Размножение и развитие животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Каменская Ольга Евгеньевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmnozhenie_i_razvitie_zhivotnyh.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Размножение и развитие животных

Класс: 3

Тип урока: урок общей методической направленности.

Цель урока: создать условия для формирования знаний о  размножении и развитии животных.

Задачи:

  1. Научиться объяснять с помощью иллюстраций, как размножаются и развиваются разные животные.
  2. Формировать умение заполнять таблицы,
  3. Научиться извлекать информацию из текста.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение объяснять с помощью иллюстраций, как размножаются и развиваются разные животные.
  2. Умение заполнять таблицы,
  3. Умение извлекать информацию из текста.

    Личностные:

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Выполнять учебно-познавательные действия.
  2. Моделировать объекты окружающего мира.
  3. Делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные:

  1. Осознавать возникающие трудности.
  2. Искать причины и пути преодоления трудностей.
  3. Адекватно оценивать свои достижения.

Технология: здоровьесбережения, ИКТ, проблемное обучение, технология коллективного обучения.

Оборудование:

Для учителя: учебник, тетрадь на печатной основе, презентация, тестовые задания.

Для учеников: учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания.

Образовательные ресурсы: Окружающий мир. 3 класс. 1 ч. /А. А. Плешаков, изд.  – М.: Просвещение, 2013

План урока:

1.Организация начала урока. (2 мин)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный заряд

2.Актуализация знаний. (5 мин)

     2.1.Проверка домашнего задания. Тестовый контроль.

    2.2.Взаимопроверка.

    3.Целеполагание. (3 мин)

4. Вхождение в новое знание. (20 мин)

4.1. Размножение и развитие насекомых.

4.1.1.Работа в группе.

4.1.2.Проверка заполненной таблицы.

ФИЗМИНУТКА

4.2.Размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц.

4.2.1. Работа по учебнику на с.102-103

4.2.2.  Проверка заполненной таблицы.

4.3.Размножение и развитие зверей.

4.3.1. Работа по учебнику на с.103-104

4.2.2.  Проверка заполненной таблицы.

5.Введение знаний в опыт. (10 мин)

5.1. Проверь себя.

5.2. Работа с выводом.

5.3. Выполнение заданий в рабочей тетради №2 под б) на с.60

   6.Подведение итогов урока.  Рефлексия. (4 мин)

   7. Домашнее задание. (1 мин)

Сценарий урока по теме: «Размножение и развитие животных»:


Этапы урока

        Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Средства, методы и приёмы обучения

Формируемые УУД

1. Организация начала урока

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Евгеньевна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Садитесь.

1.2. Проверка готовности

-Проверьте, что у вас должно лежать на столе: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

1.3. Эмоциональный заряд

 Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Создание позитивного эмоционального настроя

Высказывают свои предположения

Эмоциональный заряд.

2. Актуализация знаний.

 2.1.Проверка домашнего задания. Тестовый контроль.

-Ребята, как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

-Мы проверим, как вы усвоили прошлую тему.

-Откройте тесты на с. 31.

-Здесь даны вопросы и несколько вариантов ответов.

-Послушайте задание. Каждый ответит на все вопросы, а потом мы проверим, что у вас получилось.

-Согласны?

-Приступаем к работе.

2.2.Взаимопроверка.

-Обменяйтесь тетрадями.

-Проверим. Посмотрите на слайд и исправьте ошибки соседа.

-Кто не допустил ошибок?

-Молодцы!

-У кого одна ошибка? Две?

Выполняют тестовые задания.

Взаимопроверка тестов

Тетрадь для тестов.

Слайд 1

3. Целеполагание

-Ребята, я думаю, что вы любите разгадывать загадки. Давайте разгадаем загадки, чтобы понять какая тема сегодняшнего урока.

1.Самое высокое животное в мире. (Жираф)

- Как вы догадались? Что помогло?

2.Озерная, длинноногая птица. (Аист)

- Как вы догадались? Что помогло?

3.Бурый, косолапый. (Медведь)

- Почему такой ответ?

4.Небольшое животное семейства беличьих, зимой впадает в спячку. (Сурок)

- По каким признакам ты понял ответ?

5.Морское ластоногое млекопитающее. (Тюлень)

- Как вы догадались? Что помогло?

6. Крикливая, зимующая птица с черными крыльями. (Ворона)

- Почему этот ответ?

7. В подполье, в каморке живет она в норке, серая малышка, кто же это? (Мышка)

- Как вы догадались? Что помогло?

8.Полосатая лошадка. (Зебра)

- По каким признакам ты понял ответ?

-Прочитайте, какое слово получилось? (Животные)

-Как вы думаете всё ли мы знаем о группе животных, и их представителях? Продолжите:

У лисы - … (лисёнок); У утки - … (утёнок); У бабочки - … (гусеница); У рыбы - … (малёк); У кузнечика-…(личинка); У змеи - … (змейка).

-Ребята, а кем в детстве была лягушка? А крокодил? Змея?

-Почему получились разные ответы?

-Вот видите, мы не всё знаем о группах животных.

-Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?

-Давайте сравним ваши предположения  на стр.100  учебника.

-Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить по этой теме?  (ответы детей)

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе)

-Какие учебные задачи мы подставим перед собой? (Ответы детей)

-Прочитайте, совпали ли ваши предположения с эталоном.

  1. Научиться объяснять с помощью иллюстраций, как размножаются и развиваются разные животные.
  2. Научиться заполнять таблицы.
  3. Научиться выбирать нужную информацию из текста.

-А какую проблему мы поставим перед собой? (Что можно узнать о размножении  и развитии животных)

Пишу на доске отгаданные слова в столбик.

Мыслительные операции

Находят и принимают задачи урока

Занимательный материал (загадки).

Фронтальный опрос.

Работа с книгой.

Фронтальный опрос.

Слайд 2

4.  Вхождение в новое знание.

4.1. Размножение и развитие насекомых.

4.1.1.Работа в группе.

(Ученики делятся по парам)

-Ребята, все мы сталкивались и видели насекомых.  Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики. Мы привыкли к их присутствию и почти перестали замечать. Причитая о них, вы не только приобретете новые знания.

-Прочитайте в учебнике на с.100 план работы вашей группы, запомните его.

-Расскажите, в какой последовательности вы будите выполнять работу.

-Результаты вашей работы занесите в таблицу рабочей тетради на с.60

(Уч-ся в каждой группе животных, по рисункам учебника прослеживают, как размножаются и развиваются животные, дополняют сведениями из текста учебника, выступают с сообщениями о размножении и развитии животных данной группы. Полученную информацию заносят в таблицу).

Группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

Либо: яйцо–личинка-куколка-взрослое насекомое(бабочка), либо: яйцо-личинка-взрослое насекомое(кузнечик)

Рыбы

Мечут икру

Икра-малёк-рыба

Земноводные

Мечут икру

Икра-головастик-лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо-детёныш-взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо-птенец-взрослая птица

Млекопитающие

Рождают детёнышей

Детёныш-взрослое животное

4.1.2.Проверка заполненной таблицы.

-Из первого ряда пойдет, представит свою работу (то что заполнили и рассказ)…

-У кого по-другому?

-Остальные потом дополняют.

-Сверьте свои ответы с эталоном на слайде.

-Какой вывод мы сделаем? (Все насекомые откладывают яиц, из которых появляются личинки, те превращаются в куколок, которые становятся взрослыми насекомыми.)

ФИЗМИНУТКА

4.2.Размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц.

4.2.1. Работа по учебнику на с.102

-Сейчас откройте учебники на с.100, обратите внимание на рисунок. Кто изображен на переднем плане?

-К какой группе относятся лягушки? (земноводные)

-Весной возле рек и озер мы можем увидеть лягушек, и даже услышать их. Это земноводные. Сейчас вы узнаете о них побольше.

-Для того, что бы заполнить следующую строку в таблице, нам нужно прочитать текст на с.102.

-После прочтения заполните табличку и подготовьте рассказ по прочитанному.

4.2.2.  Проверка заполненной таблицы.

-Давайте проверим, какой рассказ у вас получился о размножении рыб, и что вы вписали в табличку. (Затем земноводных, пресмыкающихся.)

-Сверьте свои ответы с эталоном на слайде.

-Найдите сходства и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, рыб и земноводных, пресмыкающихся и птиц.

-Какой вывод мы сделаем о рыбах? (из икринки появляется малек после чего становится взрослой рыбой)

-Какой вывод мы сделаем о земноводных? ( из икры головастик, во взрослую особь)

-Какой вывод мы сделаем о пресмыкающихся? (из яйца маленький детеныш, после уже взрослое животное)

4.3.Размножение и развитие

птиц.

4.3.1. Работа по учебнику на с. -103

-Ребята, все мы видели воробьев и синичек, подкармливали их зимой.

-Скажите, к какой группе они относятся?

-Для того, что бы заполнить следующую строку в таблице, нам нужно прочитать текст на с.103.

-После прочтения заполните табличку и подготовьте рассказ по прочитанному.

4.3.2. Проверка заполненной таблицы.

-Давайте проверим, какой рассказ у вас получился о размножении птиц.

-Сверьте свои ответы с эталоном на слайде.

-Какой вывод мы сделаем о птицах? (из яйца вылупляется птенец вырастающий в птицу)

4.4.Размножение и развитие зверей.

4.4.1. Работа по учебнику на с.103-104

-Откройте

-Братья наши меньшие – животные. Например кошка - одно из первых животных, прирученных человеком. У кошки прекрасное зрение, она хорошо видит даже в темноте, острые слух и отличный нюх.  Сейчас вы узнаете о животных побольше.

-Для того, что бы заполнить следующую строку в таблице, нам нужно прочитать текст на с.103-104.

-После прочтения заполните табличку.

4.4.2.  Проверка заполненной таблицы.

-Сверьте свои ответы с эталоном на слайде.

-Какой вывод мы сделаем?

-Какой вывод мы сделаем? (Млекопитающие - Рождают детёнышей похожих на себя, только маленьких, которые вырастают до взрослых зверей.)

Мыслительные операции

Понимать учебную задачу и урока и стремиться её выполнить.

Работа с табличкой

Мыслительные операции

Фронтальная беседа.

Мыслительные операции

Фронтальная беседа.

Мыслительные операции

Фронтальная беседа.

Фронтальная беседа.

Фронтальная беседа.

Работа с книгой.

Фронтальная беседа.

Работа в парах

Табличка

Работа  в рабочей тетради.

Фронтальная беседа.

Слайд 3

Музыкальная физминутка

Слайд 4

Фронтальная беседа.

Слайд 5

Фронтальная беседа.

Слайд 6

Фронтальная беседа.

Слайд

5.Введение новых знаний в опыт.

5.1. Проверь себя.

-Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от размножения и развития всех других животных?

-Какие животные не заботятся о своем потомстве? (бабочки и лягушки не заботятся.)

-Расскажите, как заботятся о птенцах птицы. (Строят гнёзда, откладывают яйца, насиживают их, согревая своим теплом . Птенцы рождаются голыми, беспомощными. Родители кормят их и защищают от врагов.)

-Расскажите, как заботятся о своих детенышах звери. (Ответы детей.)

5.2. Работа с выводом.

- Итак, ребята, какой вывод мы сделаем по прочитанному на сегодняшнем уроке?

-Давайте ваш собственный вывод сравним с эталоном в учебнике на  с.104 последний абзац.

5.3. Игра «Кто лишний?»

-Давайте с вами поиграем. Я буду называть ряд слов, а вы угадывайте, то лишний.

Икра-яйцо-птенец 

Личинка-рыба-лягушка

Утята-лисята-ящерица-мальки

Синицы -птицы-млекопитающие-рыбы

Насекомые-пресмыкающиеся-рыбы-птицы

Медвежонок-кузнечик-головастик-птица

Лягушка-ящерица-змея-крокодил

5.4. Выполнение заданий в рабочей тетради №2 под б) на с.60

-Прочитайте задание. Отметьте знаком + в соответствующей графе, как кто размножается. ( После выполнения задания выполняются взаимопроверка)

Мыслительные операции

Самостоятельный вывод

Мыслительные операции

Игра

Самостоятельная работа

Работа в

рабочей тетради.

Фронтальная беседа.

Игровая ситуация

Работа в

рабочей тетради.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Ребята вспомните, какая тема урока у нас была, какие задачи мы ставили перед собой?

-Что мы делали для достижения 1-й задачи?  2-й?  3-й?

-Какая была проблема? Как вы решали проблему?

-Что ты усвоил хорошо?

- Над каким вопросом тебе надо работать?

-Где можно применить полученные знания?

-Поднимите руку, кто очень хорошо работал на уроке?

- Молодцы, ребята.

-Кто не доволен своей работой? Почему?

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронтальная беседа.

7.Домашнее задание

-Сформулируйте домашнее задание.

Сверьтесь: Окр.мир - с.61-62 №3-4 и учебник.

Мыслительные операции

Слайд 6

Эталон д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Урок-презентация по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" для дистанционного обучения.

Данный урок создан для дистанционного обучения, где рассматривается тема "Размножение и развитие животных"...

Конспект "Размножение и развитие животных"

Конспект открытого урока по программе ШКОЛА РОССИИ....

Размножение и развитие животных

Тест по теме "Размножение и развитие животных" в 3 классе по окружающему миру УМК "Школа России"....

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...