи силуэты они узнали на картинке.
Рефлексия. Обведи силуэт города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 1 классе, 1 сентября!
Это первый урок-знакомство в 1 классе. Проводится в занимательной форме....
Я - гражданин (Урок в 1 класса 1 сентября)
Представлена разработка урока в 1 классе 1 сентября "Я - гражданин"....
Урок "День знаний", посвященный 1 сентября (2 класс)
Конспек урока....
Сценарий проведения урока знаний 1 сентября 1 класс
Сценарий проведения урока знаний 1 сентября...
Технологическая карта урока. Сентябрь. 4 класс
Технологическая карта урока....
Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)
Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)...
Сценарий урока в 4 классе "Урок Победы" 1 сентября 2019 г.
Урок даёт возможность формировать представление о Великой Отечественной войне и её героях, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, формирование хронологических и картографичес...