Солнце и звезды
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Задачи:

Образовательные:            

·        сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть  их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

·        совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solntse_i_zvezdy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 18

Солнце и звёзды

Задачи:

Образовательные:            

  • сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть  их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
  • совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • способствовать формированию научной системы взглядов;
  • продолжить воспитание коллективистских отношений;
  • воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.

Развивающие:

  • продолжить формирование общеучебных умений: работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами, плакатами;
  • продолжить развитие интеллекта, воли, эмоциональной сферы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- Посмотрите вокруг себя, послушайте музыку, представьте себе (почувствуйте) о чём пойдет речь на уроке? (Звучит космическая музыка)

- Тема сегодняшнего урока «Солнце и звёзды».

  1. Актуализация опорных знаний.

- Какое космическое тело называется звездой?  (Шарообразное, раскаленное)

- Какая звезда самая яркая?  (Днем – Солнце, ночью – Сириус)

- Какая звезда самая близкая к Земле?  (Солнце)

- Какого оно цвета днем и вечером?  (Желтого, красного)

- По какой звезде можно ориентироваться днем, ночью?  ( По Солнцу, по Полярной звезде)

- Как можно ее найти? (Указывает направление на север, в ручке ковша Малой Медведицы)

- Как эту звезду ещё называют? (Путеводная.)

- Одинакова ли яркость и цвет звёзд в созвездии Большой Медведицы?

III. Поэтическая минутка отдыха.                   

- С. Есенин написал прекрасное стихотворение о звёздах. Закройте глазки, послушайте и представьте себе картину, описываемую в стихотворении.

  Звёздочки ясные, звёзды высокие!

  Что вы храните в себе, что скрываете?

  И почему так, когда вы сияете,

  Маните в небо, в объятья широкие?

  Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

  Звёзды небесные, звёзды далёкие!

- Понравилось? Что вы представили себе?

  1.  Изучение нового материала.

1.Условия подведения к проблеме.

- Человек живет в своем доме, который находится в каком-то населённом пункте, в

стране России, на планете Земля, которая является третьей планетой от Солнца в Солнечной системе – одной из огромного числа других Галактик. Солнце – желтая звезда.

- А при помощи чего можно изучать звезды, ведь они так далеко находятся от Земли, что свет от них долетает до неё за десятки, сотни, тысячи лет.  (При помощи обсерваторий с огромными телескопами)

- Сколько звезд на небе?  (Невооруженным взглядом можно насчитать около 6000) - - А во Вселенной?

- Знаете ли вы, на каком расстоянии от Земли находится Солнце? (150 млн. км)

2. Почему светят звёзды?

- Работаем с проблемными вопросами.  

1. Как вы считаете, температура звёзд одинаковая? Почему так думаете? (Разный цвет звёзд)

2. Существует мнение, что Солнце ярче и больше других звёзд. А как вы считаете? Почему Солнце кажется ярче и больше других звезд?  (Ближе к Земле)

3. Представьте себе ситуацию: другая звёзда заняла место Солнца. Что произойдёт с Землёй?  (Земля сгорит)

4. У каких звёзд температура вещества выше: у желтых или красноватых? (У желтых – выше, а у красновытых – ниже)

5. Почему же светят звёзды?  (Раскалённые небесные тела)

3. Работа с учебником на стр. 68-69.

- Послушаем сообщения о Солнце.

СОЛНЦЕ, центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик. Источник солнечной энергии — ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца.

СОЛНЕЧНАЯ КОРОНА, внешняя часть солнечной атмосферы, состоит из горячей  разреженной высокоионизованной плазмы.

ЗАТМЕНИЯ солнечные и лунные, происходят либо когда Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной (солнечные затмения), либо когда Луна попадает в тень Земли (лунные затмения). Длительность полных солнечных затмений не превышает 7 мин 30 секунд.  Ежегодно бывает не более 7 затмений (из них не более 3 лунных).

СОЛНЕЧНЫЙ ТЕЛЕСКОП, астрономический инструмент для наблюдений Солнца. Обычно состоит из целостата или гелиостата и оптической системы, дающей изображение Солнца большого масштаба.

СОЛНЦЕСТОЯНИЕ (летнее и зимнее), моменты, когда высота Солнца над горизонтом в полдень соответственно максимальна или минимальна.  Происходит 21-22 июня и 21-22 декабря.

4. Значение Солнца и звёзд для людей.

- Какое значение для людей имели раньше и имеют сейчас Солнце и звёзды?  (Были вместо компаса, часов, календаря, а сейчас выверяют по ним путь моряки и летчики,  космонавты и астронавты)

- Знаете ли вы, с какой звездой связана легенда о том, почему время перерыва в учебных занятиях осенью, зимой, весной и летом называют каникулами? Вспомните, в 3 классе на уроке русского языка мы писали об этом изложение. (Древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус – Каникулой.)

- А вы знаете, под каким знаком Зодиака вы родились?

- А кто знает легенды о своем знаке?  

- Послушайте стихотворение Ю. И. Волишина, который  образно описал созвездия Зодиака и их последовательное расположение.

                  ЗОДИАК.

  Взглянув на пояс Зодиака,

  Мы в январе заметим Рака,

  А в феврале заметим Льва.

  Хранителем его была

  В холодном марте злая Дева,

  Соседка Льва по небу слева.

  Весы купив себе в апреле,

  Они спокойно жить хотели,

  Но в мае страшный Скорпион

  У них отнял покой и сон.

  Его убил Стрелец прекрасный,

  Отца июня сын несчастный,

  В июле ж братец Козерог

  Сон Льва и Девы уберёг,

  А в августе на много дней

  Приехал дядя Водолей.

  Из рыб уху он в сентябре

  Варил  и кушал на дворе,

  Зажарил Овна в октябре,

  Тельца зарезал в ноябре.

  А в декабре, в конце концов,

  Родилась пара Близнецов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- Конечно, звёзды влияют на нашу жизнь. И с давних времён люди замечали особенности характера рождённых под тем или иным знаком и составляли Гороскопы. Сегодня их тоже составляют астрологи.

5. Влияние Солнца на Землю, на всё живое на Земле.

- Работаем с учебником на стр. 70.

V.  Закрепление и систематизация изученного.

- Ну, как, пополнили ваши знания?

- А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы отгадать загадки и ответить на хитрые вопросы.

1. Какие небесные тела являются самосветящимися?

2. Есть ли днём звёзды на небе? Почему мы их не видим?

3. Что астрономы называют созвездиями?

VI. Домашнее задание: стр. 68-70 читать, ответить на вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце - ближайшая к Солнцу звезда.

Урок-исследования для 2 класса по учебнику окр.мира Поглазовой О.Т. 2012г. В архиве технологическая карта, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная пауза, шаблон синквейна....

Солнце - ближайшая звезда.

Конспект открытого урока по окружающему миру....

Солнце - ближайшая звезда.

Конспект открытого урока по окружающему миру....

Солнце - как звезда

Дополнительные обучающие материалы по окружающему миру по теме "Солнце - как звезда" в начальной школе....

"Солнце и Звезды"

Разработка урока окружающего мира, 4 класс...