"Солнце и Звезды"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Разработка урока окружающего мира, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir._urok_solntse_i_zvezdy.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронежская область
Таловский район
МОУ Александровская СОШ
Урок окружающего мира.
Обучение по УМК « Гармония»
Тема урока: « Солнце и звезды ».
Тип урока: комбинированный, обобщение и систематизация на
основе ранее изученного, изучение нового
материала. ( Блоковое изучение темы)
4 класс
Урок разработан учителем начальных классов
Кострыкиной Галиной Алексеевной
2009год.
Программа для общеобразовательных учреждений , одобрена
Министерством образования и науки Российской Федерации
В работе используется УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.
Комплект рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Разделы учебника представлены в виде блочно – модульного изучения. Урок – обобщения и систематизация на основе ранее изученного, и
изучение нового материала.
На данном уроке задействованы межпредметные связи между биологией, естествознанием, литературой (поэтический компонент), русским языком.
Урок окружающего мира по УМК « Гармония» 4 класс.
Тема урока: Солнце и звезды.
Тип урока : обобщение и систематизация полученных знаний.
Цели урока: познакомить с самой яркой звездой –солнцем, сформировать понятие «звезда» и «созвездие», познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них, объяснить почему мы видим звезды маленькими и разного цвета, обобщить и систематизировать знания о небесных телах, об ученых и космонавтах, изучавших космические глубины, продолжить развитие наблюдательности и воображения, воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
Оборудование: предметные картинки, наглядный и раздаточный материал, учебник, карта звездного неба.
Ход урока :
Организационный . момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Ребята, вас наверно удивляет несколько необычная обстановка в классе? Но и урок наш сегодня не будет похож ни на один урок в обычной школе.
2.Сообщение темы и целей урока
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу
Кто-то шепчет из далека.
Еле слышно, так чуть-чуть
Приглашает навестить
И немного погостить.
Но как же мы узнаем кто это приглашает нас в гости ? А пойти то ведь хочется, правда?
Ой, ………что это у тебя под столом ? Похоже письмо .Но откуда оно тут ? Давайте прочитаем что в нем написано может быть мы узнаем кто приглашает нас в гости .(читаем)
НЕ СОЧТЕШЬ ИХ В ЧАС НОЧНОЙ,
ДНЕМ НЕ ВИДНО НИ ОДНОЙ.
О чем эта загадка? Кто приглашает нас в гости ?
А тут еще что-то написано . Сейчас я вам прочитаю.
(слайд №4)
О себе мы вам расскажем
Почему нас так зовут
Вы узнаете ,что светим
Тоже мы по разному
Интересные названья есть у нас у каждого
Прилетайте поскорее
Обо всем расскажем вам.
- Ну, что ,ребята летим в гости к звездам? Отправимся в полет мы с вами на ракетоносителе Союз – 3
(слайд №5)
3.Повторение изученного.
-Но подняться в космос мы сможем если преодолеем земное притяжение. А чтобы это сделать надо ответить на вопросы быстро ,четко, без запинки.
1.То полна ,то стройна,
По ночам не спит она. (Луна)
(слайд №6)
2.Что такое Луна?
3.Почему на Луне никто не живет? (музыка)
4. Как называется лунный автомобиль?
(слайд №7)
5. кто из людей первым покорил космическое пространство и в
каком году? ( слайд7а)
Итак , мы с вами преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос.
4.Актуализация опорных знаний.
(слайд №8)
-Ребята ,посмотрите на ночное небо оно черное. А почему оно черное ,ведь воздух не исчез?
(Окрашивать небо помогает Солнце. Это его свет рассеивается воздухом ,окрашивая небо в голубой цвет.) ( слайд8а)
-А что такое солнце ? ( это горячее самосветящееся космическое тело)
-А подумайте и скажите ,почему мы днем звезд не видим?
( Днем солнце ярко освещает воздух на небе. Его свечение оказывается ярче блеска далеких звездочек.)
-Совершенно правильно. Но если вы все-таки сомневаетесь в правоте данного высказывания давайте проведем такой опыт.
При свете дня включим карманный фонарик и направим его в лицо . Что вы сможете заметить ?(Свет фонаря не слепит глаза так как если бы это было в ночное время. Вспомните ночной слепящий свет фар.) А вот дома попробуйте включить фонарик ночью и увидите разницу. Тоже происходит и со звездами.
5.Работа над новым материалом.
(слайд №9)
- Ребята ,но что такое ,почему нас в космическом пространстве встречают цветы астры ,а не звезды? Давайте узнаем. (чит. Запись с цветка.)
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли звездой
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевины совсем золотой.
(слайд №10)
Так вот , ребята , от греческого слова «астро» и произошло название «звезда»
А наука которая изучает звезды называется «астрономия»
А вы можете догадаться как называют людей ,изучающих звезды ?
( астрономы).
А с помощью чего можно разглядеть далекие предметы?
-Но вот чтобы наблюдать за звездами люди придумали специальные приборы «телескопы» от слова –«далеко вижу»
(слайд №11)
А вот в старину такого человека наблюдающего за звездами называли «звездочет».
При остром зрении человек может разглядеть до 6 тысяч звезд.
Звезды привлекали человека ,не только своей красотой и загадочностью они были нужны человеку всегда. Много лет назад они заменяли человеку часы, компас, календарь. По звезда люди находили путь домой ,определяли время каникул.
А вам приходилось видеть звезды ?
Одинаковы ли они по размеру ?
Звезды – это горячие самосветящиеся космические тела. Огромные шары раскаленного сжатого газа. Звезды белого цвета самые горячие , красноватого более холодные.
(слайд №12)
А вы видели падающие звезды?
(слайд №13)
На самом деле падающие звезды –это метеоры , состоящие из метала и твердых пород. Большинство метеоров малы по размеру до 30 м в диаметре. Возможно метеоры это обломки комет и астероидов. Без мощного телескопа их можно увидеть только когда они входят в атмосферу Земли В атмосфере Земли метеор нагревается и сгорает оставляя яркий светящийся след . Но мы такое явление называем падающей звездой.
Однако не все метеоры сгорают в атмосфере Земли .Иногда особо крупные достигают поверхности Земли. Метеорное тело упавшее на землю называют «метеоритом» На месте падения метеорита образуется яма или кратер.
(слайд №14)
6.Физминутка.
Все встали немного отдохнем.
Открываем иллюминаторы- вжик.
Выдвигаем телескоп
Протираем стекла
Настраиваем
Увидели звезду
Пролетаю мимо метеоры
Пролетела мимо летающая тарелка
Из нее вышел гуманоид и упал в обморок
Посыпался метеоритный дождь.
Знакомство с созвездиями.
Ночью звезды загораются
И в созвездья собираются.
Возьмите телескопы и посмотрите внимательно, нас встречают группы звезд это созвездия. В древности звездочеты мысленно соединяли линиями ближайшие звезды Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Им дали имена .Давайте хором назовем встречающие нас созвездия.
(слайд №15)
Дракон, Большая Медведица, Лев ,Лебедь, Северная корона, Сириус.
-А какое само знакомое для нас созвездие ?
Демонстрация ночного неба.
С наступлением ночи небо темнеет на нем постепенно появляются звездочки их становится все больше и больше .И сейчас мы погасим огни на нашем космическом корабле и получше рассмотрим на окружающие нас созвездия.(гасим свет)
Посмотрите и запомните встречающиеся вам созвездия.(называю)
(слайд №16)
8.Практическая работа.
-А сейчас ,ребята ,давайте все вместе сделаем аппликацию звездного ночного неба. Ваш ряд сделайте аппликацию «Большой медведицы» .А ваш ряд созвездие то которое вам понравилось.
- Посмотрите на доску и сравните с моим изображением. Какое созвездие изображено у меня?
(слайд №17)
9. Закрепление.
Наше путешествие подходит к концу, но звезды не хотят отпускать нас не убедившись ,что мы о них уже много знаем.
Итак , звездная блиц – викторина. Из предложенных ответов необходимо выбрать правильный. Тогда вы сможете получить одну из горящих звездочек.
Спутником Земли является:
Солнце
Луна
Марс
Солнце –Это…
Звезда
Планета
Метеорит
3.Кто изучает звезды?
Счетовод
Астроном
Лунатик
Группу звезд называют
Метеоры
Комета
Созвездие.
- Ну вот наше путешествие подошло к концу мы вернулись с вами на землю .И я надеюсь путешествие вам понравилось и вы теперь будете с большим интересом смотреть на звездное небо.
(слайд №18)
УМК « Гармония» Учебник – тетрадь « Окружающий мир» 4класс,
Автор учебника : О.Т.Поглазова.
Автор разработки урока : Г.А. Кострыкина – учитель начальных классов МОУ Александровской СОШ, Таловского района, Воронежской области.
Самоанализ
урока окружающего мира
по УМК « Гармония», 4 класс
Урок проводился по предмету – Окружающий мир.
Тема урока : Солнце и звезды.
Тип урока : комбинированный, блоковое изучение темы ; обобщение ,
систематизация на основе ранее изученного материала, знакомство
с новым материалом, на основе интеллектуального и творческого
развития.
В тематическом планировании он входит в раздел «Земля – планета солнечной системы».
Цели урока:
Образовательные: - образовательная: -формирование у учащихся понятия «звезда» и «созвездие», ознакомление с наиболее яркими созвездиями; обобщение и систематизация знаний о небесных телах, космических открытиях ученых и космонавтов;
Развивающая: - развитие наблюдательности , воображения , умения работать в парах;
Воспитательная : - воспитание интереса к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии, способствующих раскрытию возможностей каждого ребенка.
На уроке использовались принципы:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
2. Принцип действенного подхода к обучению;
3. Принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения
индивидуальных и групповых заданий).
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Методы управления учебной деятельностью восприятия информации:
- По источнику передачи и восприятия информации – словесные ,наглядные, практические.
- По логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные.
- По степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно – поисковые.
- По степени управления учебной деятельностью – организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником, тетрадью на печатной основе.
Методы стимулирования:
- Интерактивные методы – работа в группах , индивидуальная деятельность.
Методы контроля и самооценки:
- Самоконтроль.
- Фронтальный опрос,
- Блиц опрос.
ФОПД: фронтальные ( учитель – класс), индивидуальные ( учитель – ученик), групповые ( ученик – ученик, ученик – группа)
В начале урока дети были эмоционально настроены на необычность его проведения. Средством развития познавательной активности учащихся при изучении предмета использовалась мультимедийная презентация , как наглядность дающая возможность выстроить объяснение и закрепление материала на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов.
При такой организации материала включаются три вида памяти учеников : Зрительная, слуховая, моторная.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения научного материала и обеспечения его успешного восприятия , усиливающегося при подключении зрительной памяти.
Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме.
Актуализация опорных знаний проводилась на ранее изученном материале, в качестве проблемной постановки вопросов.
Блоковое изучение темы прослеживается в повторении материала основного блока темы «Земля – планета солнечной системы» и завершение изучения этой темы в материале урока « Солнце и звезды». Закрепление 1 блока темы проводилось путем практической , индивидуальной деятельности с последующей проверкой на экране, демонстрацией отдельных фрагментов сообщения из проектной работы. Изучение и закрепление нового материала проводилось с применением репродуктивного и частично –поискового методов обучения ( рассказ учителя , практическая работа.) наглядного, дидактического, художественного, научного материала.
По результатам исследования института « Евролингвист» большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного . Одновременное использование ауди- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 -50% Следовательно использование мультимедиа на уроке совершенно обоснованно и достаточно необходимо.
Первичное закрепление проводилось путем практической, творческой работы.
На уроке оптимально сочеталась индивидуальная , фронтальная и групповая формы работы .Таким образом , на уроке достигнуты варианты индивидуального , личностно – ориентированного обучения использованием визуальных и слуховых образов.
Принципы здоровьесберегающих технологий реализовались в дозированности наглядного материала ( просмотр слайда 2-3 мин., физминутка, контроль посадки при письме).
Цели развивающая и воспитательная реализовались в единстве образовательной. На уроке поддерживалась доброжелательная атмосфера, принцип психологической комфортности. Дети были активны, инициативны, всем хотелось получить поощрение, быть успешными.
Запланированный материал реализован на уроке полностью .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему солнце светит днем, а звезды ночью
Окружающий мир 1 класс...
Солнце - ближайшая к Солнцу звезда.
Урок-исследования для 2 класса по учебнику окр.мира Поглазовой О.Т. 2012г. В архиве технологическая карта, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная пауза, шаблон синквейна....
Солнце - ближайшая звезда.
Конспект открытого урока по окружающему миру....
Солнце - ближайшая звезда.
Конспект открытого урока по окружающему миру....
Солнце и звезды
Задачи:Образовательные: · сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть...
Солнце - как звезда
Дополнительные обучающие материалы по окружающему миру по теме "Солнце - как звезда" в начальной школе....