Наш край
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружащему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray.konspekt_uroka.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

               

             

                Конспект урока по окружающему миру

                 4 класс

                 Тема :Наш край.

        Учитель: И.В.Нестерова

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Сформировать первичное  представление учащихся о родном крае.

Задачи:

  1. Развивать умение извлекать информацию из разных источников и оформлять её в устном высказывании. 
  2. Развивать познавательную активность , наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
  3. Развивать критичность мышления через организацию оптимальной переработки текстовой информации с использованием знаковой системы.
  4. Учить прогнозировать дальнейшую учебную деятельность с информацией.
  5. Воспитывать у учащихся любовь к своему краю. Обеспечивать тесную связь обучения с жизнью.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, физическая карта России, карта Ленинградской области, компьютер, раздаточный материал(текст).

                                               

   Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с темой урока. Подготовка к работе на основном этапе.

-Сообщаю, что сегодня урок изучения новой темы. Мы начнём знакомиться с новым разделом . Предлагаю, найти его название в учебнике и прочитать.

-Как понимаете слово «край»?

-Назовите тему нашего сегодняшнего урока?

- Какие образы, представления возникают перед глазами при словах «наш край»?

-Как считаете, всё ли вы знаете о своём крае?

-А хотели бы узнать больше?

- Что именно хотели узнать?

-Что поможет нам в этом?(Учебник)

-Прочитайте, что предлагают нам узнать по этой теме авторы учебника.

-  Давайте составим план урока.(высказывания уч-ся)

-Соединив ваши высказывания в одно целое , предлагаю такой план.

-Принимаете его для работы?

-Давайте начнём работу по нашему плану.

План:

  1. Название нашего края.

2.Положение нашего края на физической карте России.

      3.Карта нашего края.

     4.История нашего края.

3.Основной этап.

Беседа. Работа с географическими картами.

-Как называется наш край?

- Что вы называете родным краем?

- Что значит родной край в нашей жизни? За что вы его любите?

-Что можно с помощью физической карты России рассказать о нашем городе?

-- Покажите на этой карте Санкт- Петербург.

- В каком направлении от Москвы он находится?

- В какой природной зоне расположен наш край?

- Что нам поможет об этом узнать?( Карта природных зон с. 77

-Давайте вернёмся к нашему плану. На какие пункты плана вы получили ответы?

-Что нам поможет при ответе на 3 пункт плана?(карта Лен.обл.)

- Наш край – это не только город Санкт-Петербург, но и Ленинградская область. Перед вами карта Ленинградской области. С ней мы будем работать на протяжении нескольких уроков.

-Покажите Санкт-Петербург на этой карте.

- Покажите Красное Село на этой карте.

- Покажите границы нашего края.

-Назовите наших соседей.

-О чём ещё может рассказать эта карта?

 Работа в парах.

- Перед вами на парте лежит карта Ленинградской области в уменьшенном виде. Что напоминает силуэт карты? (Бабочка)

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы этот силуэт стал похожим на карту?

- Верно. Когда мы закончим изучение этого раздела, ваша карта будет выглядеть вот так. (образец карты).Здесь обозначены реки, озёра, поверхность, полезные ископаемые нашего края.

-  Что мы можем уже сейчас обозначить на карте? (граница).

- Что еще заметили на карте? ( две точки, заштрихованная часть карты)

-Как вы думаете, что это?

- Верно. Заштрихованная часть- это территория города, а все остальное- это область. Сравните площадь города и области.

- Размеры нашего города и области больше территории некоторых европейских государств.

- Напомните, как надо подписывать на карте географические объекты? Подпишите название города и название места, где мы с вами живем.

- Где расположено Красное Село на карте? (в южной части )

-Давайте вёрнёмся к плану нашего урока. Прочитайте тот пункт плана, по которому мы сейчас работали. О чём вам рассказала карта нашего края?

 Работа с текстом. Прием «Инсерт».

 - Очень важно не только любить то место, где вы живете, но и  знать его историю .Давайте начнём работу по 4 пункту нашего плана .Я предлагаю вам ознакомиться с интересным на, мой взгляд, текстом с помощью известного вам приёма маркировки текста.

-Все ли помнят правила расстановки знаков?

-Поделитесь своими впечатлениями. Какая информация была для вас новой, интересной?

-Что осталось непонятным? О чём хотели бы узнать подробнее?

-Где можете найти ответы на свои вопросы?

- Дома в тетрадях вы записали свои вопросы о родном крае. Кто получил ответ на свой вопрос?

-Чей вопрос остался без ответа?

-Вот это и будет ваше домашнее задание.

-У каждого субъекта Российской Федерации есть своя визитная карточка. Назовите ,что это?(герб, гимн, флаг)

- Это герб нашего города. Расскажите, что вы знаете о нем.

-А это герб Ленинградской области .Опишите его.

-А у Красного Села есть герб? Где его можно увидеть?

-Послушайте историю создания герба.

Появился он в 2003 году. Красный цвет поля соответствует названию –Красное Село.  Шпага и кивер обозначают роль Красного Села, как важнейшего центра военных маневров. Свиток отражает начало истории Красного Села , бумажное производство.

Работа в тетрадях.

С.65№3

-Прочитайте задание про себя . Кто не понял, что надо делать?

-Запишите 1 самый интересный на ваш взгляд факт о нашем крае.

-Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте, что написал ваш сосед по парте. Если у вас возникли какие-то вопросы, обсудите их в паре.

4.Подведение итога.

-Давайте снова вернёмся к нашему плану. Весь ли план урока удалось выполнить?

-Можно ли сказать , что мы достигли результата по поставленным целям? Почему так думаете?

-Вы хорошо потрудились. Теперь оцените свою работу. Кому трудно это сделать. Используйте следующие предложения:

1.Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.

2.Думаю,что эти знания мне ещё понадобятся.

3.Пришлось подумать, отвечая на вопросы.

4.У меня больше нет вопросов.

5.И всё –таки я не понял(ла).

5.Домашнее задание.

-Напомните ваше домашнее задание.

-Те, у кого таких вопросов не осталось, делаете задание по- выбору: Тетр. С.66 №4 или №6.

-Посмотрите домашнее задание .Кому непонятен способ его выполнения?

Люблю мой край…

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти!

(А. Коблева.)

- На этом наш урок заканчивается, но изучение родного края только начинае

        Наш край

         Город Санкт-Петербург расположен на северо-западе России , на побережье Балтийского моря. Благодаря тому , что город стоит на Неве, он для России – «окно в Европу». Санкт-Петербург- крупный порт и центр кораблестроения. Санкт-Петербург называют « городом на болоте». Действительно, на территории города много болотистых мест. Санкт-Петербург-«город белых ночей». Он привлекает тысячи туристов.

         Но не только город , но и Ленинградская область-это наш край. Огромный край! Его размеры больше некоторых европейских государств. Город и область соединяют водные, железные и автомобильные дороги. Из области в город поступают овощи, молоко, гранит, песок ,лес. Из города в область идёт готовая продукция. На машинах, автобусах, электричках петербуржцы едут за город на отдых.

        На северо-западе Ленинградской области имеются гранитные скалы. В области добывают известняк, глину, песок.

         За последние 100 тысяч лет наш край 4 раза покрывался льдом. Толщина ледяного покрова достигала 2000 метров. Ледник двигался с севера и нёс много валунов. Их можно увидеть на берегу Финского залива. После отступления ледника на территории края была тундра. Спустя сотни лет тундру сменила тайга с хвойными породами деревьев и богатым животным миром.  

           Территория , на которой стоит Санкт-Петербург , была когда-то дном древнего моря. А земли, на которых расположено Красное Село были берегом этого моря.

            Годом возникновения Красного Села считается 1714- год начала строительства бумажной мельницы на реке Дудергофке. Пётр 1 сам выбрал это место для строительства. Центральное место в ансамбле Красного Села занимает парк.  В этом году ему исполнилось 185 лет. В Петровские времена Красное Село было местом для летних военных учений. В них участвовали А.С. Суворов, М.И.Кутузов и другие известные полководцы.

             Красив наш край. Мы должны знать его историю, любить и охранять.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...