Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Холодилова Татьяна Михайловна

Рабочая программа  по окружающему миру 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progromma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Рассмотрено:                           Согласовано:                                    Утверждаю:

Руководитель МО                       Зам. директора по УВР                    Директор школы

 

Протокол № ___ от                                                                                         Приказ № ____  от      

«____»________                  «____»________                       «____»________  

Рабочая программа

по окружающему миру

1 класс

 

2017-2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, по окружающему миру, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МОУ « СОШ» на 2011-2012 учебный год.
  4. Примерной программы начального общего образования «Школа России» , (автор А.А. Плешаков;  Окружающий мир Автор: А.А. Плешаков. Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и «Допущено»). 

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Содержание курса

1 класс (66 ч)

Введение (3 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (18 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (11 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (9 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (21 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Экскурсии (3 часа)

Количество часов: 2 ч в неделю,  всего  66 часов;

Плановых контрольных работ:

Учебно - тематический план:

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контр. работ

1

Введение

3

2

Что и кто?

18

3

Как, откуда и куда?

11

4

Где и когда?

9

5

Почему и зачем?

21

6

Заключение

1

7

Экскурсии

3

Итого

66

Требования к уровню подготовки Требования к уровню подготовки обучающихся

1 класс

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

–        безопасную дорогу от дома до школы;

–        важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;

–        название страны, в которой они живут, ее столицы;

–        символы России: флаг, герб, гимн;

–        простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;

–        названия дней недели, времен года;

–        имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

–        цвета радуги;

–        назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

Учащиеся должны уметь:

–        различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;

–        выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

–        выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;

–        использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

–        составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

–        различать овощи и фрукты.

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся

Литература для учащихся:

  • Основная:
  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2010
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Мир вокруг нас»: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя: 1 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
  4. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004

  • Дополнительная:
  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Пособия для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
  2. Муковникова О. Г. Природоведение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
  3. АСТ, 2004
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  7. Фефилова Е. П. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО
  8. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

п/п

                                    Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

Введение (3 ч)

1

Мир вокруг нас, его многообразие.

2

Наша школа. Экскурсия: знакомство со школой.

3

Дорога от дома до школы. Экскурсия: знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (18 ч)

4

Что можно увидеть на небе днем и ночью.

5

Что можно увидеть под ногами. ПР.Р. Знакомство с разнообразием камней.

6

Что растет на подоконнике. ПР.Р. Знакомство с комнатными растениями.

7

Что это за дерево. ПР.Р. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

8

Что растет на клумбе. ПР.Р. Знакомство с растениями цветника.

9

Части растения.

10

Знакомство с разнообразием плодов и семян.

11

Знакомство с разнообразием насекомых, их внешним строением.

12

Знакомство с разнообразием рыб и птиц, их внешним строением.

13

Знакомство с разнообразием зверей, их внешним строением.

14

Что окружает нас дома. ПР.Р. Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним.

15

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными.

16

Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

17

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России.

18

Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.

19

Наш город – часть большой страны.

20

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. ПР.Р. Знакомство с глобусом.

21

Обобщение по теме «Что и кто?»

Как, откуда и куда? (11 ч)

 22

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода.

 23

Путь воды в наш дом.

24

Роль электричества в быту. ПР.Р. Сборка простейшей электрической цепи.

25

Правила безопасного обращения с электроприборами.

26

Откуда берутся снег и лед. ПР.Р. Изучение свойств снега и льда.

27

Как живут растения. ПР.Р. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.

28

Как живут животные. Простейшие правила ухода за кошкой и собакой.

29

Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. ПР.Р. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

30

Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (шоколад, изюм, мед и др.)

31

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

32

Обобщение по теме «Как, откуда и куда?»

Где и когда? (9 ч)

 33

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели.

34

Времена года.

35

Холодные и жаркие районы Земли.

36

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

37

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого.

38

Одежда людей в прошлом и теперь.

39

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

40

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать.

41

Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (21 ч)

42

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва.

43

Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

44

Почему идет дождь. Роль дождя в жизни растений, животных, человека.

45

Почему дует ветер. Роль ветра в жизни растений, животных, человека.

46

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

47

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

48

Почему мы любим кошек и собак?

49

Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук – носорог и др.) Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

50

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

51

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

52

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть.

53

Почему нужно чистить зубы и мыть руки. ПР.Р. Простейшие правила гигиены.

54

Зачем нам телефон и телевизор.

55

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

56

Поезд и железная дорога.

57

Зачем строят корабли. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

58

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

59

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности.

60

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности.

61

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

62

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Заключение (1 ч)

63

Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Экскурсии (3 ч)

64

Экскурсия в школьный музей.

65

Экскурсия в музей под открытым небом.

66

Экскурсия по экологической тропе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

рабочая программа окружающего мира для 3 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...

Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)

Свидетельство проекта инфоурок  (Рабочая программа окружающему миру)...