"Солнце и Звезды"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Галина Алексеевна Кострыкина

Разработка урока окружающего мира, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir._urok_solntse_i_zvezdy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Воронежская область

Таловский район

МОУ Александровская СОШ

Урок окружающего мира.

Обучение по УМК « Гармония»

Тема урока:    « Солнце и звезды ».

Тип урока:  комбинированный, обобщение и систематизация на  

                            основе ранее  изученного,  изучение нового      

                            материала. ( Блоковое  изучение темы)

                     

                                                   

   

                                                 4 класс

 Урок разработан учителем начальных классов

           Кострыкиной Галиной Алексеевной

                                   2009год.

               Программа для общеобразовательных учреждений , одобрена    

Министерством образования и науки Российской Федерации

В работе используется УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.

Комплект рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Разделы учебника представлены в виде блочно – модульного изучения. Урок – обобщения и систематизация на основе ранее изученного, и

изучение нового материала.

На данном уроке задействованы межпредметные связи между биологией, естествознанием, литературой (поэтический компонент), русским языком.

       

           

Урок окружающего мира  по УМК « Гармония» 4 класс.

Тема урока:     Солнце и звезды.

Тип урока : обобщение и систематизация полученных знаний.

Цели урока:   познакомить с самой яркой звездой –солнцем,  сформировать понятие «звезда» и «созвездие», познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них, объяснить почему мы видим звезды маленькими и разного цвета, обобщить и систематизировать знания о небесных телах, об ученых и космонавтах, изучавших космические глубины, продолжить развитие наблюдательности и воображения, воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.

Оборудование:  предметные картинки, наглядный и раздаточный материал, учебник, карта звездного неба.

        Ход урока :

Организационный . момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ребята, вас наверно удивляет несколько необычная обстановка в классе? Но и урок наш сегодня не будет похож ни на один урок в обычной школе.

2.Сообщение темы и целей урока

                                            Ой, ребята, тише, тише,

                                           Что-то странное я слышу

                                            Кто-то шепчет из далека.

                                            Еле слышно, так чуть-чуть

                                            Приглашает навестить

                                            И немного погостить.

         Но как же мы узнаем кто это приглашает нас в гости ? А пойти то ведь хочется, правда?

         Ой, ………что это у тебя под столом ? Похоже письмо  .Но откуда оно тут ? Давайте прочитаем  что в нем написано может быть мы узнаем кто приглашает нас в гости .(читаем)

                                        НЕ СОЧТЕШЬ ИХ В ЧАС НОЧНОЙ,

                                        ДНЕМ НЕ ВИДНО НИ ОДНОЙ.

         О чем эта загадка? Кто приглашает нас в гости ?

А тут еще что-то написано . Сейчас я вам прочитаю.

(слайд №4)

                                О себе мы вам расскажем

                                Почему нас так зовут

                                Вы узнаете ,что светим

                                Тоже мы по разному

                                Интересные названья есть у нас у  каждого

                                Прилетайте поскорее

                                Обо всем расскажем вам.

- Ну, что ,ребята летим в гости к звездам?   Отправимся в полет мы с вами на  ракетоносителе   Союз – 3

(слайд №5)

  3.Повторение изученного. 

-Но подняться в космос мы сможем если преодолеем земное притяжение. А чтобы это сделать надо ответить на вопросы быстро ,четко, без запинки.

                        1.То полна ,то стройна,

                           По ночам не спит она.     (Луна)

(слайд №6)

                        2.Что такое Луна?

                        3.Почему на Луне никто не живет?   (музыка)

                        4. Как называется лунный автомобиль?

(слайд №7)

                        5. кто из людей первым покорил космическое пространство и в

                           каком году? ( слайд7а)

Итак , мы с вами  преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос.

  4.Актуализация опорных знаний.

(слайд №8)

-Ребята ,посмотрите на ночное небо оно черное. А почему оно черное ,ведь воздух не исчез?

(Окрашивать небо помогает Солнце. Это его свет рассеивается воздухом ,окрашивая небо в голубой цвет.) ( слайд8а)

-А что такое солнце ? ( это горячее самосветящееся космическое тело)

 -А подумайте и скажите ,почему мы днем  звезд не видим?

( Днем солнце ярко освещает воздух  на небе. Его свечение оказывается ярче  блеска далеких звездочек.)

 -Совершенно правильно. Но если вы все-таки сомневаетесь в правоте данного высказывания давайте проведем такой опыт. 

При свете дня включим карманный фонарик и направим его в лицо . Что вы сможете заметить ?(Свет фонаря не слепит глаза так как если бы это было в ночное время. Вспомните ночной слепящий свет фар.) А вот дома попробуйте включить фонарик ночью и увидите разницу. Тоже происходит и со звездами.

  5.Работа над новым материалом.

(слайд №9)

- Ребята ,но что такое ,почему  нас в космическом пространстве встречают цветы  астры ,а не звезды?   Давайте узнаем. (чит. Запись с цветка.)

                           Астру с прямыми ее лепестками

                           С давних времен называли звездой

                           В ней лепестки разбежались лучами

                           От сердцевины совсем золотой.

(слайд №10)

Так вот , ребята , от греческого слова «астро» и произошло название  «звезда»

А наука которая изучает звезды  называется «астрономия»

А вы можете догадаться как называют людей ,изучающих звезды ?

     ( астрономы).

А с помощью чего можно разглядеть далекие предметы?

 -Но вот чтобы наблюдать за звездами люди придумали специальные приборы «телескопы» от слова –«далеко вижу»

(слайд №11)

А вот в старину такого человека наблюдающего за звездами  называли «звездочет».

При остром зрении человек может разглядеть до 6 тысяч звезд.

 Звезды привлекали человека ,не только своей красотой и загадочностью они были  нужны человеку всегда. Много лет назад они заменяли человеку часы, компас, календарь. По звезда люди находили путь домой ,определяли время каникул.

А вам приходилось видеть звезды ?

Одинаковы ли они по размеру ?

Звезды – это горячие самосветящиеся космические тела. Огромные шары раскаленного сжатого газа. Звезды белого цвета самые горячие , красноватого  более холодные.

(слайд №12)

А вы видели падающие звезды?

(слайд №13)

  На самом деле падающие звезды –это метеоры , состоящие из метала и твердых пород. Большинство метеоров малы по размеру до 30 м в диаметре. Возможно метеоры это обломки комет и  астероидов. Без мощного телескопа их можно увидеть только когда они входят в атмосферу Земли В атмосфере Земли метеор нагревается и  сгорает оставляя яркий светящийся след . Но мы такое явление называем падающей звездой.

Однако не все метеоры сгорают в атмосфере Земли .Иногда особо крупные достигают поверхности Земли. Метеорное тело упавшее на землю называют «метеоритом» На месте падения метеорита образуется яма или кратер.

(слайд №14)

  6.Физминутка.

    Все встали немного отдохнем.

 Открываем иллюминаторы-  вжик.

 Выдвигаем телескоп

 Протираем стекла

 Настраиваем

 Увидели звезду

 Пролетаю мимо метеоры

 Пролетела мимо летающая тарелка

 Из нее вышел гуманоид и упал в обморок

 Посыпался метеоритный дождь.

Знакомство с созвездиями.

                               Ночью звезды загораются

                               И в созвездья собираются.

 Возьмите  телескопы и посмотрите внимательно, нас встречают группы звезд это созвездия. В древности звездочеты мысленно соединяли  линиями ближайшие звезды Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Им дали имена .Давайте хором назовем встречающие нас созвездия.

(слайд №15)

 Дракон, Большая Медведица, Лев ,Лебедь, Северная корона,  Сириус.

-А какое само  знакомое для нас созвездие ?

Демонстрация ночного неба.

С наступлением ночи небо темнеет на нем постепенно появляются  звездочки их становится все больше и больше .И сейчас мы погасим огни на нашем космическом корабле и получше рассмотрим  на окружающие нас созвездия.(гасим свет)

Посмотрите и запомните встречающиеся вам созвездия.(называю)

(слайд №16)

 8.Практическая работа.

-А сейчас ,ребята ,давайте  все вместе  сделаем аппликацию звездного ночного неба. Ваш ряд сделайте аппликацию «Большой медведицы» .А ваш ряд созвездие то которое вам понравилось.

- Посмотрите на доску и сравните с моим изображением. Какое созвездие изображено у меня?

(слайд №17)

9. Закрепление.

 Наше путешествие подходит к концу, но звезды не хотят отпускать нас не убедившись ,что мы о них уже много знаем.

Итак , звездная блиц – викторина. Из предложенных ответов необходимо выбрать правильный. Тогда вы сможете получить одну из горящих звездочек.

Спутником Земли является:

Солнце

Луна

Марс

Солнце –Это…

          Звезда

          Планета

          Метеорит

3.Кто изучает звезды?

         Счетовод

         Астроном

         Лунатик

Группу звезд называют

          Метеоры

          Комета

          Созвездие.

  - Ну вот наше путешествие подошло к концу мы вернулись с вами на землю .И я надеюсь путешествие вам понравилось и вы теперь будете с большим интересом смотреть на звездное небо.

(слайд №18)

 

УМК « Гармония» Учебник – тетрадь  « Окружающий мир» 4класс,

Автор учебника : О.Т.Поглазова.

Автор разработки урока : Г.А. Кострыкина – учитель начальных классов МОУ Александровской СОШ, Таловского района, Воронежской области.

Самоанализ

урока окружающего мира

по УМК « Гармония», 4 класс

Урок проводился по предмету – Окружающий мир.

Тема урока :  Солнце и звезды.

Тип урока : комбинированный, блоковое изучение темы ; обобщение ,  

                    систематизация на основе ранее изученного материала, знакомство  

                    с новым материалом, на основе интеллектуального и творческого  

                     развития.

В тематическом планировании он входит в раздел «Земля – планета солнечной системы».

Цели урока:

Образовательные: - образовательная: -формирование у учащихся понятия «звезда» и  «созвездие», ознакомление с наиболее яркими  созвездиями; обобщение и систематизация знаний о небесных  телах, космических открытиях ученых и космонавтов;

Развивающая: - развитие наблюдательности , воображения , умения работать в парах;

Воспитательная : - воспитание интереса к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии, способствующих раскрытию возможностей каждого ребенка.

На уроке использовались принципы:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
2. Принцип действенного подхода к обучению;
3. Принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения  

  индивидуальных и групповых заданий).
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Методы управления учебной деятельностью восприятия информации:

  • По источнику передачи и восприятия информации – словесные ,наглядные, практические.
  • По логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные.
  • По степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно – поисковые.
  • По степени управления учебной деятельностью – организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником, тетрадью на печатной основе.

Методы стимулирования:

  • Интерактивные методы – работа в группах , индивидуальная деятельность.

Методы контроля и самооценки:

  • Самоконтроль.
  • Фронтальный опрос,
  • Блиц опрос.

ФОПД: фронтальные ( учитель – класс), индивидуальные ( учитель – ученик), групповые ( ученик – ученик, ученик – группа)

            В начале урока дети были эмоционально настроены на необычность его проведения.  Средством развития познавательной активности учащихся при изучении предмета использовалась мультимедийная презентация , как наглядность дающая возможность выстроить объяснение и закрепление материала на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов.

При такой организации материала включаются три  вида памяти учеников : Зрительная, слуховая, моторная.

          Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения научного материала и обеспечения его успешного восприятия , усиливающегося при подключении зрительной памяти.

           Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме.

Актуализация опорных знаний проводилась на ранее изученном материале, в качестве проблемной постановки вопросов.

        Блоковое изучение темы прослеживается в повторении материала основного блока темы «Земля – планета солнечной системы» и завершение изучения этой темы в материале урока « Солнце и звезды».   Закрепление 1 блока темы проводилось путем практической , индивидуальной деятельности с  последующей проверкой  на экране,  демонстрацией отдельных фрагментов сообщения из проектной работы.  Изучение и закрепление нового материала проводилось с применением репродуктивного и частично –поискового методов обучения ( рассказ учителя , практическая работа.) наглядного, дидактического, художественного, научного материала.

      По результатам исследования института « Евролингвист» большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного . Одновременное использование ауди- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 -50% Следовательно использование мультимедиа  на уроке совершенно обоснованно и достаточно необходимо.

        Первичное закрепление проводилось путем практической, творческой работы.

 На уроке оптимально сочеталась индивидуальная , фронтальная и  групповая формы работы .Таким образом , на уроке достигнуты варианты индивидуального , личностно – ориентированного  обучения использованием  визуальных и слуховых образов.

  Принципы здоровьесберегающих технологий реализовались в дозированности  наглядного материала ( просмотр слайда 2-3 мин., физминутка, контроль посадки при письме).

Цели развивающая и воспитательная реализовались в единстве образовательной. На уроке поддерживалась доброжелательная атмосфера, принцип психологической комфортности. Дети были активны, инициативны, всем хотелось получить поощрение, быть успешными.

   Запланированный материал реализован на уроке полностью .

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце - ближайшая к Солнцу звезда.

Урок-исследования для 2 класса по учебнику окр.мира Поглазовой О.Т. 2012г. В архиве технологическая карта, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная пауза, шаблон синквейна....

Солнце - ближайшая звезда.

Конспект открытого урока по окружающему миру....

Солнце - ближайшая звезда.

Конспект открытого урока по окружающему миру....

Солнце и звезды

Задачи:Образовательные:             ·        сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть...

Солнце - как звезда

Дополнительные обучающие материалы по окружающему миру по теме "Солнце - как звезда" в начальной школе....