Урок 1 сентября в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Дремина Татьяна Владиленовна

Урок проведен 1 сентября в 1 классе на тему "Петербург - город будущего" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sentyabrya._urok_o_sankt-peterburge._1_klass.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Путешествие в Санкт-Петербург»

Цель: познакомить учащихся с достопримечательностями г. Санкт-                   Петербурга.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга;
  2. развивать интерес к предмету, применяя нестандартные формы проведения урока;
  3. воспитывать чувство патриотизма и гордости за красоту своей родины.

Формирование УУД:

Личностные действия: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.

Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные действия: работать с дополнительной литературой, готовить сообщения.

Коммуникативные действия:уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Оборудование:мультимедийный проектор;кроссворд; ребус; компьютерная презентация "Путешествие в Санкт-Петербург"

Тип урока:урок- экскурсия; урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные.


Ход урока:

  1. Организационный этап. Эмоциональный настрой.

- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем  наш урок.

II. Актуализация знаний учащихся.

-Хотите отправиться  в  путешествие? Отлично!.

- А вот на чем мы отправимся туда, вам подскажет эта загадка.

ЗагадкаСлайд № 4-5.(парус, мачта, якорь, океан, корабль)

У него есть белый парус,

Мачта, якорь небольшой.

Он штурмует океаны,

 Возвращаясь в край родной. (Корабль).

3. Постановка целей и задач урока.

-Какой город мы посетим, вы скажите после того, как послушаете стихотворение.

- Я хочу прочитать отрывок из поэмы А.С. ПушкинаСлайд № 6.(3 картинки города)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

- Догадались, в какой город отправимся?Слайд (Санкт-Петербург-слово)

- Верно, это город Санкт-Петербург.

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Отправляемся в путешествие.

4. Первичное усвоение новых знаний

-А вот на каких реках расположился этот город, вы мне скажите,  разгадав ребус.

Авен

                                                                         4321

Слайд № 8.

У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка знаменитая река
Баржи, лодки. Пароходы
На себе несёт Нева.

Слайд № 9.

- Петербург раскинулся по берегам многоводной реки Невы.

Работа с картой.Слайд № 10

- Давайте найдём его на карте. Город расположен на северо-западе нашей огромной страны.

Слайд № 11-12

- Петр Великий мечтал о большой северной столице. Он хотел, чтобы все дома в ней были каменные .С каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.

Слайд № 13-15

В полдень выстрелит хлопушка,
За стеной сторожевой,
Словно детская игрушка –
Это крепость над Невой.

Ведущий: Ребята, о какой крепости идёт речь, кто её построил, где и почему?

Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге, построена она на Заячьем острове для защиты города от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.

Слайд № 16.

- Санкт-Петербург начал свою историю с крепости, расположенной на Заячьем острове, окружённая Невой. Позже её назовут Петропавловской.Отсюда начинался Петербург. Крепость была сооружена для защиты города от врагов.

Слайд № 17-18.

С 1730-х годов появилась традиция отмечать  полдень пушечным выстрелом. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня.  Каждый день ровно в полдень в Петропавловской крепостираздаётся холостой выстрел сигнальной пушки. По этому выстрелу жители города проверяют время.

Слайд № 19-21.

-Центром крепости является Петропавловский собор. Колокольня собора со шпилем достигает высоты 122,5метров. Это – самое высокое сооружение Санкт-Петербурга. Ангел с крестом на вершине 40-метровой колокольни, стал одним из символов города. Сейчас в Петропавловской крепости находится музей.  

Слайд № 22.

Игра:Ведущий: Предлагаю рассмотреть иллюстрации нескольких крепостей и найти среди них Петропавловскую крепость.

-В прошлом веке несколько раз менялось название города.

В 1914году указом Николая II город переименован в Петроград.

С 1924 –Ленинград.

В 1991 году вернулось название Санкт-Петербург.

Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
высоко плывет –
это символ города,
здесь рождался флот.

(Сергей Скаченков)

Ведущий: На шпиле какого здания красуется кораблик?

Дети: Это – Адмиралтейство.

Ребенок: С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура – РОСТРА

Ростральные колонны

Слайд № 13.

- Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов город около 900 дней находился во вражеской блокаде, в результате которой более 600 000 человек умерли от голода.

- А кто из вас знает, что такое блокада?

Слайд № 27

- Санкт-Петербург носит звание Город-герой (с 1965 года).

5. Динамическая пауза.Слайд № 29.

6. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Слайд № 31

 Петербург называют "городом мостов". И это название справедливо. 68 рек, каналов и притоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его обширной территории 42 острова. Реки и каналы превратили Петербург в настоящую "Северную Венецию".  Стоит лишь сказать, что мостов в Петербурге 177, больших и маленьких. Берега у Невы низкие. Мосты висят низко над водой. Какую хитрость придумали строители мостов, чтобы под ними могли проходить корабли?

Б) Дворцовый мост - самый большой мост. Его длина 260 метров, ширина 28 метров. По этому мосту можно проехать на Дворцовую площадь к Зимнему дворцу.

В)Банковский мост – самый первый мост. Самый популярный мост в Санкт-Петербурге, рядом находится Казанский собор. Длина моста 55метров, ширина 24 метра.Раньше за переправу через мост, брали плату – булыжники, им умащали дороги и укрепляли мост. Сейчас, по углам моста стоят золотокрылые грифоны (у них - туловище льва, а крылья сокола). Грифоны -   символизируют могущественного властелина, побеждающих врагов.

Г)Поцелуев мост – построил на свои деньги купец Поцелуев.

Длина моста 41 метр, ширина 24 метра.

Д)Аничков мост – самый первый мост. Построил инженер-полковник Михаил Аничков.

Слайд № 32.

Как называется эта площадь? Дворцовая. Почему? На ней стоит Зимний Дворец.

Слайд № 33.

 Раньше здесь жили российские цари. Теперь это крупнейший в России государственный музей Эрмитаж, расположенный в 7 зданиях. Эрмитаж был открыт в 1852 году. Музей Эрмитаж знают во всём мире, потому что здесь собрана богатая коллекция картин, скульптур, изделий из камня, золота, серебра.

Слайд № 34

 В Эрмитаже хранятся около трех миллионов экспонатов, а протяженность галерей музея составляет около 19 километров.Подсчитано, что, если посетитель будет уделять каждому экспонату по 1 минуте, то для просмотра всей коллекции потребуется 9 лет.

Слайд № 40.

- В 1782 годупо приказу императрицы Екатерины IIбыл создан и установленпамятник Петру I «Медный всадник».Почему так назван? Ведь он сделан из бронзы? Мы видим императора Петра на коне. Сам памятник установлен на цельном камне.Вес монолита 1600 тонн.Тащили этот «Гром-камень» из болота.

Слайд № 41.

8.Знакомство с гербом Санкт-Петербурга.Слайд № 42.

На красном щите державный скипетр и два якоря – морской и речной. Ведь Санкт-Петербург – город-порт.

9. Первичная проверка пониманий

Слайд № 43

Блиц-опрос

  1. Имя императора, основателя города Санкт-Петербурга.
  2. На какой реке построен город?
  3. Какое сооружение через реку, отличает этот город от других.
  4. Что было сооружено для защиты от врагов?
  5. Зимний… - это парадный дом царской семьи.
  6. Что является центром Петропавловской крепости?
  7. Назовите знаменитого поэта, жившего в доме на р. Мойке.
  8. Как называется музей, который находится в Зимнем дворце.
  9. Что находится на вершине колокольни Петропавловского собора?
  10. Кто основал наш город? (Петр I)
  11. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
  12. Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
  13. Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
  14. Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
  15. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
  16. Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
  17. На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)
  18. Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Сфинкс)
  19. Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
  20. Где в 12 часов дня стреляет в нашем городе пушка? (На стене нарышкинского бастиона Петропавловской крепости)
  21. Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)
  22. Что венчает золоченный шпиль Петропавловской крепости? (Флюгер в виде ангела с крестом; высота – 3м, размах крыльев – 4м)
  23. Почему дворец Петра I в Летнем саду называют летним? (жил летом)
  24. Как выглядит герб нашего города?

10. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, ребята. Пришло время возвращаться, но для начала давайте вспомним наше путешествие

Ведущий: Поиграем в игру  «Узнай картинку»

Картинка с наложенными друг на друга контурами зданий: Адмиралтейство + Петропавловская крепость + Исаакиевский собор.

Дети называют достопримечательности, чьи силуэты они узнали на картинке.

Рефлексия. Обведи силуэт города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе, 1 сентября!

Это первый урок-знакомство в 1 классе. Проводится в занимательной форме....

Я - гражданин (Урок в 1 класса 1 сентября)

Представлена разработка урока в 1 классе 1 сентября "Я - гражданин"....

Сценарий проведения урока знаний 1 сентября 1 класс

Сценарий проведения урока знаний 1 сентября...

Технологическая карта урока. Сентябрь. 4 класс

Технологическая карта урока....

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)...

Сценарий урока в 4 классе "Урок Победы" 1 сентября 2019 г.

Урок даёт возможность формировать представление о Великой Отечественной войне и её героях, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, формирование хронологических и картографичес...