Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса начальной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576).
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.11.2015).
6. СанПиН 2.4.2.3286 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
8. Конституция Республики Башкортостан.
9. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
10. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.
11. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".
12.Локальные акты школы.
13.Устав МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
14. Программа развития МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
15. Основные образовательных программы НОО МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
16. Примерной образовательной программы начального общего образования « Окружающий мир», разработанная Н.Ф. Виноградовой, в рамках проекта « Начальная школа XXI» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ.
17.Учебный план начальной школы 1-4 классов, составленный в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. Обучение организовано по программе четырехлетней начальной школы по образовательной программе «Начальная школа XXI века» (ФГОС).
18. Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Ермекеево (протокол №1
от 30.08.2018 г.)
19. Протокол №1 заседания МО от 27 августа 2018г.
20.Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4б класса МОБУ СОШ с.Ермекеево ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
• Виноградова Н. Ф. Окружающий мир : 4 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
• Виноградова Н. Ф. Окружающий мир : 4 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
• Виноградова Н. Ф. Окружающий мир : 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
• Виноградова Н. Ф. Окружающий мир : программа. 1–4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
• Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 3–4 классы : метод. пособие / Н. Ф. Виноградова. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
Особое значение изучения курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с.Ермекеево на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (35 учебные недели). По календарно – тематическому планированию в 2018-2019 учебном году в 4б классе отводится 68 часов.
І. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и
образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви кродному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения вприроде, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любойжизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных егосторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе иобществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
ІІ. Содержание учебного предмета
Человек — живое существо (организм) (16 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце — главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твоё здоровье (12 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Человек — часть природы (2ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного человека.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Родная страна от края до края (10 ч)Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия, и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек – творец культурных ценностей (12ч)
Что такое культура? Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Человек — защитник своего Отечества (6 ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха». Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора.
Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (5 ч)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Резерв
Требования к уровню подготовки обучающихся
Человек и природа
Ученик научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Ученик научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ІІІ. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Коли чество часов | Примечания | ||
Планир. | Фактич. | |||||
Человек – живое существо (организм) (16ч) | ||||||
1 | 5.09 | Общее строение организма человека. | 1 | |||
2 | 7.09 | Нервная система. Головной и спинной мозг. | 1 | |||
3 | 12.09 | Двигательная система организма человека. | 1 | |||
4 | 14.09 | Пищеварительная система. | 1 | |||
5 | 19.09 | Пищеварительная система. Берегите зубы с детства. | 1 | |||
6 | 21.09 | Дыхательная система. | 1 | |||
7 | 26.09 | Кровеносная система. Опыт «Измерение пульса». | 1 | |||
8 | 28.09 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | |||
9 | 3.10 | Кожа. Строение кожи. | 1 | |||
10 | 5.10 | Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Опыт «Рассмотрим предметы» | 1 | |||
1 | ||||||
11 | 10.10 | Как человек воспринимает окружающий мир. Слух. Как устроено ухо. Береги слух. | 1 | |||
12 | 17.10 | Обоняние, вкус, осязание.Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». | 1 | |||
13 | 19.10 | Обобщение по темам « Как устроен организм человека». «Как человек воспринимает окружающий мир». Тест. | 1 | |||
14 | 24.10 | Мир чувств.Эмоции. | 1 | |||
15 | 26.10 | Внимание. | 1 | |||
16 | 31.10 | Память. Проверочная работа по разделу « Человек – живое существо». | 1 | |||
Ты и твое здоровье (12ч) | ||||||
17 | 2.11 | Режим дня. Практическая работа « Составление режима дня школьника для будней и выходных» | 1 | |||
18 | 7.11 | Режим дня. Здоровый человек-здоровый сон. | 1 | |||
19 | 9.11 | Правила закаливания. | 1 | |||
20 | 14.11 | Можно ли снять усталость? | 1 | |||
21 | 16.11 | Поговорим о вредных привычках. Курение опасно для здоровья. Осторожно-спиртное! | 1 | |||
22 | 28.11 | Поговорим о вредных привычках. Забава, которая приводит к смерти. | 1 | |||
23 | 30.11 | Когда дом становится опасным. Огонь-друг и враг. | 1 | |||
24 | 5.12 | Когда дом становится опасным. Острые предметы-это опасно! | 1 | |||
25 | 7.12 | Улица полна неожиданностей. ПДД. Экскурсия на перекрёсток. | 1 | |||
26 | 12.12 | Улица полна неожиданностей. Дорожные знаки. | 1 | |||
27 | 14.12 | Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». | 1 | |||
28 | 19.12 | Если случится беда. | 1 | |||
Человек — часть природы (2ч) | ||||||
29 | 21.12 | Проверочная работа по разделу «Твое здоровье». Чем человек отличается от животных. | 1 | |||
30 | 26.12 | От рождения до старости (развитие человека). Практическая работа «Измерение роста и веса младшего школьника» | 1 | |||
Человек среди людей (5ч) | ||||||
31 | 28.12 | Поговорим о доброте. | 1 | |||
32 | 11.01 | Что такое справедливость. | 1 | |||
33 | 16.01 | О смелости. | 1 | |||
34 | 18.01 | Умеешь ли ты общаться.Правила общения. | 1 | |||
35 | 23.01 | Умеешь ли ты общаться. Правила общения с незнакомыми людьми. | 1 | |||
Родная страна: от края до края (10ч) | ||||||
36 | 25.01 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. Практическая работа. Работа с картой. | 1 | |||
37 | 30.01 | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. Природные зоны Республики Башкортостан. | 1 | |||
38 | 1.02 | Природные зоны России. Степи и пустыни. Влажные субтропики | 1 | |||
39 | 6.02 | Проверочная работа «Природные зоны России». Почвы России.Опыт« Состав почвы». | 1 | |||
40 | 8.02 | Рельеф России.Практическая работа « Работа с картой» | 1 | |||
41 | 13.02 | Рельеф России. | 1 | |||
42 | 15.02 | Как возникали и строились города. История образования Республики Башкортостан | 1 | |||
43 | 20.02 | Россия и ее соседи. Япония. Практическая работа. Работа с картой. | 1 | |||
44 | 27.02 | Россия и ее соседи. Китай. Практическая работа. Работа с картой. | 1 | |||
45 | 1.03 | Россия и ее соседи. Финляндия. Королевство Дания. | 1 | |||
Человек – творец культурных ценностей (12ч) | ||||||
46 | 6.03 | Проверочная работа по разделу «Родная страна: от края до края». Что такое культура. | 1 | |||
47 | 13.03 | Из истории письменности. | 1 | |||
48 | 15.03 | О первых школах и книгах. | 1 | |||
49 | 20.03 | Чему и как учились в России при Петре I. | 1 | |||
50 | 22.03 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |||
51 | 27.03 | Русское искусство до XVIII века. Русская икона.Художественные ремёсла в Древней Руси. | 1 | |||
52 | 29.03 | Русское искусство до XVIII века. Музыка в древней Руси. Первые артисты. | 1 | |||
53 | 3.04 | Искусство России XVIII века. Архитектура. | 1 | |||
54 | 5.04 | Искусство России XVIII века. Живопись. Культура. | 1 | |||
55 | 10.04 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). Поэты и писатели 19 века. | 1 | |||
56 | 17.04 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). Композиторы и художники 19 века. | 1 | |||
57 | 19.04 | Искусство России ХХ века. Исторические и памятные места Республики Башкортостан | 1 | |||
Человек – защитник своего Отечества (6ч) | ||||||
58 | 24.04 | Проверочная работа «Человек-творец культурных ценностей». Как Русь боролась с половцами. | 1 | |||
59 | 26.04 | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | 1 | |||
60 | 3.05 | Всероссийская проверочная работа «Окружающий мир». | 1 | |||
61 | 8.05 | Отечественная война 1812 года. | 1 | |||
62 | 10.05 | Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Башкортостан в годы ВОв. | 1 | |||
63 | 15.05 | Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Все – для фронта, все для победы! | 1 | |||
Гражданин и государство (5ч) | ||||||
64 | 17.05 | Гражданин и государство. | 1 | |||
65 | 22.05 | Права и обязанности граждан. | 1 | |||
66 | 24.05 | Символика России. Символика Республики Башкортостан | 1 | |||
67 | 29.05 | Проверочная работа по разделу «Человек- защитник своего Отечества». | 1 | |||
68 | 31.05 | Повторение и обобщение пройденного | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методический комплект:
- Программа начального образования по окружающему миру М., ., Вентана - Граф , 2013
- Программа начальной школы по окружающему миру. 4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М., Вентана - Граф, 2012
Учебник
- Виноградова Н. Ф..Г.С.Калинова. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:
4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Рабочие тетради
- Виноградова Н. Ф..Г.С.Калинова. Окружающий мир: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.
4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Методические пособия
- Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. -2-е изд., допол.- М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXI века).
- Окружающий мир. 4 класс: Планирование учебной деятельности. Рабочие программы. Технологические карты уроков по учебнику
Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. И.В.арнгольд – Волгоград: Учитель, 2015
Литература дополнительная:
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост.
Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010. - Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
Печатные пособия
• Таблицы к основным разделам окружающего мира.
- Модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
- Модель торса человека с внутренними органами;
- Муляжи грибов, фруктов и овощей;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
• демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- коллекция полезных ископаемых
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
Технические средства обучения.
•Ноутбук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа В мире красоты ФГОС Внеурочная деятельность
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" для 1-4 классов по ФГОС...
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...
Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива...
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Рабочая программа "В мире книг" 2 класс
Соответствует ФГОС...
Рабочая программа "В мире книг"
Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа окружающему миру
1 класс...