Солнце и звезды
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Задачи:
Образовательные:
· сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
· совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse_i_zvezdy.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 18
Солнце и звёзды
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
- совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- способствовать формированию научной системы взглядов;
- продолжить воспитание коллективистских отношений;
- воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.
Развивающие:
- продолжить формирование общеучебных умений: работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами, плакатами;
- продолжить развитие интеллекта, воли, эмоциональной сферы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверьте готовность к уроку. Садитесь.
- Посмотрите вокруг себя, послушайте музыку, представьте себе (почувствуйте) о чём пойдет речь на уроке? (Звучит космическая музыка)
- Тема сегодняшнего урока «Солнце и звёзды».
- Актуализация опорных знаний.
- Какое космическое тело называется звездой? (Шарообразное, раскаленное)
- Какая звезда самая яркая? (Днем – Солнце, ночью – Сириус)
- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)
- Какого оно цвета днем и вечером? (Желтого, красного)
- По какой звезде можно ориентироваться днем, ночью? ( По Солнцу, по Полярной звезде)
- Как можно ее найти? (Указывает направление на север, в ручке ковша Малой Медведицы)
- Как эту звезду ещё называют? (Путеводная.)
- Одинакова ли яркость и цвет звёзд в созвездии Большой Медведицы?
III. Поэтическая минутка отдыха.
- С. Есенин написал прекрасное стихотворение о звёздах. Закройте глазки, послушайте и представьте себе картину, описываемую в стихотворении.
Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далёкие!
- Понравилось? Что вы представили себе?
- Изучение нового материала.
1.Условия подведения к проблеме.
- Человек живет в своем доме, который находится в каком-то населённом пункте, в
стране России, на планете Земля, которая является третьей планетой от Солнца в Солнечной системе – одной из огромного числа других Галактик. Солнце – желтая звезда.
- А при помощи чего можно изучать звезды, ведь они так далеко находятся от Земли, что свет от них долетает до неё за десятки, сотни, тысячи лет. (При помощи обсерваторий с огромными телескопами)
- Сколько звезд на небе? (Невооруженным взглядом можно насчитать около 6000) - - А во Вселенной?
- Знаете ли вы, на каком расстоянии от Земли находится Солнце? (150 млн. км)
2. Почему светят звёзды?
- Работаем с проблемными вопросами.
1. Как вы считаете, температура звёзд одинаковая? Почему так думаете? (Разный цвет звёзд)
2. Существует мнение, что Солнце ярче и больше других звёзд. А как вы считаете? Почему Солнце кажется ярче и больше других звезд? (Ближе к Земле)
3. Представьте себе ситуацию: другая звёзда заняла место Солнца. Что произойдёт с Землёй? (Земля сгорит)
4. У каких звёзд температура вещества выше: у желтых или красноватых? (У желтых – выше, а у красновытых – ниже)
5. Почему же светят звёзды? (Раскалённые небесные тела)
3. Работа с учебником на стр. 68-69.
- Послушаем сообщения о Солнце.
СОЛНЦЕ, центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик. Источник солнечной энергии — ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца.
СОЛНЕЧНАЯ КОРОНА, внешняя часть солнечной атмосферы, состоит из горячей разреженной высокоионизованной плазмы.
ЗАТМЕНИЯ солнечные и лунные, происходят либо когда Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной (солнечные затмения), либо когда Луна попадает в тень Земли (лунные затмения). Длительность полных солнечных затмений не превышает 7 мин 30 секунд. Ежегодно бывает не более 7 затмений (из них не более 3 лунных).
СОЛНЕЧНЫЙ ТЕЛЕСКОП, астрономический инструмент для наблюдений Солнца. Обычно состоит из целостата или гелиостата и оптической системы, дающей изображение Солнца большого масштаба.
СОЛНЦЕСТОЯНИЕ (летнее и зимнее), моменты, когда высота Солнца над горизонтом в полдень соответственно максимальна или минимальна. Происходит 21-22 июня и 21-22 декабря.
4. Значение Солнца и звёзд для людей.
- Какое значение для людей имели раньше и имеют сейчас Солнце и звёзды? (Были вместо компаса, часов, календаря, а сейчас выверяют по ним путь моряки и летчики, космонавты и астронавты)
- Знаете ли вы, с какой звездой связана легенда о том, почему время перерыва в учебных занятиях осенью, зимой, весной и летом называют каникулами? Вспомните, в 3 классе на уроке русского языка мы писали об этом изложение. (Древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус – Каникулой.)
- А вы знаете, под каким знаком Зодиака вы родились?
- А кто знает легенды о своем знаке?
- Послушайте стихотворение Ю. И. Волишина, который образно описал созвездия Зодиака и их последовательное расположение.
ЗОДИАК.
Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе заметим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Соседка Льва по небу слева.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре.
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.
- Конечно, звёзды влияют на нашу жизнь. И с давних времён люди замечали особенности характера рождённых под тем или иным знаком и составляли Гороскопы. Сегодня их тоже составляют астрологи.
5. Влияние Солнца на Землю, на всё живое на Земле.
- Работаем с учебником на стр. 70.
V. Закрепление и систематизация изученного.
- Ну, как, пополнили ваши знания?
- А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы отгадать загадки и ответить на хитрые вопросы.
1. Какие небесные тела являются самосветящимися?
2. Есть ли днём звёзды на небе? Почему мы их не видим?
3. Что астрономы называют созвездиями?
VI. Домашнее задание: стр. 68-70 читать, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему солнце светит днем, а звезды ночью
Окружающий мир 1 класс...
Солнце - ближайшая к Солнцу звезда.
Урок-исследования для 2 класса по учебнику окр.мира Поглазовой О.Т. 2012г. В архиве технологическая карта, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная пауза, шаблон синквейна....
Солнце - ближайшая звезда.
Конспект открытого урока по окружающему миру....
Солнце - ближайшая звезда.
Конспект открытого урока по окружающему миру....
Солнце - как звезда
Дополнительные обучающие материалы по окружающему миру по теме "Солнце - как звезда" в начальной школе....
"Солнце и Звезды"
Разработка урока окружающего мира, 4 класс...