Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progromma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № ___ от Приказ № ____ от
«____»________ «____»________ «____»________
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
|
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, по окружающему миру, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МОУ « СОШ» на 2011-2012 учебный год.
- Примерной программы начального общего образования «Школа России» , (автор А.А. Плешаков; Окружающий мир Автор: А.А. Плешаков. Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и «Допущено»).
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Содержание курса
1 класс (66 ч)
Введение (3 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (18 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (11 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (9 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (21 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение (1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Экскурсии (3 часа)
Количество часов: 2 ч в неделю, всего 66 часов;
Плановых контрольных работ:
Учебно - тематический план:
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контр. работ |
1 | Введение | 3 | |
2 | Что и кто? | 18 | |
3 | Как, откуда и куда? | 11 | |
4 | Где и когда? | 9 | |
5 | Почему и зачем? | 21 | |
6 | Заключение | 1 | |
7 | Экскурсии | 3 | |
Итого | 66 |
Требования к уровню подготовки Требования к уровню подготовки обучающихся
1 класс
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
– безопасную дорогу от дома до школы;
– важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
– название страны, в которой они живут, ее столицы;
– символы России: флаг, герб, гимн;
– простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
– названия дней недели, времен года;
– имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
– цвета радуги;
– назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Учащиеся должны уметь:
– различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
– выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
– составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
– различать овощи и фрукты.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Литература для учащихся:
- Основная:
- Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас»: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя: 1 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
- Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004
- Дополнительная:
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Пособия для учителя:
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Муковникова О. Г. Природоведение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
- АСТ, 2004
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Фефилова Е. П. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
Введение (3 ч) | ||||
1 | Мир вокруг нас, его многообразие. | |||
2 | Наша школа. Экскурсия: знакомство со школой. | |||
3 | Дорога от дома до школы. Экскурсия: знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. | |||
Что и кто? (18 ч) | ||||
4 | Что можно увидеть на небе днем и ночью. | |||
5 | Что можно увидеть под ногами. ПР.Р. Знакомство с разнообразием камней. | |||
6 | Что растет на подоконнике. ПР.Р. Знакомство с комнатными растениями. | |||
7 | Что это за дерево. ПР.Р. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. | |||
8 | Что растет на клумбе. ПР.Р. Знакомство с растениями цветника. | |||
9 | Части растения. | |||
10 | Знакомство с разнообразием плодов и семян. | |||
11 | Знакомство с разнообразием насекомых, их внешним строением. | |||
12 | Знакомство с разнообразием рыб и птиц, их внешним строением. | |||
13 | Знакомство с разнообразием зверей, их внешним строением. | |||
14 | Что окружает нас дома. ПР.Р. Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним. | |||
15 | Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. | |||
16 | Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. | |||
17 | Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. | |||
18 | Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. | |||
19 | Наш город – часть большой страны. | |||
20 | Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. ПР.Р. Знакомство с глобусом. | |||
21 | Обобщение по теме «Что и кто?» | |||
Как, откуда и куда? (11 ч) | ||||
22 | Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. | |||
23 | Путь воды в наш дом. | |||
24 | Роль электричества в быту. ПР.Р. Сборка простейшей электрической цепи. | |||
25 | Правила безопасного обращения с электроприборами. | |||
26 | Откуда берутся снег и лед. ПР.Р. Изучение свойств снега и льда. | |||
27 | Как живут растения. ПР.Р. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. | |||
28 | Как живут животные. Простейшие правила ухода за кошкой и собакой. | |||
29 | Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. ПР.Р. Изготовление простейшей кормушки для птиц. | |||
30 | Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (шоколад, изюм, мед и др.) | |||
31 | Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. | |||
32 | Обобщение по теме «Как, откуда и куда?» | |||
Где и когда? (9 ч) | ||||
33 | Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели. | |||
34 | Времена года. | |||
35 | Холодные и жаркие районы Земли. | |||
36 | Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. | |||
37 | Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. | |||
38 | Одежда людей в прошлом и теперь. | |||
39 | История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. | |||
40 | Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. | |||
41 | Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. | |||
Почему и зачем? (21 ч) | ||||
42 | Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. | |||
43 | Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. | |||
44 | Почему идет дождь. Роль дождя в жизни растений, животных, человека. | |||
45 | Почему дует ветер. Роль ветра в жизни растений, животных, человека. | |||
46 | Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. | |||
47 | Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. | |||
48 | Почему мы любим кошек и собак? | |||
49 | Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук – носорог и др.) Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. | |||
50 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. | |||
51 | Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну. | |||
52 | Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. | |||
53 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки. ПР.Р. Простейшие правила гигиены. | |||
54 | Зачем нам телефон и телевизор. | |||
55 | Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. | |||
56 | Поезд и железная дорога. | |||
57 | Зачем строят корабли. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. | |||
58 | Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. | |||
59 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности. | |||
60 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности. | |||
61 | Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. | |||
62 | Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. | |||
Заключение (1 ч) | ||||
63 | Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. | |||
Экскурсии (3 ч) | ||||
64 | Экскурсия в школьный музей. | |||
65 | Экскурсия в музей под открытым небом. | |||
66 | Экскурсия по экологической тропе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа окружающему миру
1 класс...
Рабочая программа окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
рабочая программа окружающего мира для 3 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...
Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)
Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)...