Наш край
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
4 класс
Тема :Наш край.
Учитель: И.В.Нестерова
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: Сформировать первичное представление учащихся о родном крае.
Задачи:
- Развивать умение извлекать информацию из разных источников и оформлять её в устном высказывании.
- Развивать познавательную активность , наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Развивать критичность мышления через организацию оптимальной переработки текстовой информации с использованием знаковой системы.
- Учить прогнозировать дальнейшую учебную деятельность с информацией.
- Воспитывать у учащихся любовь к своему краю. Обеспечивать тесную связь обучения с жизнью.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: учебник, тетрадь, физическая карта России, карта Ленинградской области, компьютер, раздаточный материал(текст).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Знакомство с темой урока. Подготовка к работе на основном этапе.
-Сообщаю, что сегодня урок изучения новой темы. Мы начнём знакомиться с новым разделом . Предлагаю, найти его название в учебнике и прочитать.
-Как понимаете слово «край»?
-Назовите тему нашего сегодняшнего урока?
- Какие образы, представления возникают перед глазами при словах «наш край»?
-Как считаете, всё ли вы знаете о своём крае?
-А хотели бы узнать больше?
- Что именно хотели узнать?
-Что поможет нам в этом?(Учебник)
-Прочитайте, что предлагают нам узнать по этой теме авторы учебника.
- Давайте составим план урока.(высказывания уч-ся)
-Соединив ваши высказывания в одно целое , предлагаю такой план.
-Принимаете его для работы?
-Давайте начнём работу по нашему плану.
План:
- Название нашего края.
2.Положение нашего края на физической карте России.
3.Карта нашего края.
4.История нашего края.
3.Основной этап.
Беседа. Работа с географическими картами.
-Как называется наш край?
- Что вы называете родным краем?
- Что значит родной край в нашей жизни? За что вы его любите?
-Что можно с помощью физической карты России рассказать о нашем городе?
-- Покажите на этой карте Санкт- Петербург.
- В каком направлении от Москвы он находится?
- В какой природной зоне расположен наш край?
- Что нам поможет об этом узнать?( Карта природных зон с. 77
-Давайте вернёмся к нашему плану. На какие пункты плана вы получили ответы?
-Что нам поможет при ответе на 3 пункт плана?(карта Лен.обл.)
- Наш край – это не только город Санкт-Петербург, но и Ленинградская область. Перед вами карта Ленинградской области. С ней мы будем работать на протяжении нескольких уроков.
-Покажите Санкт-Петербург на этой карте.
- Покажите Красное Село на этой карте.
- Покажите границы нашего края.
-Назовите наших соседей.
-О чём ещё может рассказать эта карта?
Работа в парах.
- Перед вами на парте лежит карта Ленинградской области в уменьшенном виде. Что напоминает силуэт карты? (Бабочка)
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы этот силуэт стал похожим на карту?
- Верно. Когда мы закончим изучение этого раздела, ваша карта будет выглядеть вот так. (образец карты).Здесь обозначены реки, озёра, поверхность, полезные ископаемые нашего края.
- Что мы можем уже сейчас обозначить на карте? (граница).
- Что еще заметили на карте? ( две точки, заштрихованная часть карты)
-Как вы думаете, что это?
- Верно. Заштрихованная часть- это территория города, а все остальное- это область. Сравните площадь города и области.
- Размеры нашего города и области больше территории некоторых европейских государств.
- Напомните, как надо подписывать на карте географические объекты? Подпишите название города и название места, где мы с вами живем.
- Где расположено Красное Село на карте? (в южной части )
-Давайте вёрнёмся к плану нашего урока. Прочитайте тот пункт плана, по которому мы сейчас работали. О чём вам рассказала карта нашего края?
Работа с текстом. Прием «Инсерт».
- Очень важно не только любить то место, где вы живете, но и знать его историю .Давайте начнём работу по 4 пункту нашего плана .Я предлагаю вам ознакомиться с интересным на, мой взгляд, текстом с помощью известного вам приёма маркировки текста.
-Все ли помнят правила расстановки знаков?
-Поделитесь своими впечатлениями. Какая информация была для вас новой, интересной?
-Что осталось непонятным? О чём хотели бы узнать подробнее?
-Где можете найти ответы на свои вопросы?
- Дома в тетрадях вы записали свои вопросы о родном крае. Кто получил ответ на свой вопрос?
-Чей вопрос остался без ответа?
-Вот это и будет ваше домашнее задание.
-У каждого субъекта Российской Федерации есть своя визитная карточка. Назовите ,что это?(герб, гимн, флаг)
- Это герб нашего города. Расскажите, что вы знаете о нем.
-А это герб Ленинградской области .Опишите его.
-А у Красного Села есть герб? Где его можно увидеть?
-Послушайте историю создания герба.
Появился он в 2003 году. Красный цвет поля соответствует названию –Красное Село. Шпага и кивер обозначают роль Красного Села, как важнейшего центра военных маневров. Свиток отражает начало истории Красного Села , бумажное производство.
Работа в тетрадях.
С.65№3
-Прочитайте задание про себя . Кто не понял, что надо делать?
-Запишите 1 самый интересный на ваш взгляд факт о нашем крае.
-Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте, что написал ваш сосед по парте. Если у вас возникли какие-то вопросы, обсудите их в паре.
4.Подведение итога.
-Давайте снова вернёмся к нашему плану. Весь ли план урока удалось выполнить?
-Можно ли сказать , что мы достигли результата по поставленным целям? Почему так думаете?
-Вы хорошо потрудились. Теперь оцените свою работу. Кому трудно это сделать. Используйте следующие предложения:
1.Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.
2.Думаю,что эти знания мне ещё понадобятся.
3.Пришлось подумать, отвечая на вопросы.
4.У меня больше нет вопросов.
5.И всё –таки я не понял(ла).
5.Домашнее задание.
-Напомните ваше домашнее задание.
-Те, у кого таких вопросов не осталось, делаете задание по- выбору: Тетр. С.66 №4 или №6.
-Посмотрите домашнее задание .Кому непонятен способ его выполнения?
Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
(А. Коблева.)
- На этом наш урок заканчивается, но изучение родного края только начинае
Наш край Город Санкт-Петербург расположен на северо-западе России , на побережье Балтийского моря. Благодаря тому , что город стоит на Неве, он для России – «окно в Европу». Санкт-Петербург- крупный порт и центр кораблестроения. Санкт-Петербург называют « городом на болоте». Действительно, на территории города много болотистых мест. Санкт-Петербург-«город белых ночей». Он привлекает тысячи туристов. Но не только город , но и Ленинградская область-это наш край. Огромный край! Его размеры больше некоторых европейских государств. Город и область соединяют водные, железные и автомобильные дороги. Из области в город поступают овощи, молоко, гранит, песок ,лес. Из города в область идёт готовая продукция. На машинах, автобусах, электричках петербуржцы едут за город на отдых. На северо-западе Ленинградской области имеются гранитные скалы. В области добывают известняк, глину, песок. За последние 100 тысяч лет наш край 4 раза покрывался льдом. Толщина ледяного покрова достигала 2000 метров. Ледник двигался с севера и нёс много валунов. Их можно увидеть на берегу Финского залива. После отступления ледника на территории края была тундра. Спустя сотни лет тундру сменила тайга с хвойными породами деревьев и богатым животным миром. Территория , на которой стоит Санкт-Петербург , была когда-то дном древнего моря. А земли, на которых расположено Красное Село были берегом этого моря. Годом возникновения Красного Села считается 1714- год начала строительства бумажной мельницы на реке Дудергофке. Пётр 1 сам выбрал это место для строительства. Центральное место в ансамбле Красного Села занимает парк. В этом году ему исполнилось 185 лет. В Петровские времена Красное Село было местом для летних военных учений. В них участвовали А.С. Суворов, М.И.Кутузов и другие известные полководцы. Красив наш край. Мы должны знать его историю, любить и охранять. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...