Окружающий мир
материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Китрашова Тамара Павловна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kto_takie_ryby.docx97.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Кто такие рыбы?»

Цели:  познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение  и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные

Умение:

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, презентация «Кто такие рыбы?», интерактивная доска,  

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир», демонстрационный и  раздаточный материал, сигнальные карточки, цветные карандаши.

 

        ХОД УРОКА:

I Организационный момент.Слайд 1(фон)

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так, что время не теряем,

И работать начинаем.

-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы как и на прошлых уроках  будем:

 -Наблюдать, сравнивать , анализировать, работать в парах.( Учитель  вывешивает  на доску поочерёдно эти таблички)

(Герои Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха рассказывают стихотворение.)

Муравей Вопросик Что мы будем делать с вами,

                         Чтоб природе стать друзьями?

                         Чтоб природе другом стать,

                         Тайны все её узнать,

                         Все загадки разгадать,

Мудрая Черепаха     Научиться наблюдать,

                         Будем вместе развивать качество - внимательность,

                         А поможет всё узнать

Хором              Наша любознательность.

-Я думаю вы узнали наших постоянных героев окружающего мира.(Наши герои приготовили вам сюрприз, а чтобы узнать какой, вы должны хорошо работать и правильно себя вести.)

- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

II Актуализация знаний.

  1. Беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

      - А  Муравей Вопросик хотел бы услышать, что же вы запомнили о насекомых.

-Но прежде всего к доске пойдёт Непряхина София и Костенко Даша. Даю задание. 1чел. На доске расположены картинки насекомых: пчела, божья коровка жук, кузнечик, паук. Кто лишний и почему?

2чел. Указать части тела бабочки табличками.

Итак. Я сейчас буду задавать вопросы и  если вы согласны, то хлопаете в ладоши 1 раз, если нет – то молчите.

         1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

         2. Муха – это насекомое? (да)

         3. У насекомого 8 ног? (нет)

         4. Божья коровка спасает растения от тли? (да)

         5. Паук – это насекомое? (нет)

         6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

         7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

(Проверка детей у доски сигналами)

Дополнительный вопрос о глазах стрекозы Непряхиной Софии .Глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков. Стрекоза смотрит во все стороны,  даже не поворачивая головы.

Дополнительный вопрос роль усиков у бабочки Костенко Дарье. Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы.

-Так кто же такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног , крылья и усики)

III Самоопределение к деятельности.

 Кто из вас встречал вчера  или сегодня насекомых? Почему их нет?

- А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

-Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Хором.Утром стрекоза проснулась,

             Потянулась, улыбнулась.

             У реки остановилась,

             Над водою закружилась.

Настрой на изучение нового материала.

2. Введение в тему урока.

- Наш помощник – Муравей Вопросик побывал на том водоёме. Очень уж ему интересно было наблюдать за  стрекозой. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепаха:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –  не летаю.

(Рыба)    (Учитель показывает игрушку рыбу)                              

3.Постановка проблемного вопроса.

- Муравьишка - Вопросик живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Кто такие рыбы?) (Слайд 2)

- Ребята, а где могут жить рыбы? (в реках, озерах, морях, океанах)

- Как вы думаете, рыбы  могут  жить в любой воде? (Нет, только в чистых)

-О чём мы должны помнить?

-  Нельзя загрязнять водоемы - реки, пруды, озера, моря, океаны!

- Муравьишке Вопросику интересно узнать: могут ли рыбы жить на суше? Как вы думаете? (Нет)

- А Муравьишка сомневается. Давайте подумаем и докажем, почему рыбы не могут жить на суше.

IV. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

  1. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

- Муравьишка  Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу.

 (Слайд 3)

- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Найдите эту рыбу в учебнике стр.34  и рассмотрите друг с другом  её строение.

2. Первичное закрепление знаний.

-Какие  же части есть у рыбы?(Перечисляют, выходят к доске и показывают)

- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

- Зачем рыбе нужны жабры?

Ученик рассказывает. (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

-С помощью чего дышат рыбы?( С помощью жабр)

- Вопросик,так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни?

 (Вода. Кислород, растворённый в воде)

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская,   практическая работа.

Загадка.

- Муравьишка, а какую загадку ты приготовил:

                                И у мамы, и у деток

                                Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 4)

Рассказывает ученик. Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуя ,как  панцирь, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, обеспечивает рыбе большую скорость движения.

-К нам в гости приплыли рыбки, они у вас на парте, но без чешуи, а на улице холодно в водоемах, вода холодная. Мудрая Черепаха предлагает сшить им наряд. Показывает учитель как располагаются чешуя  на листе на доске, в шахматном порядке.(Дети рисуют чешуйки на рыбках поочерёдно) работа в парах

(Один человек на переносной доске тоже одевает рыбку. Дети показывают.  как они нарисовали чешую и ученик у доски тоже демонстрирует рыбку. Фольга-чешуя приклеена)

-Так что же отличает рыбу от других животных?

-Мудрая Черепаха предлагает вам превратиться в рыбок и выполнить их движение.

V. Физкультминутка. 

                                                       Рыбки плавают, ныряют

        Хором.            В чистой светленькой воде.

То согнутся, разогнутся,

        То зароются в песке.

VI. Работа по учебникустр.35 .

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.(Кто – нибудь может  назвать? На экране учитель знакомит  с названием рыб. Можно , чтобы дети прочитали)Слайд 5

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала.

- А сейчас , послушайте, что ребята вам расскажут о морских  рыбах.

 -Так какие это были рыбы?(Морские)

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания. .( На экране учитель знакомит  с названием рыб. Можно , чтобы дети прочитали) Слайд 6

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш

- Послушайте, что ребята вам расскажут о речных рыбах.

-Какие это были рыбы?(Речные)

- Карась,  ёрш , окунь -водятся  в реках Егорлыкского района, а вот сом и щука- водятся в реке Дон, Маныч.

VII. Работа в рабочей тетради стр.24.Сам. работа

- А сейчас Мудрая Черепаха предлагает выполнить задание в тетради. Задание называется « Узнай рыб по силуэтам»

- На столе у вас лежат зелёный и синий карандаши. Зелёным цветом вы должны закрасить кружочки около речных рыб, а синим кружочки около морских рыб. -Приступайте к работе.

- А Муравьишке я приготовила задание у доски.(Расселить  рыб морских и речных)

(Проверка сигналами задания по эталону « Узнай рыб по силуэтам») Молодцы!

Проверка выполнения задания Муравья Вопросика.

-Что ты можешь сказать о строении тела морских и речных рыб?

-Назови ещё раз части рыбы.

-Но у некоторых рыб нет чешуи. Слайд 7

- Есть рыбы, которые находятся на грани исчезновения, они занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Слайд 8.

2.  ДОПОЛНИТЕЛЬНО

-Как вы думаете, только ли в природных водоемах (реках, морях, океанах) могут жить рыбы? (нет)

-А где ещё могут жить рыбы?

 (АКВАРИУМ - от латинского слова АКВА - вода)

-Посмотрите, какие разнообразные рыбки могут жить в аквариуме - это гуппи, гурами, петушки, золотые рыбки. (Слайд8)

- В аквариуме можно наблюдать рыбок не выходя из дома.

-А у кого дома есть аквариум?

-Какие рыбки живут в вашем аквариуме?

-Дома рассмотрите рыбок. К следующему уроку подготовьте сообщение о своих рыбках.

Нарисуйте своих рыбок.

-А какая из аквариумных рыбок является героиней сказки?

- Ребята, а кто знает героем  каких сказок является рыба?(Показать сказки)

VIII Обобщение и систематизация знаний.

-На какой вопрос мы сегодня отвечали на уроке? Слайд 9

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы?    (  Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

-Послушайте, какое определение слова «рыба» дано в толковом  словаре:

Рыба – живущее в воде позвоночное животное с конечностями в виде плавников, дышащее жабрами, с холодной кровью и с кожею покрытой чешуей, мечет икру.

IX .Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке при помощи рыбки:

Розовой - все удалось, все запомнил, хорошо работал на уроке,

Оранжевой- не все запомнил, не очень хорошо работал на уроке,

Голубого цвета - не запомнил ни одного названия рыб, плохо работал, нужна помощь.

-И сейчас Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха предлагает  выпустить рыбок в море.( На ватмане, изображающем море ,дети по рядам приклеивают рыбок.

 Слайд 10 с музыкой и шумом волн)

Сюрприз от Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи. (Раздают рыбки-печенье)


Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Использовала методы обучения : иллюстративный, словесный, наглядный, практический; проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Использовала современные образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений учащихся.

Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока и отобрано в соответствии с поставленной целью.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.

        Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал, беседу.

Для актуализации знаний учащихся ( подготовке восприятия нового материала) провела работу по проверке знаний предыдущей темы, где учащиеся сделали выводы.

На этапе первичного усвоения новых знаний учащиеся разобрали строение рыбы, ее отличительные признаки от других животных, пришли к выводу, что тело рыб покрыто чешуей и это является отличительным признаком данной группы животных, познакомились с многообразием рыб и местами их обитания, с названием рыб у которых нет чешуи, и рыбами , занесёнными в Красную книгу.

С целью отработки умения различать названия рыб и место их обитания провела самостоятельную работу  в тетрадях и индивидуальную работу на доске.

Мною использовались разные виды  источников (учебник, энциклопедия, рабочая тетрадь, сказки)

Важным моментом на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, физминутка, включающая двигательные упражнения.

На уроке старалась создать  нравственный и эмоциональный фон, содержание учебного материала подобрала  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей .

На уроке использовала межпредметную связь ( музыка, чтение, изо, технология), связь с жизнью.

На этапе подведения итогов урока ученики участвовали в оценочно-рефлексивной деятельности.

Считаю, что поставленные цели, планируемые предметные и метапредметные результаты на уроке достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...